Конспект занятия "Звук Пь. Русская печь"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_p._russkaya_pech.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звук [П’]. Русская печь.
Коррекционно-образовательные задачи: Расширение и активизация словаря (образование относительных прилагательных). Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных в форме творительном падеже и родительного падежа в единственном и множественном числе; согласование имен числительных с именами существительными). Развитие синтаксической стороны речи (составление предложений по опорным словосочетаниям). Закрепление навыка фонематического восприятия, фонематического анализа и звукобуквенного синтеза слов. Развитие умения передавать ритмический рисунок слов, делить слова на слоги.
Коррекционно-развивающие задачи: Координация речи с движением, развитие тонкой мотрики, чувства ритма. Развитие длительного плавного выдоха. Развитие зрительного восприятия и внимания. Профилактика дисграфии. Развитие речевого слуха, памяти, логического мышления. Развитие связной речи.
Коррекционно-воспитательные задачи: Формирование навыков доброжелательности, сотрудничества, инициативности, самостоятельности.
Оборудование: слайдшоу иллюстраций из сказок, компьютерная презентация «Русская печь», «зашумленные буквы», «Огонь в печи», предметные картинки деревьев, посуды, одежды, домашних животных и птицы
Ход занятия
- Организационный момент. Создание эмоционального фона. Развитие зрительного восприятия, речевого слуха.
Логопед приглашает детей на занятие, организует приветствие, предлагает занять места на стульчиках перед доской.
- Вводная часть.
- Любите ли вы сказки - чудесный, загадочный мир. В сказках совершаются необычные чудеса, превращения, в них всегда добро побеждает зло. Во многих сказках встречается образ печи.
- Слайдшоу иллюстраций из сказок, в которых отображена русская печь ( «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Жихарка», «Баба Яга», «Курочка Ряба», «Сивко -Бурко»).
- Картинка № 1«Печь». В сказках печь умеет разговаривать, даёт советы, поучает, разными способами помогает героям сказок: она их кормит, спасает от опасности, укрывает, довозит до места ( «Гуси-лебеди», «По щучьему велению»). Также печь способна наделить героя неземными силам. Так, русский богатырь Илья Муромец 33 года лежит на печи и набирается сил для будущих подвигов. Печь дала ему столько силы, что он стал самым могучим и знаменитым богатырем на Руси.
- Работа со звуком [П’].
- Выделение звуков. Закрепление навыка фонематического анализа.
Л о г о п е д. Какой первый звук в слове печь.
Д е т и . В слове печь первый звук [п’].
- Артикуляция звука [п’].
Л о г о п е д. Когда мы произносим этот звук, мы смыкаем губы. Для прохождения воздуха есть преграда из губ. Как вы думаете, звук [п’] гласный или согласный?
Д е т и. Согласный.
Л о г о п е д. Когда мы произносим этот звук работают голосовые связки или нет?
Д е т и. Нет.
Л о г о п е д. Звук [п’] – звонкий или глухой?
Д е т и. Глухой.
Л о г о п е д. Звук [п’] –твердый или мягкий?
Д е т и. Мягкий.
- Упражнение «Внимательный ушки». Развитие фонематического восприятия.
Л о г о п е д. Вы будите хлопать в ладоши, если услышите звук [п’] сначала среди других звуков, а затем среди слов.
Логопед называет звуки (согласные): н, р, с, л, п, п’ и т.п; слова:пирог, машина, печка, речка, пион, петух, курица и т.д.
- Работа с буквой.
- Упражнение «Отгадай буквы». Развитие зрительного восприятия. Профилактика дисграфии. Таблица «Зашумленные буквы».
Логопед предлагает отгадать «зашумленные буквы» П Е Ч К А.
- Картинка № 2 «Печь».
Логопед. Печь давала тепло и освещение. Печь топили дровами (берёза, осина, липа, сосна и др. породы).
- Упражнение «Топим печь дровами». Расширение и активизация словаря (образование относительных прилагательных). Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных в творительном падеже). Картинка № 3 «Дрова». Развитие синтаксической стороны речи (составление предложений по опорным словосочетаниям).
Л о г о п ед. Береза.
Д е т и. Печь топили березовыми дровами.
Аналогичная работа со словосочетаниями осиновые дрова, липовые дрова, сосновые дрова.
- Дыхательная гимнастика Упражнение «Раздуем огонь». Развитие длительного плавного выдоха. Картинка № 4 «Огонь в печи».
Л о г о п е д. Поможем печке, подуем в горнило на дрова, пусть загорится большой огонь.
Логопед предлагает детям встать около стульчиков.
Л о г о п е д. Встаньте прямо. Сейчас мы будем дуть на огонь. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на огонь.
Упражнение выполняется три-четыре раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щеки и поднимали плечи.
Л о г о п е д. Когда огонь в печи разгорается, можно гасить все другие источники света – освещения, которая дает печка вполне хватает.
- Упражнение «Печка». Развитие координации речи с движением.
Логопед приглашает детей выйти на ковер и выполнить упражнение.
У нас лавка широка! Развести руки в стороны.
У нас печка высока! Поднять руки вверх.
Сядь на лавку, Присесть.
Гляди в печь: Сделать руку «козырьком»
Жучка пышки будет печь. Похлопать в ладоши.
- Л о г о п е д. В печи варили супы и щи, томили каши, тушили мясо, сушили грибы и ягоды, пекли пироги и хлеб.
- Упражнение «Какая каша?». Расширение и активизация словаря (образование относительных прилагательных). Картинка № 5 «Каша».
Пшено – пшеничная каша
Гречка – гречневая каша
Перловка – перловая каша
Овес – овсяная каша
Ячмень - ячневая каша
Рис – рисовая каша
- Упражнение «Посмотри и запомни». Расширение и активизация словаря по теме «Посуда». Картинка № 6 «Чугунки».
Л о г о п е д. Посуда – чугуны, горшки, утятницы, сковороды, противни и др.
Картинка № 7 «Приспособления для печи».
Л о г п е д. Всякие приспособления – лопата (садник), различные совки, кочерги, ухваты, сковородники.
- Игра «Чего не стало?». Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе).
Л о г о п е д. А сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?». Посмотрите на картинки. Что на них изображено?
Д е т и. Кастрюля, тарелка, чайник.
Л о г о п е д. Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы должны сказать, чего не стало.
Логопед убирает одну из картинок.
Л о г о п е д. Чего не стало?
Д е т и. Чайника.
Л о г о п е д. Верно.
Логопед помещает на доску следующий комплект. Проводится аналогичная работа.
- Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Пеку, пеку хлебик». Координация речи с движением, развитие тонкой мотрики, чувства ритма.
Пеку, пеку хлебик Соединять ладошки, то одна сверху, то другая.
Детям на обедик - Раскрыть ладошки и протянуть вперед.
Старшему, меньшому
Малому, большому. Присесть – руки вниз, встать – руки вверх.
В печку сажаю, Руки вытянуть вперед.
Потом вынимаю, Руки прижать к себе.
Режу, отрезаю, Ребром одной руки водим по раскрытой ладони другой.
И в ротик – ам! Поднести руки ко рту.
14.Картинка № 8 «Мытье в печи».
Л о г о п е д. Использовали русскую печь в качестве бани. Забирались в печь через устье, обрызгивали горячие стенки водой и парились березовым веником, как на банном полке.
- Картинка № 9 «Спим на печи».
Л о г о п е д. В зимнее время на печи спали. В основном спали на печи старики и дети, но и другие члены семьи не прочь были полежать в тепле, особенно придя с мороза или во время болезни.
- Л о г о п е д. Лечились от простуды, прогревались на печи. В медицинских целях использовали золу смешанную с солью, запаривали лечебные травы.
- Самомассаж рук. «Били мы лен, били».
Били лён, били -- стучим кулачками по спине
Топили, топили -- растираем ладонями.
Колотили, колотили -- похлопываем.
Мяли, мяли -- разминаем пальцами
Трепали, трепали -- трясём за плечи
Белы скатерти ткали -- чертим ребрами ладоней
На столы накрывали -- поглаживаем ладонями
- Упражнение «Прохлопай слова». Развитие умения передавать ритмический рисунок слов, делить слова на слоги. Картинка № 10 «Одежда. Обувь». Индивидуальные «Слоговые полоски».
Л о г о п е д. В запечье, которое находилось около двери, устраивали вешалку и скамью для обуви. Одежда и обувь были сухими и теплыми.
А теперь давайте все вместе прохлопаем слова – названия одежды и обуви, разделим их на части и определим количество слогов. Первое слово шуба.
Д е т и. Шу-ба. (На «слоговой полоске» показывают цифру 2)
Аналогично проводится работа со словами пальто, сарафан, кафтан, шапка, сапоги, ботинки, туфли.
- Упражнение «Сосчитай-ка». Развитие элементарных математических представлений совершенствование навыков счета в пределах семи). Совершенствование грамматического строя речи (согласование имен числительных с именами существительными). Картинка № 11 «Цыплята. Утята».
Л о г о п е д. В подпечке в зимнее время могли греться маленькие цыплята и утята. А теперь сосчитайте, сколько цыплят сидит в подпечке.
Д е т и. Один цыпленок, два цыпленка, три цыпленка, четыре цыпленка, пять цыплят.
- Упражнение «Кто у кого?». Развитие навыка словообразования существительных. Совершенствование грамматического строя речи, употребление имен существительных в форме творительного падежа. Картинка № 12 «Домашние животные и их детеныши»; Развитие синтаксической стороны речи (составление предложений по опорным картинкам). Картина № 13 «Угостим животных».
Л о г о п е д. За печкой в зимнее время могли греться детеныши домашних животных.
Д е т и. У коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у козы – козленок, у кошки - котенок, у собаки – щенок, у крольчихи – крольчонок.
Л о г о п е д. Расскажите, кого и чем вы угостите.
Д е т и. Я накормлю корову сеном. Я угощу кролика морковкой. Кошку можно напоить молоком. Собаку можно угостить мясом и косточкой.
- Работа над загадками. Развитие речевого слуха, памяти, логического мышления. Развитие связной речи. Упражнение «Отгадай загадку»
Логопед загадывает загадку. Дети дают ответ. Логопед уточняет: «Как вы догадались?». Дети дают свои ответы.
То она печет блины, Попало наше тесто
То показывает сны. В горячее место.
(Печка) Попало – не пропало,
Румяной булкой стало.
(Печь)
Стоит изба из кирпича, Шуба в избе,
То холодна, то горяча. Рукав на улице
( Печь) ( Печь и труба)
Л о г о п е д. В загадках описывается внешний вид печки, отмечается свойство печки дарить тепло, согревать в холода, кормить.
- Работа с пословицами и поговорками. Упражнение «Почему так говорили в народе?»
«В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся»
«На печи и зимой красно лето».
Молодых наставляли: «Корми деда на печи: сам там будешь».
Высмеивали лентяев: «Лежа на печи, прогладишь кирпичи».
«Без печи хата - не хата».
«Печь греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует
душу».
«Печь нам мать родная».
- Итог занятия.
Печь и кормила, и грела в суровые русские морозы, и лечила, и мыла-парила, и умела делать ещё много разных вещей. Недаром в приведенных пословицах, поговорках, поверьях печь предстаёт перед нами как живое существо, сравнивают печь с «матерью родной».
- Песенка «Я печка». Слайдшоу «Русская печь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения в средней группе: «Хороши куличи, да из русской печи!»
Приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с православным праздником, обычаями русского народа, один из интересных моментов работы с детьми....
Русская изба. Русская печь.
При знакомстве детей с предметами русской избы оченьпригодился данный материал....
Русская изба. Русская печь.
Данный материал пригодится при знакомстве дошкольников с предметами русской избы, русской печи....
Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми (с использованием регионального компонента) Подготовительная к школе группа Тема: «Хороши калачи из русской печи»
Задачи:- развивать представление детей о народных традициях питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья;- ...
План-конспект НОД по лего-конструированию в старшей группе «Русская печь»
Цель: Развитие конструктивного мышления, воображения, творческих способностей.Задачи: 1. познакомить детей с русской печкой; 2. развивать воображение, фантазию, способность осуществлять элементарный а...
Конспект познавательной деятельности «Русская печь»
Знакомство детей с бытом русского народа с русской печью, как с неотъемлемой чпстью русской избы....
Конспект занятия Экскурсия «Русская печь»
Цель: Используя экспозицию, экспонаты музея познакомить детей с жизнью, бытомрусского народа.Задачи:Привлечь внимание к музею, пробудить стремление посещать музейЗаинтересовать историей род...