Маленькая дверь в большой мир загадок
учебно-методический материал на тему

Прокопьева Светлана Алексеевна

публикация статьи «Маленькая дверь в большой мир загадок», сборник «Педагогический потенциал» материалы  I  Международной научно-практической конференции стр. 303.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prokopeva_svetlana_alekseevna.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ    

Материалы I Международной научно-практической конференции      

11 июля 2017 г.  

Прокопьева Светлана Алексеевна,

воспитатель,

МБДОУ д/с № 39 «Теремок»,

г. Канск, Красноярский край  

Маленькая дверь в большой мир загадок

Загадки принято считать необходимым атрибутом дошкольного детства. Она обладает многими ценными качествами так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Сама природа загадки, ее назначение требуют от разгадывающего особенно вдумчивого отношения к языковой форме: словарю, морфологии, синтаксису. В основе разных загадок лежат различные механизмы, которые помогают развить как образное, так и отвлеченное мышление. Ими определяются типы логических задач и характер мыслительных операций при отгадывании. Логическая задача в загадке облечена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому она особенно привлекательная. И построение загадки, и ее лексика собирают внимание слушающего, вызывают интерес к задаче. Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Загадка "доставляет уму ребенка полезное упражнение" (К.Д. Ушинский). Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей его умственные силы. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, привычку глубже осмыслить мир. А чтобы отгадать загадку нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явление, мысленно их расчленять, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Загадки побуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию, требуют активной работы мысли, поиска, что является обязательным условием успешной познавательной деятельности. Занимательная форма загадок делает учение ненавязчивым, интересным. Поэтому загадка может служить эффективным педагогическим средством в первоначальном обучении детей. Разнообразны цели применения загадок в педагогической работе во всех возрастных группах: они используются как прием, побуждающий ребят к приобретению знаний, обостряющий их наблюдательность, повышающий интерес, дающий толчок к приобретению знаний. Работа, ограниченная только пересказом загадок и сообщением отгадок, не позволяет в полной мере задействовать их развивающие возможности, исходя из этого она должна проводится систематически. Поэтому я взяла тему: «Маленькая дверь в большой мир загадок». Тематика загадок очень разнообразна, поэтому я выделила такие группы загадок:

1. Загадки-описание, в которых приводятся простая совокупность признаков и характерные для загаданного предмета действия.

2. Загадки, содержание ключевой признак, свойственный только данному объекту.

3. Загадки, в которых описание даётся через отрицание.

4. Загадки, в тексте которых содержатся разного рода подсказки.

5. Загадки, содержание которых не несёт прямого указания на загаданный предмет (загадки, построенные с использованием сравнений, метафор).

6. Загадки, отражающие изменение загаданного объекта со временем.

7. Загадки, имеющие несколько отгадок.

8. Загадки-шутки.

9. Загадки-задачи.

10. Рисунки-загадки.

Каждая группа в зависимости от их тематики содержит широкий круг сведений об окружающем, быте и т.д. Учитывая конкретный характер мышления детей, их образное и наглядное восприятие, на начальном этапе работе с загадкой я отбирала те загадки, в которых предмет нарисован яркими красками, выделены его характерные признаки (цвет, форма, размер, функции). Некоторые загадки дети не могли отгадать из-за отсутствия жизненного опыта, так как не знали, не видели тех предметов и явлений о которых идёт речь о загадках. Приходилось наблюдать рассматривать на картинках, много сравнивать, анализировать, но всё-таки оставались загадки, которые были неразгаданные. Здесь мне помогли труды писателей, педагогов, фольклористов: О.И. Капицы, К.И. Чуковского, К.Д. Ушинского, Г.С. Виноградова. Также использовала элементы игровой технологии, технологии индивидуального обучения и технологии личностно-ориентированного обучения. Но проблем было ещё много и поэтому я привлекала к сотрудничеству родителей. Изготовила стенд, где помещала подборку консультаций, как правильно работать с загадкой. Проводила индивидуальные беседы. Собирались с родителями и детьми за чашкой чая: В гостях у «бабушки Загадушки». Делала выставку детских работ: «Мои первые самостоятельные загадки». Проводила вечера развлечения совместно с родителями. Рассматривая загадку как средство развития речи и мышления детей, я знакомила детей со стихотворениями-загадками, в которых обращала внимание на многозначимость слов, приучила детей более пристально вглядываться в каждое слово и вдумываться в его смысл. Помимо обогащения и уточнения словаря ребенка, эти загадки вызывали большой интерес, так как в простых словах, давно знакомых и понятных заключена тайна, и её можно разгадать. Использовала загадки как подсобный материал для простейших логических упражнений на классификацию, группировку, обобщение, сравнение. В словаре дошкольника слова, обозначающие родовые понятия (цветы, посуда и т.п.) и видовые (чашка и т.п.) существуют как бы параллельно. Ребенок не видит между ними связи, так как не может делать обобщение. Хотя у детей старшего дошкольного возраста довольно большой словарный запас, но знакомые предметы и явления не всегда осознаются ими в системе взаимосвязи, они не умеют пользоваться такими приемами мышления как сравнение, обобщение, группировка. На материале загадок о животных и насекомых проводила логические упражнения на группировку: «Кто лишний и почему?». Отгадав загадки, дети должны отдельно назвать зверей, отдельно – насекомых. Такие упражнения развивают речь детей, формируют навыки построения предложения, развивают наблюдательность. И здесь большую помощь мне оказали картинки. Загадки использовала для составления словосочетаний. Отгадав загадку о пиле, топоре дети отвечали на вопросы: Что делали этим предметом? При составлении предложения широко использовала загадки со словами-отгадками, с которыми составляли предложения. (Отгадайте это кто ходит в костяном пальто?)

Многие загадки строятся на основе метафор, гипербол, сравнений. Их трудно разгадать, выстраивая рассуждения. Чтобы все это решить, использую такие игры:  

1. Выбери рисунок.

2. Нарисуй отгадку.

3. Слушай и рисуй.

4. Небылицы.

Когда ребята научились работать с загадкой (отгадывать), используя полученные знания, сами стали составлять загадки. В результате работы над загадкой повысился интеллектуальный уровень детей, отмечается высокий уровень познавательных процессов. Своим опытом работы делилась с коллегами детского сада, родителями. Начиная работу над загадкой с детьми раннего возраста, можно увидеть динамику роста познавательных процессов, что помогает в дальнейшем дошкольникам в обучении в школе.

Список литературы:

1. Бахтин В. «Рассказы о фольклоре», Ленинград, Детская литература, 1988.

2. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки». - М., «Просвещение», 1985.

3. Круглов Ю.Г. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки». - М., «Просвещение», 1990.

4. Морохин В.Н. «Малые жанры русского фольклора хрестоматия» - М., «Высшая школа», 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Маленькими шагами в большой мир"

Доклад об экологическом воспитании дошкольников, его значениии, формах проведения, темах наблюдений....

театрализованное представление детей "Маленький гном и большие дела

Маленький гном совершал добрые дела, помогая всем, кто встречался у него на пути....

"Маленький Человек и Большой мир"

Это удивительный исследовательский проект маленьких детей, которые в столь раннем возрасте задумались над большими проблемами.В своей работе они отобразили  мечту о том, что же нужно для того, чт...

Проект «Я маленький гражданин своей большой Родины»

Проект«Я маленький гражданин своей большой Родины» Проблема: «Современные подходы к организации социального воспитания и развития детей в условиях дошкольной образовательной группы. Г...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему «Маленькая дверь в большой мир транспорта-

Цель:          Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Задачи:·       Упражнять в умении классифи...

маленькая дверь в большой мир загадок

статья роль загадок в развитии речи дошкольников...

«Книги-маленькая дверь в большой мир»

Материал предназначен для родителей и воспитателей детского сада. Автор подчеркнула важность чтения ,пользу книг в развитии детей дошкольного возраста....