Обучение грамоте и составлению рассказа по теме "Весна"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Павлова Мария Артемьевна

Программное содержание.

Образовательные. 

Закрепить в сознании детей признаки весны(сезонные изменения в природе, связанные с приходом весны): тает снег, греет солнце, птицы прилетают с теплых стран, пробуждаются звери и вся природа оживает.

Воспитательные.

Воспитывать и развивать социальные навыки:

-умение работать в команде;

-договариваться;

- умение отстаивать собственное мнение;

-воспитывать любовь к природе.

Развивающие.

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. Закрепитьправильное, отчетливое произношение звуков, учить на слух определять место звука в слове и работать по схемам, закрепить слова-анонимы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение грамоте исоставление рассказа в старшей группе по теме «Весна»                                                                                                                  

(план-конспект занятия)

Павлова М.А., старший воспитатель,  структурного подразделения дошкольного отделения № 13  ГБОУ «Школа 2101 «Филевский образовательный центр»  г. Москва

Программное содержание.

Образовательные.  

Закрепить в сознании детей признаки весны(сезонные изменения в природе, связанные с приходом весны): тает снег, греет солнце, птицы прилетают с теплых стран, пробуждаются звери и вся природа оживает.

Воспитательные.

Воспитывать и развивать социальные навыки:

-умение работать в команде;

-договариваться;

- умение отстаивать собственное мнение;

-воспитывать любовь к природе.

Развивающие.

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. Закрепитьправильное, отчетливое произношение звуков, учить на слух определять место звука в слове и работать по схемам, закрепить слова-анонимы.

Для проведения данного занятия с детьми указанной группы используются словесные, наглядные и практические методы. Занятие проводится с использованием  демонстрационного материала: кроссворд (на листе бумаги), разрезные картинки о весне, предметные картинки, схема слов на каждого ребенка, синие и красные кружочки для звукового анализа слова, условное обозначение слова: полоска бумаги, игрушка «Буратино», большой мяч.

Далее представим примерное содержание занятия  по данной теме.

Дети свободно играют.

Воспитатель зазывает детей на игру:

Та-ра-ра, та-ра-ра

Собирайтесь, детвора,

Та-ра-ра, та-ра-ра

Начинается игра.

Воспитатель:

- Ребята, встали все в круг, поиграем в игру: «Наоборот». Будем называть слова антонимы. Какие это слова?

Дети:

- Противоположные по значению слова, когда нужно говорить наоборот.

В ходе игры, когда воспитатель обойдет всех детей, появляется Буратино (игрушечный).

Буратино:

- Здравствуйте, ребята. Меня Мальвина учит читать, писать, задала очень много заданий, ая ничего не умею. Вот посмотрите. Это кроссворд, здесь загадки, картинки. Я не умею отгадывать кроссворды, загадки, не знаю буквы и звуки.

Воспитатель:

- Ребята, поможем Буратино разобраться во всем?

Дети:-Да!!

Воспитатель:

- Тогда очень тихо пройдите на свои места, а ты Буратино тоже присядь и учись вместе с нами.

(Первая проблемная ситуация).

Воспитатель:

- За каждый правильный ответ, ребята, вы получите звездочку. (Достает кроссворд и вывешивает на доску)

Воспитатель:

- Посмотрите, ребята, здесь в пустых клеточках спряталось слово.А внизу есть схема этого слова. Только вот почему-то одни клетки закрашены  в синий цвет, а другие – в красный?

Дети:

- Синий цвет обозначает согласный звук, а красный цвет-гласный звук.

Воспитатель:

- Назовите гласные звуки?

- Назовите согласные звуки? (ответы детей)

Воспитатель:

- Теперь мы знаем, где гласная буква, агде согласная буква живет в этом слове.

- Начнем отгадывать кроссворд. Слушайте внимательно.

(вторая проблемная ситуация)

  1. В первой клетке живет буква, которая спряталась в слове «ВОДА» и стоит в нем на первом месте, (В).
  2. Во вторую клеточку нужно записать букву, которая спряталась в имени мальчика «ЕГОР» и  стоит на первом месте, (Е).
  3. Для того, чтобы узнать, какая буква живет в третьей клетке, нужно отгадать загадку : « Что растет вниз головой?». Первая буква отгадки живет в третьей клетке (СОСУЛЬКА), (С).
  4. В четвертой клеточке спряталась буква, которая находится в слове «ОКНО» на третьем месте, (Н)
  5. В последней клеточке живет буква, которая находится в конце слова «РЕКА», (А)

Воспитатель:

-Какое слово у нас получилось?

Дети:

- Весна!

Воспитатель:

- И так тема нашего занятия – «ВЕСНА».

Воспитатель:

- Разделите слово «ВЕСНА» на слоги и выберите на столах схему этого слова   (схемы лежат на столах).

Дети:

- В слове «ВЕСНА» два слога. Первый слог вес, второй –на.

Воспитатель:

- Правильно, молодцы!

(Третья проблемная ситуация)

-Посмотрите сюда на доску. (На  доске предметные картинки- жук, грачи, тучи)

- Назовите кого вы видите на картине?

- А теперь, разделите эти слова на слоги и выберите схему.

Воспитатель:

- Почему ты выбрал эту схему? (Дети объясняют)

Воспитатель:

- А теперь произведем звуковой анализ слова, определим, какие гласные и согласные звуки живут  в этом слове. Слушайте внимательно: выложите на полоску бумаги схему звукового состава слова, используя синие и красные кружочки (это условное обозначение любого слова).

 Дети:

- В слове «ЖУК» один гласный –«У» я его обозначил красным кружочком и два согласных: «Ж»-стоит впереди и «К»  в конце слова, их обозначаем синими кружочками. (Таким образом проанализировали все имеющиеся слова).

Тут вмешивается Буратино.

Буратино:

- Спасибо, ребята. Теперь я знаю, как делить слова на слоги и какие звуки живут  вэтихсловах. А вот Мальвина мне задала загадки, помогите отгадать.

Загадки:

  1. Тает снежок, ожил лужок.                                                                                         День прибывает, когда это бывает? (Весной)
  2. Зимой  в поле лежал, а весной в реку побежал. (Снег)
  3. Черный проворный, кричит «крак», червякам- враг? (Грач)
  4. Не конь, а бежит, не лес,а шумит? (Река)

Воспитатель:

-Молодцы, ребята. Вижу я, усталивы, покажем Буратино  физкультминутку:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Буратино:

-Спасибо, ребята, вы мне очень помогли! У меня осталось еще одно задание. Посмотрите, вот какие картинки Мальвина мне дала. Они все разрезаны на части, я ничего в них не понимаю.

(Четвертая проблемная ситуация)

Воспитатель:

- Не переживай, Буратино, наши ребята помогут тебе разобраться в этом.

Ребята, я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. А теперь, посмотрите на обратную сторону. Видите, «рубашки» у картинок разного цвета. Те ребята, у кого картинки с синей «рубашкой» подойдите к столу, отмеченному с синим кругом, а у кого желтая «рубашка»- к желтому столу. Вы разделились на две команды. Соберите фрагменты. Чья команда быстрее соберет?

А теперь, скажите, какое время года изображено на ваших картинках?

Дети:

- Как вы догадались, что здесь изображена именно весна?

Вопросы для мозгового штурма:

  1. Что происходит весной?
  2. Как греет солнце?
  3. Почему весной становится теплее?
  4. Какие первые весенние цветы вы знаете?
  5. Кто прилетает к нам с теплых стран?
  6. Каких перелетных птиц вы знаете?
  7. Чем заняты птицы?
  8. Кто пробуждается от зимней спячки?

Воспитатель обобщает:

- Правильно, ребята. Весной снег тает, солнце светит ярче и теплее. Дни стали длиннее, прилетают перелетные птицы, потекли первые ручейки. Весна чудесное время года.

   (Пятая проблемная ситуация)

Воспитатель:

- Я вам предлагаю поиграть в игру «Подбирай, называй, запоминай».

  1. Весна какая? (ранняя, теплая, долгожданная, солнечная, веселая)
  2. Солнце какое?  (теплое, лучистое, яркое, красивое).
  3. Почки на деревьях какие(липкие, толстые).
  4. Солнце весною, что делает ? (греет, припекает, ласкает, согревает).
  5. Ручьи, что делают (бегут, играют, журчат, веселятся).

(Шестая проблемная ситуация)

Игра «Что здесь лишнее?»

Среди картинок о весне (вывешиваются на доску) поместить картинку с зимним пейзажем, который покажется лишним. Но, если рассуждать так: снег- это замерзшая вода, то она перестанет быть лишнею.

Воспитатель:

- Буратино, ну как все ли твои задания мы помогли тебе выполнить?

Буратино:

- Да, ребята, огромное вам спасибо. Мне очень понравилось у вас. Вы очень умны, я многому научился. А можно мне еще у вас остаться?

Литература:

1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей.

Москва. Мозаика –Синтез,1999.

2. Алифанова Е.А.,Егорова Н.Е.Логопедические рифмовки и миниатюры.

Издательство «Гном иД», 2001

3.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Москва. Мозаика-Синтез, 2017.

4.Подрезова Т.И. Материалы к занятиям по развитию речи.

Москва. Айрис- пресс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников составлению рассказа по картине путем применения методов ТРИЗ и РТВ

Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подраст...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте на тему:"Составление рассказа о предметах посуды"

Данное занятие проводится с группой детей старшегодошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, формируем умение составлять рассказ, происходит формирова...

конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте на тему:"Составление рассказа о предметах посуды"

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, формируем умение составлять рассказ, происходит формиров...

Обучение старших дошкольников составлению рассказа по картине с помощью наглядного моделирования

Обучение старших дошкольников составлению рассказа по картине с помощью наглядного моделированияОбразная, богатая синонимами, дополнениями и описа­ниями речь—у дошкольников явление очень ред...

НОД конспект по обучению младших дошкольников составлению рассказа

Материал будет полезен воспитателям для обучения дошкольников младшего возраста составлению рассказа...