Подготовка к школе.
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Развитие познавательно - интеллектуальной сферы личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 30.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Золотая Рыбка» Рабочая программа кружка «Подготовка к школе» Составила: Веремеенко О. Ю. г. Ачинск 2015 – 2016г |
Пояснительная записка.
В настоящее время проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень остро. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников уровень психического развития ребенка. По этой причине необходимо не только учитывать, но и формировать готовность учащегося к школе. Нужно создать условия для благоприятной адаптации к школьному обучению, работать над формированием познавательной и двигательной активности и учебной мотивации детей. Работать над развитием комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики. Формировать психологическую готовность ребёнка к школе.
В предлагаемой программе объединены несколько задач по подготовке детей к школе. Занятия направлены на развитие познавательной активности, интеллекта, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер деятельности.
На занятиях используются сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления.
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога, а также его консультационная работа с родителями будущих первоклассников.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счётным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью, рабочими листами и др.
Программа разделена на два блока: Познавательное развитие и Речевое развитие.
Познавательное развитие включает в себя не просто банальное изучение цифр и обучение счёту, но также содержит в себе задания, выполняя которые (в занимательной и интересной для него форме) ребенок осваивает:
размер предмета (высокий - низкий, длинный - короткий, большой - маленький, широкий - узкий и т.д.);
сравнительные характеристики предметов и их отличительные признаки;
употребление математической терминологии, посредством восприятия инструкций к полученному заданию;
геометрические фигуры.
Кроме того, отличительной и важной составляющей данного этапа является подготовка ребёнка к решению задач. На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по «стране» цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы, ориентироваться в пространстве
Речевое развитие – это развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Сюда же входит и обучение грамоте(знакомство с буквами). Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.
Во время решения интересных и увлекательных заданий, которые маленькие ученики выполняют, они, незаметно сами для себя, учатся писать. На данном этапе мы не ставим себе цель обучения ребёнка письму, а стремимся подготовить ещё слабую и неуверенную детскую ручку к такому сложному и замысловатому для них действию, как написание букв и цифр.
Цель программы: развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка, что позволяет ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.
Задачи: Создание условий для:
- развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;
- развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности;
- формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребёнка.
Формы и режим занятий: в течение 7 месяцев 2 раза в неделю дети посещают занятия. Каждое занятие состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач.
Структуру занятия, с точки зрения временных характеристик, можно обозначить так:
- 1-2 этапы (развитие речи и подготовка руки к письму) - 10минут;
- динамическая пауза - 5 минут;
- 3-4 этапы - 10 минут.
Каждое занятие включает физминутки, проведение пальчиковой гимнастики.
Для проведения занятий каждому ребенку необходима тетрадь в клетку, простой и цветные карандаши, для учителя – демонстрационный и раздаточный материал.
Ожидаемые результаты:
- овладение цифровым рядом от 0 до 10;
- знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, ромб);
- ориентирование в пространстве (право, лево, верх, низ, вперёд, назад);
- освоение размера предметов (высокий-низкий, длинный-короткий, широкий-узкий и т. д.);
- знание алфавита;
- обогащение активного словаря ребёнка;
- подготовка руки к письму.
Тематическое планирование
Познавательное развитие.
№ п/п | Тема занятия | Месяц | Дата |
ноябрь | |||
1 | Графические работы. Один - много. Налево, направо, вверх, вниз. | 1 неделя | |
2 | Налево, направо, вверх, вниз. Первый, последний. Столько же. Большой, маленький. Больше, меньше, столько же | 2 неделя | |
3 | Понятия: «над», «под», «перед», «за». Число 1. | 3 неделя | |
4 | Закрепление понятий «больше», «меньше». Знакомство с днями недели. | 4 неделя | |
декабрь | |||
5 | Ориентация на плоскости. Закономерность. Ближе, дальше. Число 2. Пара. Первый, второй. Больше, меньше, столько же. | 1 неделя | |
6 | Решение задач. Дорисовывание. Больше, меньше, столько же. | 2 неделя | |
7 | Сборка из частей целого. Понятие: внутри, вне, на стороне. Число 3. | 3 неделя | |
8 | Больше, меньше. Одинакового размера. Геометрические фигуры. Число 4. | 4 неделя | |
январь | |||
9 | Подборка и запись чисел. Выше, ниже. Одинаковой высоты. Число 5. | 2 неделя | |
10 | Сравнение. Порядковый счёт. Рисование по клеточкам. Число 6. | 3 неделя | |
февраль | |||
11 | Старше, младше. Короче, длиннее, одинаковые длины. Прямоугольник. Подборка и запись чисел. | 1 неделя | |
12 | Ориентировка в пространстве и на плоскости. Цвета Радуги. Число 7. | 2 неделя | |
13 | Ориентировка на плоскости: выше, ниже, между, посередине. Раньше, позже. Число 8. | 3 неделя | |
март | |||
14 | Цвет. Изменение цвета. Решение арифметических задач. Составление простых примеров. | 1 неделя | |
15 | Рисование по клеточкам. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Число 9. | 2 неделя | |
16 | Ориентация в пространстве и на плоскости. Рисование по клеточкам. Число 10. | 3 неделя | |
17 | Изменение признаков - размера и формы. Взаимосвязь между целым и частью. | 4 неделя | |
апрель | |||
18 | Сборка целого из частей. Предыдущее и последующее числа. Прямой и обратный счёт. | 1 неделя | |
19 | Понятия «раньше», «позже», «впереди», «позади», «внутри», «между». | 2 неделя | |
20 | Логические игры, поиск закономерностей. | 3 неделя | |
21 | Дорисовывание. Повторение изученного материала. Геометрические фигуры. Конструирование | 4 неделя | |
май | |||
22 | Изменение признаков: размера, формы и цвета. | 1 неделя | |
23 | Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно). | 2 неделя | |
24 | Подборка и запись чисел. Раньше, позже. Впереди, сзади. Составление и решение простых примеров. | 3 неделя | |
25 | Срисовывание. Символы. Обратный счет. | 4 неделя |
Речевое развитие.
№ урока | Тема уроков | Месяц | Дата |
1 | Речевые и неречевые звуки. Гласный звук [а], буква Аа. Учимся рисовать. Точки и штрихи | ноябрь | 1 неделя |
2 | Гласные звуки. Гласный звук [о], буква Оо Письмо прямых коротких линий. | 2 неделя | |
3 | Гласный звук [и], буква Ии Копируй, повторяй. | 3 неделя | |
4 | Гласный звук [у] , буквы Уу. Игра «Найди букву» | 4 неделя | |
5 | Согласный звук[м,м,], буква Мм. Ознакомление со слоговым строением слова. Повтори, дорисуй. | декабрь | 1 неделя |
6 | Ознакомление со звуковым строением слова: гласные и согласные звуки. Согласный звук[н, н,], буква Нн. Ориентировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику» | 2 неделя | |
7 | Согласный звук[к,к,], буква Кк. Штриховка, копирование. | 3 неделя | |
8 | Согласный звук[т,т,], буква Тт. Нарисуй так же. | 4 неделя | |
9 | Согласный звук[п,п,], буква Пп. Буквы. Слоги и слова. Игра «Слова бывают разные» | январь | 1 неделя |
10 | Гласный звук [ы], буква ы. Фонематическая игра. Рисование по точкам. | 2 неделя | |
11 | Согласный звук[х,х,], буква Хх.Ударение. Слияние согласного с гласным. Учимся рисовать. Точки и штрихи | 3 неделя | |
12 | Согласный звук[с,с,], буква Сс. Письмо прямых коротких линий. | февраль | 1 неделя |
13 | Согласный звук[ц], буква Цц. Предложения состоят из слов. Количество слов в предложении. Сливаем слоги. Копируй, повторяй. | 2 неделя | |
14 | Согласный звук[б,б,], буква Бб. Повторение изученного материала. Повтори, дорисуй. | 3 неделя | |
15 | Согласный звук[д.д,], буква Дд. Игры Деда Буквоеда. Ориентировка на линованной бумаге. | март | 1 неделя |
16 | Согласный звук[г.г,], буква Гг. Твёрдые и мягкие согласные. Точки и штрихи. | 2 неделя | |
17 | Согласный звук[в,в,], буква Вв. Ударение в слове. Схема слова. Рисование по точкам. | 3 неделя | |
18 | Согласный звук[ф,ф,], буква Фф. Гласные и согласные звуки. Точки и штрихи. | 4 неделя | |
19 | Согласный звук[ш], буква Шш. Твердые и мягкие согласные звуки. Учимся рисовать. Точки и штрихи. | апрель | 1 неделя |
20 | Согласный звук[ж], буква Жж. Слог и слово. Ориентировка на линованной бумаге. | 2 неделя | |
21 | Согласный звук[л,л,], буква Лл. Деление слов на слоги. Повтори, дорисуй. | 3 неделя | |
22 | Согласный звук[р,р,], буква Рр. Звуковой состав слова. Модели слов. Рисование по точкам. | 4 неделя | |
23 | Согласный звук[ч,], буква Чч. Копируй, повторяй. | май | 1 неделя |
24 | Согласный звук[щ,], буква . ЩщПредложение. Письмо прямых коротких линий. | 2 неделя | |
25 | Гласный звук [э], буква Ээ. Типы предложений. Рисование по точкам. | 3 неделя |
Используемая литература:
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Министерство образования и науки РФ от 20.05.2015г.
- Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. «Моя любимая азбука». М. «Баланс», 2003г.
- Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет.- Ярославль: Академия развития, 2006.
- Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. М.:ВАКО, 2006
- Степанова О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе.- М: ТЦСфера, 2003
- Ленвитас Г.Г.Нестандартные задачи по математике в первом классе. – М.: Илекса, 2004.
- .Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике М.:Просвещение, 1989
- С. И. Волкова. Альбом по математике и конструированию 1 класс. – М.: Просвещение, 1995
- «Подготовки руки к письму»; Прохорова Г.А., ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2008 г
- «Учимся писать», рабочая тетрадь; Гаврина С.Е. и др., ЗАО «РОССМЭН-ПРЕСС», 2008 г.
- Н.Г.Салмина, А.О.Глебова «Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи». Москва: Вентана-Граф. 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование в "Школе раннего развития" ( подготовка к школе)
Календарно-тематическое планирование занятий по подготовке к школе....
тренинг детско-родительских взаимоотношений в рамках работы по преемственности между дошкольной и школьной ступенью обучения и психологической подготовки к школе "Школа нашими глазами"
Работа с детско-родительскими группами в технике коллажа...
Логопедическая школа для родителей (ЛШР). Подготовка к школе.
Материалы нашей школы ЛШР могут быть интересны другим родителям. В данной презентации о том, на что необходимо обратить внимание при подготовке к школе....
Статья для родителей подготовительной к школе группы на тему "Подготовка к школе"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему: "Подготовка к школе". Эту информацию можно использовать на родительском собрании или в качестве консультации в родительский уголок ...
Проект "Мы идем в школу" подготовка к школе родителей будущих первоклассников
Традиционно очень много усилий затрачивается на то, чтобы подготовить к школе детей. Проводятся занятия в детском саду, организуются подкурсы при школах. Но готовить к школе нужно не только детей, но ...
Скоро в школу! Подготовка к школе.
quot;... психологическая готовность к школе - это как снежный ком. Все о ней слышали,а что это такое, толком никто не представляет. Вот с арифметикой или чтением всекуда проще- ...
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи, изображение №1
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи...