Конспект НОД по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Обобщение пройденного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий

Занятие по развитию речи                                                                                         Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе 

Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы» Образовательная область: «Коммуникация»

 Цель: Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Задачи: Образовательные:

  • Закреплять знания детей о гласных звуках.
  • Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
  • Познакомить детей с новым словом «артикуляция».
  • Продолжать учить определять количество слогов в слове.
  • Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.
  • Учить составлять предложение.

Развивающие:

  • Развивать речь, внимание, мышление.
  • Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
  • Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

  • Словесный (вопросы, объяснение).
  • Наглядный (картинки, показ артикуляции).
  • Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек»).
  • Практический (упражнения).
  • Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование: Демонстрационный материал: знаки-символы звуков(звуковички), снежинки с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, , схема с фишками,

Раздаточный материал: карточки (снежинки) с картинкой и схемой, фишки для звуко-буквенного анализа.

Ход деятельности:

 I. Организационный момент. - Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям) - Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте. - Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи: Каждый день всегда, везде На занятиях, в игре Верно, чётко говорим Никуда мы не спешим!

II. Мотивационная игра. 

- Ребята, какое сейчас время года? (зима)

 - Назовите приметы зимы? (,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,....) 

- Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в зимнем лесу. (фон - звуки зимнего леса)

Зима в лесу!

Заходим в зимний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот ели в снегу стоят

 Под елями сугробы лежат.

(в этот момент появляется корзинка с гласными буквами)

- Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

 - Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (Ответы детей, звучит музыка из сказки «12 месяцев» ) 

- Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это девочка, которую мачеха отправила в лес за подснежниками!

 - Как вы думаете, куда же она спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

 - Да, искать подснежники. А направлялась она к нам, вот и оставила корзинку.

 - Посмотрим, что же девочка нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией) 

- Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук) 

- Что нам помогло узнать звуковичков?

 - Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

- Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

 - Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

 - Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

- Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт) 

- Ребята, девочка оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите конверт, назовите букву, которая лежит в конверте.

- Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

- Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)

III. Введение в тему занятия.

1. Игра «Найди пару» - Посмотрите, сколько снежинок в лесу. Давайте их соберём. Возьмите по одной снежинке. - А снежинки необычные, с картинками на обратной стороне.

- Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.

 - А сейчас мы потанцуем со снежинками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.

 - Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют со снежинками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо))

-________, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание) 

- Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков) 

- Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]? (звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

2. Игра «Найди звук»

 - Ветерок принёс нам ещё снежинки. (на столах) 

- А как называется явление природы, когда падает снег, падает, падает и кружатся?

 - Правильно! Это снегопад.

 - Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы. (дети парами садятся за столы) 

- С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [э], ... [и], ... [ы] .

- На ваших снежинках изображены картинки и схемы к ним.

 - Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий квадрат.

 - Каким цветом? (Следить за осанкой детей. Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)

- Определим с вами, слово «арбуз» длинное или короткое слово?

 - Докажите! Что нужно сделать?

 - Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов? (дети хлопками определяют количество слогов в слове)

- Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове? - Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов. - Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»? - Молодцы!

3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву» - Ребята, переверните снежинки, какие они на ощупь?

- Предлагаю вам выложить любую букву для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)

IV. Физкультминутка «Дует ветер нам в лицо». 

V. Звукобуквенный анализ слова АУ.

 - Ребята, девочка уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.

- Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])

 - Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится девочке, чтобы её нашли? (слово АУ) 

- Правильно! Это слово АУ.

- Произнесём это слово тихо..., а теперь громко...

- Никто не откликается.

 - В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы) - Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я - на доске.

 - Сколько слогов в слове АУ? (2)

 - Верно! - Из скольких звуков состоит это слово?

- Какой первый звук?

 - Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

 - Какой второй звук в слове АУ?

- Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.

- Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы - протяжно поёте каждый звук в слове.

 - А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка) 

- Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?

 - Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

 - Прочитаем слово хором. (Появляются картинка девочка в зимнем лесу.) 

- Вот и откликнулись. Оказывается она собирала подснежники, вот и набрала целую корзину.

 - Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать ребус.

- Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами) 

- Кто это? (Маша, Медведь) 

- А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?

У И .

А У .

- Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.) - Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка. - Попробуем поменять слова в предложении. (дети сами меняют слова и читают предложения) - Молодцы, ребята!

V. Игра «Составь предложение» ( со словом : Арбуз, утюг, овощи, эскимо, иголка)

VI. Итог занятия. - Какие звуки мы вспомнили?

- Какие это звуки? Почему?

 - С каким новым словом познакомились?

- Чем звуки обозначаются на письме?

- Чем звуки отличаются от букв?

- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

 - Что вызвало трудности?

VII. Рефлексия.   Звёзды…………раздаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"

Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...