Конспект занятия по развитию речи и грамоте в старшей -разновозрастной группе (5-7 лет)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему
Тема: «Гласный звук «Ы», буква «Ы».
Подготовила: воспитатель- Щетинина Ирина Викторовна
Цель: закреплять правильное произношение звука «Ы».
Задачи:
Образовательная: - уточнение и закрепление знаний о звуке и букве Ы;
- выделение звука Ы из ряда звуков и слога с заданным звуком из слова;
- закреплять правильное произношение звука Ы.
Развивающая: - развивать речь детей;
- развивать зрительное и слуховое внимание детей;
- развивать фонематический слух;
Воспитательная: - воспитывать усидчивость детей, организованность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_i_gramote_v_starshey.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи и грамоте в старшей -разновозрастной группе (5-7 лет)
Тема: «Гласный звук «Ы», буква «Ы».
Подготовила: воспитатель- Щетинина Ирина Викторовна
Цель: закреплять правильное произношение звука «Ы».
Задачи:
Образовательная: - уточнение и закрепление знаний о звуке и букве Ы;
- выделение звука Ы из ряда звуков и слога с заданным звуком из слова;
- закреплять правильное произношение звука Ы.
Развивающая: - развивать речь детей;
- развивать зрительное и слуховое внимание детей;
- развивать фонематический слух;
Воспитательная: - воспитывать усидчивость детей, организованность.
Демонстрационный материал: картинка лодки с детьми и плывущим теплоходом, картинки (среди которых встречается звук Ы) бык, стол, шары, крыша, труба, дым, часы, кони. Настольная маршрутная дорожка «Карта побережья», стилизованная буква Ы, печатная буква Ы.
Раздаточный материал: - карточки с плюсом и минусом на каждого ребенка, буквы А.О.У.Ы, фигурки корабликов с написанными согласными на бортах ( по числу детей в группе), веревочки или шнурки.
Изготовление маршрутной дорожки: игра выглядит в виде изображения части моря и части побережья. По побережью наклеиваются гласные буквы, на передвижных фигурках корабликов написаны согласные М.С.Х.Ш.Л. Игра выполняет две функции:
- Когда кораблики с согласными на борту «подплывают» к берегу, где находятся гласные, дети прочитывают получившиеся прямые и обратные слоги.
- На карте побережья находятся пункты маршрута, проходя которые, дети выполняют различные задания.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Воспитатель:- Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие на лодке. Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения ( показывает картинки лодки с детьми и плывущим теплоходом). «Наступило лето. Дети поехали кататься на лодке. (имитация гребли веслами: руки вперед – развести в стороны.) Тихо качались волны. ( показать плавные движения поднятых вверх рук). Навстречу детям плыл теплоход ( руки вытянуть вперед, ладони сложены вместе), он загудел: Ы-Ы-Ы. (дети произносят также протяжно). Дети продолжали плыть.( показать движение работы на веслах).
Теплоход опять загудел ( воспитатель произносит вместе с детьми): Ы-Ы-Ы-Ы, проплывая мимо лодки. Дети весело замахали пассажирам теплохода. (помахать кистями поднятых вверх рук). Они на лодке ловили рыбу (показать движения), а также ныряли в воду и плавали». ( показать движения).
2.Основная часть:
Воспитатель: - Ребята, как гудел теплоход? (Ы-Ы-Ы-Ы) – О каком звуке мы сегодня будем говорить?
Дети: - О звуке Ы
Воспитатель: - Когда мы произносим звук Ы, нет преграды, воздух проходит свободно, мешает ли что-нибудь при его произношении? (нет). Какой это звук? (гласный).
Воспитатель: - Чем гласные отличаются от согласных? ( их можно петь). Фишкой какого цвета мы договорились обозначать гласные звуки? ( фишкой красного цвета).
(Рассматривается настольная маршрутная дорожка «Карта побережья»)
Пункт I. Водопад.
Проводится игра: «Поймай звук»
Воспитатель: - Чтобы перебраться через водопад и двигаться дальше, надо поднять карточку с минусом, если не услышите звук Ы в названии слова, карточку с плюсом, когда услышите слово со звуком Ы: горы, сок, сын, лак, куст, пыль, дом, дым, и т.д.
Пункт II, Холм.
Проводится игра: «Разбери карточки».
(упражнение проводится в положении «Сидя на коленках» на ковре)
Воспитатель: - Только мы собрались продолжить свой путь, как дорога внезапно оборвалась, и нам пришлось прыгать с холма. Все встали, подпрыгнули, перешагнули через камни и тихонько сели в круг. Пока мы прыгали, все карточки- картинки рассыпались. И надо теперь выбрать из карточек только те, где в названии есть звук Ы.
Пункт Ш. Таинственная пещера. Представление буквы Ы
(воспитатель показывает печатную букву Ы, стилизованную букву Ы)
Воспитатель: - Мы обнаружили таинственную пещеру, только собрались туда заглянуть, но не смогли. Знаете почему? Потому что с нами в путь отправилась буква, которую мы сегодня изучаем. Какая это буква?
Дети: - Буква Ы.
Воспитатель: ( показывает печатную букву Ы)- Из каких элементов состоит буква Ы?
Дети: - Из двух полочек и половинки круга.
Воспитатель: - Нарисуйте букву Ы в воздухе и выложите ее с помощью веревочек.
Воспитатель: ( показывает стилизованную букву Ы). – Поглядите, какая она толстенькая. Вот она и не смогла пройти внутрь пещеры, просто застряла.
«Ы» - какая ты толстушка!
Твой животик как подушка!
Чтобы легче было жить,
Палочку пришлось добыть!
И. Лопухина
Физкультминутка:
«Ы»- сказала буква Ы,- показываю букву Ы.
Озорная буква Ы - хлопки над головой и сзади туловища.
Я не просто буква Ы - хлопки вверху, руки в стороны
Я несчастная увы…
Я в начале не бываю: руки на поясе, лопатки свести, расправить
Слов своих не начинаю-
Все в конце, увы, увы, ходьба на месте
Ставят чаще Ы-Ы-Ы
Вот какая буква Ы поднять руки вверх, развести в стороны,
Невезучая, увы! отпустить вниз, наклониться, руки и кисти
расслаблены.
Пункт IY. Болото
( для игры потребуются буквы А,О,У,Ы из разрезных азбук или сделанные воспитателем карточки с гласными).
Воспитатель: - Чтобы перейти через болото, надо прыгать с кочки на кочку. Вот такими кочками и будут для нас наши карточки с буквами, которые мы будем выкладывать через болото.
Я называю слова, вы находите только гласный звук и выкладываете эту букву на стол, за ней – следующую и т. д.
( слова: вол, бак, сын, дом, рысь, раз, лук, дым; у детей дорожка на столах- такая « дорожка из букв- О, А, Ы, О, Ы, А, У, Ы)
Пункт Y. Игра «Капитан»
( игра проводится у доски, дети выбирают себе корабли с буквами)
Воспитатель: - Играем в капитанов. Выбирайте каждый себе корабль, на котором написаны согласные, и подплывайте к островкам с согласными. Капитан корабля читает получившиеся слоги.
( Вторая группа детей может читать слоги только с изученными гласными и согласными (А,О,У,Ы,М,С,Х,Ш,Л). Для первой группы детей можно усложнить задание: «Доскажи до целого слова»)
Пункт YI.
Игра «Измени в словах звук О на звук Ы»
( упражнение проводится на ковре в позе лотоса. Воспитатель читает стихотворение, выделяя голосом (читает протяжно) звук О. Дети меняют его на звук Ы).
Воспитатель: - С тобою «Ы» играет в прятки.
Найди скорее опечатки.
В словах ошибки все исправь,
На место букву «Ы» поставь!
Увидел я в клетке рысь,
Ей, как кошке, крикнул: «БрОсь!»
На столе- большая пышка,
В норку её тащит мОшка.
Стоит избушка у воды,
А из трубы струится дОм.
В загоне около избы
Стоит рогатый сильный бОк.
Приоткрыв у миски крОшку,
Сор и брОнзу видит мОшка,
Любит мОшка брОнзу, сОр,
Хоть и много в сОре дОр!
И.Лопухина.
3.Заключительная часть:
Работа в тетрадях ( написание буквы Ы по точкам)
Итог занятия:
Воспитатель: - Какой звук мы сегодня изучали?
Дайте характеристику. Обобщающие вопросы по теме занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по развитию речи и грамоте в старшей группе "Знатоки родного языка"
Конспект итогового занятия по развитию речи и грамоте "Знатоки родного языка"...
Конспект открытого интегрированного занятия (по математике, развитию речи и грамоте) в старшей логопедической группе Тема: «В поисках сюрприза»
Конспектоткрытого интегрированного занятия(по математике, развитию речи и грамоте)в старшей логопедической группе Тема: «В поисках сюрприза»...
Конспект итогового занятия по развитию речи и грамоте в старшей группе .
Тема занятия: «В поисках клада Лесовичка»Программное содержание: Обучающие задачи: закрепить умения обобщать, классифицировать, использовать все части речи; закреплять умение проводить зву...
Конспект занятия по развитию речи "Кукольный театр "Курочка Ряба"(разновозрастная группа детей раннего возраста (1,6-3)
цель: создать условия для речевого развития детей...
Конспект занятия по развитию речи (обучение грамоте) в старшей группе «По тропинке знаний»
Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.Задачи:• Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;&bull...
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в Волшебный лес "разновозрастная группа 4-6 лет
Тема: «Путешествие в Волшебный лес»Вид: сказка.Количество детей: 8 человекЦель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные з...