Статья "Пишем, как слышим"
консультация по обучению грамоте на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anosova_n._b._-_pishem_kak_slyshim.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Пишем, как слышим»
Подготовила:
учитель-логопед
МДОУ ЦРР «Кристаллик» -
детский сад № 30
города Железногорска Курской области
Аносова Наталия Бейбулатовна
Одна из основных задач взрослого, обучающего ребенка чтению и письму, помочь ему научиться оперировать языковым знаком. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в овладении грамотой, чрезвычайно важно уметь анализировать. Если мы возьмем толковый словарь, то прочтем там, что анализ – это метод исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части.
Ребенку важно научиться анализировать состав слова, потому что русское письмо относится к так называемому звукобуквенному письму. Основным элементом русского письма многие считают букву, которая в сочетании с другими буквами передает тот или иной звук речи или сочетания звуков. Чтобы научиться читать и писать, на самых начальных этапах ребенок должен усвоить алфавитные значения букв. Этому его в первую очередь и учат воспитатель в детском саду, мама, папа, бабушка, старшие братья и сестры. Но для того, чтобы при чтении успешно складывать буквы в слова или передавать звучащее слово на письме, ребенок должен уметь вычленять минимальные звуковые единицы речи, т.е. звуки речи, фонемы, как их еще называют.
На начальных этапах овладения грамотой и ребенка, и взрослого могут подстерегать некоторые сложности. Во-первых, взрослый, в отличие от ребенка не слышит слово, а как бы видит уже написанным. Несмотря на то, что русское письмо относят к звукобуквенному, главный его принцип – морфемный. Передавая на письме звучащую речь, мы должны ориентироваться не на звуковой состав слова, а на его морфемный состав, т.е. должны передавать не фонемы (звуки речи), а морфемы (значащие части слова: корни, приставки, суффиксы). Морфемный принцип письма требует единообразного написания значащих частей слов, а это не всегда соответствует их звучанию. Взрослые уже очень хорошо усвоили этот принцип и, как правило, не обращают внимания на то, как слово звучит.
Например, одна мама с удивлением рассказала, что ее дочь написала букву Ц в слове СМЕЯТЬСЯ. Девочка передает на письме последовательность звуков, а мама представляет себе это слово написанным. Очень многие взрослые не могут понять, почему дети с словах ЯМА, ЮБКА, ЁЛКА могут написать первой букву Й: ЙАМА, ЙУБКА, ЙОЛКА, тогда как эти слова именно с этого звука и начинаются.
Во-вторых, старшие дошкольники уже научились произносить звуки, и в отличие от малышей двух-трех лет, их не занимает эта сторона речи. Им гораздо интереснее семантика языка, значения слов и выражений. Подавляющее большинство вопросов о языке, детских рассуждений, догадок касается смысловой стороны речи. Поэтому, если не использовать игровые приемы в работе, детям после двух-трех упражнений, посвященных звуковому анализу слов, становится скучно.
Не надо забывать также и о том, что письмо – выражение одних единиц речи (звуков) посредством других (букв), перекодирование «слышимой» речи в «видимую». Перекоординирование это осуществляется при помощи особых знаков. Знак – это какой-либо материально воспринимаемый объект. Поэтому очень важны для ребенка игра (именно ролевая или, как ее называют, символическая игра) и рисование.
Подбирая или разрабатывая игры, будем помнить о главной цели: научить ребенка оперировать с языковым знаком. Поэтому надо стараться, чтобы в центре внимания ребенка была языковая единица: слово, слог или звук, может быть буква. Многие педагоги, обучающие детей грамоте, используют в качестве приема загадывание загадок. Например, на занятии, посвященном звуку У, детям предлагается отгадать загадку об утке. Но когда ребенок разгадывает загадку, его внимание сосредоточено не на звуковом составе слова, а на описании утки. Это уводит от того предмета, который должен быть в центре внимания, усложняет структуру занятия.
Для себя надо определить, что вы рассматриваете с детьми, какую единицу языка: звук или букву, и уже не смешивать эти два понятия. Иногда случается видеть, как детям предлагают выделить звук О в слове «оса» или «огурец». Дети там этого звука не слышат, да и не могут услышать, т.к. в литературном русском языке безударная позиция для звука О невозможна.
Для того, чтобы сформировать какое-либо умение, а тем более навык, необходимо многократно повторять действие, и при этом, не потерять к нему интерес, можно только имея острую заинтересованность в этом действии. Такую заинтересованность мы приобретаем в игре, причем, в игре азартной. Это только взрослым кажется, что, если мы посадим на стол Петрушку, Мышку или Незнайку, дети смогут по многу раз выделять ударный слог в слове, не теряя внимания. Дети с большей охотой будут проделывать это действие, играя в лото. Детям показывают карточку с написанным слогом (а можно и со значком, изображающим звук), воспитатель его читает вслух, а ребята находят на больших карточках, лежащих перед ними, картинки с изображением слов, в звучании которых представленный слог (звук) будет ударным: телевизор – ВИ, (книга – И). Игра в домино поможет научиться выделять начальные звуки в словах. Парные картинки можно использовать для того, чтобы подбирать слова, начинающиеся на один звук, слова, оканчивающиеся на один звук, слова с одинаковым количеством слогов и т.п.
Можно играть в магазин, где средством оплаты будут служить картонные кружочки с написанными на них буквами. На каждый такой кружочек ребенок сможет «купить» предмет, в названии которого есть звук или слог в заранее оговоренной позиции: в начале, в середине, перед гласным, перед согласным, в ударном слоге, в безударном слоге. Или на монетах может быть написана цифра, а дети оплачивают ими «покупки», в названии которых имеется нужное количество звуков. (Тут важно помнить, что буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова, после гласной, после ь и ъ знаков передают гласный звук и предшествующий им звук Й).
Существует множество игр, которые можно использовать на занятиях по обучению детей грамоте. Эти игры помогут вам не только сделать занятие нескучным, но и развивать у детей интерес к письменной форме речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что и как слышит ваш ребенок"
СТРАНИЧКА ЛОГОПЕДА Что и как слышит ваш ребенок В овладении речью главная роль принадлежит слуху. Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки......
"Каждый пишет, как он слышит"
Консультация для родителей...
Искусство слушать и слышать
В работе рассказывается о методе активного слушания, который является "волшебным ключиком", открывающим душу ребенка. ...
Найди предметы в которых слышится звук С.
Учить детей выделять(называеть) предметы в которых есть звук С, находящийся в любой позиции.Ребёнок или взрослый называет представленные предметы, потом нажимает на лишние предметы и называет ос...
Информационный буклет для родителей "Не слышит или не хочет слышать?..."
Данный информационный буклет может использоваться психологами, педагогами ДОУ в работе с родителями воспитанников по проблемам воспитания......
Статья" Что делать , если ребенок не слышит или не хочет слышать ?"
Статья написана о том,как ребенка научить слушать ,а главное слышать родителя....
Не слышит, или не хочет слышать
Необходимые техники, методы и приемы, в помощь родителям....
- Мне нравится (1)