Конспект НОД по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Обобщение пройденного материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекты занятий
Занятие по развитию речи Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы» Образовательная область: «Коммуникация»
Цель: Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Задачи: Образовательные:
- Закреплять знания детей о гласных звуках.
- Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
- Познакомить детей с новым словом «артикуляция».
- Продолжать учить определять количество слогов в слове.
- Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.
- Учить составлять предложение.
Развивающие:
- Развивать речь, внимание, мышление.
- Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Методические приёмы:
- Словесный (вопросы, объяснение).
- Наглядный (картинки, показ артикуляции).
- Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек»).
- Практический (упражнения).
- Наблюдение за работой детей, советы.
Оборудование: Демонстрационный материал: знаки-символы звуков(звуковички), снежинки с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, , схема с фишками,
Раздаточный материал: карточки (снежинки) с картинкой и схемой, фишки для звуко-буквенного анализа.
Ход деятельности:
I. Организационный момент. - Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям) - Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте. - Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи: Каждый день всегда, везде На занятиях, в игре Верно, чётко говорим Никуда мы не спешим!
II. Мотивационная игра.
- Ребята, какое сейчас время года? (зима)
- Назовите приметы зимы? (,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,....)
- Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в зимнем лесу. (фон - звуки зимнего леса)
Зима в лесу!
Заходим в зимний лес!
Много здесь вокруг чудес!
Вот ели в снегу стоят
Под елями сугробы лежат.
(в этот момент появляется корзинка с гласными буквами)
- Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!
- Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (Ответы детей, звучит музыка из сказки «12 месяцев» )
- Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это девочка, которую мачеха отправила в лес за подснежниками!
- Как вы думаете, куда же она спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)
- Да, искать подснежники. А направлялась она к нам, вот и оставила корзинку.
- Посмотрим, что же девочка нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)
- Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)
- Что нам помогло узнать звуковичков?
- Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.
- Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?
- Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)
- Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!
- Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)
- Ребята, девочка оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите конверт, назовите букву, которая лежит в конверте.
- Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!
- Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)
III. Введение в тему занятия.
1. Игра «Найди пару» - Посмотрите, сколько снежинок в лесу. Давайте их соберём. Возьмите по одной снежинке. - А снежинки необычные, с картинками на обратной стороне.
- Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.
- А сейчас мы потанцуем со снежинками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.
- Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют со снежинками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо))
-________, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)
- Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)
- Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]? (звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)
2. Игра «Найди звук»
- Ветерок принёс нам ещё снежинки. (на столах)
- А как называется явление природы, когда падает снег, падает, падает и кружатся?
- Правильно! Это снегопад.
- Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы. (дети парами садятся за столы)
- С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [э], ... [и], ... [ы] .
- На ваших снежинках изображены картинки и схемы к ним.
- Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий квадрат.
- Каким цветом? (Следить за осанкой детей. Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)
- Определим с вами, слово «арбуз» длинное или короткое слово?
- Докажите! Что нужно сделать?
- Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов? (дети хлопками определяют количество слогов в слове)
- Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове? - Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов. - Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»? - Молодцы!
3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву» - Ребята, переверните снежинки, какие они на ощупь?
- Предлагаю вам выложить любую букву для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)
IV. Физкультминутка «Дует ветер нам в лицо».
V. Звукобуквенный анализ слова АУ.
- Ребята, девочка уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.
- Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])
- Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится девочке, чтобы её нашли? (слово АУ)
- Правильно! Это слово АУ.
- Произнесём это слово тихо..., а теперь громко...
- Никто не откликается.
- В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы) - Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я - на доске.
- Сколько слогов в слове АУ? (2)
- Верно! - Из скольких звуков состоит это слово?
- Какой первый звук?
- Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?
- Какой второй звук в слове АУ?
- Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.
- Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы - протяжно поёте каждый звук в слове.
- А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)
- Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?
- Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.
- Прочитаем слово хором. (Появляются картинка девочка в зимнем лесу.)
- Вот и откликнулись. Оказывается она собирала подснежники, вот и набрала целую корзину.
- Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать ребус.
- Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)
- Кто это? (Маша, Медведь)
- А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?
У И .
А У .
- Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.) - Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка. - Попробуем поменять слова в предложении. (дети сами меняют слова и читают предложения) - Молодцы, ребята!
V. Игра «Составь предложение» ( со словом : Арбуз, утюг, овощи, эскимо, иголка)
VI. Итог занятия. - Какие звуки мы вспомнили?
- Какие это звуки? Почему?
- С каким новым словом познакомились?
- Чем звуки обозначаются на письме?
- Чем звуки отличаются от букв?
- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?
- Что вызвало трудности?
VII. Рефлексия. Звёзды…………раздаются
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....
Конспект НООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Грамоты» Составила воспитатель Быкова Ольга Николаевна
Конспект занятия предназначен для проведения с детьми подготовительной группы...
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"
Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...
Конспект НОД по обучению грамоте В подготовительной группе « В гостях у волшебницы грамоты»
Конспект НОД по обучени.грамоте....
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.
В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей фонематического слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...