"Научим Буратино разговаривать".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Занятие рекомендовано детям подготовительной группы. На занятии у детей закркпляются знания о звуках речи, умение образовывать слова с помощью суффиксов. Дети учатся подбирать антонимы, упражняются в делении слов на части (слоги), составлении предложений. В группу приходит Буратино, говорит, что не умеет разговаривать, хочет научиться. Дети соглашаются ему помочь. Выполняя артикуляционное упражнение "Утро язычка", дети вместе с язычком выполняют разные упражнения. Затем вместе с ним путешествуют по улице Слов, Звуков, Предложений, по площади Сказок и Рассказов. Дети определяют местоположение звука в слове, ударный звук, подбирают родственные слова. Заинтересовала всех игра "Разноцветный сундучок". Все задания с детьми выполнял и Буратино. Так он и научился разговаривать. Все были довольны,что помогли Буратино.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchim_buratino_razgovarivat_2016.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе.

Тема: «Научим Буратино разговаривать».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Задачи:

«Речевое развитие»:                                                                                                     - закреплять знания о звуках речи, закреплять умение образовывать слова с помощью суффиксов (родственные слова);                                                           - формировать умение выделять первый звук в словах, подбирать антонимы;                                                         - упражнять в делении слов на слоги;                                                                         - закреплять умение составлять предложения;                                                      - формировать умение составлять описательные рассказы по серии сюжетных картинок.

«Физическое развитие»:                                                                                                 - развивать движения в разнообразных видах двигательной деятельности;         - способствовать увеличению двигательной активности, направленной на развитие координации движений.

«Познавательное развитие»:

 - развивать интересы детей, любознательность, познавательную мотивацию.

«Социально – коммуникативное развитие»:                                                               - формировать умение активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

«Художественно-эстетическое развитие»:                                                              - формировать умение рисовать по представлению.

Методы и приёмы:

Практические: артикуляционное упражнение, дидактическая игра, игра с мячом, пальчиковая игра, рисование.

Наглядные: рассматривание картинок, слайдов в презентации.

Словесные: беседы, вопросы, загадка, задания, составление предложений, рассказов по картинкам, называние слов – антонимов.

Материалы и оборудование: карточки с названиями улиц и площадей, разноцветный сундучок с предметными картинками: дом, машина, лиса, телевизор, велосипед, дерево и другие, мяч, презентация со слайдами: «Серия сюжетных картинок о смене погоды осенью».

Формы  организации совместной деятельности.                                                                                                        

Детская деятельность.

Формы организации совместной деятельности

Двигательная.

Артикуляционное упражнение «Утро Язычка». Физминутка. Пальчиковая игра «В гости к пальчику большому».

Коммуникативная.

Задание «Назови родственные слова».  Игра  с мячом «Скажи наоборот», игры: «Назови слова – антонимы», «Составь предложение», «Дополни предложение». Загадка.

Игровая.

Дидактическая игра «Разноцветный сундучок». Игровая ситуация. Игра с мячом.

Изобразительная.

Рисование картинок об осенней погоде.

Логика образовательной деятельности.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1.

В группу приходит Буратино. Воспитатель говорит, что он не умеет разговаривать, поэтому не здоровается. Предлагает поздороваться с ним. Спрашивает: «Может, научим Буратино разговаривать?». Говорит Буратино, что если все задания будет выполнять вместе с нами, то быстро научится разговаривать.

Здороваются с Буратино.

Соглашаются.

Сформирован интерес к предстоящей деятельности.

2.

Предлагает вспомнить, что нам помогает при разговоре.  Проводится артикуляционное упражнение «Утро язычка»

   (покажем, как наши язычки просыпаются). Каждое утро Язычок, проснувшись, потягивается, делает зарядку, тщательно чистит зубки с внешней и внутренней стороны, полощет рот и умывается. Затем Язычок открывает обе двери и высовывается на улицу. Потом смотрит налево, направо, вверх, вниз и выходит из дома на утреннюю пробежку. Язычок несколько раз обегает дом сначала в одну сторону, затем в другую.

 Предлагает сделать несколько дыхательных упражнений. Язычок возвращается домой, захлопывает одну дверь (зубы), другую (губы) и начинает заниматься своими делами. Хвалит Буратино за то, что все движения выполнял точно.

Отвечают: губы, зубы, язычок.

Выполняют соответствующие движения языком, имитируют полоскание рта водой.

Выполняют движения губ, языка, челюстей.

Выполняют указанные движения.

Выполняют круговые движения языка, рот широко открыт.

 Вдыхают носом, выдыхают ртом.

Выполняют соответствующие движения.

Развитие логического мышления.

Обеспечена потребность в выполнении  артикуляционного упражнения.

Обеспечена потребность в движении язычком, губами.

3.

Спрашивает, из чего состоит наша речь.

Звуки соединяются в …

Слоги соединяются в …

Слова соединяются…

Говорит, что так получаются разные рассказы, сказки. Приглашает Буратино в путешествие по городу Родного языка. В городе много улиц, переулков, площадей.

Первая улица-улица Звуков. Называет звуки: ам, у, но, и, ну, ум, о, ау, а, р.

Отвечают: из звуков.

слоги.

слова.

в предложения.

Присоединяются к приглашению.

«Ловят» звуки и зажимают два кулачка, если поймали (услышали) два звука; один кулачок, если поймали один звук.

Сформировано представление о том, из чего состоит наша речь.

Сформирован положительный эмоциональный настрой.

Мотивация на коммуникативную деятельность.

Закреплены знания о звуках.

4.

Вторая улица-улица Слов и Слогов. На этой улице звуки соединяются в слоги и слова. Загадывает загадку про своё слово: « Оно состоит из трёх звуков. Эти звуки спрятались в других словах».

 Первый звук-в начале слова «д-д-доска». 

Второй звук спрятался в начале слова «Осы».        Третий звук скрывается в слове «Машина».

Просит повторить звуки, которые называли, и сказать, какое слово получилось. Хвалит детей и Буратино.

Задание: «Назови родственные слова к слову «Дом».

Маленький…

Огромный…

Сказочный старичок…

Внук Домового…

Уют…

Буратино называет «Изба».

Спрашивает, какая часть в этих словах общая.

Говорит, что с собой в путешествие взяла сундучок.

Игра «Разноцветный сундучок» ( в нём картинки).

Читает стихотворение:

Я картинки положила                в разноцветный сундучок.    Ну-ка, Оля (имя ребёнка), загляни, достань  картинку, назови! Слова:

Дом, машина, лиса, телевизор, велосипед, дерево…

Физминутка:

Шаг на месте, раз, два, три!

Плечи шире разверни.

Мы присядем, скажем: «У-у-у».

Дружно встанем, скажем: «А-а-а». Нам пора и за дела!

        Игра с мячом «Скажи наоборот».

Бросает ребёнку мяч и называет слово. Слова:

Утро –

Герой –

День –

Друзья -

Светло

Говорить –

Горький -                         Острый –

Высокий –

Взять –

Быстро –

Много –

Высоко –

Большой –

Сесть –

Смеяться –

Надеть –

Закрывать –

Приносить –

Обращает внимание на радостного Буратино, он теперь знает слова – антонимы.

Называют звук: Д.

Называют звук: О.

Называют звук: М.

Называют звуки и слово «Дом».

Называют родственные слова.

домик.

домище.

домовой.

домовёнок.

домашний.

Дети исправляют его ошибку.

Называют общую часть: дом.

Достают картинки, называют, делят слова на части (хлопками, шагами).

Шагают на месте.

Руки в стороны разводят.

Приседают, на выдохе говорят: «У-у-у».

Встают, говорят: «А-а-а».

Подбирают противоположные по смыслу слова (антонимы).

Вечер.

Трус.

Ночь.

Враги.

Темно.

Молчать.            Сладкий.

Тупой.

Низкий.

Отдать.

Медленно.

Мало.

Низко.

Маленький.

Встать.

Плакать.

Снять.

Открывать.

Уносить.

Закреплены знания о местоположении звука в слове.

Сформировано чувство удовлетворённости от правильно выполненного задания.

Пополнен словарный запас.

Развитие умения подбирать родственные слова.

Сформирован интерес к дальнейшей деятельности.

Закреплены умения делить слова на части.

Обеспечена потребность в движении, снятии мышечного и умственного напряжения.

Закреплены умения в подборе слов-антонимов.

Сформировано чувство радости и удовлетворения.

5.

Предлагает идти на третью улицу – улицу Предложений. Напоминает, что слова, как и звуки, не живут отдельно, а дружат и работают вместе. Спрашивает, что это за дом, в котором живут книги. Игра      « Составьте предложение со  словом  «библиотека».

Словесная игра «Дополни предложение».

-Мы поливаем цветы, потому что…

-Дети выбежали во двор в тёплой одежде, потому что…

-Деревья и кусты покрылись инеем, потому что…

-На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что…

Пальчиковая игра «В гости к пальчику большому».

В гости к пальчику большому  прибегали прямо к дому:

указательный и средний, безымянный и последний.

Сам мизинчик – малышок постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,  

друг без друга им нельзя.

Соглашаются.

Называют: библиотека.

Составляют предложения.

-для роста нужна вода (высохла вся земля)…

-на улице зима (на улице очень холодно)…

-стало холодно (на улице сильный мороз)…

-наступила осень (был сильный ветер)…

Пальцы сжаты в кулачок. Выставляют большие пальцы и шевелят ими. Показывают шалашик.

Прижимают к большим пальцам рук те пальцы, о которых идёт речь.

Пальцы сжаты в кулак, шевелят выставленными мизинцами, стучат кулак о кулак.

Перехватывают правой рукой кисти левой, затем наоборот.

Пальцы одной руки соединены с соответствующими пальцами другой.

Развита мыслительная деятельность, умение составлять предложения.

Развитие логического мышления.

Развитие мелких мышц рук.

6.

Приглашает на площадь  Сказок и Рассказов.

Спрашивает, из чего состоят сказки и рассказы.

Буратино начинает разговаривать. Говорит, что теперь знает, что такое звуки, слова, предложения. Просит научить составлять рассказы по картинкам. Воспитатель привлекает внимание к экрану, на котором  и будем рассматривать картинки.

1 картинка – 1 слайд.

Спрашивает, какой день изображён на картинке.

-Какое солнце?

-Какое небо?

2 картинка – 2 слайд.

-Что изменилось в сюжете?

3 картинка – 3 слайд.

-Какие изменения вы заметили здесь?

4 картинка – 4 слайд.

-Что вы видите здесь?

5 картинка – 5 слайд.

-Что изображено на последней картинке?

Предлагает составить рассказ по картинкам. Сначала придумаем название рассказа.

Образец рассказа воспитателя.

«Мы вышли на прогулку. День был солнечный, ясный и тихий. Приветливое солнышко согревало нас тёплыми лучами. Деревья красиво вырисовывались на фоне голубого неба. Вдруг подул сильный ветер, всё небо заволокло тёмными тучами, солнце спряталось. Деревья сильно наклонились от ветра, начался листопад. Мы убежали в комнату, потому что ветер всё усиливался, начался сильный дождь. Из окна мы наблюдали, как туча постепенно уходила, по деревьям было видно, что ветер стихал. Мы увидели, что листьев на деревьях осталось совсем мало. Солнце снова выглянуло. Выйдя на улицу, мы увидели, что погода уже ясная, безветренная, а под деревьями образовался разноцветный ковёр из опавших листьев».

Предлагает детям рассказать свои рассказы.

Отвечают: из предложений.

Соглашаются помочь Буратино.

Смотрят на экран.

Отвечают: солнечный, осенний, ясный, тихий…

Яркое, тёплое, лучистое, приветливое…

Голубое, ясное, светлое, безоблачное...

Дует ветер, на небе появились тучи, кусты и деревья наклонились от ветра, солнце прячется за тучу, начался листопад…

Небо стало тёмное, усилился ветер, кусты и деревья наклонились ещё ниже, листопад усилился, начался сильный дождь…

Ветер утихает, туча уходит, появляется часть солнца, листьев на деревьях стало ещё меньше…

Ясная погода, светит солнце, под деревьями разноцветный ковёр из опавших листьев…

Предлагают разные варианты названий:

«Осенний день», «Сильный дождь», «Осенний дождь», «Осенний ливень»…

Слушают рассказ.

Рассказывают свои рассказы (2-3 ребёнка).

Сформировано представление о предложении.

Воспитание желания оказывать помощь другим.

Сформировано чувство заинтересованности.

Развитие мыслительных операций (внимания, мышления).

Реализована потребность  в речевом общении.

Сформировано умение придумывать название рассказа.

Развитие внимания, зрительной памяти.

Реализована коммуникативная деятельность.

7.

Буратино оценивает рассказы. Благодарит детей за то, что научили его разговаривать, познакомили со звуками, словами, предложениями, теперь  он умеет составлять рассказы.

Воспитатель говорит, что путешествие по городу Родного языка заканчивается. Предлагает нарисовать  картинки  об осенней погоде для уголка природы. А потом вместе с Буратино пойдём на прогулку.

Слушают оценку Буратино.

Рисуют картинки об осени.

Приглашают Буратино на прогулку.

Сформировано чувство удовлетворённости.

Реализована самостоятельная творческая деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка разговаривать

Детский лепет всегда вызывает положительные эмоции. Особенно – у родителей, но также и у посторонних людей. И так и хочется «лялякающему» малышу что-нибудь, да ответить. Но все это умиляет до поры до ...

Основы Безопасности Ребёнка / Научите ребенка разговаривать с незнакомыми людьми!

Научите ребенка разговаривать с незнакомыми!РАЗГОВОР РЕБЕНКА С НЕЗНАКОМЦЕМ: 4 ШАГА ПО ПРЕКРАЩЕНИЮ БЕСЕДЫЗадавая ребенку наводящие вопросы, можно выяснить, какие ситуации общения с незнакомцами для нег...

Научите ребенка разговаривать с незнакомыми людьми

Рекомендации для родителей как можно обезопасить ребенка во время контакта с незнакомыми людьми...

Научите ребёнка разговаривать с незнакомыми!

4 шага по прекращению беседы.Задавая ребенку наводящие вопросы, можно выяснить, какие ситуации общения с незнакомцами для него представляются опасными, какие – не очень, а какие – совсем б...

Как научить ребенка разговаривать?

Как научить ребенка разговаривать?...

Научите ребенка разговаривать с незнакомцем.

Как ребенок должен общаться с незнакомцами....