Обучение грамоте "Звуки [р - р] Буквы Рр.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Ковалёва Ольга Дмитриевна

Занятие проводится в игровой форме с введением сказочного персонажа. В конечном итоге направлено на повторение изученного материала и изучении новых звуков [р - р]. А также упражнение детей в звуковом анализе слов, что формирует фонематический слух детей.Ознакомление детей с буквами Рр, закрепление образа букв. Занятие развивает память, мышление, умение обобщать и делать выводы. Воспитывает интерес к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuch._gram.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС №366

Обучение грамоте в подготовительной группе

по теме: «Звуки р – рь. Буквы Р р»

                                          Воспитатель: Ковалёва Ольга Дмитриевна

                                                                 

г. Челябинск

                                                 

                                                         Соц. ком. деятельность

(Обучение грамоте)

тема: «Звуки р – рь. Буквы Рр»

Цели: уточнить артикуляцию звуков Р  -  Рь;

           упражнять в звуковом анализе слов;

           знакомить с буквами Рр,

           закреплять образ буквы;

           развивать память, внимание, мышление;

           прививать интерес к «слову»

Оборудование: панно букв, зеркало, наборное полотно, набор картинок, звуковые домики

1.Организационный момент.

Дети стоят в кругу вместе с педагогом.

1,2,3,4,5 – становитесь все играть! Ребята, давайте улыбнемся друг другу и гостям.

Мы спокойны и добры, мы приветливы, здоровы. Сделайте глубокий вдох и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. Выдохните все обиды и огорчения.

  1. Сюрпризный момент. Мотивация.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло звуковое письмо. Давайте послушаем его.

Письмо: «Я –Королева знаний. В моей стране «Грамота» случилась беда. Отвратительный Кляксич пробрался в Азбуку! Он ссорит звуки и буквы друг с другом,он хочет их всех заменить кляксами. И теперь я не могу навести порядок, все звуки и буквы перепутались. Помогите мне,пожалуйста!А вам в помощь я отправляю своих слуг- Точку с Запятой».

  1. Целеполагание.

Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь Королеве знаний?  В какую страну мы сегодня отправляемся?

Д: В страну Грамота.

Воспитатель: Чем мы можем помочь Королеве знаний?

Д: Мы разыщем Кляксича и наведем порядок в стране «Грамота».

Воспитатель: С какими звуками мы будем работать вы узнаете, если назовете,предметы, которые необходимы в стране Грамота (ручка, портфель, тетрадь, букварь).

- Какой первый звук в слове ручка? (звук (Р))

- Какой последний звук в слове букварь? (Рь)

- Одинаково ли они звучат?

-Чем они отличаются?

Воспитатель: Что мы будем делать со звуками и буквами?

Д: Мы будем слушать и правильно произносить звуки, отличать их от других звуков, составлять слова из букв.

Воспитатель: А еще мы продолжим учиться делить слова на слоги и составлять предложения со словами. (Дети проходят за столы).

  1. Актуализация имеющихся знаний.

Воспитатель: Королева сомневается, справитесь ли вы с заданиями в стране «Грамота»? Давайте вспомним, что мы уже знаем. Ответьте на вопросы:

-Мы видим буквы или звуки?

-Мы слышим звуки или буквы?

-Изчего состоит сказанное слово?

-Из чего состоит написанное слово?

-Назовите гласные звуки в слове «ручка».

-Каким цветом мы их обозначаем?

-Назовите согласные звуки в слове «ручка».

-Каким цветом мы их обозначаем?

-Назовите слово «букварь» без звука «рь».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на вопросы, итеперь мы можем отправиться в путь. Королева знаний приготовила вам волшебные шапочки «грамотеев», которые помогут нам оказаться в стране «Грамота» (выдаю шапочки, дети их надевают).

         

          Раз, два, три,  волшебство скорей приди.

          Вокруг себя повернись –в стране «Грамота» очутись.

  1. Звуковой анализ слов.

Дети подходят к реке.

Воспитатель: Ребята, смотрите, на пути речка, Прочтите, как она называется?

Д: «Че*нилка».

Воспитатель: Ничего не пойму, здесь клякса, как же правильно называется речка? (Чернилка).

 Кляксич залил речку чернилами и сломал мост. Как же нам перебраться на другой берег реки?

Д: Переплыть, построить мост…

Воспитатель: Давайте построим мост из кубиков. Я буду называть слова. Если в слове твердый звук «Р», воспользуйтесь кубиком синего цвета. Если услышите в слове мягкий согласный «Рь», то воспользуйтесь кубиком зеленого цвета.(У каждого ребенка в руках 2 кубика - зеленый и синий.Дети выполняют задание).

Воспитатель: Грамота, королева, речка, рюкзак, рыба, ворона, ракета, репка, карета, самовар, радуга.

 Какие вы молодцы,мост получился, и мы  переправимся через речку.(Дети переходят речку).

  1. Деление слов на слоги.

Л: Посмотрите, на поляне растет необычное дерево. На нем написаны непонятные слова (на дереве - карточки со слогами: ра, ро, ря, ре, ма, мо, бу, за).Дети давайте соединим слоги в слова(составляют из слогов слова).

  1. Зрительная гимнастика и динамическая пауза.

Наши глаза устали, давайте сделаем зрительную гимнастику.

Кляксич в азбуку попал,

Буквы с кляксами смешал,

Чтоб безграмотными все

Были в Грамоте стране.

Королева знаний

Нам дала задание:

Все исправить, все проверить,

Злую кляксу обезвредить,

Мост чернильный починить,

Буквы новые отлить.

Чтобы справиться быстрей,

В помощь нам дала друзей.

Это точка с запятой-

Героини сказки,

Чтобы были под рукой

Нужные подсказки.

  1. Составление слов из букв.

Воспитатель: Смотрите, на дороге огромный столб, а к столбу прибита стрелка. Что на ней написано?

Д: НОЛ.

Воспитатель:  Что это может означать? (Ответы детей).

Может нам помогут наши помощники - Точка с Запятой?(Дети ищут конверт с подсказкой.Открывают конверт, в нем подсказка).Это Научно – опытная лаборатория.

 Здесь Кляксич плавит и окисляет слова впробирках. Буквы окисляются и выпадают в осадок. Вам надо лабораторным путем получить нужное слово, не боящееся ядовитого вещества, и составить с этим словом предложение.

(Дети делятся на три группы, каждая получает набор букв и задание).

Волшебная, страна, грамота,

Из выложенных слов дети составляют предложение.

  1. Звуковой анализ слов.

Воспитатель: У Королевы знаний есть кладовая слов со звуками «Р» и «РЬ». В этом сундучке находятся очень трудные слова, а в этом  более легкие. Выберите, из какого сундучка возьмете слово и нарисуйте его схему.

(Дети штрихуют нужным цветом схему выбранного слова. Проверяют друг друга).

  1. Итог. Рефлексия.

Воспитатель: Что мы делали в стране «Грамота»? Смогли ли мы помочь Королеве знаний спасти Азбуку от Кляксича? Какое задание вам понравилось больше всего? Какое задание было самым трудным?

Воспитатель: Ребята, если вы со всеми заданиями справились, то поместите Кляксича в чернильницу полностью, а если была ошибка при выполнении заданий, то поместите Кляксича в чернильницу наполовину (самооценка детей своей деятельности) Мне понравилось, как сегодня схему слова выполнили ….

Быстро составили слова из слогов …… Очень внимательными были …… (оценка педагогом деятельности детей). Королева знаний благодарит вас за помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации. Обучение грамоте. Звук и буква...

Обучение грамоте. Звук и буква......

Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»

Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...

Обучение грамоте. Звук и буква А

буклет предназначен для закрепления знаний при обучении грамоте детей дошкольного возраста (домашнее задание). содержит речевой и картинный материал...

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"

занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте...

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...

Подготовка к обучению грамоте. Звук и буква "Ю" ( знакомство с йотированными буквами)

Цель: познакомить детей с буквой «Ю», обозначающейся 2 звуками.Формировать умение слышать при произношении сочетание звуков.Упражнять в образовании форм глаголов.Закрепить навыки нах...