Дидактическое пособие "Звуковая линейка"
учебно-методическое пособие по обучению грамоте по теме
Материал знакомит педагогов с пособием, которое необходимо использовать на занятиях по обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskoe_posobie.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие "Звуковая линейка"
подготовила
учитель – логопед
О. А. Кустова
В современном мире подавляющее большинство детей, которые ещё только готовятся поступать в школу, знают буквы или уже умеют читать. Представления же о звуках речи у будущих первоклассников является достаточно смутным или совсем отсутствует. Русское письмо является звуко-буквенным (точнее, фонемно-буквенным). Значит, для того, чтобы успешно овладеть грамотой, необходимо, чтобы у ребёнка было сформировано полноценное представление о звуках речи, о звуковом составе слова.
Почему же детям так трудно бывает называть звуки речи? Это объясняется тем, что в данный период возникает естественное стремление опереться на представление написанного слова (на буквы), так как зрительный ряд ребёнок воспринимает острее, чем звуковой. Звук мгновенен, невидим и летуч. От произнесения слова не остаётся никаких следов. Поэтому необходимы такие средства, которые могли бы зафиксировать звучание слова, при этом не обращаясь к буквам. Для этого на занятиях по обучению грамоте воспитателям необходимо использовать разнообразные схемы, модели и условные значки для обозначения звуков.
В качестве такой модели рекомендуется использовать пособие «Звуковая линейка». Её систематическое использование позволяет развивать фонематический слух, упражнять в звуковом анализе слов, умении определять местоположение звука в слове, закрепить у детей знание о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.
Обычно такие линейки изготавливают самостоятельно: полоска бумаги, разделена на 3 сектора, которые обозначают три части слова: 1 - начало слова, 2 - середина слова. 3 - конец слова. Возможно художественное оформление линеек с прикреплением символов звука в виде пуговиц, крышек от бутылок на ниточку или леску.
Линейка проста в использование. Например: изучая звук [C], предложите детям определить место звука в слове, дав инструкцию: «В каком месте слова слышится [C] ». Обращаю ваше внимание именно на такую инструкцию, так как часто педагоги произносят следующую инструкцию: «В каком месте слова стоит звук [C]». Это фраза не приемлема по отношению к звуку, поскольку он слышится, а стоять в слове может буква. Дети пропевают слово, определяют звук (на первых порах с помощью педагога) и переставляют фишку в нужное место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по теме: "Линейка. Знакомство с линейкой".
НОД по ФЭМП в старшей группе ....
«Линейка. Знакомство с линейкой»
Знакомство с понятием «линейка», обучение её практическому применению, учить определять прямую и кривую линии, осязательно - двигательным путём....
Линейка, навыки работы с линейкой
Предлагаю Вам научить ребенка пользоваться линейкой. Ведь работа с линейкой способствует развитию мелкой моторики кисти ребенка, укреплению мышц его пальцев.Во время измерения у дошкольник...
Линейка, навыки работы с линейкой.
Линейка, навыки работы с линейкой....
Дидактическая игра "Три линейки"
Упражнение по формированию граммотически правильной речи у дошкольников. Упражнять детей в использовании существительных женского, мужского, среднего рода....
Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста:тема «Знакомство с числовой линейкой. Решение задач при помощи числовой линейки на сложение в пределах 10».
Цель:«Знакомство с числовой линейкой. Решение задач при помощи числовой линейки на сложение в пределах 10.оздание условий для решения и составления математических задач с использованием «ч...
Дидактическое пособие "Звуковая линейка"
Дидактическое пособие "Звуковая линейка"...