Интегрированное занятие по обучению грамоте в старшей группе ДОУ
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Трубицина Марина Сергеевна

Данный конспект будет полезен воспитателям старших групп. Занятие насыщенное, детям очень понравилось. Проводится в форме дидактической игры. Занятие лучше проводить в конце учебного года как закрепляющее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по основам первоначальной грамоты в старшей группе  «Посылка дедушки Звука».

Автор: Трубицина Марина Сергеевна, воспитатель МАДОУ № 163

г.Кемерово, Кемеровская область

Цель занятия: закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты,  закрепление знаний по развитию экологических представлений.

Задачи:

Образовательные: Продолжать закреплять представлений детей о гласных и согласных звуках, продолжать знакомить детей с птицами, условиями их жизни, продолжать расширять, уточнять и актуализировать словарь учащихся.

Развивающие: Развивать логическое мышление, коммуникативные качества, зрительное внимание, мышление. Развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в парах. Развивать у детей свободное общение и все компоненты устной речи в различных видах детской деятельности. Развивать двигательную активность детей.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность и аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу.

Материал:

Демонстрационный: клубок светлых шерстяных ниток, конверт с письмом, хранительницы звуков, карточки –картинки, мяч.

Раздаточный: звуковые карты-синички, красные шерстяные нитки, листы бархатного картона темного цвета, массажные мячики.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости для того, чтобы посмотреть чему мы с вами научились за год. Давайте с ними поздороваемся  и создадим себе хорошее настроение в нашем круге Доброты. Посмотрите, у меня в руках клубок ниток. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы видите, держите клубок? (дети по необходимости трогают клубок и называют свои ассоциации: тепло, доброта, ласка, носки и рукавички, связанные бабушкой с любовью и др.). Теперь давайте поприветствуем друг друга, передавая клубок и называя имя соседа ласково.

Молодцы, ребята!  Давайте откроем посылку и прочитаем письмо, которое нам прислал уже знакомый нам дедушка Звук! (воспитатель читает письмо).

-Дорогие ребята, к сожалению, сам я сегодня не смог приехать к вам в гости. Весь год я наблюдал за вами, знакомил вас со своими звуками, и сегодня я хочу проверить ваши знания и умения, а помогут мне в этом мои помощницы. Это не обычные матрешки, а хранительницы звуков! Зовут их Даша, Дина и Арина! У каждой матрешки есть для вас задания. А какую матрешку как зовут, и за какие звуки она отвечает, вы должны определить сами! Вот вам и первое мое задание. Желаю вам удачи!

(Воспитатель достает из коробки три матрешки: красную, синюю и зеленую ).

Воспитатель: Ребята, дам вам подсказку: проанализируйте первый звук в именах матрешек, и поймете, кого как зовут. (Дети приходят к выводу о том, что красная матрешка это Арина, синяя матрешка это Даша, а зеленая матрешка это Дина).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Посмотрите на стол, там лежат картинки. Давайте разложим картинки по матрешкам. Картинки, названия которых начинаются с гласного звука, мы положим к Арине, картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука – мы положим к Даше, а с мягкого согласного мы положим к Дине. (Проводится дидактическая игра «Укрась матрешек».  На столе картинки: кактус, ветка, вишня, орел, паук, мак, иголка, йогурт, вилка).

Воспитатель: Ну что ж, давайте посмотрим, какие задания приготовила нам Арина!

Ребята, Арина просит определить позицию  звука «А» в словах и отобразить эту позицию на наших звуковых синичках. Давайте вспомним, в каких позициях у нас могут находиться звуки?

Дети: В начале слова, в середине и в конце.

Воспитатель: Совершенно верно. Проходите к столам, где на каждого из вас лежат синички. Я произношу вам слова. Если звук «А» находится в начале слова, то фишку на нашей синичке вы двигаете к голове, если звук «А» находится в середине слова, то фишку мы двигаем к туловищу синички, ну а если заданный имеет позицию в конце слова, то наша передвижная фишка на леске отправляется к хвостику синички. Будьте внимательны, начинаем.

 (Воспитатель читает слова:  автобус, банан, лужа, наушники, апельсин, груша, водопад, кровать).

Воспитатель: Какие вы молодцы! Отлично справились с заданием! А теперь давайте проведем необычную работу! Пройдемте за столы. Возьмите в правом верхнем углу стола лист темного бархатного картона, а в левом верхнем углу стола кусочки красных шерстяных ниток. Я буду губами произносить гласный звуки, ваша задача считать артикуляцию с моих губ, и выложить букву, которой обозначается этот звук нитками на бархатных листах. Работать будете в парах, сообща. Это новая для вас техника, называется «ниткография». Подобные задания мы с вами делали при помощи пуговиц. Давайте приступим к заданию.

 (Воспитатель произносит беззвучно звуки «А», «О», «И», «У»).

Воспитатель:  С заданиями Арины вы справились хорошо! Ребята, помните, мы говорили о том, что чтобы красиво говорить, нужно с пальцами дружить? Вот прежде чем перейти к заданиям следующих хранительниц звуков, давайте разомнем наши руки при помощи наших мячиков –ежиков. На столах у вас в корзинках на каждого лежат массажные мячики, берите по одному.  (Проводится  массаж рук. Дети выполняют известные им движения с колючими мячиками):

Мы возьмем в ладони ежика,

И потрем его слегка.

Разглядим его иголки,

Помассируем бока.

Ежика в руках кручу-

Поиграть я с ним хочу!

Домик сделаю с ладошках-

Не достанет его кошка!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте пройдем на ковер и познакомимся с заданиями Даши.

Даша предлагает нам представить, что мы оказались в лесу. Давайте закроем глаза и вообразим, что мы с вами отдыхаем на красивой поляне в весеннем лесу! (Включается музыка весеннего леса, голоса птиц).

Воспитатель: Какие звуки вы слышали? 

Дети: Голоса птиц, журчание ручья.

Воспитатель: К нам на полянку прилетели птицы и принесли нам карточки с условными обозначениями этапов развития птиц, рыб, животных и человека. Выберите и разложите в правильном порядке только те карточки, которые отображают этапы развития птиц. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Большой - маленький». В этой игре у нас будут образовываться новые слова. Я вам произношу название взрослой птицы, а вы мне название ее детеныша.

( Воспитатель произносит названия птиц, дети произносят их детенышей. В результате получаются следующие пары слов: грач –грачонок, стриж –стрижонок, утка –утенок, индюк –индюшонок, кукушка –кукушонок).

Воспитатель: А теперь послушайте загадку. Про какую птицу в ней идет речь?:

-Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем!

Дети: Скворец!

Воспитатель: Правильно, ребята. Давайте с вами немного отдохнем , и выполним подвижную гимнастику с элементами дыхательной гимнастики. (Далее проводится гимнастика «Скворушка». Дети выполняют разученные ранее движения в соответствии с текстом):

Скворушки, скворушки, серенькие перышки

Клюйте клюйте крошки у меня с ладошки.( делаем глубокий вход носом, медленно выдыхаем ртом, дуем на ладошки)

Нет, с ладошки не клюют,

И погладить не дают!

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

Воспитатель: Отгадайте следующую загадку, с ней будет связано последнее задание Даши.

-Под крышей я леплю гнездо из комочков глины, для птенчиков стелю на дно пуховую перину.

Дети: Ласточка!

Воспитатель: Отлично, ребята! Давайте выполним последнее задание от Даши.  Она просит нас сделать  звуковой анализ слова «Ласточка». По очереди называйте звук, давайте его характеристику, и ставьте соответствующую фишку. (На магнитной доске висит изображение ласточки, и магнитные фишки красного, синего и зеленого цветов).

Дети:  Первый звук в слове ласточка «Л», согласный твердый, обозначается синим цветом. (Аналогично дается характеристика последующим звукам).

Воспитатель: Сколько слогов в слове ласточка? (три). Какой звук является ударным? (звук «А» в первом слоге).

Все правильно. И с заданиями Даши вы справились на ура!

 Ну а Дина предлагает нам поиграть с мячом. Вставайте в круг, я буду бросать вам мяч, а вы мне называть слово, в котором есть мягкий согласный.

Но давайте сначала вспомним, какие звуки у нас всегда только мягкие, назовите их?

Дети:  «Й», «Ч», «Щ».

(Затем проводится игра с мячом на мягкие согласные. Дети называют свои варианты слов).

Воспитатель: Матрешки благодарят вас за проделанную работу, и хотят вам что - то сказать. Для этого вам надо определить последний звук в словах, найти соответствующую букву и приклеить ее на нашу магнитную доску. (Воспитатель произносит слова, дети определяют последний звук в этих словах и выкладывают буквы на доске: доМ, лотО, ствоЛ, доминО, комоД, кузнеЦ, огурцЫ).

Ребята, я очень рада, что вы справились со всеми заданиями от наших матрешек.

Скажите, что нового вы узнали сегодня?

Что вам понравилось делать больше всего?

Давайте поблагодарим гостей за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗИМУШКА-ЗИМА. Занятие по обучению грамоте старшая группа.

Цель: Расширять знания детей о зиме и сезонных изменений в природе расширение объёма словаря, подбор однокоренных слов, составление рассказа по картинке в тетради.Предварительная работа: беседы ...

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) с использованием ИКТ....

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме "Звук и буква М"...

открытое интегрированное занятие по обучению грамоте старших дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 176»       Открытое интегрированное мероприятие«Королевство звук...

Комплексно - тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Комплексно-тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи составлено на основе парциальной ...

Конспекты занятий по обучению грамоте (старшая группа)

Данные конспекты разработаны на основе пособия О.С. Гомзяк...

Итоговое занятие по обучению грамоте (старшая группа).

Итоговое занятие по обучению грамоте (старшая группа)....