Как помочь ребёнку научиться читать
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
На тему обучения чтению сломано немало копий.У каждого из нас имеются свои соображения на этот счёт:как,с какого возраста.с чего следует начинать. Обилие информации ,зачастую противоречивой, многих загоняет в тупик.На самом же деле всё довольно просто:чтобы приобщить ребёнка к чтению.каждый день читайте ему стихи и сказки,составляйте вместе небольшие рассказы и записывайте их,одним словом,стремитесь к тому чтобы книга стала лучшим другом маленького человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bez_imeni_4.odt | 29.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь ребёнку научиться читать.
На тему обучения чтению сломано немало копий.У каждого из нас имеются свои соображения на этот счёт:как,с какого возраста.с чего следует начинать. Обилие информации ,зачастую противоречивой, многих загоняет в тупик.На самом же деле всё довольно просто:чтобы приобщить ребёнка к чтению.каждый день читайте ему стихи и сказки,составляйте вместе небольшие рассказы и записывайте их,одним словом,стремитесь к тому чтобы книга стала лучшим другом маленького человека.
Список занятий.из которых состоит процесс обучения чтению,можно продолжать до бесконечности: пойте песенки,разучивайте и декламируйте стихи,ищите значения незнакомых слов в словарях,рассказывайте сказки и истории из жизни,внимательно слушайте ребёнка,составляйте книжки из детских рисунков и придумывайте к ним надписи и многое другое.
Роль чтения в развитии мозга ребёнка.
Многочисленные научные исследования доказывают,что чтение имеет не менее важное значение для развития мозга ребёнка в первые годы жизни,чем прикосновения,разговоры и улыбки.В результате всех этих воздействий формируются нервные связи,которые затем становятся основой для овладения языком и обучения.
С помощью специальной литературы для сканирования мозга сотрудники мед.факультета Йельского университета установили,какие участки мозга задействуются в процессе чтения.Оказывается ,у людей,которые легко соотносят буквы с соответсвующими звуками ,насыщенная кислородом кровь сразу же устремляется к участкам мозга,ответственным за чтение. Когда здоровых людей просили произнести слово»кот»,без начального звука «К»,они с легкостью отвечали «от».При этом прибор фиксировал значительный приток кислорода крови к участкам мозга,ответственным за язык и чтение.У людей испытавших затруднения при выполнении этого задания,такого не наблюдалось,при этом активность участков мозга.ответственных за язык и чтение ,была незначительной.Ученым пока не удаётся найти обьяснения этому, но полученные результаты говорят о том.что мозг не может работать адекватно без способности соотносить буквы с соответствующим звуками.
Исследование сотрудников мед.факультета Йельского университета подтвердило.что ребёнок учиться читать так же как и осваивает разговорную речь.т.е.по звукам.Сначала он способен только медленно произносить отдельные звуки.Постепенно темп ускоряется.Со временем ребёнок может не только произносить ,но и воспринимать на слух слова,проговариваемые с нормальной скоростью.На самом деле мозг всё так же работает с отдельными звуками(фонемами).обьединяя их в слова.просто теперь всё осуществляется гораздо быстрее.Точно так же мозг работает и при чтении-обрабатывает отдельные звуки.которые воспринимаются нами как одно слово.этот процесс происходит очень быстро,нам кажется мы читаем целыми словами.На самом деле отдельные группы звуков распознаются мозгом как слова.
Важно помнить,что навык чтения не автоматический,его следует вырабатывать.Читатель должен осознавать,что буквы обозначают звуки речи.Иными словами .чтобы прочитать слово «кот»,нужно разбить его на 3 фонемы:»к».»о»,»т».Слово,переведённое в фонемы,затем обрабатывается в участках мозга,ответственныз за язык и чтение.
Как помочь ребёнку научиться читать.
Вот некоторые задания,которые помогут пробудить в ребёнке интерес к чтению и письму.
С детьми 2-3 лет:
-Читайте в одно и тоже время каждый день(например,перед сном).
-Старайтесь читать выразительно,выделяя голосом рифму и ритм произведения,озвучивайте персонажей разными голосами.
-Чаще посещайте детскую библиотеку.не пропускайте встречи с детскими писателями и поэтами.
-Разучивайте детские песенки и стишки.
-Создайте условия для того,чтобы он мог рисовать ,разукрашивать ,вырезать;собирайте вместе с малышом мозаики и пазлы.
-Выполняя какую-либо работу,рассказывайте ,что вы делаете и для чего ,отвечайте на вопросы.
-Давайте ребёнку посильные задания(напр.,на кухне сосчитать,разложить,измерить,размешать что-либо).
-Выбирайте игры,в которых нужно соблюдать правила.внимательно слушать ,принимать решения и ходить по очереди.
-Поощряйте интерес малыша к чтению и письму.
-Показывайте ребёнку .на собственном примере,что чтение -это очень интересное и полезное занятие!
С детьми 4-5 лет:
-Читайте сказки и рассказы и обсуждайте прочитанное.
-Заведите в детской библиотеке читательский билет на ребёнка,регулярно посещяйте библиотеку.Прослушиваете записи детских стихов и песенок.
-Читайте и заучивайте детские стишки,пойте песенки.
-приступив к чтению интересной книги ,обязательно расскажите об этом ребёнку.
-Держите на виду коробку с карандашами.фломастерами и бумагой.чтобы малыш мого рисовать и писать.
-Внимательно слушайте ребёнка.учите его быть хорошим слушателем.
С детьми 6 лет:
-Играйте в игры на развитие речевых навыков,способствуйте обогащению словарного запаса,учите ребёнка принимать решения ,выполняйте упражнения на сопоставление звуков и букв.
-Ищите в словарях значение незнакомых слов.
-Знакомьте ребёнка с фразеологизмами и образными выражениями,это развивает абстрактное мышление.
-Рассказывайте истории о реальных и вымашленных событиях.
-Просите детей читать вам в слух
Почему важно читать вместе с ребёнком.
Совместное чтение способствует развитию речевых навыков ,формированию правильного произношения и облегчает обучение письму.школьники ,которым в детсве читали родители,быстрее начинают читать самостоятельноютакие дети лучше подготовлены к школе.поскольку чтение вслух:
-развивает фантазию ребёнка;
-пробуждает интерес к литературе;
-развивает навыки аудирования;
-обогащает словарный запас;
-знакомит ребёнка с понятими ,»сюжет»и «литературный язык»
-способствует установлению доверительных отношений между родителями и детьми;
-формирует в сознании ребёнка положительный образ взрослого.
Важные составляющие в обучении чтению.
Опираясь на данные научных исследований,можно выделить пять важных компонентов в обучению чтению.
Это следующие умения;
-слышать отдельные фонемы (звуки)в слове;
-узнавать часто встречающиеся слова
-разбирать слово на фонемы
-различать буквы алфавита
-понимать прочитанное ,задавать вопросы по тексту, перечитывать непонятные моменты.
Показатели развития
Показатели готовности к обучению чтению детей 3-4 лет.
-Понимают сложные слова и выражения.
-Любят сказки со сложным сюжетом.
-Любят детские стихи.
-Поддерживает разговор на заданную тему.
-Описывют действия словами.
-Используют образные выражения.
-Узнают знакомые слова в тексте.
-Знают ,что сказки строятся по определённой схеме.
-»Читают»,т.е..рассказывают знакомые сказки,проводя пальцем по тексту.
-Узнают буквы на упаковках продуктов,в названиях магазтнов и т. д.
-Знают что с помощью букв можно написать рассказ или составить список продуктов.
-Умеют правильно держать книгу и переворачивать страницы.
-Задают вопросы и делают замечания о прочитанном.
-Поют песенки о буквах алфавита.
-Узнают отдельные буквы алфавита.
-Могут правильно написать некоторые буквы алфавита.
-Просят показать ,как правильно написать ту или инюу букву.
-Проявляют интерес к тому что пишут взрослые.
_Умеют считать ,выделять общий признак ,сравнивать,знают простые геометрические фигуры.
-Умеют правильно держать карандаш или ручку.
-Пробуют писать.
Показатели готовности к обучению чтению детей 4-5 лет
-Могут правдободобно имитировать чтение.
-Любят.когда им читают,у них есть любимые книжки.могут пересказать любимую сказку.
-Способны составить развернутое обьяснение или задать вопрос.
-Знают буквы алфавита,правильно соотносят звуки и буквы.
-Могут придумать слово в рифму или слово.начинающееся на заданную букву.
-Знают что в русском языке текст читается слева направо и сверху вниз.
-Сопоставляют написанное и произнесённое слова.
-Умеют писать отдельные буквы алфавита и некоторые знакомые слова.
-Делают записи.используя знакомые слова.
-Знают буквы алфавита и звуки,которые они обозначают.
-Любят длинные сказки.
-Могут составить обьяснение несложного задания.
-Воспринимают отдельные звуки и слова в потоке речи.
-Знают правила ведения беседы.
-Часто задают вопросы о значении незнакомых слов.
-Запоминают услышанное.
-Способны сочинить развернутый рассказ на интересующую их тему.
Показатели готовности к обучению чтению детей 5-6 лет.
-Могут подробно описать события,имеющие к ним отношение.
-Активный словарный запас составляет несколько тысяч слов.
-Любят рассказывать о книгах,которые они читают или которые им читают родители.
-Устная речь намного богаче и разнообразнее письменной .
-Учатся «разгадывать» написанные слова.
-Узнают многие слова которые часто видят вокруг.
-Бегло читают небольшие книжки с крупным шрифтом,читают по словам.
-Сами замечают и исправляют свои ошибки в чтении и письме.
-Часто что-то пишут в течении дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справочно-информационный материал для родителей Как помочь ребёнку научиться правильному звукопроизношению в спонтанной речи, грамотно писать и говорить.,
Рекомендации для родителей при появлении запинок в речи детей. Несколько рекомендаций по адаптации ребёнка в детском саду. Как помочь ребёнку овладеть правильным звукоп...
Родительское собрание в средней группе.« Как помочь ребёнку научиться красиво говорить»
Родительское собрание в средней группе о речевых проблемах детей....
10 способов помочь ребенку научиться читать.
Рекомендации для родителей "Как помочь ребенку научиться читать....
«Как помочь ребёнку научиться правилам безопасности в разных жизненных ситуациях».
правилам безопасности в разных жизненных ситуациях...
9 правил, как родителям помочь ребенку научиться читать
Знакомые начали учить ребенка сразу читать буквы, как они произносятся в алфавите, то есть «М» - это буква «Эм», «Б...
9 правил, как родителям помочь ребенку научиться читать
Знакомые начали учить ребенка сразу читать буквы, как они произносятся в алфавите, то есть «М» - это буква «Эм», «Б...
Консультация " Как родителям помочь ребенку научиться читать"
Консультация " Как родителям помочь ребенку научиться читать"...
Комментарии
Интересный и полезный
Интересный и полезный материал!