Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «День Рождения буквы С»
план-конспект урока по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Ларина Анна Александровна

«День Рождения буквы С» -конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл буква с53.7 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность по грамоте в подготовительной  школе группе на тему

«День Рождения буквы С»

Цели: 

  1. Знакомство с буквой «с» и звуком [с].
  2. Различия между [с] и [с̕].
  3. Развитие речи и логического мышления детей.
  4. Умение производить звуко-буквенный анализ слов СОСНА, СЕНО.
  5. Умение подытоживать свою работу.

Участники: дети с ободочными масками на голове, изображающими буквы «И», «Ы», «А», «О», «С», «У».

Ход занятия

Воспитатель: Посмотрите, как сегодня нарядно в нашей группе! Сегодня мы будем праздновать День Рождения буквы «С».

  1. Дорогие ребята, ещё осенью мы с вами были приглашены в страну Словарию, в гости к королю Алфавиту на День Рождения буквы «С». Но тогда у нас не было возможности, было много дел, и мы попросили разрешения у буквы «С» отпраздновать её День Рождения сегодня. Но без подарка прийти было бы некрасиво. Значит, нам надо будет приготовить его сегодня. Для этого на ваших столиках лежат листы белой бумаги и карандаши. Также, нам понадобится наша любимая книга «Уроки русской грамоты». А для начала послушайте рассказ о Дне Рождения буквы «С».

Воспитатель: Далеко-далеко, в стране Словария, у короля Алфавита жила буква «С». Давайте мы назовём её. (Дети произносят [с]). Она была такая красивая, и очень – очень необходимая в стране Словарии, так как многие слова без неё не смогли бы жить. (Выход буквы «С»). Буква «С» похожа на месяц и светится волшебным светом. (Спросить у детей, на что ещё похожа буква «С»). Родилась она в сентябре, седьмого числа. И вот, наступи её День Рождения. Букве «С» исполнилось семь лет. На День Рождения к ней пришли её друзья, другие буквы алфавита: «А, О, У, И, Ы». (Дети по очереди выходят и представляются). 

«А» с порога закричала: Буква «С», принимай гостей!».  

«Добро пожаловать, гости дорогие!», - просвистела именинница, покраснев от радости.

Друзья стали поздравлять букву «С». Все принесли подарки синего цвета, ведь синий - любимый цвет именинницы. (Выходят дети – букву с подарками).

Мы дарим:

«А»  - синюю птицу. – «Спасибо».

«О» - синий самолёт. – «Спасибо».

«У» - синюю чашку. – «Спасибо».

«Ы» - синие цветы .  – «Спасибо».

«И» - синюю сумочку. – «Спасибо».

Пригласила буква «С» друзей за стол: «Проходите, гости дорогие, вот угощения».

И здесь без буквы «С» не обошлось, в названии всех продуктов она есть (Приготовившись заранее, буква «С» выставляет их и называет): кекс, сок, апельсин, слива, сыр, мясо, рис и другие).  (Спросить у детей, какое место в слове занимает звук  [с]. Есть ли другие продукты, в названиях которых есть этот звук? – сухари, сало, колбаса, сахар).

Молодцы, вы все хорошо справились с заданием!

Буквы все развеселились и стали танцевать. (Дети кружатся и пропевают: [СА], [СО], [СУ], [СЫ], [СИ]).

Буква «С» была счастлива от того, что у неё столько друзей.

  1. Игра – соревнование «Весёлые грузчики».

Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть в игру – соревнование «Весёлые грузчики».

(Два грузовика: девочки собирают в один грузовик овощи и фрукты, в названии которых есть звук [С], мальчики собирают в другой грузовик овощи и фрукты, в названии которых нет [С].).

Воспитатель: Молодцы!

  1. Работа по книге «Уроки русской грамоты».

Воспитатель: А сейчас обратимся к книге «Уроки русской грамоты». (Дети садятся за столики). Открываем книгу на странице 44, урок 22. (Работа по картины: есть задний план картины, передний план и углы). Давайте рассмотрим картину и побеседуем о том, что нарисовал на ней художник.

(- Что вы видите на картине? Что на переднем плане, на заднем?

- Кто пришёл в лес?

- Как одета девочка, во что он одета и обута? Что в руках у девочки?

- Кто прилетел на деревья?

- Что висит на ветках деревьев?

- Какое время года изображено на картине?

- Какое впечатление производит картина?

Примерные ответы детей:

  1. На картине осень. Я вижу осенний лес.
  2.  На деревьях сидят птицы: сова, снегирь, синиц, прилетела стрекоза).
  3. На ветках дерева висят сливы.
  4. Но осталось еще на ветках немного жёлтых листьев, а ещё  вижу сосульки.
  5. И почему-то девочка пришла в лес в синем летнем платье, в сандалиях и с санками.)

Воспитатель: вот какая путаница! Надо разобраться. Ведь не могут быть четыре времени года одновременно изображены на одной картине. Какие это времена года?

сень – жёлтые листья, зима – санки, снегирь, весна – сосульки, синица, лето – сливы, девочка в сандалиях, стрекоза).

Воспитатель: А что же объединяет все эти слова?
Дети: звук «С», «посвистим».

  1. Воспитатель: А знаете ли вы, что звук [с] может быть твёрдым и мягким? (Показать руками).

Дети: (чистоговорка).

СА- СА- СА

СА- СА- СА- Ой – ой -ой летит ОСА

СУ- СУ- СУ

СУ- СУ- СУ- Не боимся мы ОСУ

СИ- СИ- СИ

СИ- СИ- СИ-В водоёме КАРАСИ

СЕ- СЕ- СЕ         

СЕ- СЕ- СЕ-Карасей ловили ВСЕ

Воспитатель: [С] - зовётся большим братцем и обозначается синим цветом.

 [С’] – зовётся «маленький братец» и обозначается зелёным цветом.

  1. Разберём два слова  СОСНА и СЕНО, составим схему и произведём звуко - буквенный анализ слова.

  1. Делим на слоги.
  2. Определяем ударный звук и его место в слове.
  3. Производим звуко-буквенный анализ.

 

  1. Физкультминутка.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Насос». Образуем узкий круг. Произносим [С], имитируя звучание насоса – круг разрастается (большой братец). Затем произносим [С’] – «сдуваем насос» и сужаем круг, салимся. Повторяем 2 раза).

  1. Воспитатель: А теперь загадки!

Ездить нужно осторожно,

За рога держаться можно.

Жаль, вот только гривы нет

Что за конь? (велосипед)

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду,

Я от грязи берегусь,

Чистоплотный, серый (гусь)

Угадайте, что за птица:

Света яркого боится

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Кто это? (Сова)

Верещунья, белобока,

А зовут её? (Сорока)

  1. Игра «Угадайка» у доски.

Воспитатель: Предлагаю сыграть в игру «Отгадайка».

(На столе лежат 6 лепестков. Дети по-одному выбирают лепестки и читают слово, выделяя звук [С]).

  1. Пришло время приготовить подарок букве «С». Предлагаю подарить ей то, что получим, когда отгадаем загадки.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт. (Солнышко)

Воспитатель: Верно, по каким признакам вы определили?

(Дети дарят свои рисунки букве «С»). Я вас благодарю за работу. Наше занятие окончено, давайте подведём итоги.

(Поём песню «Солнечный круг»). Наводящие вопросы к подведению итогов занятия.

Организация окончания работы. Оценка работы детей.

(Предложить детям убрать всё со стола).

Воспитатель: Мы сегодня побывали на празднике у буквы «С». Вы хорошо составили рассказ по картине и определили, что художник в одной картине обобщил 4 времени года для того, чтобы всех запутать.

Как вы считаете, у кого получалось лучше, кто вам больше понравился? Вы сегодня молодцы. Я очень довольна вами. Похлопайте себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы "Звук и буква Ш".

Материал может быть использован как готовая разработка в работе по предшкольной подготовке, с группой воспитанников, имеющих заключение общее недоразвитие речи IV уровня и фонетико-фонематическое недо...

Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы "Звук и буква Ш".

Автор-составитель: Чередникова Ирина ВалерьевнаМесто работы, должность: МБДОУ детский сад компенсирующего вида «Тополек», учитель-логопед высшей категории.Предмет: обучение грамотеКласс...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук ч, буква "Ч""

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе  "Звук ч, буква Ч" знакомит детей с новым звуком и букой. Материал представлен ...

Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: " Закрепление звуков [д] и [д\'], буквы Д"

Задачи:- закрепить звуки [д] и [д\'], букву Д; закрепить умение делить слово на слоги, ставить ударение; продолжать учить делать звуковой анализ слова;- развивать фонематический слух, внимание, память,...

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте на тему "Звук и буква Э" с использованием мультимедийной презентации

Представлен краткий план-конспект НОД по обучению грамоте на тему "Звук и буква Э" детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийной презентации....