Конспект занятия "Звук Пь. Русская печь"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Орлова Елена Георгиевна

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_p._russkaya_pech.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук [П’]. Русская печь.

            Коррекционно-образовательные задачи: Расширение и активизация словаря (образование относительных прилагательных). Совершенствование грамматического строя речи (употребление  имен существительных в форме творительном падеже и родительного падежа в единственном и множественном числе; согласование имен числительных с именами существительными). Развитие синтаксической стороны речи (составление предложений по опорным словосочетаниям). Закрепление навыка фонематического   восприятия, фонематического анализа и звукобуквенного синтеза слов. Развитие умения передавать ритмический рисунок слов, делить слова на слоги.

             Коррекционно-развивающие задачи: Координация речи с движением, развитие тонкой мотрики, чувства ритма. Развитие длительного плавного выдоха.  Развитие зрительного восприятия и внимания.  Профилактика дисграфии. Развитие речевого слуха, памяти,  логического мышления. Развитие связной         речи.

             Коррекционно-воспитательные задачи: Формирование навыков доброжелательности, сотрудничества,  инициативности, самостоятельности.

             Оборудование: слайдшоу  иллюстраций из сказок, компьютерная презентация «Русская печь», «зашумленные буквы»,  «Огонь в печи», предметные картинки деревьев,  посуды, одежды, домашних животных и птицы

Ход занятия

  1. Организационный момент. Создание эмоционального фона. Развитие зрительного восприятия, речевого слуха.

Логопед приглашает детей на занятие, организует приветствие, предлагает занять места на стульчиках перед доской.

  1. Вводная часть.
  1. Любите ли вы сказки -  чудесный, загадочный мир. В сказках совершаются необычные чудеса, превращения, в них всегда добро побеждает зло. Во многих сказках встречается образ печи.
  2. Слайдшоу  иллюстраций из сказок, в которых отображена русская печь ( «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Жихарка», «Баба Яга», «Курочка Ряба», «Сивко -Бурко»).
  3. Картинка № 1«Печь».   В сказках печь умеет разговаривать, даёт советы, поучает,   разными способами помогает героям сказок: она их кормит, спасает от опасности, укрывает, довозит до места ( «Гуси-лебеди», «По щучьему велению»).  Также печь способна наделить героя  неземными силам. Так,  русский богатырь Илья Муромец 33 года лежит на печи  и набирается сил для будущих подвигов. Печь дала ему столько силы, что он стал самым могучим и знаменитым богатырем на Руси.

  1. Работа со звуком [П’].
  1. Выделение звуков. Закрепление навыка фонематического анализа.

Л о г о п е д. Какой первый звук в слове печь.

Д е т и . В слове печь первый звук [п’].

  1. Артикуляция звука [п’].

Л о г о п е д. Когда мы произносим этот звук, мы смыкаем губы. Для прохождения воздуха есть преграда из губ. Как вы думаете, звук [п’] гласный или согласный?

Д е т и. Согласный.

Л о г о п е д. Когда мы произносим этот звук работают голосовые связки или нет?

Д е т и. Нет.

Л о г о п е д. Звук [п’] – звонкий или глухой?

Д е т и. Глухой.

Л о г о п е д. Звук [п’] –твердый или мягкий?

Д е т и. Мягкий.

  1. Упражнение «Внимательный ушки». Развитие фонематического   восприятия.

Л о г о п е д. Вы будите хлопать в ладоши, если услышите звук [п’] сначала среди других звуков, а затем среди слов.

          Логопед называет звуки (согласные): н, р, с, л, п, п’ и т.п; слова:пирог, машина, печка, речка, пион, петух, курица и т.д.

  1. Работа с буквой.
  1. Упражнение «Отгадай буквы». Развитие зрительного восприятия. Профилактика дисграфии. Таблица «Зашумленные буквы».

Логопед предлагает отгадать «зашумленные буквы» П Е Ч К А.

  1. Картинка № 2 «Печь».  

Логопед. Печь давала тепло и освещение. Печь топили дровами (берёзаосиналипасосна и др. породы).

  1. Упражнение «Топим печь дровами». Расширение и активизация словаря (образование относительных прилагательных). Совершенствование грамматического строя речи (употребление  имен существительных в творительном падеже). Картинка № 3 «Дрова». Развитие синтаксической стороны речи (составление предложений по опорным словосочетаниям).

Л о г о п ед. Береза.

Д е т и. Печь топили березовыми дровами.

Аналогичная работа со словосочетаниями осиновые дрова, липовые дрова, сосновые дрова.

 

  1. Дыхательная гимнастика Упражнение «Раздуем огонь». Развитие длительного плавного выдоха.  Картинка № 4 «Огонь в печи».

Л о г о п е д. Поможем печке, подуем в горнило на дрова, пусть загорится большой огонь.  

Логопед предлагает детям встать около стульчиков.

Л о г о п е д. Встаньте прямо. Сейчас мы будем дуть на огонь. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на огонь.

           Упражнение выполняется три-четыре раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щеки и поднимали плечи.

Л о г о п е д. Когда огонь в печи разгорается, можно гасить все другие источники света – освещения, которая дает печка вполне хватает.

  1. Упражнение «Печка». Развитие координации речи с движением.

Логопед приглашает детей выйти на ковер и выполнить упражнение. 

У нас лавка широка!                    Развести руки в стороны.

У нас печка высока!                     Поднять руки вверх.

Сядь на лавку,                               Присесть.

Гляди в печь:                                 Сделать руку «козырьком»

Жучка пышки будет печь.           Похлопать в ладоши.

  1. Л о г о п е д. В печи варили супы и щи, томили каши, тушили мясо, сушили грибы и ягоды, пекли пироги и хлеб.

  1. Упражнение «Какая каша?». Расширение и активизация словаря (образование относительных прилагательных).  Картинка № 5 «Каша».

Пшено – пшеничная каша

Гречка – гречневая каша

Перловка – перловая каша

Овес – овсяная каша

Ячмень - ячневая каша

Рис – рисовая каша

  1.  Упражнение «Посмотри и запомни». Расширение и активизация  словаря по теме «Посуда». Картинка № 6 «Чугунки».

Л о г о п е д. Посуда – чугуны, горшки, утятницы, сковороды, противни и др.

 Картинка № 7 «Приспособления для печи».

Л о г п е д. Всякие приспособления – лопата (садник), различные совки, кочерги, ухваты, сковородники.

  1. Игра «Чего не стало?». Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе).

Л о г о п е д. А сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?». Посмотрите на картинки. Что на них изображено?

Д е т и. Кастрюля, тарелка, чайник.

Л о г о п е д. Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы должны сказать, чего не стало.

Логопед убирает одну из картинок.

Л о г о п е д. Чего не стало?

Д е т и. Чайника.

Л о г о п е д. Верно.

Логопед помещает на доску следующий комплект. Проводится аналогичная работа.

  1. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Пеку, пеку хлебик». Координация речи с движением, развитие тонкой мотрики, чувства ритма.

Пеку, пеку хлебик         Соединять ладошки, то одна сверху, то другая.

     Детям на обедик -           Раскрыть ладошки и протянуть вперед.

Старшему, меньшому

Малому, большому.        Присесть – руки вниз, встать – руки вверх.

В печку сажаю,               Руки вытянуть вперед.

Потом вынимаю,            Руки прижать к себе.

Режу, отрезаю,            Ребром одной руки водим по раскрытой ладони другой.

      И в ротик – ам!              Поднести руки ко рту.

14.Картинка № 8 «Мытье в печи».

Л о г о п е д. Использовали русскую печь в качестве бани. Забирались в печь через устье, обрызгивали горячие стенки водой и парились березовым веником, как на банном полке.

  1. Картинка № 9 «Спим на печи».

Л о г о п е д. В зимнее время на печи спали. В основном спали на печи старики и дети, но и другие члены семьи не прочь были полежать в тепле, особенно придя с мороза или во время болезни.

  1. Л о г о п е д. Лечились от простуды, прогревались на печи. В медицинских целях использовали золу смешанную с солью, запаривали лечебные травы.
  2. Самомассаж рук. «Били мы лен, били».

Били лён, били        -- стучим кулачками по спине
Топили, топили       -- растираем ладонями.
Колотили, колотили  -- похлопываем.
Мяли, мяли              -- 
разминаем пальцами
Трепали, трепали       -- 
трясём за плечи
Белы скатерти ткали    -- 
чертим ребрами ладоней
На столы накрывали    -- 
поглаживаем ладонями

  1. Упражнение «Прохлопай слова». Развитие умения передавать ритмический рисунок слов, делить слова на слоги. Картинка № 10 «Одежда. Обувь». Индивидуальные «Слоговые полоски».

Л о г о п е д. В запечье, которое находилось около двери, устраивали вешалку и скамью для обуви. Одежда и обувь были сухими и теплыми.

А теперь давайте все вместе прохлопаем слова – названия одежды и обуви, разделим их на части и определим количество слогов. Первое слово шуба.

Д е т и. Шу-ба. (На «слоговой полоске» показывают цифру 2)

Аналогично проводится работа со словами пальто, сарафан, кафтан, шапка, сапоги, ботинки, туфли.

  1. Упражнение «Сосчитай-ка». Развитие элементарных математических представлений совершенствование навыков счета в пределах семи). Совершенствование грамматического строя речи (согласование имен числительных с именами существительными). Картинка № 11 «Цыплята. Утята».

Л о г о п е д. В подпечке в зимнее время могли греться маленькие цыплята и утята. А теперь сосчитайте, сколько цыплят сидит в подпечке.

Д е т и. Один цыпленок, два цыпленка, три цыпленка, четыре цыпленка, пять цыплят.

  1.  Упражнение «Кто у кого?». Развитие навыка словообразования существительных. Совершенствование грамматического строя речи, употребление имен существительных в форме творительного падежа. Картинка № 12 «Домашние животные и их детеныши»; Развитие синтаксической стороны речи (составление предложений по опорным картинкам). Картина № 13 «Угостим животных».

Л о г о п е д. За печкой в зимнее время могли греться детеныши домашних животных.        

Д е т и. У коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у козы – козленок, у кошки - котенок, у собаки – щенок, у крольчихи – крольчонок.

Л о г о п е д. Расскажите, кого и чем вы угостите.

Д е т и. Я накормлю корову сеном. Я угощу кролика морковкой. Кошку можно напоить молоком. Собаку можно угостить мясом и косточкой.

  1. Работа над загадками. Развитие речевого слуха, памяти,  логического мышления. Развитие связной         речи. Упражнение «Отгадай загадку»

Логопед загадывает загадку. Дети дают ответ. Логопед уточняет: «Как вы догадались?». Дети дают свои ответы.

То она печет блины,                                        Попало наше тесто

То показывает сны.                                          В горячее место.

                              (Печка)                               Попало – не пропало,

                                                                                     Румяной булкой стало.

                                                                                                  (Печь)

Стоит изба из кирпича,                                         Шуба в избе,

 То холодна, то горяча.                                          Рукав на улице

                         ( Печь)                                                        ( Печь и труба)

                                                   

Л о г о п е д. В  загадках описывается внешний вид печки,  отмечается свойство печки дарить тепло, согревать в холода, кормить.

  1. Работа с пословицами и поговорками. Упражнение «Почему так говорили в народе?»

    «В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся» 

«На печи и зимой красно лето». 

Молодых наставляли: «Корми деда на печи: сам там будешь».

     Высмеивали лентяев: «Лежа на печи, прогладишь кирпичи».

    «Без печи хата - не хата».

    «Печь греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует    

    душу».

     «Печь нам мать родная».

  1. Итог занятия.  

Печь  и кормила, и грела в суровые русские морозы, и лечила, и мыла-парила,  и  умела делать ещё много разных вещей. Недаром   в приведенных пословицах, поговорках, поверьях печь предстаёт перед нами как живое существо, сравнивают печь с «матерью родной».

  1. Песенка «Я печка». Слайдшоу «Русская печь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения в средней группе: «Хороши куличи, да из русской печи!»

Приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с православным праздником, обычаями русского народа, один из интересных моментов работы с детьми....

Русская изба. Русская печь.

При знакомстве детей с предметами русской избы оченьпригодился данный материал....

Русская изба. Русская печь.

Данный материал пригодится при знакомстве дошкольников с предметами русской избы, русской печи....

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми (с использованием регионального компонента) Подготовительная к школе группа Тема: «Хороши калачи из русской печи»

Задачи:-                   развивать  представление детей о народных традициях питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья;-  ...

План-конспект НОД по лего-конструированию в старшей группе «Русская печь»

Цель: Развитие конструктивного мышления, воображения, творческих способностей.Задачи: 1. познакомить детей с русской печкой; 2. развивать воображение, фантазию, способность осуществлять элементарный а...

Конспект познавательной деятельности «Русская печь»

Знакомство детей с бытом русского народа с русской печью, как с неотъемлемой чпстью русской избы....

Конспект занятия Экскурсия «Русская печь»

Цель: Используя экспозицию, экспонаты музея познакомить детей с жизнью, бытомрусского народа.Задачи:Привлечь внимание к музею, пробудить стремление посещать музейЗаинтересовать историей род...