«Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста как фактор успешного обучения в школе»
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Круглый стол для родителей
«Профилактика дисграфии и дислексии
у детей старшего дошкольного возраста как фактор успешного обучения в школе»
Подготовил: учитель-логопед
Стяпшина Л.Н
С началом школьного обучения к речи детей предъявляются повышенные требования.
Дети с отставанием в речевом развитии допускают при чтении и письме специфические ошибки, которые не связаны с орфографическими правилами, с интеллектуальным развитием ребенка.
Причиной их возникновения является несформированность фонематического слуха и восприятия, лексико-грамматического строя речи, пространственной ориентации.
Некоторые дети с трудом соотносят зрительный образ буквы с ее названием.
Частичное расстройство процессов чтения и письма называется соответственно дислексией и дисграфией.
Что можем сделать родители для профилактики таких нарушений? Прежде всего знать причины возникновения, а также меры предупреждения дисграфии и дислексии.
Специфические ошибки детей и способы их предотвращения.
Ошибки при записи отдельных букв.
- Ребенок не дописывает элемент буквы.
- Добавляет лишний элемент.
- Пишет букву зеркально.
Эти ошибки не связаны с нарушениями звукопроизношения, их причина в несформированности у ребенка пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
Вот некоторые приемы работы по профилактике данных нарушений, которые можно применять с детьми дошкольного возраста.
- Прописывание букв в воздухе.
- Конструирование букв (из палочек, ниток, проволоки, кедровых орехов, крупы, выдавливание в пластилине точками и т. д.).
- Дописывание элементов букв.
- Сравнение смешиваемых букв (В-Р), (Т-Г), (В-З), (Х-К) и др.
- Реконструирование букв: одну превратить в другую (Ы-ЬЪ-Б-В-З…)
- Нахождение спрятавшихся букв (зашумленные рисунки).
- Формирование зрительной памяти (игры «Запоминайка», «Чего не стало?», «Что изменилось?»).
- Закрепление умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (игры «Кто где находится?», «Нарисуй, где скажу», «Лабиринты»), графические диктанты.
Ошибки при записи предложений.
- Ребенок не соблюдает правил записи предложения (нет заглавной буквы, нет точки в конце предложения).
- Слитно пишет слова с предлогами.
- Аграмматизмы при письме. (Нарушение связи слов: изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времени).
Причина ошибок-несформированность лексико-грамматического анализа предложений.
Для профилактики ошибок такого рода используют следующие приемы:
-составление предложений по картинке;
-составление схем предложений с предлогами и без них;
-определение количества слов в предложении (начинать с предложений из двух слов);
-составление предложений из заданного количества слов (двух, трех…);
-словесные упражнения типа «Исправь ошибку», «Доскажи словечко», «Помоги Незнайке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Цель работы: выявить, раскрыть и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе....
«Развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе»
В статье представлен опыт работы с детьми при подготовке к обучению в школе. Автор рассматривает основные аспекты психологической готовности детей к обучению в школе. И предлагает ряд игр и упражнений...
Консультация на тему: «Роль интерактивного оборудования в развитии психических процессов детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих готовность к обучению в школе».
Консультация на тему: «Роль интерактивного оборудования в развитии психических процессов детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих готовность к обучению в школе»....
Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"
Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"...
Консультация для педагогов «Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста как условие успешного обучения в школе»
Существуют два основных фактора определяющие познавательную активность дошкольника как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность взрослого...
«Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе»
Если спросить родителей, хотят ли они, чтобы их дети были самостоятельными, ответ будет только положительным. Если задать этот же вопрос детям, они также ответят утвердительно. Но часто, по разным при...
"Нейропсихологическая коррекция в работе с детьми старшего дошкольного возраста, как залог успешного обучения в школе"
Тема формирования межполушарного взаимодействия особенно актуальна на сегодняшний день. Игры, упражнения, нейротренажеры в своей работе с детьми используют многие специалисты системы образования...