Звуковой анализ слова «Аист».
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ласточка»
Звуковой анализ слова «Аист».
Выполнила:
Воспитатель Александрова Е.Н.
с. Новоложниково
Цель: формировать у детей звуковой анализ слова;
Задачи: закреплять знания о гласных звуках; познакомить со слогообразовательной ролью гласных звуков; продолжать называть слова с заданным звуком;
Д/м: картина – схема слова аист, фишки, мяч, указка.
Р/м: пеналы.
Ход занятия.
Упражнение. Д/и «Отгадай, какой звук».
Цель: Умение выделять звук и слог.
Способ достижения: логопед называет звуки в вперемешку твёрдые и мягкие согласные звуки. Дети,поднимают на твёрдый согласный звук синий квадратик, на мягкие звуки зелёный.
Воспитатель: Ребята, какие звуки я вам называла?
Дети: твёрдые и мягкие согласные
Воспитатель: Молодцы ребята. Ребята, а сейчас посмотрите на картинку, что на ней изображено?
Дети: Это птица аист.
Воспитатель: Правильно аист. Посмотрите внимательно на клеточки под рисунком. «Как вы думаете, что обозначают эти клеточки?».
Дети: Эти клеточки обозначают звуки.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Сколько клеточек под картинкой?
Дети: 4.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься на занятии.
Дети: Мы будем находить место звуков в слове (аист).
Основная часть.
Звуковой анализ слова (аист).
Цель: Формировать звуковой анализ слова (аист).
Воспитатель: нарисованы четыре клеточки, потому - что в слове четыре звука? Дети несколько раз произносят слово (аист).
Воспитатель произносит слово (аист) с интонационным выделением первого звука ааист и одновременно ведёт указкой под схемой, задерживая ее под первой клеточкой. Просит детей произнести слово вместе с ним.
Воспитатель: Ребята, какой первый звук в слове ааист?
Дети: Звук (а).
Воспитатель: Молодцы правильно. Звук (а) я обозначу, красным квадратиком. Почему красным квадратиком?
Дети: Это гласный звук.
Воспитатель: Молодцы правильно. В какую клеточку нужно его поставить?
Дети: В первую, потому – что это первый звук в слове аист.
Воспитатель: Послушайте, какой второй звук в слове аиист?
Дети Звук (и).
Воспитатель: Звук (и) я обозначу красным квадратиком. Почему?
Дети: Это гласный звук.
Воспитатель: В какую клеточку нужно его поставить?
Дети: Во вторую.
Воспитатель: Послушайте, какой третий звук в слове аисст?
Дети: Звук (с).
Воспитатель: Молодцы правильно. Звук (з) я обозначу, синим квадратиком. Почему?
Дети: Это звук согласный.
Воспитатель: В какую клеточку нужно его поставить.
Дети: В третью.
Воспитатель: Молодцы правильно. Послушайте, какой четвёртый звук в слове аистт?
Дети: (т)
Воспитатель: Молодцы правильно, звук (т) я обозначу красным квадратиком. В какую клеточку нужно его поставить?
Дети: В четвёртую.
Воспитатель: Сколько всего звуков в слове (аист)?
Дети: 4.
Воспитатель: Правильно. Сколько гласных звуков?
Дети: Два гласных звука.
Воспитатель: Сколько согласных?
Дети: Два согласных звука.
Воспитатель: Молодцы. Мы с вами, какое сейчас задание выполняли?
Дети: Определяли место звуков в слове (аист).
2. Физминутка:
На опушке дом стоит.
За дверями стол стоит.
Вокруг дома есть забор.
Тук, тук дверь открой.
Проходите я не злой.
Игра с заданиями: Цель: Определить место звуков в слове роза.
Воспитатель вызывает трех детей и объясняет, что будут в игре «звуками» слова (аист): первый ребёнок будет звуком (а), второй ребёнок будет звуком (и), третий ребёнок будет звуком (с), четвёртый ребёнок будет звуком (т). Каждому ребёнку воспитатель раздаёт фишки – квадратики. Дети строят слово аист, становясь с фишками в руках перед доской в соответствующем порядке. Воспитатель читает слово. Затем отходит в сторону и подзывает к себе играющих: «Подойдет первый звук слова, подойдет второй звук слова, третий звук, четвёртый звук». «Постройте слово аист». Дети «звуки» подходят по очереди и встают по порядку, поднимают свои фишки вверх. Дети – «звуки» по заданию воспитателя ставят свои фишки в схему.
Воспитатель: «Звук (а), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь?
Дети: В первую клеточку.
Воспитатель: «Звук (и), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?
Дети: Во вторую.
Воспитатель: «Звук (с), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?
Дети: В третью.
Воспитатель: «Звук (т), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?
Дети: В четвёртую.
Воспитатель: Молодцы ребята. Наша игра закончилась, какие задания мы выполняли в этой игре?
Дети: Составляли слово из звуков.
Воспитатель: Какое это было слово?
Дети: Это слово аист.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: Ребята, уберите фишки со схем: «Уберите звук (а), звук (и). Какой звук остался?».
Дети: (с), (т).
Воспитатель: Молодцы, ребята.
3. Актуализация ранее приобретённых знаний.
Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы с вами делили слова на слоги? Кто вспомнит эти слова.
Дети: Роза, дом, сани.
Упражнение «Делим слова на слоги»
Цель: Уметь делить слова на части, определять количество слогов.
Дидактическая игра.
Воспитатель: Ребята, сколько слогов в слове (роза)?
Дети: Два слога.
Воспитатель: Сколько гласных звуков в этом слове?
Дети: Два звука.
Воспитатель: В каком слоге первый гласный звук?
Дети: В первом слоге.
Воспитатель: В каком слоге второй гласный звук?
Дети: Во втором слоге.
Воспитатель: Молодцы, в словах столько слогов, сколько гласных звуков. Молодцы с заданием справились.
Игра «Звук заблудился»
Цель: Определить какой звук заблудился.
Чтение стихотворения.
Синее море перед нами,
Летают майки над волнами.
Воспитатель: Ребята, назовите, какой звук заблудился?
Дети: Заблудился звук (ч), вместо слова майки, нужно говорить чайки.
Воспитатель: Молодцы ребята правильно.
Самостоятельная деятельность детей.
Цель: Упражнения на закрепление.
Работа в тетрадях.
«От слова к звуку», с.12. Нахождение места звука в словах (аист).
Заключительная часть.
Воспитатель: Что нового вы узнали на занятии?
Дети: Узнали, что звуки можно долго тянуть, что эти звуки гласные.
Воспитатель: Какое слово мы сегодня с вами анализировали?
Дети: Роза.
Воспитатель: Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?
Дети: Играть в игру «Звук заблудился»
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, сложите звуки (а, и) из палочек.
Воспитатель: Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! Похлопайте себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте. Старшая группа. Звуковой анализ слова аист.
Конспект по обучению грамоте. Старшая группа....
Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/15/picture-1017965-1584255430.jpg)
Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»
Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/18/picture-1189624-1574053386.jpg)
Звуковой анализ слова «Аист» и "Гуси"
Звуковой анализ слова «Аист» и "Гуси"Цель: формировать у детей звуковой анализ слова;Задачи: закреплять знания о гласных звуках; познакомить со словообразовательной ролью гласных...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/12/picture-1384343-1665593299.jpg)
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/24/picture-1120782-1550997058.jpg)
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
С помощью этого пособия Ваши дети научатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные и согласные звуки, обозначать их цветными фишками в виде схемы звуков...