Перспективно-календарное планирование НОД по обучению грамоте
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему
Перспективно-календарное планирование НОД по обучению грамоте составлено на два года по букварю Жуковой Н. С.Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Количество занятий - 1 раз в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivno-kalendarnoe_planirovanie_nod_po_obucheniyu_gramote.docx | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективно-календарное планирование НОД по обучению грамоте в старшей группе.
Месяц | № занятия, тема | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и пособия | Примечания |
сентябрь | 1.Диагностика | Выявить уровень знаний и умений детей. | |||
2. Слово и его роль в устной речи. Звук (речевой и неречевой) | Упражнять детей в различении звуков окружающей действительности. Практическим путем знакомить детей с понятием слово и условно-графической записью отдельных слов (названий предметов). Обогащать и активизировать словарь детей. | Игровая ситуация «Прогулка в осенний лес» Стихотворение. Пальчиковая гимнастика «Пять веселых капелек» Звукоподражание. Загадки. Физминутка «Море волнуется (дикие животные)» д/упражнение «Чей хвост?» д/упражнение «Сколько слов я сказала?» д/упражнение «Кто как голос подает?» | Чудо – дерево, набор картинок «Дикие животные» Раздаточные фишки на каждого ребенка, раздаточный материал «Схемы предложений» ИКТ | ||
3.Предложение и речь. Предложение, группа предложений и текст. | Предложение в речевом потоке. Слово и предложение, текст. Сравнение слогов, слов и предложений. Порядок слов в предложении. Модель предложения, графическое обозначение начала и конца предложения. | Игровая ситуация «В гости к Зайке» Загадка, интерактивная технология «Хоровод» Д/упражнение «Что умеет Зайка?», д\игра «Живое предложение» артикуляционная гимнастика «Морковка» «Лопатка» пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим» Подвижная игра «Высоко-низко» д\упражнение «Веселый повар» д/упражнение «Четвертый – лишний» | Раздаточные и демонстрационные схемы предложения, Демонстрационная картина «Веселый повар» ИКТ | ||
4 Звук и буква «Аа». | Актуализация знаний детей о звуке и букве «А».Анализ звука «А». Выделение звука из начала, середины и конца слова. Развитие зрительного и слухового внимания, способности концентрировать внимание. Упражнять в делении слов на слоги | Игровая ситуация «У дедушки и бабушки» Загадки Артикуляционная гимнастика «Толстые внуки приехали …» д/игра «Живое предложение» интонирование звука работа в парах «Подари другу красивый звук «А» д/игра «Подарим дедушке и бабушке подарки» речевая ситуация «Маша заблудилась» | Раздаточные и демонстрационные карточки схемы-предложения Предметные картинки (по количеству детей) в названии которых есть звук «А» в начале и конце слова Пропись, карандаши ИКТ | ||
Октябрь | 1. Звук и буква «Уу».. | Актуализация знаний детей о звуке и букве Уу. Выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов. Подбор слов на заданный звук. Способствовать закреплению представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы. | Игровая ситуация «Аня и Уля» д/упражнение «Подарим подарки Ане и Уле» Работа в прописи, Физминутка «Поймай звук» д/упражнение «Буква идет в гости» «Чтение» предложений – ребусный метод | Демонстрационные картинки «Девочки Аня и Уля» Картинки (по количеству детей) в названиях которых есть звуки «А» и «У» Демонстрационная буква «У», разрезные буквы «А» и «У» ИКТ | |
2. Звук и буква «Оо».. | Актуализация знаний детей о звуке и букве Оо, упражнение в произношении звука в изолированном виде, в словах. Развитие фонематического восприятия. Развитие зрительного внимания, мелкой моторики рук и логического мышления.. | Игровая ситуация «Что случилось со Слоном?» Загадка, мотивация заданий - поможем слону, Работа в прописи, интерактивная технология «Хоровод» - игра «Отвечай быстро», работа в парах, д/упражнение «Отгадай звук»(по беззвучной артикуляции) Физминутка «Озорная буква О», составление и чтение слогов из букв разрезной азбуки, ребус-метод. | Прописи, карандаши, Демонстрационная и раздаточные буквы, ИКТ | ||
3 .Закрепление. | Закрепить знания детей о буквах и звуках А О У.Упражнять в делении слов на слоги. Активизировать знания детей по теме «Грибы». Упражнять в составлении предложений и записи предложений схемой. | Игровая ситуация «По грибы» Стихотворение, д/упражнение «Угадай гриб по описанию» «Посчитай грибы (согласование числительных и существительных) Игра с мячом «Скажи как я» д/упражнение «Дятел», физминутка «Зайчики», зрительная гимнастика «Бабочка», д/упражнение, « С какого дерева листок?», составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, Ребус-метод. | Чудо – дерево, демонстрационные картинки «Грибы» символ-схема задания «Посчитай» картинки по количеству детей, схемы предложений, плакаты -силуэты деревьев, разрезная азбука,, альбомы по количеству детей, карандаши. | ||
4. Звуки [м], [м’] и буква Мм. | Актуализация знаний детей о звуках М и Мь и букве Мм. Упражнение в подборе слов на заданный звук, выделение первого звука в словах.. Закрепление образа изученных букв. Осваивание навыка слогового чтения. Развитие фонематического слуха , слуховой памяти.. | Игровая ситуация «Город Букв», загадки, представление новой буквы, д/упражнение»Подарим Букве М подарки», «Поймай звук», работа в прописи | ИКТ, презентация занятия, демонстрационные и раздаточные буквы из разрезной азбуки, прописи по количеству детей. карандаши | ||
ноябрь | 1. Звуки [м], [м’] и буква Мм. | Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [м], [м’] в словах и слогах.Упражнять в делении слов на слоги. Познакомить с приемом чтения прямых слогов МА МО МУ. Упражнять в чтении обратных слогов АМ ОМ УМ | Игровая ситуация «Маша и медведь» Анализ звуков на слух, д/упражнение «Звуковая дорожка», д/упражнение «Дятел», физминутка с имитацией движения, д/игра «Пчелки и мед», д/игра « Подари Мише и Маше подарки», ребус-метод. | Цветы и пчелы с буквами, синие, зеленые кружки, альбомы, карандаши, ИКТ. | |
2. Звуки [с], [с’] и буква Сс.. | Актуализировать знания детей о звуке и букве Сс. Дать определении гласных и согласных звуках. Упражнять в определении местоположения звука в слове. | Игровая ситуация « В гости к Соне» Интонационное выделение звука, работа в прописи, д/упражнение подарим Соне подарки», физминутка «Самолет», д/упражнение «Рассели буквы в домики», конструирование буквы из бросового материала, д/упражнение»Найди и покажи букву» «Подружи буквы», физминутка «Мы подуем высоко…» «Хлопни в ладоши, если услышишь С» «Составь предложение « | ИКТ, прописи на каждого ребенка, карандаши, картинки на каждого ребенка в названии которых есть звук «С», домики для гласных и согласных звуков, набор букв, | ||
3. Закрепление. | Закрепить понятия «гласный» «согласный» звуки. Упражнять в чтении прямых и обратных слогов, делении слов на слоги, в соотнесении буквы и картинки. Активизировать словарь детей по теме «Посуда», «Электроприборы». | Игровая ситуация «Школа Мудрой Совы» Стихотворение, д/упражнение «Дятел», «Назови одним словом», «Соедини букву и картинку», физминутка «Звери», «Светофор», игры с буквами»Покажи» «Составь слог» | ИКТ, альбомы на каждого ребенка, карандаши, цветные круги, буквы из разрезной азбуки, | ||
4. Звуки [х],[х‘] и буква Хх.. | Познакомить детей со звуками [х],[х‘], буквой Хх. Упражнять в местонахождении звука в словах. Упражнять в делении слов на слоги, чтении прямых и обратных слогов ОХ УХ АХ ХО ХУ ХА, в различении гласных и согласных звуков. Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть звуки. | Игровая ситуация «Хомка, Хомка-хомячок» Игра с мячом «Большой и маленький братец», «Накорми хомячка зернышками», интонирование звука, «Подарим Хомке подарки, работа в прописи, д/упражнение «Поймай звук», «Доскажи словечко», представление буквы, составление слогов и слов из букв разрезной азбуки, | Мяч, круги красные, синие, картинки на каждого ребенка в названии которых есть звук «Х», прописи на каждого ребенка, карандаши, демонстрационная буква «х», буквы из разрезной азбуки, ИКТ, | ||
декабрь | 1. Закрепление пройденного. | . Закрепление знаний изученных букв. Упражнение в чтении прямых и обратных слогов. Учить дополнять слог до целого слова. Продолжать учить детей делать звуковой анализ слова, выделять гласные, твердые и мягкие согласные. Делить слова на слоги. Развитие фонематического восприятия | Игровая ситуация «В гости к букве Х» Д/игра «Живые буквы»,д/игра «Магазин», речевая ситуация: гости и хозяева, д/игра «Где спрятался звук?» скороговорки, | Буквы на ленточках (по количеству детей), картинки на каждого ребенка в названии которых есть звук «Х», картинки: хлеб, орех, холодильник, сахар, ИКТ | |
2. Звуки [р],[р‘] и буква Рр. | Актуализировать знания детей о звуках [р],[р‘] и букве Рр. Упражнение в умении проводить звуковой анализ слова. Выделение звуков [р],[р‘] из названий предметов. Совершенствование навыков чтения, слогового анализа и синтеза, звукового анализа и синтеза слов. Развитие фонематического слуха, слуховой памяти. | Игровая ситуация «Ворона Каркуша» Звукоподражание, чистоговорка «Барабанщик», работа в прописи, д/упражнение «Накормим Каркушу», «Оденем Каркушу», «Раскрасим Каркушу», «Подарим Каркуше подарки», игра с мячом «Превращалки», «Рычит-не рычит», «Поймай звук» | Прописи, карандаши, ИКТ, картинки на каждого ребенка в названии которых есть звук «Р», мяч, | ||
3. Звуки [р],[р‘] и буква Рр. | Развивать навыки слухового анализа слова, умения составлять предложение и схему к нему. Развивать фонематическое восприятие. Упражнять в дифференциации мягких и твердых согласных. | Игровая ситуация «В гостях у Ромы и Риты» Игра с мячом «»Скажи наоборот», д/упражнение «Подарим Роме и Рите подарки», «Фонарики», «Назови одним словом», зрительная гимнастика, работа в альбомах - найди по началу слово. | Красные и синие круги на каждого ребенка, схемы предложений, альбомы, карандаши, разрезная азбука, ИКТ. | ||
4 Звук [ш] и буква Шш. | Актуализировать знания детей о звуке Ш, познакомить с с буквой Ш. Упражнять в умении самостоятельно анализировать новый звук. Упражнять в склонении словосочетаний по падежам. Осуществлять подбор слов на заданный звук. Развивать навыки слогового чтения, фонематический слух. | Игровая ситуация «Мышка Шуша» Д/упражнение «Прошагай и прочитай», речевая ситуация «Кто это?», артикуляционная гимнастика»Надуем Мышке шарик», д/упражнение «Подарим Мышке подарки», скороговорка, работа в прописи, физминутка «Вышла мышка как-то раз» | Слоговая тропинка, игрушка Мышка, прописи на каждого ребенка, карандаши, стилизованная буква Ш, предметные картинки, в названии которых есть звук Ш, разрезная азбука, ИКТ. | ||
январь | 1. Звук [ш] и буква Шш. | Упражнять в различении гласных и согласных звуков. Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть звуки. Закреплять умение делить слова на слоги.. Упражнять детей в слоговом чтении, соотнесении слога и картинки | Игровая ситуация «Новогодний праздник» д/упражнение «Мастерим игрушки на елку», « Кто с кем в хороводе?» «Мастерим гирлянду», зарядка для глаз, физминутка « Мы топаем ногами», работа в альбоме – «Сложим подарки Деду Морозу в мешок», работа над деформированным текстом. | Картинки Дед Мороз, елочка, Баба Яга, елочные игрушки, красные и синие круги по количеству детей, предметные картинки – звери на каждого ребенка, схемы предложений, альбомы на каждого ребенка, карандаши, ИКТ. | |
2.Дифференциация звуков [ш]-[с] | Закрепление правильного произношения и различение звуков ш-с. Развитие фонематического слуха и восприятия. Закрепление умения составлять предложения, используя слова с заданным звуком. Развитие навыков чтения | Игровая ситуация «Морское путешествие» д/упражнение «Собери команду для корабля», «Назови общий звук», загадки, д/упражнение «Замени звук в слове», «Поймай рыбку», «Исправь слово», чтение слогов, слов. | Альбомы на каждого ребенка, карандаши, демонстрационные предметные картинки – сундук, весло, компас, тельняшка, штурвал, шлюпка, рыбки-слоги(по количеству детей), предметные картинки, в названии которых есть звуки ш-с, ИКТ | ||
3 Звук [ы] и буква ы. | Актуализировать знания детей о звуке и букве Ы. Упражнять в умении самостоятельно анализировать новый звук. Совершенствовать умение проводить полный звуковой анализ слова. Упражнять в умении изменять слово путем добавления звука «ы». Совершенствовать навык осознанного чтения слогов и слов. Корректировать общую моторику, зрительное и слуховое внимание. | Игровая ситуация «В гости к букве Ы» д/упражнение «Перейди через мост», «Был один-стало много», «Эхо», сказка о букве Ы, «Измени слово», чтение слогов, слов. | Карта путешествия, гласные буквы, из которых выкладывается мост, согласные по количеству детей, прописи на каждого ребенка, карандаши, ИКТ. | ||
февраль | 1. Звуки [л], [л’] и буквы Лл | Актуализировать знания о звуках [л], [л’] и букве Лл. Упражнять в умении самостоятельно анализировать новый звук. Закреплять зрительный образ буквы Лл. Совершенствовать навык дифференциации мягких и твердых согласных, гласных и согласных звуков; навык слогового чтении, деления слов на слоги. | Игровая ситуация «В гостях у Луши и Лены» д/упражнение «Разложи вещи по шкафам», «Найди свой слог», « Раз, два, три – домик свой займи!», « Подари девочкам подарки», «Составь слог», «Хлопни в ладоши», чтение слогов, слов, соотнесение слога и картинки, работа в прописи | Картинки – шкафы с цифрами 1-3, предметные картинки «Одежда» по количеству детей, слоги, красные и синие круги, буквы на ленточках по количеству детей, предметные картинки , в названии которых есть звуки Л и ЛЬ, стилизованная буква Л, ИКТ, прописи на каждого ребенка, карандаши. | |
2.Дифференциация звуков [л], [р.] . | Уточнить понятия «предложение» «слово» «слог» «звук» (гласный, согласный). Упражнять в различении на слух звуков [л], [р.] (изолированно, в словах, слогах) с опорой на их артикуляционные признаки). Упражнять в составлении предложений по картине и схеме предложений. Развитие речи детей. Развитие фонематического восприятия. | Игровая ситуация «В детском саду», д/упражнение «Составим пирамиду», «Дарим подарки Луше и Роме», «Бабушкина игра», «Хлопни в ладоши», Преобразование слов рак-лак, работа в альбомах – «Угощенье для детей», | Дидактическое пособие «Пирамида», предметные картинки в названии которых есть звуки Р и Л, альбомы на каждого ребенка, карандаши, ИКТ. | ||
3. Звук [н], [н’] , буква Нн | Закрепить понятия «предложение», «слово», «слог», «звук». Упражнять выделение первого звука в слове. Уточнение артикуляционных и акустических признаков звуков [н], [н’]. Знакомство с буквой Нн. Совершенствовать умение определять позицию звука (начало, конец, середина слова); выделять первый звук из слова. Упражнять в составлении звуковой схемы слова. Упражнять в умении составлять слово по первым звукам названий картинок; развивать логическое мышление, общую и мелкую моторику, фонематический слух, внимание | Игровая ситуация « В Гости к Нюше» ЗА слов Нюша, Ната, д/упражнение «Подарим подарки Нюше и Нате», «Поймай звук», представление буквы Нн, выкладывание буквы из счетных палочек, составление прямых и обратных слогов, слов с буквой Нн, работа в прописи. | Предметные картинки в названии которых есть звуки Н и Нь, счетные палочки, цветные фишки для звукового анализа, буквы из разрезной азбуки, прописи на каждого ребенка, карандаши, ИКТ. | ||
4. Закрепление пройденного | Продолжать знакомство со звуками [н], [н’] и буквой Нн. Закрепить понятия «гласные» и «согласные» звуки. Упражнять в звуковом анализе слов. Отрабатывать навыки слогового чтения, самостоятельного составления слогов на, но, ну, ны, ын, он, ун, ан | Игровая ситуация « Придумаем сказку «Красная Шапочка» по-новому» Загадка, д/упражнение «Какие буквы живут в домике?», «Посадим цветы около дома», « Соберем корзинку с гостинцами для бабушки», «Слоговая тропинка», чтение слогов и слов. | Предметные картинки в названии которых есть звуки Н и Нь, д/пособие «Волшебный цветок», слоги для тропинки, звуковые фишки для звукового анализа, буквы из разрезной азбуки, ИКТ. | ||
март | 1. Звуки [к], [к’] и буква Кк | Актуализировать знания о звуках К и Кь и букве Кк, закрепить зрительный образ буквы Кк.Упражнять в умении делать звукобуквенный анализ и синтез слов; упражнять в составлении слов из слогов, изменять слова путем добавления звука в конце слова. Совершенствовать навык чтения прямых и обратных слогов, слов. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, фонематический слух | Игровая ситуация « С 8 Марта!» Мотивация – соберем большой букет в вазу для наших мам. д/упражнение «Бусы для мам», « У кого какой ребенок?», « Подарим подарки мамам», « Топни – хлопни», представление буквы, работа в прописи, чтение слогов и слов. | Плоскостная ваза, цветы, магниты, синий и зеленый круги, предметные картинки в названии которых есть звуки К и Кь, стилизованная буква К, фишки для звукового анализа, прописи на каждого ребенка, карандаши, ИКТ. | |
2. Закрепление пройденного | Совершенствовать навыки чтения, звукового анализа, записи предложения схемой. Познакомить с предлогом «к» и записью предлога в схеме предложения. Упражнять в определении местоположения звука. Расширять лексический словарь детей(образование слов с суффиксами –ик-к, образование глаголов от междометий. | Игровая ситуация «Петушок, петушок, золотой гребешок» Загадка, звукоподражание, д/упражнение «Кто как голос подает?», «Расселим зверей в домики», «Угостим Петушка зернышками», проблемная ситуация- как изменить слово, чтобы в нем появился звук К?речевая ситуация с использованием предлога «к», | Предметные картинки: утка, кукушка, лягушка, ворона, карточки-слоги кря-кря, ку-ку, ква-ква, кар-кар; корзинки, карточки-схемы местоположения звука в слове, красные, синие, зеленые круги по количеству детей, альбомы, карандаши, ИКТ. | ||
3. Звуки [т], [т’] и буква Тт. | Актуализировать знания детей о звуках Т и Ть и букве Тт, закрепить зрительный образ буквы Тт. Активизировать умение проводить самостоятельно анализ звучания и артикуляцию нового звука. Упражнять в составлении слов из букв, переставленных местами, из слогов. Совершенствовать навык чтения. Развивать зрительное восприятие, внимание, фонематический слух, воображение. Работа с лексикограмматическим строем речи, образование относительных прилагательных, антонимов, составление рассказа по сюжетным картинкам. | Игровая ситуация «В гостях у Томы и Темы» д/упражнение «Дарим подарки детям», звукоподражание, д/упражнение «Топни-хлопни», «Волшебный цветок», «Бабушкино варенье», физминутка «Станцуем для бабушки», речевая ситуация»Когда дети были маленькие…», составление из букв разрезной азбуки слогов, слов, чтение слогов , слов, предложений. | Предметные картинки в названии кторых есть звук Т, дидактическое пособие «Волшебный цветок», разрезная азбука, прописи, карандаши,ИКТ. | ||
4. Звук [и] и буква Ии | Обобщить и расширить знания детей о гласных звуках, их отличие от согласных. Актуализировать знания о звуке и букве Ии; ее роли при смягчении предыдущего согласного. Совершенствовать навык чтения слогов и слов, | Игровая ситуация «В гостях у буквы И» Загадки, д/упражнение «Подружим буквы», «Разложим картинки по местам», звуковой анализ слова «мышка», преобразование слова в «мишка»,д/упражнение «Поймай звук», «Дополни слово», | Корзинки, карточки схемы местоположения звука в слове, предметные картинки в названии которых есть звук И, фишки для звукового анализа слов, разрезная азбука, прописи, карандаши, ИКТ. | ||
апрель | 1.Дифференциация звуков [и], [ы] | Дифференциация звуков [и], [ы]. Совершенствовать звуковой и слоговой анализ слов, отрабатывать навыки чтения. Развитие фонематического восприятия. | Игровая ситуация «У мышки-норушки» д/упражнение «Покормим мышку», интерактивная технология «Хоровод» - игра с мячом «Скажи мягко-твердо», д/упражнение «Поможем навести порядок», скороговорка, д/упражнение «Подарим подарки Мишке и Мышке», «Составим цветок», | Мяч, дидактическое пособие»Наведем порядок», предметные картинки в названии которых есть звуки И и Ы, лепестки со слогами по количеству детей, схемы предложений, альбомы, карандаши, ИКТ | |
2. Звуки [п], [п’] и буква Пп | Уточнение артикуляционных и акустических признаков звуков [п], [п’]. Знакомство с буквой Пп. Совершенствование фонематического восприятия, слухового внимания. Упражнение в звуковом и слоговом анализе, в составлении и анализе предложений с употреблением предлогов. Расширение лексического запаса, овладение грамматическими категориями словообразования и словоизменения, установление лексико-грамматических отношений между членами предложений | Игровая ситуация «В гостях у Пети и Полины» д/упражнение споем слоги», «Помирим детей». «Оденем ребят на прогулку», «Светофор», «Волшебные цветы» - превратим слова на картинках в маленькие предметы; был один и стало много, «Собака и будка», загадка, звуковой анализ слова «паук», д/упражнение «Почему так назвали?», | Предметные картинки в названии которых есть звуки П и Пь, дидактическое пособие «Волшебный цветок», «Собака и будка», схемы предложений, фишки для звукового анализа слов, прописи, карандаши, ИКТ. | ||
3. Закрепление пройденного. | Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [п], [п’]. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза..Закрепить умение составлять предложения по опорным словам. Отрабатывать навыки чтения. | Игровая ситуация «У гномиков» д/упражнение «Какой звук спрятал гномик?», «Путаница», физминутка «Грузовик», д/упражнение «Четвертый лишний», «Подари гномикам подарки», «Дразнилки». | Предметные картинки в названии которых есть звуки П и Пь, фишки для звукового анализа, альбомы, карандаши, ИКТ. | ||
4. Звуки [з], [з’] и буква Зз. | Закрепить навык четкого различения и произношения звуков [з], [з’] изолированно, в слогах, словах, предложениях. Выделять звуки [з], [з’] в начале, середине слова, упражнять в делении слов на слоги. Познакомить с буквой Зз. Развивать умение составлять предложения по заданному слову, используя знакомые предлоги. | Игровая ситуация «У Зои» д/упражнение «Закончи предложение», «Измени первый звук в слове на З», «Светофор», «Бабочки и цветы», «Зонтик», «Зоопарк». Звуковой анализ слова «коза», д/упражнение «Хлопни в ладоши» | Дидактическое пособие «Бабочки и цветы», «Зонтик», прописи, карандаши, фишки для звукового анализа, | ||
май | 1.Дифференциация звуков [з], [с]. | Упражнять в слухо-произносительной дифференциации звуков [с], [з] закрепить графический образ букв С, З. .Сравнение слов по звуковому составу, анализ предложений с этими словами. Упражнять в определении позиции звука в слове | Игровая ситуация «У Слона и Зайки» д/упражнение «Подарим подарки», «Волшебный цветок», чтение слогов, с разной интонацией, дополнение слога до целого слова, д/упражнение «Чья картинка», «Какое слово лишнее?», загадки, звукоподражание, д/упражнение «Замени С на З», Физминутка «Прыг-скок», д/упражнение «Найди лишнее слово» «Какое слово зашифровано?» | Предметные картинки в названии которых есть звуки З и С, дидактическое пособие «Волшебный цветок», предметные картинки: зонт, змея, стол, снег, кошка; альбомы, карандаши, ИКТ. | |
2.Итоговое занятие | Совершенствование фонематического восприятия, слухового внимания. Упражнение в звуковом и слоговом анализе, в составлении и записи схемой предложений с употреблением пространственных предлогов. Расширение лексического запаса, овладение грамматическими категориями словообразования и словоизменения. Отработка навыков чтения. | Игровая ситуация «В магазине». Загадка, д/упражнение «В каком магазине это продается?», «Игрушка». «Мячики». «Купи одежду», «Измени количество», «Что лишнее?», «Соедини слова», ребус | Предметные картинки «Игрушки», круги красного, зеленого, синего цвета (по количеству детей), предметные картинки «Одежда», карточки- схемы «Количество слогов», предметные картинки «Канцтовары», альбомы, карандаши, распечатанное задание «Соедини слова», ИКТ. | ||
3 .Диагностика. | Уточнить уровень усвоенных знаний и умений. |
Перспективно-календарное планирование НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Месяц | № занятия, тема | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и пособия | Примечания |
сентябрь | 1. Диагностика | Выявить уровень знаний и умений детей. | |||
2. «Здравствуй, осень золотая». | Активизировать словарь детей по лексической теме «Осень».Уточнить знания детей о предложении, повторить правила его написания. Слова и предложения.Уточнить знания детей о гласных и согласных звуках. Закрепить умения делить слова на слоги. Упражнять в чтении , в умении находить слог, с которого начинается слово, среди других слогов. | Психогимнастика «Осень», имитация движений Пословицы. Образная физкультурная пауза Схема ответа (моделирование) Д/игра «Рассели птиц по гнездышкам» Д/игра «Разложи листья по корзинкам Д/игра «Найди начало слова» | Предметные картинки «Птицы» на каждого ребенка, цифры. листья, с написанными буквами, изученными в старшей группе (по количеству детей). Корзинки с символами «гласные» «согласные» звуки Раздаточный материал «Схемы предложения» ИКТ | ||
3. Звуки [й] и буква Йй | Дать артикуляционную и акустическую характеристику звука [й], познакомить с буквой й. Закрепление понятия гласного и согласного звука, отрабатывать навык дифференциации согласных звуков по твердости и мягкости, формирование умения делать полный звукобуквенный анализ слова, развивать навык чтения слогов и слов, формировать умение составлять и распространять предложения на наглядной основе с применением схем | Игровая ситуация «В гости к Зайке» Загадка. Интерактивная технология «Хоровод» Д/упражнение «Светофор», артикуляционная гимнастика «Морковка» «Лопатка», пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим-рубим», подвижная игра с речевым сопровождением, д/упражнение «Соберем овощи в корзину», д/упражнение «Где спрятался звук?», д/упражнение «Поймай звук», д/упражнение «Добавлялка» | Набор - круги синего и красного цвета, раздаточный материал «Схемы предложений», корзины с цифрами 1-3, раздаточные картинки «Овощи», демонстрационная буква «Й», раздаточные картинки в названии которых присутствует звук «Й» в разных позициях, тетради в клетку на каждого ребенка, карандаши, ИКТ | ||
4.Дифференциация звуков [й] и [и]. | Упражнять детей в распознавании гласных и согласных звуков по совокупности признаков, развивать у детей умение наблюдать за положением органов речи при произношении звука. Различие звуков [й] и [и]. Упражнять детей в делении слов на слоги. Развивать навык чтения. Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных; в составлении предложений с предлогами по демонстрации. Познакомить с записью схем предложений со словами– «малютками». | Игровая ситуация «У бабушки с дедушкой» Загадки, Артикуляционная гимнастика «Толстые внуки..», д/упражнение «Подарим дедушке и бабушке подарки», пальчиковая гимнастика «Бабушка нам чай сварила», д/упражнение «Назови овощи(фрукты) –малютки», д/упражнение «Где Жучка?», «Покажи букву», чтение слогов, слов, текста «В огороде» (для хорошо читающих детей) | Раздаточный материал – картинки, в названии которых есть звук «Й», схемы предложений, буквы «Й» и «И», прописи, карандаши, чудо-дерево, пособие «Жучка и будка», ИКТ., | ||
Октябрь | 1. Звуки [г] и [г’] и буква Гг. | Актуализировать знания детей о звуках [г] и [г’], познакомить с буквой Гг. Упражнять в нахождении буквы Гг в тексте, в умении выделять звуки [г] и [г’] в ряду звуков, слогов, слов, в умении составлять предложения и записывать его схемой, в дифференциации мягких и твердых согласных на слух. Развивать умение находить одинаковые звуки в словах. Развивать фонематическое восприятие. Совершенствовать навык чтения слогов и слов, упражнять в поборе картинки к слогу. | Игровая ситуация « Ой, вы, гуси, мои гуси…» д/упражнение «Найди пару», речевое упражнение «Мы шагаем друг за другом», загадка, д/упражнение «Покормим гусей», «Придумай предложение», физминутка «Гуси серые летели», д/упражнение «Поймай звук», ребусный метод чтения, д/упражнение «Кто пришел в гости?», соотнесение слога и картинки, чтение слогов и слов | Синие и зеленые круги на каждого ребенка, схемы предложений, стилизованная буква Г, тетрадь , карандаши, распечатанный текст в тетради, ИКТ. | |
2. Дифференциация звуков [г] и [к] | Развивать навыки дифференциации согласных звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, различать звуки по звонкости-глухости, по твердости мягкости, давать характеристику звукам [г], [г’]- [к], [к’]. Развивать навыки звукового анализа и синтеза. Учить находить данные звуки среди других звуков, определять позицию звука в словах, подбирать слова с новым звуком. Упражнять детей в произношении слов сложной слоговой структуры. | Игра-соревнование. Деление на команды, название команды на звуки Г и К, «Зашифрованное слово», «Посели буквы в домики», работа в прописи, «Чьей команды слово?», «Четвертый лишний»(по наличию звуков Г и К), преобразование слов. | Наборы букв на каждую команду, предметные картинки в названии которых есть звуки Г и К, дидактическое пособие «Грузовики», предметные картинки (1-3 слога), прописи, карандаши, ИКТ. | ||
3. Звуки [в], [в’] и буква Вв . | Актуализировать знания детей о звуках [в], [в’], познакомить с буквой Вв. Активизировать знания детей по теме «Грибы», упражнять в согласовании числительных и существительных. Закреплять умение составлять предложения с предлогами, строить схему предложения, в чтении слогов, нахождении слов с данными слогами. Закреплять умение делить слова на слоги. | Игровая ситуация «Здравствуй, здравствуй, чудо-лес, полный сказок и чудес!» д/упражнение «Что за чудо-дерево?», «Посчитай грибы», загадки, пальчиковая гимнастика «Кусается сильно лисенок-глупыш», д/упражнение «Чиним очки старушке-лесовушке», «Дятел», физминутка «Зайчики», зрительная гимнастика «Бабочка». д/упражнение «Бабочка и цветок», «Хлопни в ладоши», «Верни буквы в слова», ребус –пиктограмма, | Чудо-дерево, предметные картинки «Грибы», символ схема задания на согласование числительных и существительных, предметные картинки: велосипед, волк, врач, воробей, распечатанное задание с деформированными буквами, предметные картинки по количеству детей для определения количества слогов, дидактическое пособие «Бабочка и цветок», схемы предложения, ИКТ. | ||
4. Звуки [д], [д’] и буква Дд. | Упражнять детей в четком произношении звуков [д] и [д’], дифференцировать их на слух и в произношении. Познакомить с буквой Дд. Совершенствовать умения детей производить звукобуквенный анализ слов, дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные, деление слов на слоги. | Игровая ситуация «У дождика» Загадка, интонирование звука, представление буквы, д/упражнение «Поймай звук», «Твердый – мягкий», «Подари подарок».
| Стилизованная буква Д, предметные картинки в названии которых есть звук Д, красные, синие, зеленые круги п количеству детей, пропись, карандаши, ИКТ. | ||
ноябрь | 1. Дифференциация звуков [д] и [т]. | Упражнять детей в дифференциации звуков [д] и [т]. Сравнение и выделение отличительных и общих моментов в артикуляционном укладе данных звуков. Различие звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия данных звуков, нахождение места звука в словах. Совершенствовать навык чтения. | Игровая ситуция «В гостях у букв Д и Т» Д/упражнение «Кто к кому в гости пришел?», «Дружные буквы», «Подари подарок буквам», «Хлопни-топни», ребусный метод чтения. | Предметные картинки в названии которых есть звуки Д и Т, тетради на каждого ребенка, карандаши, ИКТ, буквы из разрезной азбуки д-т. | |
2. Звуки [б], [б’] и буква Бб | Уточнить произношение звуков [б], [б’], дифференцировать звуки [б], [б’], познакомить с буквой Бб. Упражнять детей в звуковом анализе слов. Закрепить умение определять количество слогов в слове. Закрепить умение составлять предложение по опорным словам. Развитие фонематического восприятия. | Игровая ситуация «Спасем буквы от Бармалея» Мотивация – письмо из Африки, д/упражнение «Светофор», «Дружные матросы», работа в прописи, подвижная игра с речевым сопровождением, д/упражнение «Разложи предметы по местам», стихотворение, д/упражнение «Звуковая дорожка», | Красные, синие , зеленые круги на каждого ребенка, прописи, карандаши, предметные картинки в названии которых есть звуки Б, Бь, корзины со схемами местоположения звука в слове, схемы предложений, ИКТ. | ||
3. Дифференциация звуков [б] и [п] | Упражнять детей в дифференцировании звуков [б] и [п] изолированно, в слогах, словах. Совершенствовать навыки слогового анализа, опираясь на правило о слогообразующей гласной. Закреплять навыки слогового чтения, провести диагностику навыка подбора слов к первому слогу. Развивать фонематический слух, слуховую и зрительную память, внимание. | Игровая ситуация « В лесной школе у Мудрой Совы». Создание проблемной ситуации, стихотворение, артикуляционная гимнастика, работа в тетради, д/упражнение «Топни –хлопни», физминутка «Зарядка в Лесной школе», д/упражнение «Лесной магазин», | Тетради, карандаши, распечатанное задание «Подбери слово к слогу», предметные картинки в названии которых есть звуки Б и П, ИКТ, | ||
4. Звук [ж] и буква Жж | Актуализировать знания детей о звуке [ж] и букве Жж. Активизировать детей к самостоятельному анализу звука и буквы, определять положение звука [ж] в слове, упражнять в умении договаривать слог до целого слова. Совершенствовать навык чтения слогов, слов и предложений. Закреплять умение составлять и анализировать предложение. Развивать фонематический слух, слуховое внимание, связную речь. | Игровая ситуация «В зоопарке». д/упражнение «Купи билет», загадки, д/упражнение «Проведи жука к цветку», «Наловим рыбы для моржей», инсценировка сказки «Почему Жи Ш не дружат с буквой Ы», | Буквы-билетики на каждого ребенка, на стульчиках прикреплены красные, синие кружки, дидактическое пособие «Проведи жука к цветку», ведерки со схемами местоположения звука в слове, ИКТ. | ||
декабрь | 1. Дифференциация звуков [ж] и [ш] | Уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков, установить различия по звонкости-глухости с опорой на на осознанный контроль за работой органов артикуляции. Продолжать учить детей определять последовательность звуков в заданном слове. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать слого-звуковые представления детей | Игровая ситуация « Жук Жора и змейка Маша» Д/упражнение «Прочитай зашифрованное слово», работа в тетради «Подарим Маше и Жоре подарки», физминутка «Жуки и змеи», д/упражнение «Посчитай звуки», «К кому пришли гости?», «Кто приготовил угощение?», «Исправь слово», «Допиши слово» | Зашифрованные слова, тетради, карандаши, распечатанное задание «Подарим Маше и Жоре подарки», карточки «жи-ши» на каждого ребенка, ИКТ | |
2. Знакомство с буквой Ее. | Познакомить детей с новой гласной буквой Ее как обозначением гласного звука «э» после мягкого согласного. Развитие фонематического слуха, выделение первого звука в слове, определение на слух, когда пишется «е», а когда «э». Совершенствоать навыки чтения, упражнять в соотнесении слога и слова. Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, буквах и звуках. | .Игровая ситуация «Сказочное путешествие» д/упражнение «Укрась ковер-самолет», «Облака», загадки, представление буквы Е, «Угадай букву», «Мы волшебники», «Расколдуй слова». | Красные зеленые, синие фишки на каждого ребенка, лист, разделенный на 9 частей (по количеству детей), стилизованная буква Е, буквы из разрезной азбуки, прописи, карандаши, ИКТ. | ||
3. Буква Ее. | Дать понятие о том, что буква Ее обозначает разное количество звуков, зависимо от местонахождения. Упражнять в чтении слов с буквой Ее в начале слова и после согласного. Совершенствовать звукобуквенный анализ. Упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде, числе и падеже. | Игровая ситуация «В сказочный замок» Д/игра «Расскажи по карте путь», «Перейдем через мост», «Волшебная поляна», «Эхо», загадка, д/упражнение «Узнай слово по первому слогу», | Карта путешествия, слоги из которых составляются слова: Лена, пена, река, дело, дед, Гена, мел, Вера, сено, село, белка, лес; тетради, карандаши,ИКТ. | ||
4. Знакомство с мягким знаком. | Познакомить с новой буквой – мягкий знак как показателем мягкости согласных. Развивать умение анализировать предложение, составлять его схему. Совершенствовать умение производить звукобуквенный анализ слов. Формировать у детей навыки чтения слов с «ь», развитие фонематического слуха, внимания, памяти. | Игровая ситуация «Незнайка в гостях у детей» Д/упражнение «Исправь ошибки в словах», «Составь слова из слогов», загадки, д/упражнение «Превращалки». | Слоги для составления слов: жаба, лужок, Борис, пушок, пожар, Барбос, буквы, рыба, дымок, домик, роза, галка; прописи, карандаши. ИКТ, | ||
январь | 1. Знакомство с буквой Яя. | Актуализировать знания детей и букве Яя. Закрепить зрительный образ буквы Яя. Уточнить роль буквы Яя при смягчении предыдущего согласного. Уточнить понятия «предложение, слово, слог, звук (гласный и согласный). Представить «Я» как букву, слог, слово. Упражнять в образовании качественных прилагательных, согласование прилагательных и числительных. Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слова, навык составления предложения, навык плавного чтения. Развитие фонематического слуха, слухового внимания. | Игровая ситуация «В детском саду» Д/упражнение «Из чего сделана игрушка?», «Скажи сколько», «Угадай о каком предмете говорю», составление рассказа по сюжетной картине, физминутка «Мячики, зрительная гимнастика, слуховой диктант, работа в прописи. | Дидактическое пособие «Чудо-дерево», предметные картинки по количеству детей «Игрушки», предметные картинки: помидор, солнышко, ромашка, сумка, платье, радуга; сюжетная картина «В детском саду», дидактическое пособие «Пирамида», буквы из разрезной азбуки а-я, прописи, карандаши, ИКТ. | |
2. Буква Яя | Дать понятие о том, что буква Яя в начале слова обозначает два звука. Совершенствовать умение детей в определении гласных и согласных звуков. Упражнять в составлении предложений и записи его схемой. Обогащение словарного запаса детей. Совершенствование навыков чтения. | Игровая ситуация «Морское путешествие» д/ упражнение «Собери команду», игра с речевым сопровождением, составление рассказа по сюжетной картине, физминутка «Остров», д/упражнение «Эхо», «Разложи сокровища по сундукам», зрительная гимнастика «Рыбка», д/упражнение «Вылечи слова» | Тетради, карандаши, распечатанное задание в тетрадях «Собери команду», схемы предложений, Сюжетная картина «На морском дне», фишки для звукового анализа, предметные картинки по количеству детей в названии которых буква Я обозначает один или два звука, ИКТ. | ||
3. Знакомство с буквой Юю | . Познакомить детей с новой гласной Юю как обозначением гласного звук «у» после мягкого согласного. Упражнять детей в умении читать слова с буквой Юю. Совершенствовать навык плавного чтения. Упражнять в умении составлять предложения, записывать предложения схемой. Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов. Расширение словарного запаса детей – подбор качественных прилагательных, образование относительных прилагательных, образование глаголов приставочным способом. | Игровая ситуация « Колобок». Загадка, д/упражнение «Скажи колобку комплимент», «Бабушкин пирог», речевая ситуация «Расскажи куда покатился колобок», представление буквы Ю, работа в прописи, физминутка «Мы ногами топ-топ», слуховой диктант, чтение слогов и слов, текст «Муравей и бабочка» (для хорошо читающих детей) | Стилизованная буква Ю, прописи на каждого ребенка, карандаши, буквы а я у ю е из разрезной азбуки по количеству детей, ИКТ | ||
февраль | 1. Буква Юю. | Расширить знания детей о букве Юю – в начале слова обозначает два звука. Упражнять детей в классификации букв и звуков, сливании слогов и составлении слов из слогов. Совершенствовать умение в написании звуковой схемы слова, схемы предложения с заданным словом. Совершенствовать навык чтения. | Игровая ситуация «В магазине игрушек». д/упражнение «Четвертый лишний», «Мячики», «Придумай загадку об игрушке», «Найди свой слог», «Построй пирамиду», загадка, д/упражнение «Найди игрушке место» «Вставь букву». | Круги красный, синий зеленый(по количеству детей), предметные картинки «Игрушки» на каждого ребенка, слоги та са ма ку по ска мя об ми гру; схемы предложений, фишки для звукового анализа, тетради, карандаши, распечатанное задание «Найди игрушке место» «Вставь букву», ИКТ. | |
2. Знакомство с буквой Ёё. | Актуализировать знания детей о букве Ёё, ее роли при смягчении согласных. Закрепить зрительный образ буквы Ёё. Упорядочить знания детей о гласных а о у ы э – обозначение твердых согласных, я ё ю и е обозначение мягкости согласных, два звука в начале слова, после гласной и ь. Совершенствовать навык чтения. Упражнять в образовании родственных слов, притяжательных прилагательных. Развитие речи детей – упражнение в составлении рассказа по сюжетной картинке. | Игровая ситуация «Путешествие Ёжика». Составление рассказа по серии сюжетных картинок, д/упражнение «Строим мостик» «Читаем ежиные словечки», «Кто на дереве живет?» «Чей хвост?», загадка, д/упражнение «Дом букв», чтение слогов, слов, текста «Ежик» | Дидактическое пособие «Путешествие Ёжика», гласные буквы из разрезной азбуки, набор слогов постройки мостика, дидактическое пособие «Чудо-дерево», предметные картинки «Дикие звери», прописи, карандаши, ИКТ. | ||
3. Звук [ч] и буква Чч. | Актуализировать знания детей и звуке и букве Чч. Упражнять детей в умении выделять характерные особенности звука [ч], уточнить его артикуляцию, упражнять в умении выделять звук [ч] на фоне целого слова, определять его место в слове. Уточнить и расширить лексический запас детей. Упражнять в образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Совершенствовать навык чтения. | Игровая ситуация «Мышка-норушка» Д/упражнение «Мешок с загадками», «Найди общий звук», «Наведем порядок», физминутка «Мы ногами топ-топ», сказка от Мышки, чтение слогов, подбор слов к слогам, работа в прописи. | Предметные картинки в названии которых есть звук Ч (по количеству детей), схемы местоположения звука в слове, прописи, карандаши, ИКТ, | ||
4. Дифференциация ч -ш | Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков ч-ш. Дифференциация звуков, развитие фонематического слуха. Расширение кругозора и словарного запаса детей. Упражнять в образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Развитие навыка слогового и звукового анализа. Упражнение в чтении слов с ч-ш, продолжить формирование навыков сознательного чтения. | Игровая ситуация «Чебурашка и Шапокляк». Загадки, д/упражнение «Подарки для Чебурашки и Шапокляк», проблемная ситуация, д/упражнение «Кто кем станет?», «Закончи предложение», «Вставь букву». | ИКТ, тетради, карандаши, распечатанное задание «Вставь букву» | ||
март | 1. Звук [э] и буква Ээ | Актуализировать знания детей о звуке и букве Ээ. Обогатить словарь детей новыми словами: эскимос, эму, эскалатор, Эрмитаж, экскурсовод, экскаватор и т.д. Совершенствовать умение вслушиваться в речевые и неречевые звуки, анализировать новый звук. Упражнять детей в составлении слов путем добавления недостающей части слова. Закрепить зрительный образ буквы Ээ. Совершенствовать навык чтения, развивать звукобуквенный анализ. Корректировать фонематический слух и мелкую моторику. Познакомить детей с несклоняемыми существительными. Упражнять в составлении предложений с использованием пространственных предлогов(у, из, по, под, около, в, над, на). Составление схемы предложений. | Игровая ситуация «Экскурсия», мотивация «Соберем букет для мам». Загадки, составление предложений по сюжетным картинкам, ЗА слов, «Необычные слова», «Назови детенышей», « Собери словечко», чтение слогов, слов. | Ваза , цветы, магниты, Цветные фишки для звукового анализа, прописи, карандаши, ИКТ, схемы предложений | |
2. Звук [ц] и буква Цц. | Актуализировать знания детей о звуке и букве Цц. Совершенствовать умение вслушиваться в речевые и неречевые звуки, анализировать новый звук. Закрепить зрительный образ буквы Цц. Совершенствовать навык чтения. Развивать умение составлять предложение, анализировать его. Осуществлять коррекцию фонематического слуха. | Игровая ситуация «Цирк» д/упражнение «Займи свое место», «Кто работает в цирке?», составление рассказа по сюжетной картине «Цирковое представление», ЗА слова «клоун», д/упражнение «Жонглеры», физминутка «Выступают артисты цирка», д/упражнение «Кто лишний?», «Превращалки», | Предметные картинки по количеству детей, на стульчиках прикреплены цифры 1-3, фишки для звукового анализа, красные, синие, зеленые круги (по количеству детей), прописи, карандаши, ИКТ. | ||
3. Дифференциация ц-ч, ц-с. | Дифференциация звуков «ч», «ц», «с».Упражнения в правильном чтении слов с данными буквами. Развитие фонематического слуха. Развитие умения составлять слова из слогов. | Д/упражнение «Скажи как я», «Измени слово», скороговорки, загадки, ребусы. | Разрезная азбука, фишки для звукового анализа, схемы предложения, ИКТ | ||
4. Звуки [ф], [ф’] и буква Фф | Актуализировать знания детей о звуке и букве Фф. Осуществлять подбор слов на заданный звук. Развивать умение выделять слова из предложения, подбирать подходящую схему. Совершенствовать умение читать слог и договаривать его до целого слова. Закрепить зрительный образ буквы Фф. Совершенствовать навык чтения. Развивать буквенный и слоговой синтез. | Игровая ситуация «Федорино горе» Чтение отрывка из произведения «Федорино горе», д/упражнение «Поможем Федоре навести порядок», «Угадай какое слово я загадала?», предложить детям самостоятельно придумать загадку о слове, д/упражнение «Соберем урожай», игра с речевым сопровождением, д/упражнение «Кто у кого?», «Подарим Федоре подарки», «Почему так назвали», | Дидактическое пособие «Наведем порядок в шкафах», предметные картинки :сумка, платье, шкаф, сапоги, яблоко, солнышко; красные, синие, зеленые круги (по количеству детей), предметные картинки в названии которых есть звук Ф, тетради, карандаши, ИКТ. | ||
апрель | 1. Звук [щ] и буква Щщ. | Актуализировать знания детей о звуке и букве Щщ. Упражнять в умении самостоятельно проводить анализ звука, читать звуковую схему слов. Упражнять в умении читать слог и договаривать его до целого слова. Закрепить зрительный образ буквы Щщ. Совершенствовать навык чтения. Расширение лексического запаса, овладение грамматическими категориями словообразования и словоизменения, установление лексико-грамматических отношений между членами предложения. | Игровая ситуация «Жил-был Щенок» д/упражнение «Мячики», д/игра «Соберем цветы»- превратим слова на цветах в маленькие, один-много, д/упражнение « Что умеет делать Щенок?», «Жучка и будка», составление рассказа «Каким станет Щенок, когда вырастет», «Подарим Щенку подарки» | Дидактические пособия «Соберем цветы», «Жучка и будка», схемы предложений, прописи, карандаши, ИКТ. | |
2. Дифференциация щ-с, щ-ч | Дифференциация звуков «ч», «щ», «с».Упражнения в правильном чтении слов с данными буквами. Развитие фонематического слуха. Развитие умения составлять слова из слогов. Упражнять в умении читать слог и договаривать его до целого слова. | Д/упражнение «Скажи как я», «Измени слово», скороговорки, загадки, ребусы. | Разрезная азбука, фишки для звукового анализа, схемы предложения, ИКТ | ||
3. Знакомство буквой Ъ. | Познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для раздельного произношения согласного и гласного звуков, а также для обозначения твердости согласного звука. Упражнять в звуковом анализе слов, записи схемы предложения. Совершенствовать навыки чтения. | Загадка, представление буквы, д/упражнение «На что похожа буква?», «Измени слова», ребусы, сказка Д. Арнаутова «Глупый спор», чтение слогов, слов и текста. | Прописи, карандаши, разрезная азбука, фишки для звукового анализа, предметные картинки в названии которых есть Ъ, ИКТ. | ||
4. Различение ъ-ь. | Сформировать умение читать слова с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком. | Игровая ситуация «В гостях у букв» Работа в парах «Буква-звук», «Доскажи словечко», стихи, ребусы. | Тетради, карандаши, разрезная азбука, фишки для звукового анализа ИКТ | ||
май | 1. Закрепление пройденного | Закрепить умение выделять из ряда слово, отличающееся от других по слоговой структуре, умение определять позицию звука в слове, умение делить слова на слоги, определять количество слогов, умение подбирать слова на заданный слог. Отрабатывать навыки чтения. | Игровая ситуация «Необычное путешествие» д/упражнение «Расскажи куда пойдем», «Построим тропинку через болото»-звуковое лото, «Спасем детишек от Бабы Яги», ребусы, д/упражнение «Найди слово», «Замок букв» | Дидактическое пособие « Звуковое лото», «Деформированное предложение», тетради, карандаши, распечатанное задание в тетради «Поставь буквы по порядку», ИКТ. | |
2. Итоговое занятие | Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Упражнять в дифференциации изученных звуков; закреплять умение составлять и анализировать схемы предложений; выявить уровень овладения навыком чтения. | Игровая ситуация «Магазин» Загадка, д/упражнение «В каком магазине это продается?», «Светофор», «Купи одежду», составление описательно рассказа по плану-схеме, ребусы, составление слов по вторым звукам слова. | Круги красного, синего, зеленого цвета на каждого ребенка, предметные картинки «Канцелярские товары»,прописи, карандаши. | ||
3. Диагностика. | Уточнить уровень усвоенных знаний и умений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное календарно-тематическое планирование к программе "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников в подготовительной к школе группе"
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи – одна из важнейших задач в системе...
Перспективное календарно-тематическае планирование учителя-логопеда для детей группы с заиканием с учетом ФГТ.
для детей группы с заиканием...
Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе «Ручеек» на 2011-2012 учебный год (Программа «Истоки»)
Утверждаю:_____________Зам. по ВМР Г.А.Андреева«01» сентября 2011 года Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной де...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (1 год обучения)
Цели Примечание Коррекционно-образовательныеКоррекционно-развивающиеКоррекционно-воспитательныеЛексическая тема I период Н.В. Нищева. Конспекты подгрупп. лог. зан. в ст. гр. д/с дл...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)
Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...