Физкультминутки по обучению грамоте
материал по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Физкультминутки по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultminutki_po_obucheniyu_gramote.docx129.14 КБ

Предварительный просмотр:

1. «Дружба»


Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
 
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.


(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук). 
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев). 


(руки вниз, встряхнуть кистями). 

image002.jpg

2. «В гости»


В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому («дом»):
Указательный и средний,
 
Безымянный и последний —
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга им нельзя.


(выставляются вверх большие пальцы обеих рук). 

(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно). 
(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы).
(кулаки стучат друг о друга).
(ритмичное сжимание пальцев в кулаки).
 

Затем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук, сжатых в кулак. Это уже более сложные движения.

image004.jpg

 

 

3. «Домик»


Раз, два, три, четыре, пять
 
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
 
В домик спрятались опять.


(разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого). 
(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно). 
(сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца). 
(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно). 

image006.jpg

Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, мы проводили, не поднимая детей со стульчиков.

Такие упражнения полезно сочетать с традиционными (динамическими) физкультминутками, чтобы обеспечить дошкольникам двигательную активность.

4. «Прогулка»

(При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук).


Пошли пальчики гулять,
 
А вторые — догонять,
Третьи пальчики — бегом,
А четвертые—пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.


(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу). 
(ритмичные движения по столу указательных пальцев). 
(движение средних пальцев в быстром темпе).
(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола). 
(ритмичное касание поверхности стола мизинцами).
(стук кулаками по поверхности стола). 

5. «Человечки»


Побежали вдоль реки
 
Дети наперегонки.


(движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю). 
(Повторить несколько раз.) 

Некоторые упражнения имитируют знакомые детям бытовые действия:

image008.jpg

. «Засолка капусты»


Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.


(резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх). 
(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя). 
(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки). 
(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки). 

image010.jpg

Некоторые упражнения связаны с символическим изображением предметов или действий с ними. Например:

7. «Замок»


На двери висит замок,
Кто открыть его бы смог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали
И — открыли!


(ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок»). 
(повторение движений).
(пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом другую сторону). 
(движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе). 
(пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга). 
(пальцы расцепить, ладони в стороны). 

image012.jpg

8. «Дом и ворота»


На поляне дом стоит
Ну, а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.


(«дом»).
(«ворота»).
(ладони разворачиваются параллельно друг другу), 
( «дом»). 

image014.jpg

9. «В домике»


Стол стоит на толстой ножке,
Рядом стульчик у окошка,
Два бочонка под столом.
Вот такой я видел дом.


(«стол»).
(«стул»).
(«бочонки» обеими руками).
(«дом»). 

image016.jpg       image018.jpg

Некоторые упражнения связаны с изображением растений:

10. «Цветок»


Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки.


(«цветок с закрытыми лепестками»).
(развести пальцы рук).
(ритмичные движения пальцами вместе и врозь).
(«корни»). 

image020.jpg

Большое число упражнений связано с изображением животных и птиц:

11. «Зайцы»


Скачет зайка косой
Под высокой сосной.
Под другою сосной
Скачет зайка второй.


(«зайчик» правой рукой). 
(«дерево» правой рукой).
(«дерево» левой рукой).
(«зайчик» левой рукой). 

image022.jpg

12. «Козы»


Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
К ней другая спешит,
Колокольчиком звенит.


(«коза» правой рукой). 
 
(«коза» левой рукой). 
(«колоколь чик»). 

image024.jpg

13. «Птички»


Птички полетели,
Крыльями махали.
На деревья сели,
Вместе отдыхали.


(«птички»). 
(махи ладонями с широко расставленными пальцами). 
(«деревья»).
(«птички»). 

image026.jpg

14. «Кошка и собаки»


Вышла кошечка вперед,
К нам идет, хвостом играет,
Ей навстречу из ворот
Две собаки выбегают.


(«кошка» правой рукой).
 (левой ладонью машем у основания правой кисти).
 («ворота»).
 («собаки» обеими руками). 

image028.jpg

15.«Улитка»


Две улитки на дорожке,
Вверх торчат смешные рожки.


(«улитки» обеими руками).

image030.jpg

. «Мостик»


Над бурливою рекой
Мост построим мы такой:
Люди по нему пройдут
И лошадок поведут.


(пальцы разведены, ими производятся несогласованные движения). 
(«мост»).
(«человечек» идет).
(«лошадь»). 

image033.jpg

17. «Лягушка»


Две лягушки на дорожке,
И у них озябли ножки.


(«лягушки» обеими руками).
 

image035.jpg

18. «Щука»


В пруд купаться не пойду —
Щука плавает в пруду.


(«щука»). 
 

image037.jpg

19. «Мышь»


Тихо в доме,
Спит малыш.
Под полом скребется мышь.


(«дом»). 

(«мышь»). 

В заключение отметим, что опыт проведения этих и подобных им физкультминуток на занятиях воспитателей оказался весьма положительным и в общих группах.

image039.jpg

image040.pngФизминутки для развития пальцевой моторики.

20. «Курица, петух и лебедь».


Петушок зерно клюет,
Курица к нему идёт.
Лебедь, стоя за малиной,
Машет шеей лебединой.


(«петух» левой рукой).
(«корица» правой рукой).
(«лебедь» левой рукой).

image042.jpg

21. «Щука, коза и лягушка».


Щука может обитать в пруду,
А козу пасут на берегу
Лишь лягушке хорошо везде:
На земле, в болоте и воде.


(«щука» левой рукой).
(«коза»).
(«лягушка»).
(несогласованные движенья пальцами обеих рук) 

image044.jpg

image046.jpg

22. «Деревья»


Друг от друга деревья росли далеко,
Человеку пройти этот путь нелегко,
Только корни двух елей однажды сплелись,
Будто дерева два навсегда обнялись.


(«деревья» обеими руками).
(«человечек» левой рукой).
(«корни»).
(«деревья»). 

image048.jpg

23. «Пёс и лошадь»


Бежала лошадь по дороге,
Ей пес дворовый прыгнул в ноги,
Залаял громко пёс пугливый,
А лошадь лишь тряхнула гривой!


(«лошадь»).
(«собака»).
(«собака», «открывающая пасть»).
(«лошадь», двигающая «головой»). 

image050.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...