«Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста как фактор успешного обучения в школе»
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Круглый стол для родителей
«Профилактика дисграфии и дислексии
у детей старшего дошкольного возраста как фактор успешного обучения в школе»
Подготовил: учитель-логопед
Стяпшина Л.Н
С началом школьного обучения к речи детей предъявляются повышенные требования.
Дети с отставанием в речевом развитии допускают при чтении и письме специфические ошибки, которые не связаны с орфографическими правилами, с интеллектуальным развитием ребенка.
Причиной их возникновения является несформированность фонематического слуха и восприятия, лексико-грамматического строя речи, пространственной ориентации.
Некоторые дети с трудом соотносят зрительный образ буквы с ее названием.
Частичное расстройство процессов чтения и письма называется соответственно дислексией и дисграфией.
Что можем сделать родители для профилактики таких нарушений? Прежде всего знать причины возникновения, а также меры предупреждения дисграфии и дислексии.
Специфические ошибки детей и способы их предотвращения.
Ошибки при записи отдельных букв.
- Ребенок не дописывает элемент буквы.
- Добавляет лишний элемент.
- Пишет букву зеркально.
Эти ошибки не связаны с нарушениями звукопроизношения, их причина в несформированности у ребенка пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
Вот некоторые приемы работы по профилактике данных нарушений, которые можно применять с детьми дошкольного возраста.
- Прописывание букв в воздухе.
- Конструирование букв (из палочек, ниток, проволоки, кедровых орехов, крупы, выдавливание в пластилине точками и т. д.).
- Дописывание элементов букв.
- Сравнение смешиваемых букв (В-Р), (Т-Г), (В-З), (Х-К) и др.
- Реконструирование букв: одну превратить в другую (Ы-ЬЪ-Б-В-З…)
- Нахождение спрятавшихся букв (зашумленные рисунки).
- Формирование зрительной памяти (игры «Запоминайка», «Чего не стало?», «Что изменилось?»).
- Закрепление умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (игры «Кто где находится?», «Нарисуй, где скажу», «Лабиринты»), графические диктанты.
Ошибки при записи предложений.
- Ребенок не соблюдает правил записи предложения (нет заглавной буквы, нет точки в конце предложения).
- Слитно пишет слова с предлогами.
- Аграмматизмы при письме. (Нарушение связи слов: изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времени).
Причина ошибок-несформированность лексико-грамматического анализа предложений.
Для профилактики ошибок такого рода используют следующие приемы:
-составление предложений по картинке;
-составление схем предложений с предлогами и без них;
-определение количества слов в предложении (начинать с предложений из двух слов);
-составление предложений из заданного количества слов (двух, трех…);
-словесные упражнения типа «Исправь ошибку», «Доскажи словечко», «Помоги Незнайке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/15/picture-608124-1426431490.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Цель работы: выявить, раскрыть и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе....
«Развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе»
В статье представлен опыт работы с детьми при подготовке к обучению в школе. Автор рассматривает основные аспекты психологической готовности детей к обучению в школе. И предлагает ряд игр и упражнений...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-996006-1516030642.jpg)
Консультация на тему: «Роль интерактивного оборудования в развитии психических процессов детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих готовность к обучению в школе».
Консультация на тему: «Роль интерактивного оборудования в развитии психических процессов детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих готовность к обучению в школе»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/29/picture-1111774-1643477040.jpg)
Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"
Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/23/picture-1229774-1584945087.jpg)
Консультация для педагогов «Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста как условие успешного обучения в школе»
Существуют два основных фактора определяющие познавательную активность дошкольника как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность взрослого...
«Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе»
Если спросить родителей, хотят ли они, чтобы их дети были самостоятельными, ответ будет только положительным. Если задать этот же вопрос детям, они также ответят утвердительно. Но часто, по разным при...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/27/picture-1345992-1632724937.jpg)
"Нейропсихологическая коррекция в работе с детьми старшего дошкольного возраста, как залог успешного обучения в школе"
Тема формирования межполушарного взаимодействия особенно актуальна на сегодняшний день. Игры, упражнения, нейротренажеры в своей работе с детьми используют многие специалисты системы образования...