«Снежное путешествие со звуком «С»»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Савинкова Вера Ивановна

Знакомство детей со звуком и буквой «С» через речевые упражнения и игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл savinkova.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ  НОД

Тема: «Снежное путешествие со звуком «С»»

Цель: Знакомство детей со звуком и буквой «С» через речевые упражнения и игры.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Закреплять правильное произношение звука «С»;
  • Автоматизировать звук «С»;
  • Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова);
  • Упражнять в составлении предложений с опорой на картинку; в образовании сложных слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать: фонетико-фонематическое восприятие, тонкую и общую моторику, длительный и плавный выдох, зрительное внимание и память.

Коррекционно-воспитательные:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование:  зеркала,  ватные шарики, разрезная картинка «Снегурочка», картинки – снежинки (санки, миска, автобус, нос, собака), коробочки с фасолью, аудиозаписи, картинки – слайды, тесто, салфетки.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: Ребята, послушайте, что это за звук?

(Звучит аудиозапись «Снег скрипит»).

Логопед: Правильно! Это скрипит снег и хочет нам о чем-то рассказать.

В какое время года бывает снег?  (Зимой)

Логопед: А наш язычок тоже любит это время года.

(Дети проходят за столы, на которых приготовлены зеркала и ватные шарики).

Артикуляционная гимнастика.

        - Язычок открыл окно и увидел, что пришла зима.

(«Окошко»)

        - Обрадовался язычок первому снегу.

(«Заборчик»)

         - Высунулся посмотреть: очень холодно или нет?

(«Причешем язычок»)

         - Язычок решил покататься на санках.

(«Лопатка»)

         - А потом стал прыгать с одного сугроба на другой.

(«Почистим нижние зубки»)

         - И вот на пути у него возникла высокая, снежная гора.

(«Киска сердится»)

         - Язычок съехал с горы на санках.

(«Лопатка»)

Дыхательная гимнастика.

Подул ветер, снежинки поднялись и полетели.

(«Снегопад»)

Знакомство со звуком и буквой «С».

Логопед: Ребята,  как называется одним словом явление в природе, когда падает снег? (Снегопад).

Логопед: Какое новое слово получится, если объединить следующие слова: сам варит  (картинка-слайд «Самовар»), сам летает (картинка-слайд «Самолёт»), сам катит («Самокат»), сам сваливает («Самосвал»), скоро варит («Скороварка»).

Логопед: Какой один и тот же звук мы слышим в этих словах? («С»)

Давайте произнесём этот звук тихо и опустимся тихонько, как снежинки, на землю.

(Присели).

Логопед: Снежинки поднялись и полетели – громко произнесём звук «С».

(три раза).

Характеристика звука.

Звук [C] – согласный, глухой, твёрдый, свистящий.

Логопед: Ребята, мы знаем, что каждый звук живёт в своём домике. Звук [C] живёт в своём домике, который называется буква «С».

(Демонстрация буквы «С»).

Логопед:

        Что за буква светится

        Старым, ясным месяцем?

        Полумесяц в небе тёмном

        Буквой «С» повис над домом.

(Выкладывание детьми буквы «С» из фасоли).

Логопед: А снежинки продолжают кружиться. Давайте попробуем их поймать, но ловить снежинки тогда, когда услышите звук «С»:

  • с, з, ч, ш, с, щ, ж, с, ч, с …
  • са, зо ,ша, су, жи, сы, зу …
  • сор, шуба, вьюга, снег, зима, лиса, коньки, пёс …

Логопед: Снега намело много и теперь мы можем слепить снежную девочку. Как её зовут? Правильно Снегурочка.

(Дети складывают из пяти частей картинку Снегурочка).

Логопед: Снегурочка несла вам, ребята, картинки-снежинки, но ветер унёс некоторые из них в разные стороны. Давайте поможем Снегурочке отыскать их.

(Дети ищут картинки- снежинки).

Логопед: Нашлись картинки, вернём их Снегурочке, но для этого произнесите название картинки и определите – в какой части слова стоит звук «С», в начале, в середине или в конце?

(Ответы детей).

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять -  

(Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.     

(«Идём» по ладошке левой руки  указательным и средним пальчиками правой руки)

Мы Снегурочку лепили,  

(«Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,       

(Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались,       

(Проводим указательным пальцем  правой руки  по ладошке  левой руки)

А ещё в снегу валялись.    

(Переворачиваем ладошки то одной стороной, то другой)

И снежками мы кидались.       

(имитируем движения по тексту)                           

Все в снегу домой пришли.     

(Отряхиваем ладошки)

Логопед: Обрадовалась Снегурочка и ожила.

(Входит воспитатель в образе Снегурочки)                                                                      Снегурочка: Спасибо вам, ребята, что помогли мне! Я хочу с вами поиграть.

(Дети становятся в круг со Снегурочкой и выполняют прыжки и хлопки, повторяя за Снегурочкой «чистоговорки»)    

Снегурочка:

        Са-са-са -  вот летит оса.

        Сы-сы-сы - не боимся мы осы.

        Су-су-су - я поймаю здесь осу.

        Сы-сы-сы - убегаю от осы.

        Са-са-са – села мне на нос оса.

        Со-со-со - стал мой нос как колесо.                                                                          

Снегурочка: Ребята, а ведь ветер не все картинки разбросал. У меня ещё некоторые остались.

(Демонстрация картинок – слайдов: соска, сосулька, стол, сосна, стакан).

Логопед: Ребята, давайте назовём картинки и составим предложения с ними.

(Ответы детей).

Снегурочка: Ребята, мне пора с вами прощаться, а в лесу так скучно и одиноко. Как хорошо, когда у тебя много друзей! А каких друзей для меня вы слепили бы из снега? (Снеговик, снежная баба, заяц…)

А, давайте, эти же фигурки слепим из теста.

(Практическая деятельность  детей)

 Снегурочка:  Спасибо, ребята. До свидания!

Итог.

Логопед: Ребята, какое интересное у нас получилось снежное путешествие!

С каким звуком мы сегодня познакомились?

(Ответы детей, повторение характеристики звука «С»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие для детей подготовительной группы по автоматизации звука "Л". Путешествие со звуком"Л".

Этап автоматизации звука у детей с дизартрией предполагает неоднократное повторение одних и тех же слогов,  слов, что может утомить ребенка,...

Концерт - путешествие "Все звуки музыки в гости к нам"

Цель : просветительская, пробудить интерес к музыке разных народов, способствовать формированию интернациональных чувств....

Бодрящая гимнастика после сна "Снежное путешествие"

Корригирующая гимнастика после сна имеет огромное значение для укрепления здоровья  детей.Она является одной из основных здоровьесберегающих  технологий в настоящее время. Благодаря разработ...

Конспект занятия (НОД) по обучению грамоте "Путешествие со звуком"

Целью занятия является знакомство детей со звуком и буквой «Ш» ; упражнять в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце); учить подбирать слова с определенным звуком; упражнять в раз...

Логопедический игротренинг для автоматизации звука [С] "Кай, Герда, Снежная Королева и звук [C]"

Игротренинг для автоматизации звука (С) на уровне слова.Представляет собой методичесую разработку, в которой собрано 6 логопедических игр, объединенных единым сюжетом, воссозданным по мотивам известно...

Конспект музыкально-тематического занятия для детей 4-5 лет "Снежное путешествие"

Январь - время, когда дети еще помнят новогодий материал, но уже начинаем разучивать с ними новый музыкальный материал. Время перехода. Данное тематическое занятие с элементами путешествия, с ростовой...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Оптимизация путей коррекции нарушений звукопроизношения в системе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками» на тему: «Снежная королева» (дифференциация звуков [c] - [ш])

Тема: «Снежная королева» (дифференциация звуков [c] - [ш])Цель: дифференциация звуков [c] - [ш] в слогах, словахЗадачи:1. Закреплять навык дифференциации звуков [c] - [ш] в слогах, словах2...