«Снежное путешествие со звуком «С»»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Знакомство детей со звуком и буквой «С» через речевые упражнения и игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
savinkova.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД
Тема: «Снежное путешествие со звуком «С»»
Цель: Знакомство детей со звуком и буквой «С» через речевые упражнения и игры.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закреплять правильное произношение звука «С»;
- Автоматизировать звук «С»;
- Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова);
- Упражнять в составлении предложений с опорой на картинку; в образовании сложных слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать: фонетико-фонематическое восприятие, тонкую и общую моторику, длительный и плавный выдох, зрительное внимание и память.
Коррекционно-воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: зеркала, ватные шарики, разрезная картинка «Снегурочка», картинки – снежинки (санки, миска, автобус, нос, собака), коробочки с фасолью, аудиозаписи, картинки – слайды, тесто, салфетки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед: Ребята, послушайте, что это за звук?
(Звучит аудиозапись «Снег скрипит»).
Логопед: Правильно! Это скрипит снег и хочет нам о чем-то рассказать.
В какое время года бывает снег? (Зимой)
Логопед: А наш язычок тоже любит это время года.
(Дети проходят за столы, на которых приготовлены зеркала и ватные шарики).
Артикуляционная гимнастика.
- Язычок открыл окно и увидел, что пришла зима.
(«Окошко»)
- Обрадовался язычок первому снегу.
(«Заборчик»)
- Высунулся посмотреть: очень холодно или нет?
(«Причешем язычок»)
- Язычок решил покататься на санках.
(«Лопатка»)
- А потом стал прыгать с одного сугроба на другой.
(«Почистим нижние зубки»)
- И вот на пути у него возникла высокая, снежная гора.
(«Киска сердится»)
- Язычок съехал с горы на санках.
(«Лопатка»)
Дыхательная гимнастика.
Подул ветер, снежинки поднялись и полетели.
(«Снегопад»)
Знакомство со звуком и буквой «С».
Логопед: Ребята, как называется одним словом явление в природе, когда падает снег? (Снегопад).
Логопед: Какое новое слово получится, если объединить следующие слова: сам варит (картинка-слайд «Самовар»), сам летает (картинка-слайд «Самолёт»), сам катит («Самокат»), сам сваливает («Самосвал»), скоро варит («Скороварка»).
Логопед: Какой один и тот же звук мы слышим в этих словах? («С»)
Давайте произнесём этот звук тихо и опустимся тихонько, как снежинки, на землю.
(Присели).
Логопед: Снежинки поднялись и полетели – громко произнесём звук «С».
(три раза).
Характеристика звука.
Звук [C] – согласный, глухой, твёрдый, свистящий.
Логопед: Ребята, мы знаем, что каждый звук живёт в своём домике. Звук [C] живёт в своём домике, который называется буква «С».
(Демонстрация буквы «С»).
Логопед:
Что за буква светится
Старым, ясным месяцем?
Полумесяц в небе тёмном
Буквой «С» повис над домом.
(Выкладывание детьми буквы «С» из фасоли).
Логопед: А снежинки продолжают кружиться. Давайте попробуем их поймать, но ловить снежинки тогда, когда услышите звук «С»:
- с, з, ч, ш, с, щ, ж, с, ч, с …
- са, зо ,ша, су, жи, сы, зу …
- сор, шуба, вьюга, снег, зима, лиса, коньки, пёс …
Логопед: Снега намело много и теперь мы можем слепить снежную девочку. Как её зовут? Правильно Снегурочка.
(Дети складывают из пяти частей картинку Снегурочка).
Логопед: Снегурочка несла вам, ребята, картинки-снежинки, но ветер унёс некоторые из них в разные стороны. Давайте поможем Снегурочке отыскать их.
(Дети ищут картинки- снежинки).
Логопед: Нашлись картинки, вернём их Снегурочке, но для этого произнесите название картинки и определите – в какой части слова стоит звук «С», в начале, в середине или в конце?
(Ответы детей).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять -
(Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«Идём» по ладошке левой руки указательным и средним пальчиками правой руки)
Мы Снегурочку лепили,
(«Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(Проводим указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(Переворачиваем ладошки то одной стороной, то другой)
И снежками мы кидались.
(имитируем движения по тексту)
Все в снегу домой пришли.
(Отряхиваем ладошки)
Логопед: Обрадовалась Снегурочка и ожила.
(Входит воспитатель в образе Снегурочки) Снегурочка: Спасибо вам, ребята, что помогли мне! Я хочу с вами поиграть.
(Дети становятся в круг со Снегурочкой и выполняют прыжки и хлопки, повторяя за Снегурочкой «чистоговорки»)
Снегурочка:
Са-са-са - вот летит оса.
Сы-сы-сы - не боимся мы осы.
Су-су-су - я поймаю здесь осу.
Сы-сы-сы - убегаю от осы.
Са-са-са – села мне на нос оса.
Со-со-со - стал мой нос как колесо.
Снегурочка: Ребята, а ведь ветер не все картинки разбросал. У меня ещё некоторые остались.
(Демонстрация картинок – слайдов: соска, сосулька, стол, сосна, стакан).
Логопед: Ребята, давайте назовём картинки и составим предложения с ними.
(Ответы детей).
Снегурочка: Ребята, мне пора с вами прощаться, а в лесу так скучно и одиноко. Как хорошо, когда у тебя много друзей! А каких друзей для меня вы слепили бы из снега? (Снеговик, снежная баба, заяц…)
А, давайте, эти же фигурки слепим из теста.
(Практическая деятельность детей)
Снегурочка: Спасибо, ребята. До свидания!
Итог.
Логопед: Ребята, какое интересное у нас получилось снежное путешествие!
С каким звуком мы сегодня познакомились?
(Ответы детей, повторение характеристики звука «С»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие для детей подготовительной группы по автоматизации звука "Л". Путешествие со звуком"Л".
Этап автоматизации звука у детей с дизартрией предполагает неоднократное повторение одних и тех же слогов, слов, что может утомить ребенка,...
Концерт - путешествие "Все звуки музыки в гости к нам"
Цель : просветительская, пробудить интерес к музыке разных народов, способствовать формированию интернациональных чувств....
Бодрящая гимнастика после сна "Снежное путешествие"
Корригирующая гимнастика после сна имеет огромное значение для укрепления здоровья детей.Она является одной из основных здоровьесберегающих технологий в настоящее время. Благодаря разработ...
Конспект занятия (НОД) по обучению грамоте "Путешествие со звуком"
Целью занятия является знакомство детей со звуком и буквой «Ш» ; упражнять в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце); учить подбирать слова с определенным звуком; упражнять в раз...
Логопедический игротренинг для автоматизации звука [С] "Кай, Герда, Снежная Королева и звук [C]"
Игротренинг для автоматизации звука (С) на уровне слова.Представляет собой методичесую разработку, в которой собрано 6 логопедических игр, объединенных единым сюжетом, воссозданным по мотивам известно...
Конспект музыкально-тематического занятия для детей 4-5 лет "Снежное путешествие"
Январь - время, когда дети еще помнят новогодий материал, но уже начинаем разучивать с ними новый музыкальный материал. Время перехода. Данное тематическое занятие с элементами путешествия, с ростовой...
Конспект подгруппового логопедического занятия «Оптимизация путей коррекции нарушений звукопроизношения в системе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками» на тему: «Снежная королева» (дифференциация звуков [c] - [ш])
Тема: «Снежная королева» (дифференциация звуков [c] - [ш])Цель: дифференциация звуков [c] - [ш] в слогах, словахЗадачи:1. Закреплять навык дифференциации звуков [c] - [ш] в слогах, словах2...