Подготовка к обучению грамоте на этапе дошкольного детства
консультация по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) по теме
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_obucheniyu_gramote_na_etape_doshkolnogo_detstva.doc | 64.5 КБ |
prezentatsiya.ppt | 506 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА»
(слайд) Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
(слайд) Традиционное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя три направления:
- - развитие связной речи;
- - подготовка к обучению чтению;
- - подготовка к обучению письму;
Эти три направления должны стать обязательными структурными компонентами занятий.
- Развитие связной речи.
(слайд) Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значимые части, связанные между собой.
В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью (слайд), которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога.
Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Она вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя.
Формирование связности речи включает развитие умения строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).
При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представления о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания.
Развитие связной речи происходит посредством обогащения словаря.
Активно лексика старших дошкольников обогащается за счет эпитетов, синонимов, антонимов.
Развитие связной речи происходит также путем совершенствования грамматического строя речи. Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности.
Необходимо помнить, что для ребенка серьезное и основательное упражнение в устной речи является лучшим фундаментом и подготовкой к усвоению речи графической. (слайд) «Ребенок должен научиться говорить прежде, чем он может перейти к разумному чтению» (Песталоцци). (слайд) «Этим неоспоримым положением, - писала Е.И.Тихеева, - должен руководствоваться каждый, кто занимается воспитанием и обучением детей: нельзя подводить к грамоте ребенка, который не владеет устной речью».
- Подготовка к обучению чтению.(слайд)
Основная задача работы по подготовке к обучению чтению в старшей группе – это формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.
Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.
Обучению детей звуковому анализу слова предшествует подготовительная работа, ее цель – научить детей различать смысловую и формальную стороны слова, а также правильно понимать и употреблять термин «слово», «звук», вслушиваться в звучание слова.
(слайд) Значение термина «слово» раскрывается при помощи различных примеров, закрепляется в упражнениях, дидактических играх. Этот термин включается в формулировки различных заданий. В процессе различных словесных игр дети узнают, что слов много, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, слова могут быть длинные и короткие, учатся сравнивать слова по протяженности. Именно это закладывает основу для развития фонематического слуха.
(слайд) В процессе словесных игр дети учатся называть слова с заданным звуком, определять местоположение звука в слове (в начале, середине или в конце).
После того, как дети овладевают навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками, затем с согласными детей учат различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.
Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками продолжается в процессе игр, в ходе которых дети попеременно произносят парные твердые и мягкие звуки.
На занятиях по обучению грамоте в старшей группе дошкольников знакомят с предложением. Дети учатся составлять предложения из 2-4 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку, переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.
В старшей группе детей учат делить слова на части (слоги) с использованием различных приемов: «прошагать» слово, прохлопать слоги ладошками, медленно произносить, поднеся руку к подбородку и т.д.
В подготовительной группе педагог обращает внимание детей на смысловую и интонационную законченность предложений (точка, восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения). Старших дошкольников учат также красиво и правильно строить предложения: работать над паузой, интонацией, постановкой логического ударения.
В подготовительной группе необходимо познакомить детей с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук. Ударение закрепляет слово в единое целое.
Правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.
В течение года в подготовительной к школе группе ставится задача познакомить детей со всеми буквами русского алфавита. При этом строго выдерживается единый принцип введения каждой новой буквы.
Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами – буквами. Буква демонстрируется (показывается) детям в виде заглавной и строчной (большой и маленькой), черного цвета. В детском саду детей знакомят с буквами печатного шрифта. Особое внимание уделяется умениям детей соотносить букву с соответствующим звуком (звуками).
3. Подготовка к обучению письму.(слайд)
Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику.
Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнения и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
(слайд) Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырем основным направлениям:
- развитие руки;
- подготовка к технике письма;
- аналитико-синтетическая деятельность;
- формирование элементарных графических умений.
Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.
1. Развитие руки (слайд)
1.1. Сформировать правильный захват орудия письма:
- используются пальчиковые игры особенно для большого и указательного пальцев, упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя мальцами, тремя пальцами»), игровые упражнения типа «Посоли суп»).
1.2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки:
- игры типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.
1.3. Развивать мелкую моторику рук
- ниткопись – выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения;
- бисерография – выкладывание изображения предмета с помощью ниток с нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков;
- развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь (материал, из которого он изготовлен, геометрической формы и т.д.) например, игра «чудесный мешочек» (достань расческу, карандаш, зубную щетку и т.д.; достань металлический, пластмассовый, бумажный, резиновый и т.д.; достань предмет квадратной, треугольной, овальной и т.д формы)
- вырезание;
- обрывание листа бумаги (произвольное и по контуру: геометрические фигуры, предметы, животные).
- чудесные спички (выкладывание из спичек фигурок, букв, сюжетных картинок )
2. Подготовка техники письма (слайд)
2.1. Развивать пространственную ориентировку.
В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив (игровые упражнения типа «Ты направо, (налево, вверх, вниз) посмотри», «Что ты видишь, назови»; специальные игры способствующие ориентировки на листе бумаги (правый верхний угол, нижний левый угол и т.п.)
2.2. Развивать чувство ритма.
Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмики вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания развивается речевой слух, речевая память
2.3. Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях игрового характера (горизонтальные линии ведутся – слева направо; вертикальные –сверху, вниз).
3.Аналитико-синтетическая деятельность (слайд)
Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.
Игровые упражнения данного направления основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).
Процесс анализа образа букв состоит из умения ребенка определять:
- количество элементов (сколько элементов составляет букву?);
- характеристику элементов (какие это элементы?);
- пространственное расположение элементов в букве.
Педагог готовит образ буквы из бумаги, разрезает его на элементы и просит ребенка воссоздать образ путем составления из элементов.
В игровых упражнениях дети сопоставляют, сравнивают схожие по написанию буквы.
4.Формирование элементарных графических навыков. (слайд)
Это направление работы включает в себя:
- упражнения в осознанном печатании элементов букв и самих букв
(в учебной разлиновке и без нее);
- упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного
шрифта («Клубочки», «Волны»)
Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обучению письму следует включать в каждое занятие по подготовке к обучению грамоте.
Таким образом, традиционное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя три направления:
- развитие связной речи;
- подготовка к обучению чтению;
- подготовка к обучению письму
Эти три направления должны стать обязательными структурными компонентами занятий.
Исследования ученых позволяют установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку.
Введение ребенка в языковую действительность в момент, когда у него особенно обострено «языковое чутье», является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
Подготовка детей к обучению грамоте включает в себя три направления: - развитие связной речи; - подготовка к обучению чтению; - подготовка к обучению письму; Должны стать обязательными структурными компонентами занятий.
1. Развитие связной речи. Связная речь – это такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значимые части, связанные между собой.
Формирование связности речи включает: диалогическая речь; монологическая речь; умение строить высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение); умение выделять структуру текста (начало, середина, конец); обогащение словаря; совершенствование грамматического строя речи;
Для ребенка серьезное и основательное упражнение в устной речи является лучшим фундаментом и подготовкой к усвоению речи графической! Песталоцци: «Ребенок должен научиться говорить прежде, чем он может перейти к разумному чтению»
Е.И.Тихеева «Этим неоспоримым положением должен руководствоваться каждый, кто занимается воспитанием и обучением детей: нельзя подводить к грамоте ребенка, который не владеет устной речью»
2. Подготовка к обучению чтению Основная задача работы по подготовке к обучению чтению – это формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.
«слово» (игры, упражнения, примеры) Дети узнают: - слов много; слова состоят из звуков; слова звучат по-разному; слова могут быть длинные и короткие; учатся сравнивать слова по протяженности Это основа для развития фонематического слуха.
Анализ звука - знакомят с гласными и согласными звуками; учат различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; знакомят с предложением (учатся составлять предложения из 2-4 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку, переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении) ; учат делить слова на части (слоги); знакомят с ударением; знакомят с соответствующими образами – буквами.
3. Подготовка к обучению письму Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнения и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Основные направления: 1) развитие руки; 2) подготовка к технике письма; 3) аналитико-синтетическая деятельность; 4) формирование элементарных графических умений.
Развитие руки правильный захват орудия письма правильное распределение мышечной нагрузки руки развитие мелкой моторики рук
Подготовка техники письма развитие пространственной ориентировки развитие чувство ритма правило проведения горизонтальных и вертикальных линий
Аналитико-синтетическая деятельность (умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв) Процесс анализа образа букв состоит из умения ребенка определять: количество элементов (сколько элементов составляет букву?); характеристику элементов (какие это элементы?); пространственное расположение элементов в букве.
Формирование элементарных графических навыков упражнения в осознанном печатании элементов букв и самих букв упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Технология по подготовке к обучению грамотедетей старшего дошкольного возраста....
Сборник дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Игры деда буквоеда"
В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей дел...
Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации для воспитателя.
Рекомендации от логопеда по обучению детей дошкольного возраста грамоте....
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...
Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185» Опыт работыТема:Использование игровых техн...
Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Методические пекомендации по проблеме подготовки к школе старших дошкольников...
Подготовка к обучению грамоте на этапе дошкольного детства
Подготовка к обучению грамоте...