Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий образовательной ситуации
в подготовительной группе
«Звук и буква В»
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Составитель: Егорова Ирина Сергеевна
город Сосновоборск
2016 год
Тип ситуации: «открытие» нового знания.
Тема: «Звук и буква В».
Цель: знакомство с буквой В и звуками, которые она обозначает: В, Вь.
Образовательные задачи.
1.Формировать
- представления: о
- букве В и её элементах,
- о звуках, которые обозначает данная буква: В и Вь;
- умение узнавать букву В среди других букв;
- навык чтения слогов: ов, ав, ыв, ив, ув, во, ва, ви, вы, ву.
2. Содействовать формированию умения вести диалог.
3. Содействовать развитию:
- зрительного внимания;
- мелкой моторики;
- мыслительных операций:
- анализа, синтеза и звукового анализа;
- сравнения;
- обобщения;
- образного мышления;
- любознательности;
- взаимодействия в парах;
- самостоятельности в достижении поставленной цели.
4. Способствовать развитию положительного эмоционального отклика воспитанника на результат совместной работы.
Материалы к занятию.
Демонстрационный материал:
- звуковые домики с выложенными на них изученными звуками А, И, О, У, Ы, С, Т, К, Х;
- буква В увеличенного размера 15*20 см, в файле, а в нем же раздаточные буквы «в» размером 6*12 см;
- портреты двух одинаковых мальчиков, но в ботинках разного цвета (синего и зеленого);
- две кепки, вырезанные из самоклеющейся бумаги: синего и зеленого
цвета;
- конверт с заданиями (23*34 см), украшенный буквами В.
Раздаточный материал:
- буквы В печатный вариант - 3 шт., заглавная и прописная;
- графический образ буквы без одного элемента в начертании, для упражнения
- «Дорисуй букву»; размер каждой карточки 6*10 см, количество карточек равно количеству детей.
- простой карандаш;
- различные материалы, для составления букв:
тесьма, счетные палочки, фасоль, ниточка
геометрические фигуры: круг, полукруг;
- поднос (на каждого ребенка);
- картинки (10-12 шт., размером 15*20 см ) (количество картинок на 3 больше, чем количество детей) с изображением, имеющим в своем названии звук В, либо отсутствие этого звука: валенки, девочка, кувшинка, варежки, сыр, шапка, верблюд, корова, воробей, виноград.
Оформление образовательной ситуации.
- посылка с адресом, на месте отправителя - картинки с изображением предметов, начинающихся на звуки В или Вь (Волк- В, ослик – О, воробей - В, крот - К, аист - А);
- любая настольно-печатная игра по обучению грамоте (для сюрприза детям, размером с сундучок);
- магнитная доска;
- плакат Алфавит;
- два стола, поставленные в линию, друг за другом (на них размещены подносы с различными материалами для составления букв).
Предварительная работа с детьми.
- Реализация планомерной работы по обучению грамоте:
- знакомство детей со звуками и буквами, которые их обозначают: А, И, О, У, Ы, С, К, Т, Х, В;
- умение определять элементы, из которых состоят изученные буквы;
- умение соединять два звука, при прочтении слога (с изученными буквами);
- умение различать на слух гласные и согласные звуки, давать их характеристику;
- умение определять местоположение звука в слове;
- умение играть в дидактическую игру «Прочитай по первым звукам»;
- формирование представления о том, что, что имена собственные пишутся с заглавной буквы.
- Просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом царстве».
Ход образовательной ситуации.
1.Введение в ситуацию.
Цель: создание условий для возникновения у детей внутренней потребности к поисковой деятельности – способа открывания посылки.
Дидактическая задачи:
- способствовать формированию положительной мотивации включения в поисковую деятельность;
- сформировать детскую цель: открыть посылку;
- содействовать формированию у детей веру в достижение цели.
Дети входят
− Ребята, а вы любите получать подарки? Когда вам их дарят?
− Вы знаете, когда я сегодня пришла на работу, меня ждал сюрприз. Кто знает, что такое сюрприз?
− Хотите, я вам его покажу?
− Посылка?! В адресе указано: «Детский сад, подготовительная к школе группа. УМНЫМ, УМЕЛЫМ И ДОБРЫМ РЕБЯТАМ». Как вы думаете, кому она предназначается?
− Почему вы так решили?
− Вы хотите открыть посылку и узнать, кто и что в ней прислал для умных ребят?
− Давайте откроем!
− Что вам нужно сделать, чтобы открыть посылку?
− Ребята, вы сможете это сделать!
- Актуализация
Дидактические задачи:
- актуализировать знание букв А, О, У, И, Ы, С, К, Х;
- закреплять умение классифицировать звуки на две группы: гласные и согласные, давать их характеристику;
- тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.
− Чтобы читать и писать, что нужно знать?
− Вы уже знаете звуки?!
− Давайте их назовем… (А, О, У, И, Ы, С, К, Х.)
− На какие две группы можно разделить звуки, которые обозначаются этими буквами?
− Как вы отличаете гласный звук от согласного?
Проводится игровое упражнение «Твердый звук - мягкий звук».
− Молодцы и умницы!!! Вы знаете буквы и звуки, которые обозначаются этими буквами. Значит, сможете прочитать и записать, кто нам прислал посылку.
− Как же нам узнать от кого она?
− Прочитать? А буквы где? Здесь лишь картинки: волк, ослик, воробей, крот, аист.
− Кто сможет прочитать? (ВОВКА.)
− Как у тебя, получилось слово Вовка?
− Называйте, что нарисовано на первой картинке? (Волк).
− Какой первый звук в слове «волк»? (В).
− Запомните этот звук. В слове «ослик» («воробей», «крот», «аист») какой первый звук? (В, О, В, К, А).
− Сможете прочитать имя отправителя? (Да, Вовка).
- Затруднения в ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для знакомства с буквой В, формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и постановки познавательной цели.
− Давайте запишем имя Вовка! Что нужно сделать, чтобы записать имя Вовка? (Взять буквы и выложить имя на наборном полотне.).
− Смогли вы записать имя отправителя посылки?
− Почему не смогли? (Потому что не можем выбрать букву В, не знаем, как она выглядит)
− Значит, что нам надо узнать? (Как выглядит буква)
−А где можем узнать?
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи: организовать процесс самостоятельного поиска детьми способа преодоления затруднения и «открытия» новой буквы В.
− Может кто-то из вас уже знает букву В?
− Как и где мы можем в этом убедиться? (Спросить у взрослых, посмотреть информацию в интернете, обратиться к азбуке, в алфавите найти.).
− Посмотрите! У нас есть алфавит, и сколько здесь букв! Какая из них буква В?
− А как вы узнали, что это именно она?
− У меня есть увеличенное изображение буквы В.
− Из каких элементов состоит буква «В» и сколько их?
− Скажите, на что она похожа? (На кренделёк, неваляшку, цифру 8, парус у лодки, маску, очки.)
− Ребята в нашем наборном полотне поселилась новая буква. Попытайтесь отыскать букву «В» в магнитной азбуке среди других букв и прикрепите ваши находки к мольберту.
− Молодцы! Сами нашли новую букву, рассказали, из каких элементов она состоит, отыскали её среди других букв. Я уверена, что вы уже можете дописать имя отправителя!
− Здесь конверты и сундучок.
− Вот письмо от Вовки. «Задание 1. У меня есть два друга: Ваня и Витя, они близнецы. Я их никогда не путаю! Сможете ли вы различить, кто из мальчиков Ваня, а кто Витя?! Если справитесь, узнаете, что в сундучке».
− Вы запомнили, как зовут мальчиков? (Ваня и Витя.)
− С какого звука начинается имя Ваня? (Оно начинается со звука В.)
− С какого звука начинается имя Витя? (Оно начинается со звука Вь.)
− С гласных или согласных звуков начинаются их имена? (С согласных).
− Давайте проверим и покажем, поются ли они? (Нет, не поются.).
− С одного ли звука они начинаются, послушайте ещё раз: Ваня, Витя? (Нет, рвуки разные: имя Ваня начинается со звука В, имя Витя, начинается со звука Вь.)
− Какой буквой мы будем обозначать их имена? (Буквой В.)
− Как же мы сможем различить близнецов? (У них разная обувь), (У одного синие ботиночки, а у другого – зелёные.)
− У меня идея (!), помните, каким цветом мы обозначаем твердый и мягкий звуки? (Твёрдые звуки обозначаем - синим цветом, а мягкие звуки – зелёным.)
− Кто же из них Ваня? (Ваня в синих ботинках.)
− Какого цвета наденем Ване кепку? (Кепку синего цвета)
− Почему? (Имя Ваня начинается с твердого звука В)
− Почему Вите наденем кепку зеленого цвета?! (Имя Витя начинается с мягкого звука Вь.)
− Почему не взяли красного цвета кепку? (Красным цветом обозначаем гласные звуки.)
− Отлично! Вы сами определили и сказали, что буква В, может обозначать два звука: какие, напомните мне? (Звуки В и Вь.)
− Молодцы! Буква В обозначает твердый звук В и мягкий звук Вь.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
- формирование опыта узнавания буквы В;
- развитие умения проводить звуковой анализ слова (определять место звука в слове);
- развитие мелкой моторики и образного мышления;
- тренировка умения чтения слогов с новой буквой.
− Вы замечательно справились с заданием! Доказали Вовке, что сумели различить близнецов. Но у нас есть ещё задание от Вовки. Посмотрите!
Задание 2.
− Выберите каждый по одной картинке, в названии которой слышится звук В или Вь. Определите место его нахождения в слове и положите картинку к соответствующей схеме, на стол.
− Вы верно выбрали картинки со звуками В и Вь и определили место звука в слове.
Задание 3.
Игровое упражнение «Составь букву».
− Сможете ли вы составить букву В из различных материалов? (Да, сможем.).
− Какие умники и умницы! По вашим работам я поняла, что вы хорошо запомнили букву и её элементы.
«Молодцы, ребята, вы выполнили задания, целенаправленно шли к цели: открыть посылку, поэтому в сундучке вы найдете подарок за свои труды».
В качестве подарка предполагается настольная игра по обучению грамоте, например, «Забавная азбука».
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.
− Что интересного и полезного мы сегодня сделали?
− Удалось ли нам открыть посылку и получить подарок?
− Что вам в этом помогло?
− Какие еще знания и умения Вам пригодились?
− Какие задания были трудные?
− Скажите, трудные задания легче выполнять одному или с друзьями?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе ФФНР по теме: «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ СЕМИКАРАКОРСКОЙРОСПИСИ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе ФФНР по теме: «ДЕК...
Сценарий образовательной ситуации в подготовительной к школе группе по познавательному развитию на тему: «Знакомимся с числом пять»
Задачи: Образовательные:-- упражнять в количественном и порядковом счете, продолжать развивать умения разбивать множество по двум совместимым свойствам;- учить ориентироваться на листе бумаги;- ...
Сценарий образовательной ситуации в подготовительной к школе группе
Тема: «Письмо для мальчика Коджо»...
Индивидуальный проект Разработка сценария образовательной ситуации в подготовительной группе по теме: «Счет до десяти ».
сформировать представление о числе и цифре 10, умение считать до восьми, соотносить цифру 10 с количеством;сформировать опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «с...
Сценарий образовательной ситуации в подготовительной к школе группе «Правила безопасного поведения с огнем»
- Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник скоро мы будем отмечать? Правильно, Новый год! Вам нравится этот праздник? А чем он вам нравиться? Да, это самый любимый праздник взрослых и детей. Все го...
Сценарий образовательной ситуации в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказку»
Сценарий образовательной ситуации в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказку» (интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», ...