ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Читалочка»: Воспитание правильного произношения для детей 4-5лет
рабочая программа по обучению грамоте (средняя группа) на тему

Мамонтова Людмила Николаевна

Данная   программа является   курсом по развитию звуковой культуры речи детей 4-5 лет. Программа включает проведение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, игры и упражнения для развития дыхания, фонематического слуха. В программе представлено практическое овладение  грамматическими категориями  на основе игр и упражнений ( с учетом речевого онтогенеза).  В систему занятий программы внесены  кинезиологические упражнения. Настоящая программа разработана  на основе пособия М. Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения» и педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет».     

   Программа предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

МАОУ «Прогимназия № 81 » г. Сыктывкара.

(МАОУ Прогимназия № 81)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  

«Читалочка»:

Воспитание правильного произношения для детей 4-5лет

C:\Users\Инфцентр\Desktop\medium_45433.jpg

Составитель:

Мамонтова Л.Н.,

воспитатель дошкольных групп

 1квалификационной категории

Сыктывкар

2016 г.

Аннотация

    Данная   программа является   курсом по развитию звуковой культуры речи детей 4-5 лет. Программа включает проведение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, игры и упражнения для развития дыхания, фонематического слуха. В программе представлено практическое овладение  грамматическими категориями  на основе игр и упражнений ( с учетом речевого онтогенеза).  В систему занятий программы внесены  кинезиологические упражнения. Настоящая программа разработана  на основе пособия М. Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения» и педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет».      

   Программа предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Составитель

Мамонтова Л.Н.,

воспитатель дошкольных групп

 1квалификационной категории

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………………………….…..4

2. Методическое обеспечение и условия реализации программы………......................................................................................7

3. Планируемые результаты освоения программы…………………….8

4.Учебно-тематический план………………………………..………..…9

5.Календарно-тематическое планирование………………..………….10    

6. Формы работы с родителями………………………………………..16  

7.Заключение………………………………………………………..…..17

8. Список литературы………………………………………………..…18

9. Приложение……………………………………………………….….17

                                           1. Пояснительная записка

   Дополнительная общеразвивающая программа (далее Программа) – нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС дошкольного образования. Программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей среднего дошкольного возраста педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС).

    Данная рабочая программа является нормативно-управленческим документом МАОУ «Прогимназия № 81», характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.      Усвоение правильного произношения звуков во многом обусловлено сохранностью речедвигательного анализатора. Тем не менее на начальном этапе часто наблюдается неустойчивость артикуляции звуков при произнесении слов ребенком. Характерно использование звуков -«заместителей» (субститутов). При активной речевой практике происходит постепенный переход к правильному произношению большинства звуков.

Успешное овладение звуковой стороной речи обеспечивается полноценным развитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, способностью ребенка к подражанию, благоприятной речевой средой.

 К пяти годам дети должны овладеть произношением всех звуков речи, допускается в единичных случаях неправильное произношение трудных по артикуляции звуков позднего онтогенеза. В этом возрасте у детей формируется способность не только критически оценивать недостатки своей речи, но и реагировать на них.

Но практика и проведение мониторинга по речевому развитию показывают, что многие дети даже и семи годам имеют речевые нарушения. Не все дети имеют возможность заниматься с логопедом. Так как дошкольный  возраст   является наиболее сензитивным для развития  разнообразных способностей ребенка, необходимо максимально использовать это  время  для формирования произносительной стороны речи  и  фонематического слуха. Дополнительная развивающая программа  опирается на  психолого-педагогическую характеристику детей 4-5 лет и особенности фонетической стороны их речи. А так же строится с учётом задач воспитания звуковой культуры речи дошкольников.

 На  занятиях организуются совместные игры дошкольников, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

      Настоящая программа разработана  на основе пособия М. Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения» и педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет».      

Цель программы: совершенствование произносительной речи дошкольников.

Задачи:

  • Развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Развитие  подвижности артикуляционного аппарата;
  • Развитие звуковой культуры речи;
  • Развитие речевого дыхания;
  • Развитие грамматического строя устной речи;
  • Обогащение словарного запаса.

   Основной формой реализации данной программы являются подгрупповые занятия 6-8человек. Содержание  занятий включает  знакомство со звуком,  уточнение  и закрепление произношения звука. Дети знакомятся с понятием «звук», «слог». Количество слогов в слове определяется представлением о длинных и коротких словах.

   Большое внимание уделяется отработке движений языка, поэтому в этап каждого занятия включена артикуляционная гимнастика с использованием упражнений биоэнергопластики. (Приложение 1) Биоэнергопластика в этом случае  – это содружественное взаимодействие кистей рук и органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. (Приложение2)  Игровые упражнения на развитие речевого дыхания  проводятся  с применением дидактических пособий, произнесением фраз из четырёх-пяти слов  на одном выдохе.  В работе по развитию фонематического слуха проводятся такие игры как «Будь внимателен», «Эхо», «Не ошибись». Во время занятий используются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из 3—4 гласных звуков, слогов.

В программе отрабатываются звуки: Н,Т,Д,К,Г,Х,Ы,С,Сь,З,ЗЬ,Ц.

  Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме.

 Вводится цветовая символика: красные-гласные в образе звуковичков (Приложение 3).Задания по развитию графо-моторных навыков  проводятся на индивидуальных карточках простыми, цветными карандашами.

     Работа  над словарем носит выборочный характер, в нее входят накопление и уточнение слов (существительных и прилагательных), имеющих уменьшительно-ласкательное значение, понимание и правильное употребление в речи приставочных глаголов; практическое накопление родственных слов, практическое ознакомление со словами, имеющими противоположное значение. В программу включена серия занятий по развитию связной речи.

 Программа включает системное проведение кинезиологических упражнений по А.Л. Сиротюк « Обучение детей с учетом психофизиологии», адаптированных для детей дошкольного возраста.(Приложение 4) Упражнения на развитие мелкой моторики проводятся с использованием су-джок шариков.(Приложение 5).

Основные методы обучения: наглядно-демонстрационные, игровые, словесные.

Программа рассчитана на 30 ч в год (1 ч в неделю) продолжительностью не более 20 минут. Занятия проводятся с октября  по апрель включительно.

Направленность программы: речевое развитие.

2.Методическое обеспечение и условия реализации Программы

  1. Информационно-методические условия:

-нормативно-правовые документы:

-Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года,

-Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196;

-Порядком организации осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённого приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 г. №1008;  

-требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом  Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

-Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 4 апреля 2014 года),

Методические материалы:

 - педагогическая технология Е. В Колесниковой по  обучению грамоте;

 -разработка пальчиковых игр с речевым сопровождением для су-джок шаров;

 -картотека грамматических игр для детей среднего дошкольного возраста;

- сюжетные комплексы артикуляционных гимнастик; -  адаптированный комплекс  кинезиологических упражнений.

2. Материально-технические условия:

-хорошо освещенное, проветриваемое и отапливаемое просторное помещение;

-стационарная аппаратура,  детская мебель.

-  магнитная доска и комплект материала к ней;

- наборное полотно;

- пальчиковый бассейн;

- дыхательные тренажеры;

- шарики су-джок. 

 3.Организационное обеспечение:

 -необходимый контингент воспитанников;

 -утвержденное расписание занятий.

  1. Планируемые результаты освоения воспитанниками содержания программы:

     -  различение детьми  понятий «звук», « слово»  на практическом уровне;      

     -   умение выделять заданный звук среди других звуков и в словах;

     -   умение подбирать слова на заданный звук;

     -  умение правильно воспроизводить серию заданных слогов из 2-3 цепочек;

     - выполние артикуляционных игровых упражнения без зрительной основы. 

    

  1. Учебно-тематический план

Раздел курса

Кол-во часов

Содержание

1

Произношение

Артикуляционная гимнастика с упражнениями биоэнергопластики. Уточнение и закрепление произношения звука.  Развитие речевого дыхания. Развитие силы голоса. Развитие фонематического слуха.

2

Грамматика

Практическое овладение  грамматическими категориями  на основе игр и упражнений ( с учетом речевого онтогенеза).

3

               Лексика

Уточнение понимания значений  слов. Освоение обобщающих значений. Развитие активного словаря.

4

Связная речь

 Составление рассказа по картинке.  Составление предложений по картинке.

5

Развитие мелкой моторики

Су-джок–самомассаж. Кинезиологические упражнения.  Рисование  разнообразных линий и фигур.  Пальчиковые игры.

Итого: часов

30

  1. Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Работа над звуками

Развитие фонематического слуха.

Развитие грамматического строя речи. Развитие связной речи.

Игры на развитие речевого дыхания, силы голоса

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

1

Звук А

Закрепление представлений об органах артикуляционного аппарата.

Д/у «Эхо» на материале гласных звуков.

Повторение звуковых цепочек из трех звуков.

Д/и «Назови лаского». Употребление сущ. Ед.числа с ум.-ласкат суффиксом. Рассматривание картины «Бабушка и котенок».

«Накорми котенка» (задувание ватного шарика в ворота»

Рисование прямых вертикальных линий .Д/У « Дорисуй воду из душа мышке».

2

Звук У

Д/у «Эхо» на материале гласных звуков.

Д/у «Будь внимателен»

Д/и «Один-много». Употребление сущ. мн.числа сущ.

«Кто? Что?» представление о неодушевленности и одушевленности.

««Разноцветные бабочки»

Рисование по точкам прямоугольника.

3

Звук И

Д/у «Эхо» на материале гласных .

Повторение звуковых цепочек из трех звуков.

Д/и «Назови лаского».Употребление сущ. Ед.числа с ум.-ласкат суффиксом.

Составление рассказа по картине  «Соня и спаниель в осеннем парке».

«Весёлые вертушки».

Рисование по точкам прямоугольника. Прямые вертикальные линии.

4

Звук О

Д/у «Эхо» на материале гласных .

Повторение звуковых цепочек из четырех  звуков.

Согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных От существительных  (сок из апельсина-апельсиновый)

«Горячий чай».

Рисование овала «Шар на ниточке»(Зан.13  по Колесниковой)

5

Звук Н

Уточнение произношения звука

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов.

Образование относительных прил. От существительных  (сок из апельсина-апельсиновый)

Д/у « Лошадки»

Су-джок–самомассажи игра.

6

Звук Н

Д/у «Короткие и длинные слова». Деление слов на слоги.

Образование и употребление сущ. Ед. числа, названий детенышей животных.

«Весёлые вертушки».

Кинезиологические упражнения.

7

Звук Т

Четкое  произношения звука в речи.

Д/у «Рифмовочки»

Преобразование сущ. В им. П.ед.числа во множ. Число род. падежа.

Упражнение « Отклоняющаяся полоска»

Кинезиологические упражнения.

Су-джок–самомассаж и игра.

8

Звук Т

 Уточнение произношения звука.

Д/у «Будь внимателен»

Согласование прилагательных с  сущ. по родам Д/И «Какой,какое, какая,какие?».

« Кто спрятался в норке?» (раздувание тонких полосок).

Кинезиологические упражнения.

9

Звук Д

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков .

Составление рассказа «Мишка» по серии картинок.

«Паша маленький. Ему два годика. Бабушка и дедушка купили Паше мишку. Мишка большой, плюшевый. У Паши есть машина. Паша катает мишку на машине»

 

Упр. « Ныряльщики»

Су-джок–самомассаж и игры. Кинезиологические упражнения.

10

Звук Д

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков .

Д/у «Будь внимателен»

Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам

«Весёлые вертушки».

Кинезиологические упражнения. Су-джок–самомассаж и игра.

11

Звук Д

Д/у «Рифмовочки»

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов.

Образование  сущ. - названий детенышей животных и птиц во множественном  числе.

Упражнени «Задуй свечу»

Кинезиологические упражнения.

Су-джок–самомассаж и игра.

12

Звук К

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков,слогов, слов.

Образование относительных прил. От существительных  , называющих материал, из которого сделан предмет(стакан из стекла- стеклянный)

Игра «Горячий чай»

Кинезиологические упражнения.

13

Звук К

Д/у «Рифмовочки» Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов.

Согласование числительных  с существительными; совершенствование навыка счета в пределах 5.

Игра «Загони мяч в ворота»

Кинезиологические упражнения. Су-джок–самомассаж.

14

Звук К

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков,слогов, слов.

Различение и употребление предлогов ИЗ, ИЗ-ЗА.

Игра «Бабочка, лети»

Кинезиологические упражнения.

15

Звук Г

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков . Д/у «Будь внимателен»

Подбор глаголов к существительным,  и их согласование; 

«Громкий паровоз» (с пузырьками)

Кинезиологические упражнения.

16

Звук Г

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков .

Различение и употребление предлогов ИЗ,ИЗ-ЗА.

«Назови картинки» (называние 5 картинок на одном выдохе).

Кинезиологические упражнения. Су-джок–самомассаж.

17

Звук Х

Д/у «Рифмовочки» Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов.

Согласование числительных  с существительными; совершенствование навыка счета в пределах 5.

«Повтори предложение»

Кинезиологические упражнения.

18

Звук Х

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков  слогов, слов. Д/у «Будь внимателен»

Употребление существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят.

«Мой веселый звонкий мяч»

Кинезиологические упражнения. Су-джок–самомассаж и игра.

19

Звук Ы

Д/у «Эхо» на материале гласных звуков .

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Кинезиологические упражнения.

20

Звук Ы

Д/у «Эхо» на материале гласных звуков .

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Составление предложений.

Кинезиологические упражнения.

21

Звук С

Д/у «Рифмовочки» Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов.

 Д/у «Будь внимателен»

Употребление существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят; в

Упр. «Насос»

Кинезиологические упражнения Су-джок–самомассаж и игра.

22

Звук С

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков .

Согласование числительных  с существительными; совершенствование навыка счета в пределах 5.

Упр. «Насос»

Кинезиологические упражнения

23

Звук С

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов.

Составление предложений по картинкам.

Упр. «Насос»

Кинезиологические упражнения Су-джок–самомассаж.

24

Звук Сь

Уточнение произношения звука или вызывание по подражанию.

Употребление существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят; в

Кинезиологические упражнения

25

Звук Сь

Четкое произношение звуков в словах разной слоговой структуры.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

« Что

Свистит?»

Кинезиологические упражнения .Су-джок–самомассаж и игра.

26

Звук З

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков,слогов, слов.

Согласование числительных  с существительными; совершенствование навыка счета в пределах 5.

Кинезиологические упражнения

27

Звук З

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков,слогов, слов.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Кинезиологические упражнения

28

Звук Зь

Уточнение произношения звука или вызывание по подражанию.

 Д/у «Угадай, какой комар звенит»

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Кинезиологические упражнения

29

Звук Ц

Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов; « Тихо- громко».

Чтение А. Максаков «Цыпленок Цып».

Кинезиологические упражнения

30

Гласные и согласные звуки

Составление предложений по картинкам.

Кинезиологические упражнения

  1. Формы работы с родителями

  1. Индивидуальные беседы по темам : «Речевая активность ребенка на занятии», « Выполнение ребенком самостоятельных заданий в ходе занятия», « Уровень развития мелкой моторики»,»
  2. Родительское собрание:  показ разных видов деятельности, используемых при проведении развивающих занятий по данной программе.
  3. Фото-презетация,  фото-выставка.
  4.  Индивидуальные карточки с речевым материалом по заучиванию стихов.
  5. Информационные листы по теме : « Развивающая кинезиология», « Су-джок- игры с речевым сопровождением». (Приложение 6)

6.Заключение

   Воспитание звуковой культуры речи – одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

    Показателями звуковой культуры речи являются непосредственно фонетическая и орфоэпическая правильность речи, четкая дикция и интонационная выразительность. В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух.

     Работа  по программе «Читалочка»: воспитание правильного произношения» ведется в двух направлениях: развитие речедвигательного аппарата и развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, ритмический слух). Систематическое проведение артикуляционной гимнастики способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию его силы и дифференцированности движений.  Воспитателям рекомендуется глубже познакомиться с методикой проведения артикуляционной гимнастики и  ввести ее в свою практическую деятельность по развитию речи дошкольников.

   Работа по осознанию звуковой стороны слова с детьми младшего дошкольного возраста воспитывает умение выделять отдельные звуки из слова, способствуя тем самым развитию фонематического слуха.

   Таким образом, проводя систематические и последовательные занятия по отработке  звуков, осуществляется работа по подготовке детей к обучению грамоте.

7.Список литературы

  1. Колесникова Е. В. Раз-словечко, два-словечко. Рабочая тетрадь для 4-5 лет. – Издательство «Ювента», 2009.
  2. Колесникова Е. В.   От звука к букве. 4-5 лет. – Издательство «Ювента», 2009.
  3. Косинова Е.М. Уроки логопеда.Игры для развития речи. «Эксмо», 2004.
  4.  Лопухина И. С. Речь. Ритм. Движение.- СПб -2004.
  5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.
  6. ФомичеваМ.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.-М.: Просвещение, 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание правильного произношения у детей дошкольного возраста

Практический материал по развитию правильного звукопроизношения у дошкольников...

Методика воспитания правильного произношения у детей – дошкольников.

          Руководство формирования детской речи.  Младшему дошкольнику в связи с его возрастными особенностями свойственно, косноязычие. Неудивительно, если р...

Воспитание правильного произношения у детей дошкольного возраста, через дидактические игры.

Цель работы: изучение особенностей правильного произношения у детей дошкольного возраста, через дидактические игры. Задачи: Проанализировать: Психолого-педагогическую литературу по проблеме ис...

Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот» для детей 4-5лет

Реализация Программы осуществляется в рамках основной образовательной программы ДОУ на бесплатной основе.Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает нравственно-патриотическо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Читалочка»

За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на...

Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот» для детей 4-5лет

Дополнительная общеразвивающаяпрограмма по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот»для детей 4-5лет...

Конспект занятия по ЗКР в старшей группе "Воспитание правильного произношения звука "Щ" в активной речи детей".

Конспект занятия по ЗКР в старшей группе "Воспитание правильного произношения звука "щ" в активной речи детей....