Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Булгакова Инна Алексеевна

Данный материал будет полезен при обучении детей звуковой культуре речи, дифференциации звуков [з], [ж].

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

 в старшей группе

Образовательная область - речевое развитие

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Задачи: 

1. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков З - Ж.

2. Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З - Ж.

3. Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: расширять представления детей о мире растений, животных, предметов быта.

Социально-коммуникативное развитие: Формировать положительную мотивацию, желание правильно говорить звуки [з]-[ж].

Материал и оборудование: письмо от «Незнайки», набор картинок с изображениями животных, растений, предметов быта (в названиях которых есть звуки [з], [ж]).

Карточки на каждого ребёнка, использование ИКТ.

Ход непрерывной образовательной деятельности

1 часть.

Использование ИКТ- слышатся звуки комара и жука

Воспитатель: Ребята, мне слышатся звуки насекомых. Как вы думаете, кто эти звуки произносит?

Ответы детей

Стук в дверь.

Воспитатель сообщает детям, что в группу пришло письмо от Незнайки. Ребята рассматривают конверт.

Воспитатель: (читает письмо) «Здравствуйте, ребята! Пишу вам я, Незнайка! У меня к вам просьба о помощи! Я стал сочинителем и написал стихи, а Знайка говорит, что я перепутал и не знаю звуки в словах З-Ж. Помогите мне разобраться, оцените мои стихи и если надо, то ошибки исправьте, хотя никаких ошибок там нет, я уверен! Я знаю, что вы все очень умные и добрые, значит поможете. Жду от вас ответа. Незнайка.»

Воспитатель: Ребята, а мы сможем помочь Незнайке?

Ответ детей

Воспитатель: Ребята, чтобы помочь Незнайке давайте с вами вспомним звуки  З-Ж

2 часть

Воспитатель: сейчас я буду показывать то звук З, то звук Ж, а вы должны выполнять соответствующие движения:

- если я показываю звук З – легонько хлопнуть в ладоши (поймать комара)

- если я показываю звук Ж - нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук) .

Воспитатель: Для того чтобы нам помочь исправить Незнайке ошибки в стихах, нам нужно самим научиться находить в словах звуки З-Ж и определить на каком месте они стоят.

Воспитатель: Для этого давайте выполним следующие задания. Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук - З или Ж - слышится в слове. (Отвечая, ребенок должен также указать, где слышится звук - в начале или середине слова.)

Жадина, земля, гроза, лыжник и т. д.

Воспитатель: Молодцы, отвечали правильно. А давайте сейчас поиграем в игры, и так –игра «Жуки и комары»

Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением комара и жука.

Воспитатель: Ребята рассмотрите свои картинки, у кого нарисован комарик – 1 команда, у кого жуки – 2 команда.

- Как жужжат жуки? (жжжж)

- А комарики? (ззззз)

1-ая команда придумывает слова, начинающиеся со звука (З, а вторая – со звука (Ж)  (дети называют по одному слову на заданный звук)

Воспитатель: Следующая игра - «Найди слово»

Ребята, на столе лежат предметные картинки. Команда комарики выбирают картинки, где есть в слове звук З, а команда жуки выбирают картинки, где есть в слове звук Ж.

Воспитатель: Ну-ка, комарики, летите и все картинки, в названии которых есть звук З, соберите.

- А вы, жуки, со звуком Ж. Приготовились, полетели!

- А теперь проверим, какие картинки вы выбрали? (проверяют и исправляют)

Воспитатель: Ребята, ну как, понравились вам игры?

Ответы детей

Воспитатель: А, как вы думаете, ребята, кому предложить эти игры, чтобы лучше разобраться в звуках З-Ж?

Ответ детей: Незнайке.

Пальчиковая гимнастика

Я весёлый майский жук.    Сжать кулачок.

Знают все меня вокруг,      Указательный палец и мизинец 

Над лужайками кружу,       развести в стороны.

А зовут меня                        Шевелить усами.

Жу – жу…

 

Воспитатель: сейчас я вам раздам карточки, внимательно рассмотрите их и определите, что за предмет на карточке. Найдите в названии этого слова звук [З] или [Ж] и его место в этом слове (в начале, в середине или в конце слова), и закрасьте соответствующую клеточку синим цветом.

3 часть.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами играли и выполняли задания на определение звуков З-Ж.  А как вы думаете, почему мы вспоминали эти звуки?

Ответы детей

Воспитатель: Вот теперь пришло время читать стихи Незнайки и определить есть ли в них ошибки.

В конце занятия воспитатель предлагает детям положить в конверт стихи с исправленными ошибками, картинки с изображением комара и жука,

предметные картинки и карточки.

Рефлексия

Молодцы ребята, вы сегодня активно работали, правильно отвечали, а теперь скажите:

- Какие игры вам понравились больше всего?

- Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе "Звукова культура речи: дифференциация звуков ж-ш"

Целью деятельности является развитие фонематического слуха, дифференцировать звуки ж-ш в словах.Посредством стихов и рифмовок упражнять детей в четком произношении этих звуков. С помощью дидактических...

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] - [ж]»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] - [ж]»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] - [р]»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] - [р]» Тема «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] - [р]» Программные за...