Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Звук [к]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Звук [к]»
Автор воспитатель Таранова Л.Б.
Задачи:
- закреплять правильное произношение звука [к] в речи,
- продолжать учить определять наличие/отсутствие этого звука в словах, совершенствовать навыки детей в проведении звуко -буквенного анализа слова, продолжать развивать фонематический слух,
- продолжать развивать связную речь,
- внимание и усидчивость.
Оборудование: предметные картинки со звуком [к]; и без него (кот, корова, цыплёнок, поросёнок, такса, улитка), схемы для определения позиции звука в словах, фишки, кассы, тетради, карандаши, карточки для индивидуальной работы.
Содержание НОД
I. Организационный момент
Воспитатель приветствует детей:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
II. Мотивационная игра.
- Ребята, какое сейчас время года? (весна)
- Назовите приметы весны? (..)
- Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в весеннем лесу. (фон - звуки весеннего леса)
Весна в лесу!
Заходим в весенний лес!
Много здесь вокруг чудес!
Вот берёзки шумят
Под берёзками травка колышется
(в этот момент появляется корзинка)
- Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!
Это наверное с нами Лесовичок захотел поиграть.
Смотрите, здесь лежать звуковички. А это говорит о том. Что Лесовичок хочет, чтобы мы провели артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика.
II. Основной этап.
1.Введение в тему занятия.
Сообщение темы. Изучение нового материала.
В: Ребята,здесь в корзинке еще лежать картинки с загадками. Если мы их отгадаем, то узнаем с каким звуком познакомимся. Я предлагаю вам отгадать загадки и определить первый звук в отгадках.
Сам дней не знает,
А другим указывает. (Календарь)
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я:
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход!
(карандаш)
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это?
(карта)
На соломинке дом,
Сто ребяток в нем
(колос)не зверь не птица
Носок, как спица,
Летит – кричит,
Сядет – молчит.
(комар)
Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище.
(кошка)
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
(коньки)
Дети определяют, что первый звук в этих словах [к].
В: (правильно).
В: Сегодня мы познакомимся со звуком [к] и научимся его четко произносить.
Спасибо Лесовичку. Помог узнать с каким звуком мы познакомимся.
2. Работа со звуком.
Произнесение звука [к]. Характеристика артикуляции звука [к]:
Обозначение цветом: синий,поэтому живёт в синем домике
Характеристика: звук [К] — твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
3. Развитие фонематического слуха.
- Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог или слово, в котором есть звук [к], поднимите синюю фишку.
ка, ха, па, ши, ты, мы, ко, по, но, гу, ту, ку…
сук, кок, пижама, кошка, жираф, ежик, крот…
4. Произнесение звука [к] в словах.
Игра «Слово заблудилось»
Вы любите играть в прятки? Звук [к] тоже любит эту игру. Вам нужно по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [к]: в начале, в середине или в конце слова?
Речевой материал: клоун, молоток, такса, корова.
В: Каких картинок не оказалось? Почему?
5. Работа со схемами и фишками.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметные картинки (кот, морковь, рак) и определить, какому из слов соответствует предложенная схема.
|
|
|
6. Физкультминутка
Вдоль по полю,
Вдоль по полю
Скачут кони к водопою.( Бег на месте на подскоках)
Кони скачут поутру,
Гривы вьются на ветру. (. п. – ноги на ширине плеч, руки вверх. Наклоны влево, вправо).
Табуном к реке идут,
Наклонились – воду пьют. (Руки в стороны, ноги вместе, наклоны: достать пальцами пол).
Долго кони воду пили,
А потом они поплыли
Да к крутому бережку
К травке, к сочному лужку. ( И. п. – руки вытянуты вперед, ноги вместе. Рывками разводить руки в стороны).
7. Анализ слова КОТ.
В слове кот1 слог
Первый звук [к] – согласный, , твердый, глухой звук, обозначаем синим цветом.
Второй звук [о] – гласный звук, обозначаем красным цветом.
Третий звук [т] – согласный, обозначаем синим цветом.
Выкладывание схемы слова.
8. Произношение звука [к] во фразе.
- Повторяйте за мной читстоговорки с определенными эмоциями.
Ка-ка-ка – бежит река.(радостно)
Ко-ко-ко – вижу далеко.(удивлённо)
Ку-ку-ку – кукушка на суку. (грустно)
В:Оказывается, одну и ту же фразу может каждый произнести по-разному. Молодцы!
9. Обучение элементам грамоты.
Чтение слогов и слов по карточкам.
Печатание слогов по образцу на карточках.
Списывание предложения с карточки.
III. Итог НОД
В:С каким звуком мы сегодня работали?
В: Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.. Ой, ребята, в корзинке еще что появилось. Лежит записка от Лесовичка. Он благодарит вас за хорошие и правильные ответы на занятии и дарит вам угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/23/picture-261214-1377246124.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Звук О, буква О.» (для детей 6-7лет)
Задачи: 1) Учить детей определять позицию звука в словах: начало, середина, конец. 2) Закрепить характеристику звука О, развивать умение детей выделять на слух звук О. 3) Продолжать учить дет...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Звук и буква «К» (подготовительная группа)
Программное содержание:Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце); произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.Продолжать знакомство ребенка...
Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: "Звук (и) и буква (и) Ии."
Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: "Звук (и) и буква (и) Ии."...