Сказки на песке
методическая разработка по обучению грамоте (младшая группа) на тему
ПЕОЧНИЦА В ГРУППЕ ДЛЯ ИНСЦЕНИРОВАНИЯ СКАЗОК - НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕЧИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitateli.docx | 144.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатели:
Мужанова Н. М.
Черепанова И. И.
Инновации в развитии речи.
АКТУАЛЬНОСТЬ :
Развитие речи является актуальной проблемой современного общества.
Поэтому совершенно очевидно, что довольно остро назревает вопрос о совершенствовании дидактических приемов, методов образовательно-информационной работы с современным подрастающим поколением.
При этом необходимо учитывать и потребности семьи, т. е. создавать технологии применимые и доступные в семейном образовании и воспитании.
Одним наиболее ярким и эффективным решением этого вопроса является педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу.
Тема: СКАЗКИ НА ПЕСКЕ.
ПРОБЛЕМА: в группе есть дети с речевыми дефектами, которые не способны к сотрудничеству.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой, а также формирование способности к сотрудничеству, умению слушать друг друга, социальной гибкости, развивая с помощью творчества речевые навыки и избавления от речевых дефектов
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Мягко повлиять на поведение ребенка (раскрепощая, уменьшить тревожность, лучше понять его внутренний мир.
2. Развивать связную речь ребенка с помощью современных технологий (сказко-терапия и песочная терапия).
3. Приобрести положительный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.
4. Развивать творчество, воображение, фантазию, положительные чувства и желания.
Основные принципы игр на песке:
- Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.
Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
- «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и прочего.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личную заинтересованность ребенка к происходящему.
- Реальное «проживание», проигрывание невозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например. Оказавшись в роли спасителя принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает его на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
Что нужно для игр в песок?
- Водонепроницаемый ящик. Если вы будете заниматься с детьми подгруппой или индивидуально, то его размер – 50х70х8 см. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты « любовно» назвали ящик с песком «подносом»- по бокам он должен быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Лучше, если он будет именно деревянным, это облегчит перенос опыта в реальную деятельность. Однако, не беда, если ваш ящик будет из другого материала. В наше время существует множество вариаций и предметов, которые можно приспособить под песочницу. В нашем случае – это поддон для рассады (пластиковый, водонепроницаемая часть) и прочный каркас.
Для занятий небольшими группами детей ящик понадобится значительно большего размера.
- Чистый, просеянный песок (можно прокалить его в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или мелким.
Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет смочен водой.
Этапы игры | Средства | Стиль поведения взрослых |
| Установка на внимательное слушание и активное участие – присказки, потешки, обещания необыкновенных приключений и испытаний. | Доверительный стиль общения, внимательное отношение к каждому ребенку, диалог с каждым. Сниженный тон голоса, суггетивный (внушаемый, вселяемый веру в себя) характер высказываний. |
| Прослушивание начала сказки, истории и строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, лесов- того, что требуется по сюжету игры), заселение его различными персонажами(сказочными героями, животными, буквами, геометрическими фигурами и тд) | Позиция «отстраненного рассказчика», доброжелательного и мягкого помощника, исследователя создаваемого пространства. |
| Детям зачитывается продолжение истории, в которой происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир(появляются отрицательные персонажи ,разрушения: драконы, чудовища, ураган и тд). | Создание ситуации, в которой ребенок действует самостоятельно, может переносить и обыгрывать в игре с песком негативные эмоции, при этом взрослый может выступать отрицательным героем, используя фигурки и куклы для игр в песке. |
| Обращение к ребенку за помощью:-что будет с жителями страны? Что же делать? Как же быть? Сможешь ли ты помочь героям? Только ты (вы) с таким добрым сердцем, сможешь помочь героям этой сказки. можно облачиться в сказочные одежды и знакомиться с помощниками. Новыми – положительными персонажами. | Взрослый- заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход наравне с ребенком. Взрослый убеждает, подбадривает, вселяет веру в себя, указывает на потенциальные возможности ребенка. Применяем суггетивные интонации. |
| Дети обыгрывают ситуацию борьбы с отрицательными персонажами. Здесь – они мудрецы и рыцари, феи и волшебники ( положительные персонажи). Далее происходит смена сюжета в песочнице. Именно здесь и сейчас дети выступают Творцами- они восстанавливают разрушенный мир, соответственно со своими желаниями и приобретенными знаниями и умениями. Одерживают победу, устраивают все по новому. Усиливается успешный опыт- детям благодарны все сказочные герои. | Взрослый поддерживает, подбадривает, выражает свою заинтересованность, убеждает ребенка в том, что у него все получится. Потом высказывает искренне восхищение ребенком, благодарит за выдумку и доброту. |
| Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование победы. | Взрослый спрашивает об эмоциональном состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникли в процессе игры, понравилось ли им, что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию и тд. |
| Рассказ о дальнейших играх и приключениях. | Взрослый пытается заинтересовать ребенка. |
Заключение:
Применение «песочницы» очень часто можно встретить в логопедии или психологии. Этот метод хорошо зарекомендовал себя в этих областях. Игры с песком хорошо развивают мелкую моторику, а также расслабляющий релаксационный массаж при играх в песке хорошо активирует все психические процессы. По этому, логопеды и психологи активно используют «песочницу» в своей практике. Реже данный метод работы встречается в педагогической практике. Мы хотим рассказать вам о применении «песочницы» в нашей практике. Сказки на песке очень хорошо развивают речь, мышление, воображение. Раскрепощают детей и позволяют им развиваться творчески. Данная техника работы позволяет детям сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Тем самым развивается речевая активность, формируется правильное становление речи.
Оксана Онисимова.
Непоседа.
Когда-то на небе жила звездочка. Она была большая непоседа, и на месте ей не сиделось. То она пыталась подвинуться чуть-чуть вправо, то немножко влево, то начинала крутиться вокруг своей оси. «Перестань - говорили ей старшие звезды – звезды так себя не ведут!» Она успокаивалась ненадолго. Но звезды не могут двигаться по небу, как захотят, и однажды наша звездочка крутилась - крутилась, вертелась- вертелась, пока не сорвалась.
«Ух, ты! Я летаю!» - подумала звезда, и вдруг: «Бултых!» - упала в воду. И медленно-медленно пошла ко дну. Вокруг все было голубое и прозрачное. Плавали странные рыбы, медузы и морские коньки.
- Привет – кричала им звезда – я с неба!
Морские жители смотрели на нее с удивлением. Они подплывали поближе рассмотреть звезду, а потом рассказывали об этом всем своим знакомым.
- К нам упала звезда – говорили они с гордостью – с середины неба.
И все больше обитателей глубин приплывали на нее посмотреть. Звезде такая жизнь очень нравилась, ведь все вокруг было так необычно! У нее появилось столько новых знакомых! Никто не делал ей замечаний, не говорил вести себя спокойней, наоборот, звезда рассказывала о своем житье на небе, и ее слушали, затаив дыхание.
- Останусь здесь жить – решила звезда – очень уж мне нравится.
Весть о том, то в море поселилась звезда, быстро распространилась. Скоро птицы и ветер донесли ее до звезд.
- Наша непоседа живет в море – удивлялись звезды – надо же!
- И очень довольна - говорили другие – там прекрасные условия!
Так появились морские звезды. А теплой летней ночью можно наблюдать, как какая-нибудь звездочка на небе решает сменить место жительства и падает в море.
Оксана Онисимова
Сказка про паучка.
В один прекрасный день в лесу родился паучок. То есть, это только так говориться, что день был прекрасный, потому, потому что если кто-то в этот день рождается, он прекрасен только поэтому, независимо от погоды. А погода была совсем неуютная. Наступила осень. Ветры танцевали свои пляски, дождик то всплакнет, то перестанет, а солнышко спряталось в туче, как в пуховом одеяле.
- Надо идти домой, - подумал паучок, - Стоп. А где я живу?
Паучок подумал, подумал, не надумал ничего, а спросить было не у кого.
- Наверное, нигде, - решил паучок. Ну что же. Тогда мне надо найти себе дом. – И он отправился в путь.
« Дом - это очень важно – размышлял паучок, - это должно быть такое место, где укроешься от непогоды, спрячешься от врагов, и где просто тебе будет очень хорошо». Так он набрел на медвежью берлогу. Этот дом понравился паучку. « Вот здесь я буду жить, - решил он – тут и сухо, и просторно, а с таким соседом мне никто не страшен». И паучок стал плести свою паутину. Но медведю была не нужна компания. Заметив паучка, он закричал: « Это что за букашка – таракашка», сгреб его лапой и выбросил на улицу.
« Не повезло, - сказал паучок, - ну ничего, пойду искать дальше».
На этот раз он путешествовал по воздуху. Он перелетал с дерева на дерево на своей паутинке, как на ковре – самолете, пока не наткнулся на беличье дупло. Какая там была чистота! Ни пылиночки, ни сориночки. Белка очень этим гордилась. « Прекрасный дом, - подумал паучок, - надеюсь, здесь найдется место для меня». И он устроился в уголке. Но когда белка увидела паучка, она воскликнула: « Кошмар! В моем жилище появились насекомые! Это негигиенично!» Взяла веник и смела паучка с паутинкой в
помойное ведро. Паучок хотел поселиться в гнезде у ласточек, но птенцы чуть не съели его. Тогда он нашел пчелиный улей, но пчелы трудились без отдыха, а паучок не мог им помогать, и все смотрели на него, как на лентяя и лодыря. Паучок ушел.
Оказалось, найти дом совсем непросто. Заяц его чуть не раздавил, еж колючками уколол, с лягушками хотел жить – так чуть не утонул.
И вот бредет он лесу, грустный, измученный и замерзший. И думает, что на целой земле не находится места для маленького паучка. В сердце у него тоска и отчаяние, но он уже так устал, что даже плакать не может. Так шел, шел паучок, и вышел к деревне. Был вечер, погода ненастная, и в одном из окон паучок увидел свет. Он пошел туда ни на что, не надеясь, просто посмотреть, кому там не спиться. Подобравшись к окошку, он увидел, что в комнате сидит мальчик и мастерит из бумаги чудесный дом. С крыльцом, трубой, и даже ставнями на окошечках. Паучок так залюбовался им, что не заметил, как оказался рядом с мальчиком. Дом получился таким красивым, что паучок даже охнул. Мальчик почесал затылок:
- Кто же здесь будет жить? – в раздумье он поднял голову, как будто именно там летали умные мысли, и увидел паучка.
- О – воскликнул мальчик – и паучок в испуге попятился к окну – стой, постой, пожалуйста. Ты не хотел бы жить в этом доме? Я очень долго строил его, и по моему будет грустно, если он будет пустовать.
- Ты предлагаешь мне остаться здесь? – не поверил паучок
- Верно. Мне бы этого очень хотелось.
- И ты не выбросишь меня в мусорное ведро и не выгонишь на улицу?
- Конечно, нет! - возмутился мальчик – Как можно так поступать!
- Я с большой радостью принимаю твое предложение, мальчик – торжественно сказал паучок – и, надеюсь, мы станем друзьями.
И дальше все было именно так!
Оксана Онисимова
Бабочка.
Зеленая, толстая, лохматая гусеница сидела на листке сирени и страдала. «Нет ничего хуже, чем родиться гусеницей, - думала она, и на сердце ей тяжелым камнем опускалась тоска, - никто меня не любит. Конечно, ведь я такая некрасивая. Ох, да еще и толстая! Только сумасшедший может любить такую нелепость!» Гусеница жевала свежий зелененький листочек, наполненный соками самой жизни, но еда не доставляла ей удовольствия. Одиночество – вот что тяготило ее и делало несчастной. Одиночество! Что может быть хуже и несправедливее его? И нет никакого выхода, никакой надежды! «Всю жизнь и проживу так: страшная, жирная, никому не нужная»,- решила гусеница и заплакала.
И, вдруг, кто-то ее окликнул. Гусеница обернулась, и: «О! О! О!» - это было самое красивое, восхитительное и необыкновенное создание на земле! Это была бабочка! Узор ее крыльев, казалось, сочетал в себе все краски, и был поистине совершенным.
«Посмотри на меня! – крикнула бабочка, и все вокруг наполнилось ликованием, - Я нравлюсь тебе?» Гусеница вздохнула еще горше, и на душе у нее стало еще тяжелее. «А! – догадалась бабочка, - ты, конечно, меня не узнала! Я была гусеницей, твоей соседкой. С нижних веток, слышишь?» Гусеница подумала. Что бабочка сошла с ума, или, того хуже, смеется над ней. « Да-да-да,- тараторила бабочка, - это именно я! Ах, не верит!!! Ну, помнишь, мы лазили с тобой высоко на дерево насладиться запахом цветущей вишни? Помнишь? Мы потратили на это три дня, зато какой был аромат! А вспомни, мы спасались от воробья под листом лопуха. И нам было ужасно страшно, я плакала, а ты меня утешала. Ну! Вспомнила, наконец?!» Да, с гусеницей и вправду случились все эти истории, и у нее была соседка, но они не то, чтобы дружили… И уже давным-давно не виделись. Происходящее теперь казалось гусенице какой-то беспорядочной путаницей.
«Со мной такое случилось, такое случилось, – продолжала бабочка,- настоящее волшебство! Я так давно мечтала быть красивой, легкой и уметь летать. И я стала играть, что я бабочка. Я представляла себе, что я делаю, как я двигаюсь, что чувствую, и это доставляло мне огромное удовольствие. Были моменты, когда я забывала о том, кто я на самом деле. Я играла долго – долго. Я так привыкла к своей игре, что она превратилась для меня в реальность. И, однажды произошло чудо! Я заснула, и спала долго-долго. Я не знаю, что со мной происходило, но проснулась я настоящей, всамделишной бабочкой! Настоящей бабочкой! Я этого так хотела!»
Гусеница была изумлена, а бабочка совершенно счастлива.
«Все просто, - говорила бабочка, - то есть не очень просто, но ничего. Я знаю, как это делается, я тебя научу. Надо только очень – очень – очень захотеть и начать играть. Давай попробуем. Представь, что ты легкая, как пушок, красивая необычайно, и умеешь летать…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка на песке (занятие по песочной терапии для детей раннего возраста).
Занятия помогают раскрыть способности, использовать ресурсы, проявить свою активность, удовлетворять потребности, получать удовольствие от жизни и повышать стрессоустойчивость....
Сказка на песке "День рождение Мишутки"
Цель: Знакомство с профессией пекарь. Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Задачи: Воспитывать желание оказывать помощь, поощрять желание учавствова...
Солнечная сказка на песке. (занятие по песочной терапии).
Солнечная сказка на песке. (занятие по песочной терапии).Цели занятия:1. Гармонизация психоэмоционального состояния детей.2. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.3. ...
А если это сказка на песке?..
Каждый ребёнок познаёт мир через удивительный мир сказок. Чему нас учит сказка? – А если это сказка на песке? Давайте попробуем совместить, на пе...
Сказка на песке
Статья "Сказка на песке" содержит арт-терапевтический эффект для тех родителей, которым не безразлична судьба подрастающего поколения.Так как именно сказке принадлежит ведущая роль в опред...
Развлечение "Солнечная сказка на песке"
развлечение...
Досуг «Песочное путешествие Колобка» (в рамках проекта «Сказки на песке»).
Цель: формировать интерес к русскому народному творчеству посредством сказки «Колобок»Задачи:- Создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, доставить детям радость;- Развивать мелкую и крупную мото...