ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Читалочка»: Воспитание правильного произношения для детей 4-5лет
рабочая программа по обучению грамоте (средняя группа) на тему
Данная программа является курсом по развитию звуковой культуры речи детей 4-5 лет. Программа включает проведение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, игры и упражнения для развития дыхания, фонематического слуха. В программе представлено практическое овладение грамматическими категориями на основе игр и упражнений ( с учетом речевого онтогенеза). В систему занятий программы внесены кинезиологические упражнения. Настоящая программа разработана на основе пособия М. Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения» и педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет».
Программа предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshcherazvivayushchaya_programma_po_formirovaniyu_pravilnogo_proiznosheniya.docx | 124.22 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
МАОУ «Прогимназия № 81 » г. Сыктывкара.
(МАОУ Прогимназия № 81)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Читалочка»:
Воспитание правильного произношения для детей 4-5лет
Составитель:
Мамонтова Л.Н.,
воспитатель дошкольных групп
1квалификационной категории
Сыктывкар
2016 г.
Аннотация
Данная программа является курсом по развитию звуковой культуры речи детей 4-5 лет. Программа включает проведение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, игры и упражнения для развития дыхания, фонематического слуха. В программе представлено практическое овладение грамматическими категориями на основе игр и упражнений ( с учетом речевого онтогенеза). В систему занятий программы внесены кинезиологические упражнения. Настоящая программа разработана на основе пособия М. Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения» и педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет».
Программа предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Составитель
Мамонтова Л.Н.,
воспитатель дошкольных групп
1квалификационной категории
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………….…..4
2. Методическое обеспечение и условия реализации программы………......................................................................................7
3. Планируемые результаты освоения программы…………………….8
4.Учебно-тематический план………………………………..………..…9
5.Календарно-тематическое планирование………………..………….10
6. Формы работы с родителями………………………………………..16
7.Заключение………………………………………………………..…..17
8. Список литературы………………………………………………..…18
9. Приложение……………………………………………………….….17
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа (далее Программа) – нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС дошкольного образования. Программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей среднего дошкольного возраста педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС).
Данная рабочая программа является нормативно-управленческим документом МАОУ «Прогимназия № 81», характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя.
Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности. Усвоение правильного произношения звуков во многом обусловлено сохранностью речедвигательного анализатора. Тем не менее на начальном этапе часто наблюдается неустойчивость артикуляции звуков при произнесении слов ребенком. Характерно использование звуков -«заместителей» (субститутов). При активной речевой практике происходит постепенный переход к правильному произношению большинства звуков.
Успешное овладение звуковой стороной речи обеспечивается полноценным развитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, способностью ребенка к подражанию, благоприятной речевой средой.
К пяти годам дети должны овладеть произношением всех звуков речи, допускается в единичных случаях неправильное произношение трудных по артикуляции звуков позднего онтогенеза. В этом возрасте у детей формируется способность не только критически оценивать недостатки своей речи, но и реагировать на них.
Но практика и проведение мониторинга по речевому развитию показывают, что многие дети даже и семи годам имеют речевые нарушения. Не все дети имеют возможность заниматься с логопедом. Так как дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития разнообразных способностей ребенка, необходимо максимально использовать это время для формирования произносительной стороны речи и фонематического слуха. Дополнительная развивающая программа опирается на психолого-педагогическую характеристику детей 4-5 лет и особенности фонетической стороны их речи. А так же строится с учётом задач воспитания звуковой культуры речи дошкольников.
На занятиях организуются совместные игры дошкольников, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.
Настоящая программа разработана на основе пособия М. Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения» и педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет».
Цель программы: совершенствование произносительной речи дошкольников.
Задачи:
- Развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов;
- Развитие фонематического слуха;
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата;
- Развитие звуковой культуры речи;
- Развитие речевого дыхания;
- Развитие грамматического строя устной речи;
- Обогащение словарного запаса.
Основной формой реализации данной программы являются подгрупповые занятия 6-8человек. Содержание занятий включает знакомство со звуком, уточнение и закрепление произношения звука. Дети знакомятся с понятием «звук», «слог». Количество слогов в слове определяется представлением о длинных и коротких словах.
Большое внимание уделяется отработке движений языка, поэтому в этап каждого занятия включена артикуляционная гимнастика с использованием упражнений биоэнергопластики. (Приложение 1) Биоэнергопластика в этом случае – это содружественное взаимодействие кистей рук и органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. (Приложение2) Игровые упражнения на развитие речевого дыхания проводятся с применением дидактических пособий, произнесением фраз из четырёх-пяти слов на одном выдохе. В работе по развитию фонематического слуха проводятся такие игры как «Будь внимателен», «Эхо», «Не ошибись». Во время занятий используются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из 3—4 гласных звуков, слогов.
В программе отрабатываются звуки: Н,Т,Д,К,Г,Х,Ы,С,Сь,З,ЗЬ,Ц.
Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме.
Вводится цветовая символика: красные-гласные в образе звуковичков (Приложение 3).Задания по развитию графо-моторных навыков проводятся на индивидуальных карточках простыми, цветными карандашами.
Работа над словарем носит выборочный характер, в нее входят накопление и уточнение слов (существительных и прилагательных), имеющих уменьшительно-ласкательное значение, понимание и правильное употребление в речи приставочных глаголов; практическое накопление родственных слов, практическое ознакомление со словами, имеющими противоположное значение. В программу включена серия занятий по развитию связной речи.
Программа включает системное проведение кинезиологических упражнений по А.Л. Сиротюк « Обучение детей с учетом психофизиологии», адаптированных для детей дошкольного возраста.(Приложение 4) Упражнения на развитие мелкой моторики проводятся с использованием су-джок шариков.(Приложение 5).
Основные методы обучения: наглядно-демонстрационные, игровые, словесные.
Программа рассчитана на 30 ч в год (1 ч в неделю) продолжительностью не более 20 минут. Занятия проводятся с октября по апрель включительно.
Направленность программы: речевое развитие.
2.Методическое обеспечение и условия реализации Программы
- Информационно-методические условия:
-нормативно-правовые документы:
-Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года,
-Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196;
-Порядком организации осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённого приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 г. №1008;
-требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
-Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 4 апреля 2014 года),
Методические материалы:
- педагогическая технология Е. В Колесниковой по обучению грамоте;
-разработка пальчиковых игр с речевым сопровождением для су-джок шаров;
-картотека грамматических игр для детей среднего дошкольного возраста;
- сюжетные комплексы артикуляционных гимнастик; - адаптированный комплекс кинезиологических упражнений.
2. Материально-технические условия:
-хорошо освещенное, проветриваемое и отапливаемое просторное помещение;
-стационарная аппаратура, детская мебель.
- магнитная доска и комплект материала к ней;
- наборное полотно;
- пальчиковый бассейн;
- дыхательные тренажеры;
- шарики су-джок.
3.Организационное обеспечение:
-необходимый контингент воспитанников;
-утвержденное расписание занятий.
- Планируемые результаты освоения воспитанниками содержания программы:
- различение детьми понятий «звук», « слово» на практическом уровне;
- умение выделять заданный звук среди других звуков и в словах;
- умение подбирать слова на заданный звук;
- умение правильно воспроизводить серию заданных слогов из 2-3 цепочек;
- выполние артикуляционных игровых упражнения без зрительной основы.
- Учебно-тематический план
№ | Раздел курса | Кол-во часов | Содержание |
1 | Произношение | Артикуляционная гимнастика с упражнениями биоэнергопластики. Уточнение и закрепление произношения звука. Развитие речевого дыхания. Развитие силы голоса. Развитие фонематического слуха. | |
2 | Грамматика | Практическое овладение грамматическими категориями на основе игр и упражнений ( с учетом речевого онтогенеза). | |
3 | Лексика | Уточнение понимания значений слов. Освоение обобщающих значений. Развитие активного словаря. | |
4 | Связная речь | Составление рассказа по картинке. Составление предложений по картинке. | |
5 | Развитие мелкой моторики | Су-джок–самомассаж. Кинезиологические упражнения. Рисование разнообразных линий и фигур. Пальчиковые игры. | |
Итого: часов | 30 |
- Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Работа над звуками | Развитие фонематического слуха. | Развитие грамматического строя речи. Развитие связной речи. | Игры на развитие речевого дыхания, силы голоса | Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков |
1 | Звук А | Закрепление представлений об органах артикуляционного аппарата. Д/у «Эхо» на материале гласных звуков. Повторение звуковых цепочек из трех звуков. | Д/и «Назови лаского». Употребление сущ. Ед.числа с ум.-ласкат суффиксом. Рассматривание картины «Бабушка и котенок». | «Накорми котенка» (задувание ватного шарика в ворота» | Рисование прямых вертикальных линий .Д/У « Дорисуй воду из душа мышке». |
2 | Звук У | Д/у «Эхо» на материале гласных звуков. Д/у «Будь внимателен» | Д/и «Один-много». Употребление сущ. мн.числа сущ. «Кто? Что?» представление о неодушевленности и одушевленности. | ««Разноцветные бабочки» | Рисование по точкам прямоугольника. |
3 | Звук И | Д/у «Эхо» на материале гласных . Повторение звуковых цепочек из трех звуков. | Д/и «Назови лаского».Употребление сущ. Ед.числа с ум.-ласкат суффиксом. Составление рассказа по картине «Соня и спаниель в осеннем парке». | «Весёлые вертушки». | Рисование по точкам прямоугольника. Прямые вертикальные линии. |
4 | Звук О | Д/у «Эхо» на материале гласных . Повторение звуковых цепочек из четырех звуков. | Согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных От существительных (сок из апельсина-апельсиновый) | «Горячий чай». | Рисование овала «Шар на ниточке»(Зан.13 по Колесниковой) |
5 | Звук Н | Уточнение произношения звука Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов. | Образование относительных прил. От существительных (сок из апельсина-апельсиновый) | Д/у « Лошадки» | Су-джок–самомассажи игра. |
6 | Звук Н | Д/у «Короткие и длинные слова». Деление слов на слоги. | Образование и употребление сущ. Ед. числа, названий детенышей животных. | «Весёлые вертушки». | Кинезиологические упражнения. |
7 | Звук Т | Четкое произношения звука в речи. Д/у «Рифмовочки» | Преобразование сущ. В им. П.ед.числа во множ. Число род. падежа. | Упражнение « Отклоняющаяся полоска» | Кинезиологические упражнения. Су-джок–самомассаж и игра. |
8 | Звук Т | Уточнение произношения звука. Д/у «Будь внимателен» | Согласование прилагательных с сущ. по родам Д/И «Какой,какое, какая,какие?». | « Кто спрятался в норке?» (раздувание тонких полосок). | Кинезиологические упражнения. |
9 | Звук Д | Д/у «Эхо» на материале согласных звуков . | Составление рассказа «Мишка» по серии картинок. «Паша маленький. Ему два годика. Бабушка и дедушка купили Паше мишку. Мишка большой, плюшевый. У Паши есть машина. Паша катает мишку на машине» |
Упр. « Ныряльщики» | Су-джок–самомассаж и игры. Кинезиологические упражнения. |
10 | Звук Д | Д/у «Эхо» на материале согласных звуков . Д/у «Будь внимателен» | Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам | «Весёлые вертушки». | Кинезиологические упражнения. Су-джок–самомассаж и игра. |
11 | Звук Д | Д/у «Рифмовочки» Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов. | Образование сущ. - названий детенышей животных и птиц во множественном числе. | Упражнени «Задуй свечу» | Кинезиологические упражнения. Су-джок–самомассаж и игра. |
12 | Звук К | Д/у «Эхо» на материале согласных звуков,слогов, слов. | Образование относительных прил. От существительных , называющих материал, из которого сделан предмет(стакан из стекла- стеклянный) | Игра «Горячий чай» | Кинезиологические упражнения. |
13 | Звук К | Д/у «Рифмовочки» Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов. | Согласование числительных с существительными; совершенствование навыка счета в пределах 5. | Игра «Загони мяч в ворота» | Кинезиологические упражнения. Су-джок–самомассаж. |
14 | Звук К | Д/у «Эхо» на материале согласных звуков,слогов, слов. | Различение и употребление предлогов ИЗ, ИЗ-ЗА. | Игра «Бабочка, лети» | Кинезиологические упражнения. |
15 | Звук Г | Д/у «Эхо» на материале согласных звуков . Д/у «Будь внимателен» | Подбор глаголов к существительным, и их согласование; | «Громкий паровоз» (с пузырьками) | Кинезиологические упражнения. |
16 | Звук Г | Д/у «Эхо» на материале согласных звуков . | Различение и употребление предлогов ИЗ,ИЗ-ЗА. | «Назови картинки» (называние 5 картинок на одном выдохе). | Кинезиологические упражнения. Су-джок–самомассаж. |
17 | Звук Х | Д/у «Рифмовочки» Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов. | Согласование числительных с существительными; совершенствование навыка счета в пределах 5. | «Повтори предложение» | Кинезиологические упражнения. |
18 | Звук Х | Д/у «Эхо» на материале согласных звуков слогов, слов. Д/у «Будь внимателен» | Употребление существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят. | «Мой веселый звонкий мяч» | Кинезиологические упражнения. Су-джок–самомассаж и игра. |
19 | Звук Ы | Д/у «Эхо» на материале гласных звуков . | Составление предложений по сюжетным картинкам. | Кинезиологические упражнения. | |
20 | Звук Ы | Д/у «Эхо» на материале гласных звуков . | Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Составление предложений. | Кинезиологические упражнения. | |
21 | Звук С | Д/у «Рифмовочки» Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов. Д/у «Будь внимателен» | Употребление существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят; в | Упр. «Насос» | Кинезиологические упражнения Су-джок–самомассаж и игра. |
22 | Звук С | Д/у «Эхо» на материале согласных звуков . | Согласование числительных с существительными; совершенствование навыка счета в пределах 5. | Упр. «Насос» | Кинезиологические упражнения |
23 | Звук С | Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов. | Составление предложений по картинкам. | Упр. «Насос» | Кинезиологические упражнения Су-джок–самомассаж. |
24 | Звук Сь | Уточнение произношения звука или вызывание по подражанию. | Употребление существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят; в | Кинезиологические упражнения | |
25 | Звук Сь | Четкое произношение звуков в словах разной слоговой структуры. | Составление предложений по сюжетным картинкам. | « Что Свистит?» | Кинезиологические упражнения .Су-джок–самомассаж и игра. |
26 | Звук З | Д/у «Эхо» на материале согласных звуков,слогов, слов. | Согласование числительных с существительными; совершенствование навыка счета в пределах 5. | Кинезиологические упражнения | |
27 | Звук З | Д/у «Эхо» на материале согласных звуков,слогов, слов. | Составление предложений по сюжетным картинкам. | Кинезиологические упражнения | |
28 | Звук Зь | Уточнение произношения звука или вызывание по подражанию. Д/у «Угадай, какой комар звенит» | Составление предложений по сюжетным картинкам. | Кинезиологические упражнения | |
29 | Звук Ц | Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов; « Тихо- громко». | Чтение А. Максаков «Цыпленок Цып». | Кинезиологические упражнения | |
30 | Гласные и согласные звуки | Составление предложений по картинкам. | Кинезиологические упражнения |
- Формы работы с родителями
- Индивидуальные беседы по темам : «Речевая активность ребенка на занятии», « Выполнение ребенком самостоятельных заданий в ходе занятия», « Уровень развития мелкой моторики»,»
- Родительское собрание: показ разных видов деятельности, используемых при проведении развивающих занятий по данной программе.
- Фото-презетация, фото-выставка.
- Индивидуальные карточки с речевым материалом по заучиванию стихов.
- Информационные листы по теме : « Развивающая кинезиология», « Су-джок- игры с речевым сопровождением». (Приложение 6)
6.Заключение
Воспитание звуковой культуры речи – одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Показателями звуковой культуры речи являются непосредственно фонетическая и орфоэпическая правильность речи, четкая дикция и интонационная выразительность. В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух.
Работа по программе «Читалочка»: воспитание правильного произношения» ведется в двух направлениях: развитие речедвигательного аппарата и развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, ритмический слух). Систематическое проведение артикуляционной гимнастики способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию его силы и дифференцированности движений. Воспитателям рекомендуется глубже познакомиться с методикой проведения артикуляционной гимнастики и ввести ее в свою практическую деятельность по развитию речи дошкольников.
Работа по осознанию звуковой стороны слова с детьми младшего дошкольного возраста воспитывает умение выделять отдельные звуки из слова, способствуя тем самым развитию фонематического слуха.
Таким образом, проводя систематические и последовательные занятия по отработке звуков, осуществляется работа по подготовке детей к обучению грамоте.
7.Список литературы
- Колесникова Е. В. Раз-словечко, два-словечко. Рабочая тетрадь для 4-5 лет. – Издательство «Ювента», 2009.
- Колесникова Е. В. От звука к букве. 4-5 лет. – Издательство «Ювента», 2009.
- Косинова Е.М. Уроки логопеда.Игры для развития речи. «Эксмо», 2004.
- Лопухина И. С. Речь. Ритм. Движение.- СПб -2004.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.
- ФомичеваМ.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.-М.: Просвещение, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание правильного произношения у детей дошкольного возраста
Практический материал по развитию правильного звукопроизношения у дошкольников...
Методика воспитания правильного произношения у детей – дошкольников.
Руководство формирования детской речи. Младшему дошкольнику в связи с его возрастными особенностями свойственно, косноязычие. Неудивительно, если р...
Воспитание правильного произношения у детей дошкольного возраста, через дидактические игры.
Цель работы: изучение особенностей правильного произношения у детей дошкольного возраста, через дидактические игры. Задачи: Проанализировать: Психолого-педагогическую литературу по проблеме ис...
Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот» для детей 4-5лет
Реализация Программы осуществляется в рамках основной образовательной программы ДОУ на бесплатной основе.Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает нравственно-патриотическо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Читалочка»
За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на...
Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот» для детей 4-5лет
Дополнительная общеразвивающаяпрограмма по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот»для детей 4-5лет...
Конспект занятия по ЗКР в старшей группе "Воспитание правильного произношения звука "Щ" в активной речи детей".
Конспект занятия по ЗКР в старшей группе "Воспитание правильного произношения звука "щ" в активной речи детей....