Перспективно-календарное планирование НОД по обучению грамоте
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему

Павлюк Тамара Анатольевна

Перспективно-календарное планирование НОД по обучению грамоте составлено на два года  по букварю Жуковой Н. С.Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Количество занятий - 1 раз в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективно-календарное планирование НОД по обучению грамоте в старшей группе.

Месяц

№ занятия, тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и пособия

Примечания

сентябрь

1.Диагностика

Выявить уровень знаний и умений детей.

2. Слово и его роль в устной речи. Звук (речевой и неречевой)

Упражнять детей в различении звуков окружающей действительности. Практическим путем знакомить детей с понятием слово и условно-графической записью отдельных слов (названий предметов). Обогащать и активизировать словарь детей.

Игровая ситуация «Прогулка в осенний лес»

Стихотворение.

Пальчиковая гимнастика «Пять веселых капелек»

Звукоподражание.

Загадки.

Физминутка «Море волнуется (дикие животные)»

д/упражнение «Чей хвост?»

д/упражнение «Сколько слов я сказала?»

д/упражнение «Кто как голос подает?»

 Чудо – дерево, набор картинок «Дикие животные»

Раздаточные фишки на каждого ребенка, раздаточный материал «Схемы предложений»

ИКТ

3.Предложение и речь. Предложение, группа предложений и текст.

Предложение в речевом потоке. Слово и предложение, текст. Сравнение слогов, слов и предложений. Порядок слов в предложении. Модель предложения, графическое обозначение начала и конца предложения.

Игровая ситуация «В гости к Зайке»

Загадка, интерактивная технология «Хоровод»

Д/упражнение «Что умеет Зайка?»,

д\игра «Живое предложение»

артикуляционная гимнастика «Морковка» «Лопатка»

пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим»

Подвижная игра «Высоко-низко»

д\упражнение «Веселый повар»

д/упражнение «Четвертый – лишний»

Раздаточные и демонстрационные схемы предложения,

Демонстрационная картина «Веселый повар»

ИКТ

4 Звук и буква «Аа».

Актуализация знаний детей о звуке и букве «А».Анализ звука «А». Выделение звука из начала, середины и конца слова. Развитие зрительного и слухового внимания, способности концентрировать внимание. Упражнять в делении слов на слоги

Игровая ситуация «У дедушки и бабушки»

Загадки

Артикуляционная гимнастика «Толстые внуки приехали …»

д/игра «Живое предложение»

интонирование звука

работа в парах «Подари другу красивый звук «А»

д/игра «Подарим дедушке и бабушке подарки»

речевая ситуация «Маша заблудилась»

Раздаточные и демонстрационные карточки схемы-предложения

Предметные картинки (по количеству детей) в названии которых есть звук «А» в начале и конце слова

Пропись, карандаши

ИКТ

Октябрь

1. Звук и буква «Уу»..

Актуализация знаний детей о звуке и букве Уу. Выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов. Подбор слов на заданный звук. Способствовать закреплению представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы.

Игровая ситуация «Аня и Уля»

д/упражнение «Подарим подарки Ане и Уле»

Работа в прописи,

Физминутка «Поймай звук»

д/упражнение «Буква идет в гости»

«Чтение» предложений – ребусный метод

Демонстрационные картинки «Девочки Аня и Уля»

Картинки (по количеству детей) в названиях которых есть звуки «А» и «У»

Демонстрационная буква «У», разрезные буквы «А» и «У»

ИКТ

2. Звук и буква «Оо»..

Актуализация знаний детей о звуке и букве Оо, упражнение в произношении звука в изолированном виде, в словах. Развитие фонематического восприятия. Развитие зрительного внимания, мелкой моторики рук и логического мышления..

Игровая ситуация «Что случилось со Слоном?»

Загадка, мотивация заданий - поможем слону,

Работа в прописи, интерактивная технология «Хоровод» - игра «Отвечай быстро», работа в парах, д/упражнение «Отгадай звук»(по беззвучной артикуляции)

Физминутка «Озорная буква О», составление и чтение слогов из букв разрезной азбуки, ребус-метод.

Прописи, карандаши,

Демонстрационная и раздаточные буквы,

ИКТ

3 .Закрепление.

Закрепить знания детей о буквах и звуках А О У.Упражнять в делении слов на слоги. Активизировать знания детей по теме «Грибы». Упражнять в составлении предложений и записи предложений схемой.

Игровая ситуация «По грибы»

Стихотворение, д/упражнение «Угадай гриб по описанию» «Посчитай грибы (согласование числительных и существительных)

Игра с мячом «Скажи как я»

д/упражнение «Дятел»,

физминутка «Зайчики», зрительная гимнастика «Бабочка», д/упражнение, « С какого дерева листок?», составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, Ребус-метод.

Чудо – дерево, демонстрационные картинки «Грибы» символ-схема задания «Посчитай»

картинки по количеству детей, схемы предложений, плакаты -силуэты деревьев, разрезная азбука,, альбомы по количеству детей, карандаши.

4. Звуки [м], [м’] и буква Мм.

Актуализация знаний детей о звуках М и Мь и букве Мм. Упражнение в подборе слов на заданный звук, выделение первого звука в словах.. Закрепление образа изученных букв. Осваивание навыка слогового чтения. Развитие фонематического слуха , слуховой памяти..

Игровая ситуация «Город Букв», загадки, представление новой буквы, д/упражнение»Подарим Букве М подарки», «Поймай звук», работа в прописи

ИКТ, презентация занятия, демонстрационные и раздаточные буквы из разрезной азбуки, прописи по количеству детей. карандаши

ноябрь

1. Звуки [м], [м’] и буква Мм.

Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [м], [м’] в словах и слогах.Упражнять в делении слов на слоги. Познакомить с приемом чтения прямых слогов МА МО МУ. Упражнять в чтении обратных слогов АМ ОМ УМ

Игровая ситуация «Маша и медведь»

Анализ звуков на слух, д/упражнение «Звуковая дорожка», д/упражнение «Дятел», физминутка с имитацией движения, д/игра «Пчелки и мед», д/игра « Подари Мише и Маше подарки», ребус-метод.

Цветы и пчелы с буквами, синие, зеленые кружки, альбомы, карандаши, ИКТ.

2. Звуки [с], [с’] и буква Сс..

Актуализировать знания детей о звуке и букве Сс. Дать определении гласных и согласных звуках. Упражнять в определении местоположения звука в слове.

Игровая ситуация « В гости к Соне»

Интонационное выделение звука, работа в прописи, д/упражнение подарим Соне подарки», физминутка «Самолет», д/упражнение «Рассели буквы в домики», конструирование буквы из бросового материала, д/упражнение»Найди и покажи букву» «Подружи буквы», физминутка «Мы подуем высоко…» «Хлопни в ладоши, если услышишь С» «Составь предложение «

ИКТ, прописи на каждого ребенка, карандаши, картинки на каждого ребенка в названии которых есть звук «С», домики для гласных и согласных звуков, набор букв,

3. Закрепление.

Закрепить понятия «гласный» «согласный» звуки. Упражнять в чтении прямых и обратных слогов, делении слов на слоги, в соотнесении буквы и картинки. Активизировать словарь детей по теме «Посуда», «Электроприборы».

Игровая ситуация «Школа Мудрой Совы»

Стихотворение, д/упражнение «Дятел», «Назови одним словом», «Соедини букву и картинку», физминутка «Звери», «Светофор», игры с буквами»Покажи» «Составь слог»

ИКТ, альбомы на каждого ребенка, карандаши, цветные круги, буквы из разрезной азбуки,

4. Звуки [х],[х‘] и буква Хх..

Познакомить детей со звуками [х],[х‘], буквой Хх. Упражнять в местонахождении звука в словах. Упражнять в делении слов на слоги, чтении прямых и обратных слогов ОХ УХ  АХ ХО ХУ ХА, в различении гласных и согласных звуков. Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть звуки.

Игровая ситуация «Хомка, Хомка-хомячок»

Игра с мячом «Большой и маленький братец», «Накорми хомячка зернышками», интонирование звука, «Подарим Хомке подарки, работа в прописи, д/упражнение «Поймай звук», «Доскажи словечко», представление буквы, составление слогов и слов из букв разрезной азбуки,

Мяч, круги красные, синие, картинки на каждого ребенка в названии которых есть звук «Х», прописи на каждого ребенка, карандаши, демонстрационная буква «х», буквы из разрезной азбуки, ИКТ,

декабрь

1. Закрепление пройденного.

. Закрепление знаний изученных букв. Упражнение в чтении прямых и обратных слогов. Учить дополнять слог до целого слова. Продолжать учить детей делать звуковой анализ слова, выделять гласные, твердые и мягкие согласные. Делить слова на слоги. Развитие фонематического восприятия

Игровая ситуация «В гости к букве Х»

Д/игра «Живые буквы»,д/игра «Магазин», речевая ситуация: гости и хозяева, д/игра «Где спрятался звук?» скороговорки,

Буквы на ленточках (по количеству детей), картинки на каждого ребенка в названии которых есть звук «Х», картинки: хлеб, орех, холодильник, сахар, ИКТ

2. Звуки [р],[р‘] и буква Рр.

Актуализировать знания детей о звуках [р],[р‘] и букве Рр. Упражнение в умении проводить звуковой анализ слова. Выделение звуков [р],[р‘] из названий предметов. Совершенствование навыков чтения, слогового анализа и синтеза, звукового анализа и синтеза слов. Развитие фонематического слуха, слуховой памяти.

Игровая ситуация «Ворона Каркуша»

Звукоподражание, чистоговорка «Барабанщик», работа в прописи, д/упражнение «Накормим Каркушу», «Оденем Каркушу», «Раскрасим Каркушу», «Подарим Каркуше подарки», игра с мячом «Превращалки», «Рычит-не рычит», «Поймай звук»

Прописи, карандаши, ИКТ, картинки на каждого ребенка в названии которых есть звук «Р», мяч,

3. Звуки [р],[р‘] и буква Рр.

Развивать навыки слухового анализа слова, умения составлять предложение и схему к нему. Развивать фонематическое восприятие. Упражнять в дифференциации мягких и твердых согласных.

Игровая ситуация «В гостях у Ромы и Риты»

Игра с мячом «»Скажи наоборот», д/упражнение «Подарим Роме и Рите подарки», «Фонарики», «Назови одним словом», зрительная гимнастика, работа в альбомах - найди по началу слово.

Красные и синие круги на каждого ребенка, схемы предложений, альбомы, карандаши, разрезная азбука, ИКТ.

4 Звук [ш] и буква Шш.

Актуализировать знания детей о звуке Ш, познакомить с с буквой Ш. Упражнять в умении самостоятельно анализировать новый звук. Упражнять в склонении словосочетаний по падежам. Осуществлять подбор слов на заданный звук. Развивать навыки слогового чтения, фонематический слух.

Игровая ситуация «Мышка Шуша»

Д/упражнение «Прошагай и прочитай», речевая ситуация «Кто это?», артикуляционная гимнастика»Надуем Мышке шарик», д/упражнение «Подарим Мышке подарки», скороговорка, работа в прописи, физминутка «Вышла мышка как-то раз»

Слоговая тропинка, игрушка Мышка, прописи на каждого ребенка, карандаши, стилизованная буква Ш, предметные картинки, в названии которых есть звук Ш, разрезная азбука, ИКТ.

январь

1. Звук [ш] и буква Шш.

Упражнять в различении гласных и согласных звуков. Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть звуки. Закреплять умение делить слова на слоги.. Упражнять детей в слоговом чтении, соотнесении слога и картинки

Игровая ситуация «Новогодний праздник»

д/упражнение «Мастерим игрушки на елку», « Кто с кем в хороводе?» «Мастерим гирлянду», зарядка для глаз, физминутка « Мы топаем ногами»,  работа в альбоме – «Сложим подарки Деду Морозу в мешок», работа над деформированным текстом.

Картинки Дед Мороз, елочка, Баба Яга, елочные игрушки, красные и синие круги по количеству детей, предметные картинки – звери на каждого ребенка, схемы предложений, альбомы на каждого ребенка, карандаши, ИКТ.

2.Дифференциация звуков [ш]-[с]

Закрепление правильного произношения и различение звуков ш-с. Развитие фонематического слуха и восприятия. Закрепление умения составлять предложения, используя слова с заданным звуком. Развитие навыков чтения

Игровая ситуация «Морское путешествие»

д/упражнение «Собери команду для корабля», «Назови общий звук», загадки, д/упражнение «Замени звук в слове», «Поймай рыбку», «Исправь слово», чтение слогов, слов.

Альбомы на каждого ребенка, карандаши, демонстрационные предметные картинки – сундук, весло, компас, тельняшка, штурвал, шлюпка, рыбки-слоги(по количеству детей), предметные картинки, в названии которых есть звуки ш-с, ИКТ

3 Звук [ы] и буква ы.

Актуализировать знания детей о звуке и букве Ы. Упражнять в умении самостоятельно анализировать новый звук. Совершенствовать умение проводить полный звуковой анализ слова. Упражнять в умении изменять слово путем добавления звука «ы».

Совершенствовать навык осознанного чтения слогов и слов. Корректировать общую моторику, зрительное и слуховое внимание.

Игровая ситуация «В гости к букве Ы»

д/упражнение «Перейди через мост», «Был один-стало много», «Эхо», сказка о букве Ы, «Измени слово», чтение слогов, слов.

Карта путешествия, гласные буквы, из которых выкладывается мост, согласные по количеству детей, прописи на каждого ребенка, карандаши, ИКТ.

февраль

1. Звуки  [л], [л’]  и буквы Лл

Актуализировать знания о звуках [л], [л’]  и букве Лл. Упражнять в умении самостоятельно анализировать новый звук. Закреплять зрительный образ буквы Лл. Совершенствовать навык дифференциации мягких и твердых согласных, гласных и согласных звуков; навык слогового чтении, деления слов на слоги.

Игровая ситуация «В гостях у Луши и Лены»

д/упражнение  «Разложи вещи по шкафам», «Найди свой слог», « Раз, два, три – домик свой займи!», « Подари девочкам подарки», «Составь слог», «Хлопни в ладоши», чтение слогов, слов, соотнесение слога и картинки, работа в прописи

Картинки – шкафы с цифрами 1-3, предметные картинки «Одежда» по количеству детей, слоги, красные и синие круги, буквы на ленточках по количеству детей, предметные картинки ,  в названии которых есть звуки Л и ЛЬ, стилизованная буква Л, ИКТ, прописи на каждого ребенка, карандаши.

2.Дифференциация звуков [л], [р.]  .

Уточнить понятия «предложение» «слово» «слог» «звук» (гласный, согласный). Упражнять в различении на слух звуков [л], [р.]  (изолированно, в словах, слогах) с опорой на их артикуляционные признаки). Упражнять в составлении предложений по картине и схеме предложений. Развитие речи детей. Развитие фонематического восприятия.

Игровая ситуация «В детском саду»,

д/упражнение «Составим пирамиду», «Дарим подарки Луше и Роме», «Бабушкина игра», «Хлопни в ладоши», Преобразование слов рак-лак, работа в альбомах – «Угощенье для детей»,

Дидактическое пособие «Пирамида», предметные картинки в названии которых есть звуки Р и Л, альбомы на каждого ребенка, карандаши, ИКТ.

3. Звук [н], [н’]  , буква Нн

Закрепить понятия «предложение», «слово», «слог», «звук». Упражнять выделение первого звука в слове. Уточнение артикуляционных и акустических признаков звуков [н], [н’]. Знакомство с буквой Нн. Совершенствовать умение определять позицию звука (начало, конец, середина слова); выделять первый звук из слова. Упражнять в составлении звуковой схемы слова. Упражнять в умении составлять слово по первым звукам названий картинок; развивать логическое мышление, общую и мелкую моторику, фонематический слух, внимание

Игровая ситуация « В Гости к Нюше»

ЗА слов Нюша, Ната, д/упражнение «Подарим подарки Нюше и Нате», «Поймай звук», представление буквы Нн, выкладывание буквы из счетных палочек, составление прямых и обратных слогов, слов с буквой Нн, работа в прописи.

Предметные картинки в названии которых есть звуки Н и Нь, счетные палочки, цветные фишки для звукового анализа, буквы из разрезной азбуки, прописи на каждого ребенка, карандаши, ИКТ.

4. Закрепление пройденного

Продолжать знакомство со звуками [н], [н’]  и буквой Нн. Закрепить понятия «гласные» и «согласные» звуки. Упражнять в звуковом анализе слов. Отрабатывать навыки слогового чтения, самостоятельного составления слогов на, но, ну, ны, ын, он, ун, ан

Игровая ситуация « Придумаем сказку «Красная Шапочка» по-новому»

Загадка, д/упражнение «Какие буквы живут в домике?»,  «Посадим цветы около дома», « Соберем корзинку с гостинцами для бабушки»,

«Слоговая тропинка», чтение слогов и слов.

Предметные картинки в названии которых есть звуки Н и Нь, д/пособие «Волшебный цветок», слоги для тропинки, звуковые фишки для звукового анализа, буквы из разрезной азбуки, ИКТ.

март

1. Звуки [к], [к’] и буква Кк

Актуализировать знания о звуках К и Кь и букве Кк, закрепить зрительный образ буквы Кк.Упражнять в умении делать звукобуквенный анализ и синтез слов; упражнять в составлении слов из слогов, изменять слова путем добавления звука в конце слова. Совершенствовать навык чтения прямых и обратных слогов, слов. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, фонематический слух

Игровая ситуация « С 8 Марта!»

Мотивация – соберем большой букет в вазу для наших мам.

д/упражнение «Бусы для мам», « У кого какой ребенок?», « Подарим подарки мамам», « Топни – хлопни», представление буквы, работа в прописи, чтение слогов и слов.

Плоскостная ваза, цветы, магниты, синий и зеленый круги, предметные картинки в названии которых есть звуки К и Кь, стилизованная буква К, фишки для звукового анализа, прописи на каждого ребенка, карандаши, ИКТ.

2. Закрепление пройденного

Совершенствовать навыки чтения, звукового анализа, записи предложения схемой. Познакомить с предлогом «к» и записью предлога в схеме предложения. Упражнять в определении местоположения звука. Расширять лексический словарь детей(образование слов с суффиксами –ик-к, образование глаголов от междометий.

Игровая ситуация «Петушок, петушок, золотой гребешок»

Загадка, звукоподражание,

 д/упражнение «Кто как голос подает?», «Расселим зверей в домики», «Угостим Петушка зернышками», проблемная ситуация- как изменить слово, чтобы в нем появился звук К?речевая ситуация с использованием предлога «к»,

Предметные картинки: утка, кукушка, лягушка, ворона, карточки-слоги кря-кря, ку-ку, ква-ква, кар-кар; корзинки, карточки-схемы местоположения звука в слове, красные, синие, зеленые круги по количеству детей, альбомы, карандаши, ИКТ.

3. Звуки [т], [т’] и буква Тт.

Актуализировать знания детей о звуках Т и Ть и букве Тт, закрепить зрительный образ буквы Тт. Активизировать умение проводить самостоятельно анализ звучания и артикуляцию нового звука. Упражнять в составлении слов из букв, переставленных местами, из слогов. Совершенствовать навык чтения. Развивать зрительное восприятие, внимание, фонематический слух, воображение. Работа с лексикограмматическим строем речи, образование относительных прилагательных, антонимов, составление рассказа по сюжетным картинкам.

Игровая ситуация «В гостях у Томы и Темы»

д/упражнение «Дарим подарки детям», звукоподражание, д/упражнение «Топни-хлопни»,  «Волшебный цветок», «Бабушкино варенье», физминутка «Станцуем для бабушки», речевая ситуация»Когда дети были маленькие…», составление из букв разрезной азбуки слогов, слов, чтение слогов , слов, предложений.

Предметные картинки в названии кторых есть звук Т, дидактическое пособие «Волшебный цветок», разрезная азбука, прописи, карандаши,ИКТ.

4. Звук [и] и буква Ии

Обобщить и расширить знания детей о гласных звуках, их отличие от согласных. Актуализировать знания о звуке и букве Ии; ее роли при смягчении предыдущего согласного. Совершенствовать навык чтения слогов и слов,

Игровая ситуация «В гостях у буквы И»

Загадки, д/упражнение «Подружим буквы», «Разложим картинки по местам», звуковой анализ слова «мышка», преобразование слова в «мишка»,д/упражнение «Поймай звук», «Дополни слово»,

Корзинки, карточки схемы местоположения звука в слове, предметные картинки в названии которых есть звук И, фишки для звукового анализа слов, разрезная азбука, прописи, карандаши, ИКТ.

апрель

1.Дифференциация звуков [и], [ы]

Дифференциация звуков [и], [ы]. Совершенствовать звуковой и слоговой анализ слов, отрабатывать навыки чтения. Развитие фонематического восприятия.

Игровая ситуация «У мышки-норушки»

д/упражнение «Покормим мышку», интерактивная технология «Хоровод» - игра с мячом «Скажи мягко-твердо», д/упражнение «Поможем навести порядок», скороговорка, д/упражнение «Подарим подарки Мишке и Мышке», «Составим цветок»,

Мяч, дидактическое пособие»Наведем порядок», предметные картинки в названии которых есть звуки И и Ы, лепестки со слогами по количеству детей, схемы предложений, альбомы, карандаши, ИКТ

2. Звуки [п], [п’] и буква Пп

Уточнение артикуляционных и акустических признаков звуков [п], [п’]. Знакомство с буквой Пп. Совершенствование фонематического восприятия, слухового внимания. Упражнение в звуковом и слоговом анализе, в составлении и анализе предложений с употреблением предлогов. Расширение лексического запаса, овладение грамматическими категориями словообразования и словоизменения, установление лексико-грамматических отношений между членами предложений

Игровая ситуация «В гостях у Пети и Полины»

д/упражнение споем слоги», «Помирим детей». «Оденем ребят на прогулку», «Светофор», «Волшебные цветы» - превратим слова на картинках в маленькие предметы; был один и стало много, «Собака и будка», загадка, звуковой анализ слова «паук», д/упражнение «Почему так назвали?»,

Предметные картинки в названии которых есть звуки П и Пь, дидактическое пособие «Волшебный цветок», «Собака и будка», схемы предложений, фишки для звукового анализа слов, прописи, карандаши, ИКТ.

3. Закрепление пройденного.

Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [п], [п’]. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза..Закрепить умение составлять предложения по опорным словам. Отрабатывать навыки чтения.

Игровая ситуация «У гномиков»

д/упражнение «Какой звук спрятал гномик?», «Путаница», физминутка «Грузовик», д/упражнение «Четвертый лишний», «Подари гномикам подарки», «Дразнилки».

Предметные картинки в названии которых есть звуки П и Пь, фишки для звукового анализа, альбомы, карандаши, ИКТ.

4. Звуки [з], [з’] и буква Зз.

Закрепить навык четкого различения и произношения звуков [з], [з’] изолированно, в слогах, словах, предложениях. Выделять звуки [з], [з’] в начале, середине слова, упражнять в делении слов на слоги. Познакомить с буквой Зз. Развивать умение составлять предложения по заданному слову, используя знакомые предлоги.

Игровая ситуация «У Зои»

д/упражнение «Закончи предложение», «Измени первый звук в слове на З», «Светофор», «Бабочки и цветы», «Зонтик», «Зоопарк». Звуковой анализ слова «коза», д/упражнение «Хлопни в ладоши»

Дидактическое пособие «Бабочки и цветы», «Зонтик», прописи, карандаши, фишки для звукового анализа,

май

1.Дифференциация звуков [з], [с].

Упражнять в слухо-произносительной дифференциации звуков [с], [з] закрепить графический образ букв С, З. .Сравнение слов по звуковому составу, анализ предложений с этими словами. Упражнять в определении позиции звука в слове

Игровая ситуация «У Слона и Зайки»

д/упражнение «Подарим подарки», «Волшебный цветок», чтение слогов, с разной интонацией, дополнение слога до целого слова, д/упражнение «Чья картинка», «Какое слово лишнее?», загадки, звукоподражание, д/упражнение «Замени С

на З», Физминутка «Прыг-скок», д/упражнение «Найди лишнее слово» «Какое слово зашифровано?»

Предметные картинки в названии которых есть звуки З и С, дидактическое пособие «Волшебный цветок», предметные картинки: зонт, змея, стол, снег, кошка; альбомы, карандаши, ИКТ.

2.Итоговое занятие

Совершенствование фонематического восприятия, слухового внимания. Упражнение в звуковом и слоговом анализе, в составлении и записи схемой предложений с употреблением пространственных предлогов. Расширение лексического запаса, овладение грамматическими категориями словообразования и словоизменения. Отработка навыков чтения.

Игровая ситуация «В магазине».

Загадка, д/упражнение «В каком магазине это продается?», «Игрушка». «Мячики». «Купи одежду», «Измени количество», «Что лишнее?», «Соедини слова», ребус

Предметные картинки «Игрушки», круги красного, зеленого, синего цвета (по количеству детей), предметные картинки «Одежда», карточки- схемы «Количество слогов», предметные картинки «Канцтовары», альбомы, карандаши, распечатанное задание «Соедини слова», ИКТ.

3 .Диагностика.

Уточнить уровень усвоенных знаний и умений.

Перспективно-календарное  планирование НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Месяц

№ занятия, тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и пособия

Примечания

сентябрь

1. Диагностика

Выявить уровень знаний и умений детей.

2. «Здравствуй, осень золотая».

Активизировать словарь детей по лексической теме «Осень».Уточнить знания детей о предложении, повторить правила его написания. Слова и предложения.Уточнить знания детей о гласных и согласных звуках. Закрепить умения делить слова на слоги. Упражнять в чтении , в умении находить слог, с которого начинается слово, среди других слогов.

Психогимнастика «Осень», имитация движений

Пословицы.

Образная физкультурная пауза

Схема ответа (моделирование)

Д/игра «Рассели птиц по гнездышкам»

Д/игра «Разложи листья по корзинкам

Д/игра «Найди начало слова»

Предметные картинки «Птицы» на каждого ребенка, цифры.

листья, с написанными буквами, изученными в старшей группе (по количеству детей). Корзинки с символами «гласные» «согласные» звуки

Раздаточный материал «Схемы предложения»

ИКТ

3. Звуки [й] и буква Йй

Дать артикуляционную и акустическую характеристику звука [й], познакомить с буквой й. Закрепление понятия гласного и согласного звука, отрабатывать навык дифференциации согласных звуков по твердости и мягкости, формирование умения делать полный звукобуквенный анализ слова, развивать навык чтения слогов и слов, формировать умение составлять и распространять предложения на наглядной основе с применением схем

Игровая ситуация «В гости к Зайке»

Загадка.

Интерактивная технология «Хоровод»

Д/упражнение «Светофор», артикуляционная гимнастика «Морковка» «Лопатка», пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим-рубим», подвижная игра с речевым сопровождением,

д/упражнение «Соберем овощи в корзину», д/упражнение «Где спрятался звук?», д/упражнение «Поймай звук», д/упражнение «Добавлялка»

Набор - круги синего и красного цвета, раздаточный материал «Схемы предложений», корзины с цифрами 1-3, раздаточные картинки «Овощи», демонстрационная буква «Й», раздаточные картинки в названии которых присутствует звук «Й» в разных позициях, тетради в клетку на каждого ребенка, карандаши, ИКТ

4.Дифференциация звуков [й] и [и].

Упражнять  детей в распознавании гласных и согласных звуков по совокупности признаков, развивать у детей умение наблюдать за положением органов речи при произношении звука. Различие звуков [й] и [и]. Упражнять детей в делении слов на слоги. Развивать навык чтения. Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных; в составлении предложений с предлогами по демонстрации. Познакомить с записью схем предложений со словами–   «малютками».

Игровая ситуация «У бабушки с дедушкой»

Загадки, Артикуляционная гимнастика «Толстые внуки..», д/упражнение «Подарим дедушке и бабушке подарки», пальчиковая гимнастика «Бабушка нам чай сварила», д/упражнение «Назови овощи(фрукты) –малютки», д/упражнение «Где Жучка?», «Покажи букву»,  чтение слогов, слов, текста «В огороде» (для хорошо читающих детей)

Раздаточный материал – картинки, в названии которых есть звук «Й», схемы предложений, буквы «Й» и «И», прописи, карандаши, чудо-дерево, пособие «Жучка и будка», ИКТ.,

Октябрь

1. Звуки [г] и [г’] и буква Гг.

Актуализировать знания детей о звуках [г] и [г’], познакомить с буквой Гг. Упражнять в нахождении буквы Гг в тексте, в умении выделять звуки [г] и [г’] в ряду звуков, слогов, слов, в умении составлять предложения и записывать его схемой, в дифференциации мягких и твердых согласных на слух. Развивать умение находить одинаковые звуки в словах. Развивать фонематическое восприятие. Совершенствовать навык чтения слогов и слов, упражнять в поборе картинки к слогу.

Игровая ситуация « Ой, вы, гуси, мои гуси…»

д/упражнение «Найди пару»,  речевое упражнение «Мы шагаем друг за другом», загадка, д/упражнение «Покормим гусей», «Придумай предложение», физминутка «Гуси серые летели», д/упражнение «Поймай звук», ребусный метод чтения, д/упражнение «Кто пришел в гости?», соотнесение слога и картинки, чтение слогов и слов

Синие и зеленые круги на каждого ребенка, схемы предложений, стилизованная буква Г, тетрадь , карандаши, распечатанный текст в тетради, ИКТ.

2. Дифференциация звуков [г] и [к]

Развивать  навыки дифференциации согласных звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, различать звуки по звонкости-глухости, по твердости мягкости, давать характеристику звукам [г], [г’]- [к], [к’]. Развивать навыки звукового анализа и синтеза. Учить находить данные звуки среди других звуков, определять позицию звука в словах, подбирать слова с новым звуком. Упражнять детей в произношении слов сложной слоговой структуры.

Игра-соревнование.

Деление на команды, название команды на звуки Г и К, «Зашифрованное слово», «Посели буквы в домики», работа в прописи, «Чьей команды слово?», «Четвертый лишний»(по наличию звуков Г и К), преобразование слов.

Наборы букв на каждую команду, предметные картинки в названии которых есть звуки Г и К, дидактическое пособие «Грузовики», предметные картинки (1-3 слога), прописи, карандаши, ИКТ.

3. Звуки [в], [в’] и буква Вв

.

Актуализировать знания детей о звуках [в], [в’], познакомить с буквой Вв. Активизировать знания детей по теме «Грибы», упражнять в согласовании числительных и существительных. Закреплять умение составлять предложения с предлогами, строить схему предложения, в чтении слогов, нахождении слов с данными слогами. Закреплять умение делить слова на слоги.

Игровая ситуация «Здравствуй, здравствуй, чудо-лес, полный сказок и чудес!»

д/упражнение «Что за чудо-дерево?», «Посчитай грибы», загадки, пальчиковая гимнастика «Кусается сильно лисенок-глупыш», д/упражнение «Чиним очки старушке-лесовушке», «Дятел», физминутка «Зайчики», зрительная гимнастика «Бабочка». д/упражнение «Бабочка и цветок», «Хлопни в ладоши», «Верни буквы в слова», ребус –пиктограмма,

Чудо-дерево, предметные картинки «Грибы», символ схема задания на согласование числительных и существительных, предметные картинки: велосипед, волк, врач, воробей,  распечатанное задание с деформированными буквами, предметные картинки по количеству детей для определения количества слогов, дидактическое пособие «Бабочка и цветок», схемы предложения, ИКТ.

4. Звуки [д], [д’] и буква Дд.

Упражнять детей в четком произношении звуков [д] и [д’], дифференцировать их на слух и в произношении. Познакомить с буквой Дд. Совершенствовать умения детей производить звукобуквенный анализ слов, дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные, деление слов на слоги.

Игровая ситуация «У дождика»

Загадка, интонирование звука, представление буквы, д/упражнение  «Поймай звук», «Твердый – мягкий», «Подари подарок».

 

Стилизованная буква Д, предметные картинки в названии которых есть звук Д, красные, синие, зеленые круги п количеству детей, пропись, карандаши, ИКТ.

ноябрь

1. Дифференциация звуков [д] и [т].

Упражнять детей в дифференциации звуков [д] и [т]. Сравнение и выделение отличительных и общих моментов в артикуляционном укладе данных звуков. Различие звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия данных звуков, нахождение места звука в словах. Совершенствовать навык чтения.

Игровая ситуция «В гостях у букв Д и Т»

Д/упражнение «Кто к кому в гости пришел?», «Дружные буквы», «Подари подарок буквам», «Хлопни-топни», ребусный метод чтения.

Предметные картинки в названии которых есть звуки Д и Т, тетради на каждого ребенка, карандаши, ИКТ, буквы из разрезной азбуки д-т.

2. Звуки [б], [б’] и буква Бб

Уточнить произношение звуков [б], [б’], дифференцировать звуки [б], [б’], познакомить с буквой Бб. Упражнять детей в звуковом анализе слов. Закрепить умение определять количество слогов в слове. Закрепить умение составлять предложение по опорным словам. Развитие фонематического восприятия.

Игровая ситуация «Спасем буквы от Бармалея»

Мотивация – письмо из Африки, д/упражнение «Светофор», «Дружные матросы», работа в прописи, подвижная игра с речевым сопровождением, д/упражнение «Разложи предметы по местам», стихотворение, д/упражнение «Звуковая дорожка»,

Красные, синие , зеленые круги на каждого ребенка, прописи, карандаши, предметные картинки в названии которых есть звуки Б, Бь, корзины со схемами местоположения звука в слове, схемы предложений, ИКТ.

3. Дифференциация звуков [б] и [п]

Упражнять детей в дифференцировании звуков [б] и [п] изолированно, в слогах, словах. Совершенствовать навыки слогового анализа, опираясь на правило о слогообразующей гласной. Закреплять навыки слогового чтения, провести диагностику навыка подбора слов к первому слогу. Развивать фонематический слух, слуховую и зрительную память, внимание.

Игровая ситуация « В лесной школе у Мудрой Совы».

Создание проблемной ситуации, стихотворение, артикуляционная гимнастика, работа в тетради, д/упражнение «Топни –хлопни», физминутка «Зарядка в Лесной школе», д/упражнение «Лесной магазин»,

Тетради, карандаши, распечатанное задание «Подбери слово к слогу», предметные картинки в названии которых есть звуки Б и П, ИКТ,

4. Звук [ж] и буква Жж

Актуализировать знания детей о звуке [ж] и букве Жж. Активизировать детей к самостоятельному анализу звука и буквы, определять положение звука [ж] в слове, упражнять в умении договаривать слог до целого слова. Совершенствовать навык чтения слогов, слов и предложений. Закреплять умение составлять и анализировать предложение. Развивать фонематический слух, слуховое внимание, связную речь.

Игровая ситуация «В зоопарке».

д/упражнение «Купи билет»,  загадки, д/упражнение «Проведи жука к цветку»,  «Наловим рыбы для моржей», инсценировка сказки «Почему Жи Ш не дружат с буквой Ы»,

Буквы-билетики на каждого ребенка, на стульчиках прикреплены красные, синие кружки, дидактическое пособие «Проведи жука к цветку»,  ведерки со схемами местоположения звука в слове, ИКТ.

декабрь

1. Дифференциация звуков [ж] и [ш]

Уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков, установить различия по звонкости-глухости с опорой на на осознанный контроль за работой органов артикуляции. Продолжать учить детей определять последовательность звуков в заданном слове. Совершенствовать

навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать слого-звуковые представления детей

 Игровая ситуация « Жук Жора и змейка Маша»

Д/упражнение «Прочитай зашифрованное слово», работа в тетради «Подарим Маше и Жоре подарки», физминутка «Жуки и змеи», д/упражнение «Посчитай звуки», «К кому пришли гости?», «Кто приготовил угощение?», «Исправь слово», «Допиши слово»

Зашифрованные слова, тетради, карандаши, распечатанное задание «Подарим Маше и Жоре подарки», карточки «жи-ши» на каждого ребенка, ИКТ

2. Знакомство с буквой Ее.

Познакомить детей с новой гласной буквой Ее как обозначением гласного звука «э» после мягкого согласного. Развитие фонематического слуха, выделение первого звука в слове, определение на слух, когда пишется «е», а когда «э». Совершенствоать навыки чтения, упражнять в соотнесении слога и слова. Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, буквах и звуках.

.Игровая ситуация «Сказочное путешествие»

д/упражнение «Укрась ковер-самолет»,  «Облака», загадки, представление буквы Е, «Угадай букву», «Мы волшебники», «Расколдуй слова».

Красные зеленые, синие фишки на каждого ребенка, лист, разделенный на 9 частей (по количеству детей), стилизованная буква Е, буквы из разрезной азбуки, прописи, карандаши, ИКТ.

3. Буква Ее.

Дать понятие о том, что буква Ее обозначает разное количество звуков, зависимо от местонахождения. Упражнять в чтении слов с буквой Ее в начале слова и после согласного. Совершенствовать звукобуквенный анализ. Упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде, числе и падеже.

Игровая ситуация «В сказочный замок»

Д/игра «Расскажи по карте путь», «Перейдем через мост», «Волшебная поляна», «Эхо», загадка, д/упражнение «Узнай слово по первому слогу»,

Карта путешествия, слоги из которых составляются слова: Лена, пена, река, дело, дед, Гена, мел, Вера, сено, село, белка, лес; тетради, карандаши,ИКТ.

4. Знакомство с мягким знаком.

Познакомить с новой буквой – мягкий знак как показателем мягкости согласных. Развивать умение анализировать предложение, составлять его схему. Совершенствовать умение производить звукобуквенный анализ слов. Формировать у детей навыки чтения слов с «ь», развитие фонематического слуха, внимания, памяти.

Игровая ситуация «Незнайка в гостях у детей»

Д/упражнение «Исправь ошибки в словах», «Составь слова из слогов», загадки, д/упражнение «Превращалки».

Слоги для составления слов: жаба, лужок, Борис, пушок, пожар, Барбос, буквы, рыба, дымок, домик, роза, галка; прописи, карандаши. ИКТ,

январь

1. Знакомство с буквой Яя.

Актуализировать знания детей и букве Яя. Закрепить зрительный образ буквы Яя. Уточнить роль буквы Яя при смягчении предыдущего согласного. Уточнить понятия «предложение, слово, слог, звук (гласный и согласный). Представить «Я» как букву, слог, слово. Упражнять в образовании качественных прилагательных, согласование прилагательных и числительных. Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слова, навык составления предложения, навык плавного чтения. Развитие фонематического слуха, слухового внимания.

Игровая ситуация «В детском саду»

Д/упражнение «Из чего сделана игрушка?», «Скажи сколько», «Угадай о каком предмете говорю», составление рассказа по сюжетной картине, физминутка «Мячики, зрительная гимнастика, слуховой диктант, работа в прописи.

Дидактическое пособие «Чудо-дерево», предметные картинки по количеству детей «Игрушки», предметные картинки: помидор, солнышко, ромашка, сумка, платье, радуга; сюжетная картина «В детском саду», дидактическое пособие «Пирамида», буквы из разрезной азбуки а-я, прописи, карандаши, ИКТ.

2. Буква Яя

Дать понятие о том, что буква Яя в начале слова обозначает два звука. Совершенствовать умение детей в определении гласных и согласных звуков. Упражнять в составлении предложений и записи его схемой. Обогащение словарного запаса детей. Совершенствование навыков чтения.

Игровая ситуация «Морское путешествие»

д/ упражнение «Собери команду», игра с речевым сопровождением, составление рассказа по сюжетной картине, физминутка «Остров», д/упражнение «Эхо», «Разложи сокровища по сундукам», зрительная гимнастика «Рыбка», д/упражнение «Вылечи слова»

Тетради, карандаши, распечатанное задание в тетрадях «Собери команду», схемы предложений, Сюжетная картина «На морском дне», фишки для звукового анализа, предметные картинки по количеству детей в названии которых буква Я обозначает один или два звука, ИКТ.

3. Знакомство с буквой Юю

. Познакомить детей с новой гласной Юю как обозначением гласного звук «у» после мягкого согласного. Упражнять детей в умении читать слова с буквой Юю. Совершенствовать навык плавного чтения. Упражнять в умении составлять предложения, записывать предложения схемой. Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов. Расширение словарного запаса детей – подбор качественных прилагательных, образование относительных прилагательных, образование глаголов приставочным способом.

Игровая ситуация « Колобок».

Загадка, д/упражнение «Скажи колобку комплимент»,  «Бабушкин пирог», речевая ситуация «Расскажи куда покатился колобок»,  представление буквы Ю, работа в прописи, физминутка «Мы ногами топ-топ», слуховой диктант,

чтение слогов и слов,  текст «Муравей и бабочка» (для хорошо читающих детей)

Стилизованная буква Ю, прописи на каждого ребенка, карандаши, буквы а я у ю е из разрезной азбуки по количеству детей, ИКТ

февраль

1. Буква Юю.

Расширить знания детей о букве Юю – в начале слова обозначает два звука. Упражнять детей в классификации букв и звуков, сливании слогов и составлении слов из слогов. Совершенствовать умение в написании звуковой схемы слова, схемы предложения с заданным словом. Совершенствовать навык чтения.

Игровая ситуация «В магазине игрушек».

д/упражнение «Четвертый лишний», «Мячики», «Придумай загадку об игрушке», «Найди свой слог», «Построй пирамиду», загадка, д/упражнение «Найди игрушке место» «Вставь букву».

Круги красный, синий зеленый(по количеству детей), предметные картинки «Игрушки» на каждого ребенка, слоги та са ма ку по ска мя об ми гру; схемы предложений, фишки для звукового анализа, тетради, карандаши, распечатанное задание «Найди игрушке место» «Вставь букву», ИКТ.

2. Знакомство с буквой Ёё.

Актуализировать знания детей о букве Ёё, ее роли при смягчении согласных. Закрепить зрительный образ буквы Ёё. Упорядочить знания детей о гласных а о у ы э – обозначение твердых согласных, я ё ю и е обозначение мягкости согласных, два звука в начале слова, после гласной и ь. Совершенствовать навык чтения. Упражнять в образовании родственных слов, притяжательных прилагательных. Развитие речи детей – упражнение в составлении рассказа по сюжетной картинке.

Игровая ситуация «Путешествие Ёжика».

Составление рассказа по серии сюжетных картинок, д/упражнение «Строим мостик» «Читаем ежиные словечки», «Кто на дереве живет?» «Чей хвост?», загадка, д/упражнение «Дом букв», чтение слогов, слов, текста «Ежик»

Дидактическое пособие «Путешествие Ёжика», гласные буквы из разрезной азбуки, набор слогов постройки мостика, дидактическое пособие «Чудо-дерево», предметные картинки «Дикие звери», прописи, карандаши, ИКТ.

3. Звук [ч] и буква Чч.

Актуализировать знания детей и звуке и букве Чч. Упражнять детей в умении выделять характерные особенности звука [ч], уточнить его артикуляцию, упражнять в умении выделять звук [ч] на фоне целого слова, определять его место в слове. Уточнить и расширить лексический запас детей. Упражнять в образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Совершенствовать навык чтения.

Игровая ситуация «Мышка-норушка»

Д/упражнение «Мешок с загадками», «Найди общий звук», «Наведем порядок», физминутка «Мы ногами топ-топ»,  сказка от Мышки, чтение слогов, подбор слов к слогам, работа в прописи.

Предметные картинки в названии которых есть звук Ч (по количеству детей), схемы местоположения звука в слове, прописи, карандаши, ИКТ,

4. Дифференциация ч -ш

Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков ч-ш. Дифференциация звуков, развитие фонематического слуха. Расширение кругозора и словарного запаса детей. Упражнять в образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Развитие навыка слогового и звукового анализа. Упражнение в чтении слов с ч-ш, продолжить формирование навыков сознательного чтения.

Игровая ситуация «Чебурашка и Шапокляк».

Загадки, д/упражнение «Подарки для Чебурашки и Шапокляк», проблемная ситуация, д/упражнение «Кто кем станет?», «Закончи предложение», «Вставь букву».

ИКТ, тетради, карандаши, распечатанное задание «Вставь букву»

март

1. Звук [э] и буква Ээ

Актуализировать знания детей о звуке и букве Ээ. Обогатить словарь детей новыми словами: эскимос, эму, эскалатор, Эрмитаж, экскурсовод, экскаватор и т.д. Совершенствовать умение вслушиваться  в

речевые и неречевые звуки, анализировать новый звук. Упражнять детей в составлении слов путем добавления недостающей части слова. Закрепить зрительный образ буквы Ээ. Совершенствовать навык чтения, развивать звукобуквенный анализ. Корректировать фонематический слух и мелкую моторику. Познакомить детей с несклоняемыми существительными. Упражнять в составлении предложений с использованием пространственных предлогов(у, из, по, под, около, в, над, на). Составление схемы предложений.

Игровая ситуация «Экскурсия», мотивация «Соберем букет для мам».

Загадки, составление предложений по сюжетным картинкам, ЗА слов, «Необычные слова», «Назови детенышей»,

« Собери словечко», чтение слогов, слов.

Ваза , цветы, магниты,

Цветные фишки для звукового анализа, прописи, карандаши, ИКТ, схемы предложений

2. Звук [ц] и буква Цц.

Актуализировать знания детей о звуке и букве Цц. Совершенствовать умение вслушиваться в речевые и неречевые звуки, анализировать новый звук. Закрепить зрительный образ буквы Цц. Совершенствовать навык чтения. Развивать умение составлять предложение, анализировать его. Осуществлять коррекцию фонематического слуха.

Игровая ситуация «Цирк»

д/упражнение «Займи свое место», «Кто работает в цирке?», составление рассказа по сюжетной картине «Цирковое представление», ЗА слова «клоун», д/упражнение «Жонглеры», физминутка «Выступают артисты цирка», д/упражнение «Кто лишний?», «Превращалки»,

Предметные картинки по количеству детей, на стульчиках прикреплены цифры 1-3, фишки для звукового анализа, красные, синие, зеленые круги (по количеству детей), прописи, карандаши, ИКТ.

3. Дифференциация ц-ч, ц-с.

Дифференциация звуков «ч», «ц», «с».Упражнения в правильном чтении слов с данными буквами. Развитие фонематического слуха. Развитие умения составлять слова из слогов.

Д/упражнение «Скажи как я», «Измени слово», скороговорки, загадки, ребусы.

Разрезная азбука, фишки для звукового анализа, схемы предложения, ИКТ

4. Звуки [ф], [ф’] и буква Фф

Актуализировать знания детей о звуке и букве Фф. Осуществлять подбор слов на заданный звук. Развивать умение выделять слова из предложения, подбирать подходящую схему. Совершенствовать умение читать слог и договаривать его до целого слова. Закрепить зрительный образ буквы Фф. Совершенствовать навык чтения. Развивать буквенный и слоговой синтез.

Игровая ситуация «Федорино горе»

Чтение отрывка из произведения «Федорино горе», д/упражнение «Поможем Федоре навести порядок», «Угадай какое слово я загадала?», предложить детям самостоятельно придумать загадку о слове, д/упражнение «Соберем урожай», игра с речевым сопровождением, д/упражнение «Кто у кого?», «Подарим Федоре подарки», «Почему так назвали»,

Дидактическое пособие «Наведем порядок в шкафах», предметные картинки :сумка, платье, шкаф, сапоги, яблоко, солнышко; красные, синие, зеленые круги (по количеству детей), предметные картинки в названии которых есть звук Ф, тетради, карандаши, ИКТ.

апрель

1. Звук [щ] и буква Щщ.

Актуализировать знания детей о звуке и букве Щщ. Упражнять в умении самостоятельно проводить анализ звука, читать звуковую схему слов. Упражнять в умении читать слог и договаривать его до целого слова. Закрепить зрительный образ буквы Щщ. Совершенствовать навык чтения. Расширение лексического запаса, овладение

грамматическими категориями словообразования и словоизменения, установление лексико-грамматических отношений между членами предложения.

Игровая ситуация «Жил-был Щенок»

д/упражнение «Мячики», д/игра «Соберем цветы»- превратим слова на цветах в маленькие, один-много, д/упражнение « Что умеет делать Щенок?», «Жучка и будка», составление рассказа «Каким станет Щенок, когда вырастет», «Подарим Щенку подарки»

Дидактические пособия «Соберем цветы», «Жучка и будка», схемы предложений, прописи, карандаши, ИКТ.

2. Дифференциация щ-с, щ-ч

Дифференциация звуков «ч», «щ», «с».Упражнения в правильном чтении слов с данными буквами. Развитие фонематического слуха. Развитие умения составлять слова из слогов. Упражнять в умении читать слог и договаривать его до целого слова.

Д/упражнение «Скажи как я», «Измени слово», скороговорки, загадки, ребусы.

Разрезная азбука, фишки для звукового анализа, схемы предложения, ИКТ

3. Знакомство буквой Ъ.

Познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для раздельного произношения согласного и гласного звуков, а также для обозначения твердости согласного звука. Упражнять в звуковом анализе слов, записи схемы предложения. Совершенствовать навыки чтения.

Загадка, представление буквы, д/упражнение «На что похожа буква?», «Измени слова», ребусы, сказка Д. Арнаутова «Глупый спор», чтение слогов, слов и текста.

Прописи, карандаши, разрезная азбука, фишки для звукового анализа, предметные картинки в названии которых есть Ъ, ИКТ.

4. Различение ъ-ь.

Сформировать умение читать слова с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.

Игровая ситуация «В гостях у букв»

Работа в парах «Буква-звук», «Доскажи словечко», стихи, ребусы.

Тетради, карандаши, разрезная азбука, фишки для звукового анализа ИКТ

май

1. Закрепление пройденного

Закрепить умение выделять из ряда слово, отличающееся от других по слоговой структуре, умение определять позицию звука в слове, умение делить слова на слоги, определять количество слогов, умение подбирать слова на заданный слог. Отрабатывать навыки чтения.

Игровая ситуация «Необычное путешествие»

д/упражнение «Расскажи куда пойдем», «Построим тропинку через болото»-звуковое лото, «Спасем детишек от Бабы Яги», ребусы, д/упражнение «Найди слово», «Замок букв»

Дидактическое пособие « Звуковое лото», «Деформированное предложение», тетради, карандаши, распечатанное задание в тетради «Поставь буквы по порядку», ИКТ.

2. Итоговое занятие

Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Упражнять  в дифференциации изученных звуков; закреплять умение составлять и анализировать схемы предложений; выявить уровень овладения навыком чтения.

Игровая ситуация «Магазин»

Загадка, д/упражнение «В каком магазине это продается?», «Светофор», «Купи одежду», составление описательно рассказа по плану-схеме, ребусы, составление слов по вторым звукам слова.

Круги красного, синего, зеленого цвета на каждого ребенка, предметные картинки «Канцелярские товары»,прописи, карандаши.

3. Диагностика.

Уточнить уровень усвоенных знаний и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное календарно-тематическое планирование к программе "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников в подготовительной к школе группе"

Формирование  у  детей грамматически  правильной, лексически  богатой  и  фонетически  чистой  речи – одна из  важнейших  задач  в  системе...

Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе «Ручеек» на 2011-2012 учебный год (Программа «Истоки»)

Утверждаю:_____________Зам. по ВМР Г.А.Андреева«01» сентября 2011 года      Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной де...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (1 год обучения)

Цели Примечание Коррекционно-образовательныеКоррекционно-развивающиеКоррекционно-воспитательныеЛексическая тема I период Н.В. Нищева. Конспекты подгрупп. лог. зан. в ст. гр. д/с дл...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)

Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...