Обучение грамоте и составлению рассказа по теме "Весна"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Программное содержание.
Образовательные.
Закрепить в сознании детей признаки весны(сезонные изменения в природе, связанные с приходом весны): тает снег, греет солнце, птицы прилетают с теплых стран, пробуждаются звери и вся природа оживает.
Воспитательные.
Воспитывать и развивать социальные навыки:
-умение работать в команде;
-договариваться;
- умение отстаивать собственное мнение;
-воспитывать любовь к природе.
Развивающие.
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. Закрепитьправильное, отчетливое произношение звуков, учить на слух определять место звука в слове и работать по схемам, закрепить слова-анонимы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.obuchenie_detey_gramote_i_sostavleniyu_rasskaza_po_teme.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте исоставление рассказа в старшей группе по теме «Весна»
(план-конспект занятия)
Павлова М.А., старший воспитатель, структурного подразделения дошкольного отделения № 13 ГБОУ «Школа 2101 «Филевский образовательный центр» г. Москва
Программное содержание.
Образовательные.
Закрепить в сознании детей признаки весны(сезонные изменения в природе, связанные с приходом весны): тает снег, греет солнце, птицы прилетают с теплых стран, пробуждаются звери и вся природа оживает.
Воспитательные.
Воспитывать и развивать социальные навыки:
-умение работать в команде;
-договариваться;
- умение отстаивать собственное мнение;
-воспитывать любовь к природе.
Развивающие.
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. Закрепитьправильное, отчетливое произношение звуков, учить на слух определять место звука в слове и работать по схемам, закрепить слова-анонимы.
Для проведения данного занятия с детьми указанной группы используются словесные, наглядные и практические методы. Занятие проводится с использованием демонстрационного материала: кроссворд (на листе бумаги), разрезные картинки о весне, предметные картинки, схема слов на каждого ребенка, синие и красные кружочки для звукового анализа слова, условное обозначение слова: полоска бумаги, игрушка «Буратино», большой мяч.
Далее представим примерное содержание занятия по данной теме.
Дети свободно играют.
Воспитатель зазывает детей на игру:
Та-ра-ра, та-ра-ра
Собирайтесь, детвора,
Та-ра-ра, та-ра-ра
Начинается игра.
Воспитатель:
- Ребята, встали все в круг, поиграем в игру: «Наоборот». Будем называть слова антонимы. Какие это слова?
Дети:
- Противоположные по значению слова, когда нужно говорить наоборот.
В ходе игры, когда воспитатель обойдет всех детей, появляется Буратино (игрушечный).
Буратино:
- Здравствуйте, ребята. Меня Мальвина учит читать, писать, задала очень много заданий, ая ничего не умею. Вот посмотрите. Это кроссворд, здесь загадки, картинки. Я не умею отгадывать кроссворды, загадки, не знаю буквы и звуки.
Воспитатель:
- Ребята, поможем Буратино разобраться во всем?
Дети:-Да!!
Воспитатель:
- Тогда очень тихо пройдите на свои места, а ты Буратино тоже присядь и учись вместе с нами.
(Первая проблемная ситуация).
Воспитатель:
- За каждый правильный ответ, ребята, вы получите звездочку. (Достает кроссворд и вывешивает на доску)
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, здесь в пустых клеточках спряталось слово.А внизу есть схема этого слова. Только вот почему-то одни клетки закрашены в синий цвет, а другие – в красный?
Дети:
- Синий цвет обозначает согласный звук, а красный цвет-гласный звук.
Воспитатель:
- Назовите гласные звуки?
- Назовите согласные звуки? (ответы детей)
Воспитатель:
- Теперь мы знаем, где гласная буква, агде согласная буква живет в этом слове.
- Начнем отгадывать кроссворд. Слушайте внимательно.
(вторая проблемная ситуация)
- В первой клетке живет буква, которая спряталась в слове «ВОДА» и стоит в нем на первом месте, (В).
- Во вторую клеточку нужно записать букву, которая спряталась в имени мальчика «ЕГОР» и стоит на первом месте, (Е).
- Для того, чтобы узнать, какая буква живет в третьей клетке, нужно отгадать загадку : « Что растет вниз головой?». Первая буква отгадки живет в третьей клетке (СОСУЛЬКА), (С).
- В четвертой клеточке спряталась буква, которая находится в слове «ОКНО» на третьем месте, (Н)
- В последней клеточке живет буква, которая находится в конце слова «РЕКА», (А)
Воспитатель:
-Какое слово у нас получилось?
Дети:
- Весна!
Воспитатель:
- И так тема нашего занятия – «ВЕСНА».
Воспитатель:
- Разделите слово «ВЕСНА» на слоги и выберите на столах схему этого слова (схемы лежат на столах).
Дети:
- В слове «ВЕСНА» два слога. Первый слог вес, второй –на.
Воспитатель:
- Правильно, молодцы!
(Третья проблемная ситуация)
-Посмотрите сюда на доску. (На доске предметные картинки- жук, грачи, тучи)
- Назовите кого вы видите на картине?
- А теперь, разделите эти слова на слоги и выберите схему.
Воспитатель:
- Почему ты выбрал эту схему? (Дети объясняют)
Воспитатель:
- А теперь произведем звуковой анализ слова, определим, какие гласные и согласные звуки живут в этом слове. Слушайте внимательно: выложите на полоску бумаги схему звукового состава слова, используя синие и красные кружочки (это условное обозначение любого слова).
Дети:
- В слове «ЖУК» один гласный –«У» я его обозначил красным кружочком и два согласных: «Ж»-стоит впереди и «К» в конце слова, их обозначаем синими кружочками. (Таким образом проанализировали все имеющиеся слова).
Тут вмешивается Буратино.
Буратино:
- Спасибо, ребята. Теперь я знаю, как делить слова на слоги и какие звуки живут вэтихсловах. А вот Мальвина мне задала загадки, помогите отгадать.
Загадки:
- Тает снежок, ожил лужок. День прибывает, когда это бывает? (Весной)
- Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал. (Снег)
- Черный проворный, кричит «крак», червякам- враг? (Грач)
- Не конь, а бежит, не лес,а шумит? (Река)
Воспитатель:
-Молодцы, ребята. Вижу я, усталивы, покажем Буратино физкультминутку:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Буратино:
-Спасибо, ребята, вы мне очень помогли! У меня осталось еще одно задание. Посмотрите, вот какие картинки Мальвина мне дала. Они все разрезаны на части, я ничего в них не понимаю.
(Четвертая проблемная ситуация)
Воспитатель:
- Не переживай, Буратино, наши ребята помогут тебе разобраться в этом.
Ребята, я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. А теперь, посмотрите на обратную сторону. Видите, «рубашки» у картинок разного цвета. Те ребята, у кого картинки с синей «рубашкой» подойдите к столу, отмеченному с синим кругом, а у кого желтая «рубашка»- к желтому столу. Вы разделились на две команды. Соберите фрагменты. Чья команда быстрее соберет?
А теперь, скажите, какое время года изображено на ваших картинках?
Дети:
- Как вы догадались, что здесь изображена именно весна?
Вопросы для мозгового штурма:
- Что происходит весной?
- Как греет солнце?
- Почему весной становится теплее?
- Какие первые весенние цветы вы знаете?
- Кто прилетает к нам с теплых стран?
- Каких перелетных птиц вы знаете?
- Чем заняты птицы?
- Кто пробуждается от зимней спячки?
Воспитатель обобщает:
- Правильно, ребята. Весной снег тает, солнце светит ярче и теплее. Дни стали длиннее, прилетают перелетные птицы, потекли первые ручейки. Весна чудесное время года.
(Пятая проблемная ситуация)
Воспитатель:
- Я вам предлагаю поиграть в игру «Подбирай, называй, запоминай».
- Весна какая? (ранняя, теплая, долгожданная, солнечная, веселая)
- Солнце какое? (теплое, лучистое, яркое, красивое).
- Почки на деревьях какие(липкие, толстые).
- Солнце весною, что делает ? (греет, припекает, ласкает, согревает).
- Ручьи, что делают (бегут, играют, журчат, веселятся).
(Шестая проблемная ситуация)
Игра «Что здесь лишнее?»
Среди картинок о весне (вывешиваются на доску) поместить картинку с зимним пейзажем, который покажется лишним. Но, если рассуждать так: снег- это замерзшая вода, то она перестанет быть лишнею.
Воспитатель:
- Буратино, ну как все ли твои задания мы помогли тебе выполнить?
Буратино:
- Да, ребята, огромное вам спасибо. Мне очень понравилось у вас. Вы очень умны, я многому научился. А можно мне еще у вас остаться?
Литература:
1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей.
Москва. Мозаика –Синтез,1999.
2. Алифанова Е.А.,Егорова Н.Е.Логопедические рифмовки и миниатюры.
Издательство «Гном иД», 2001
3.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.
Москва. Мозаика-Синтез, 2017.
4.Подрезова Т.И. Материалы к занятиям по развитию речи.
Москва. Айрис- пресс, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение дошкольников составлению рассказа по картине путем применения методов ТРИЗ и РТВ
Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подраст...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию (составление рассказа по картине) в старшей группе «Идём на выставку картин «Зимушка-зима»»
Составление рассказа, развитие речи...
Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать технологию синквейн в составлении рассказа по пейзажно...
конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте на тему:"Составление рассказа о предметах посуды"
Данное занятие проводится с группой детей старшегодошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, формируем умение составлять рассказ, происходит формирова...
конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте на тему:"Составление рассказа о предметах посуды"
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, формируем умение составлять рассказ, происходит формиров...
Обучение старших дошкольников составлению рассказа по картине с помощью наглядного моделирования
Обучение старших дошкольников составлению рассказа по картине с помощью наглядного моделированияОбразная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь—у дошкольников явление очень ред...
НОД конспект по обучению младших дошкольников составлению рассказа
Материал будет полезен воспитателям для обучения дошкольников младшего возраста составлению рассказа...