Справочно-информационный материал для родителей Как помочь ребёнку научиться правильному звукопроизношению в спонтанной речи, грамотно писать и говорить.,
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме
Рекомендации для родителей при появлении запинок в речи детей. Несколько рекомендаций по адаптации ребёнка в детском саду.
Как помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением, научиться грамотной устной и письменной речи.
1 При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики обязательно добиваться точного воспроизведения положения губ и языка, удерживать язык и губы в нужном положении 7-10 секунд.
2 Время выполнении упражнений на создание точно направленной воздушной струи (упр. «Фокус», «Забить мяч в ворота» и др) не должно превышать, 5-7 минут т.к. при многократном активном выдохе в результате гипервентиляции может возникнуть головокружение.
3.Эффективность выполнения упражнений будет выше, если их выполнять в 2-3 приёма с перерывом в 20-25 минут.
3.Прежде чем приступить к проговариванию слов и предложений на нужный звук, произнесите его сами длительно и утрированно, затем предложите его произнести ребёнку, напомнив о правильном положении губ и языка.
4.Проговаривать слова и тексты с заданным звуком следует отчётливо утрируя его произнесение. Если ребёнок во время занятия вернулся к искаженному произнесению звука, следует снова произнести его изолированно, напомнив об артикуляционном укладе.
5.Весь текстовый материал (слова, словосочетания, предложения, прозаический текст), помещённый на карточке индивидуального задания следует проговорить 3-4 раза, а рифмованный текст до полного заучивания наизусть.
6.Задания по развитию фонематических функций (подбор слов на заданный звук, определение места звука в слове, анализ и синтез слов) необходимы для их правильного написания .
7.Задания по формированию грамматических категорий (образование новых слов – заяц – заячий, из яблок – яблочный, изба – избушка - избёнка; правильное употребление падежных окончаний – много стульев, кресел, диванов, кроватей и т. п) создают предпосылки грамотного письма.
8.Составление рассказов, пересказы текстов пригодятся для написания изложений, и устных ответов по программе обучения в школе.
9.Выполнение графических заданий (рисование и письмо по клеткам) подготавливает мышцы пальцев и кисти руки к письму в школьной тетради, ориентировке на листе бумаги.
10.Задание 3-8 лучше выполнять не сидя за столом, а во время прогулки, при выполнении взрослыми членами семьи несложных бытовых действий (во время мытья посуды, полов, глажения одежды и др.) можно называть части (рукава, воротник, спинка, подлокотник) свойства и качества предметов, материалы, из которых они сделаны (стеклянный, фарфоровый, хрупкий, прочный, прозрачный и т.д.)
11. Ваш ребёнок усвоит любой материал при Вашей заинтересованности в его подаче.
Для этого надо всего лишь прочесть предлагаемое задание и подумать, в какой ситуации возможно его выполнение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Справочно-информационный материал для родителей.
Если у ребёнка появились запинки в речи.
Запинки в речи детей могут возникнуть в период активного формирования лексико-грамматического строя высказывания в возрасте 2,5-4 лет. К этому времени у ребёнка накапливается определённый объём информации, но он ещё не готов к тому, чтобы в достаточной степени осмыслить и самостоятельно выразить её из-за несовершенства владения координированными движениями органов артикуляции. Чаще, чем у других, запинки могут возникнуть у ослабленных детей с неустойчивой нервной системой и неблагоприятной наследственностью (заикание у близких родственников) в так называемый «межсезонный» период (осень, весна). Спровоцировать запинки в речи могут и стрессовые ситуации (ссоры родителей, перемена места жительства или детского сада).
Родителям следует:
1.Проконсультироваться с невропатологом и логопедом.
2.Никогда не акцентировать внимание ребёнка на его проблеме, не говорить ему: «Не запинайся, не заикайся».
3.Постарайться выдерживать режимные моменты (достаточный ночной и дневной сон, прогулки на свежем воздухе).
За 1-1,5 часа до ночного сна исключить подвижные игры. Почитать знакомую ребёнку книгу с положительным развитием событий. При беспокойном сне можно дать лёгкие успокоительные (свежезаваренный корень валерианы, успокоительный чай, тёплое молоко с добавлением мёда).
4.Ограничить поступление новой информации, связанной с высокой эмоциональной нагрузкой (чтение, просмотр мультфильмов, посещение театров, цирковых представлений).
5.Не разговаривать с ребёнком и даже в его присутствии громко и, тем более, раздражённо. Те же требования предъявляйте к его речи. Ваш тон должен быть спокойным и доброжелательным, Говорить следует короткими понятными фразами, не допускайте очень быстрого темпа речи. Первое слово во фразе произносите тише, низким голосом, чуть медленнее обычного.
6.Если у ребёнка затруднения в высказывании, помогите ему коротко и отчётливо проговорите предполагаемую фразу и предложите повторить её (отражённая речь).
7.Полезны упражнения в сопряжённой речи. В этом случае ребёнок говори вместе со взрослым.
8. Поощряйте негромкое пение, чтение стихов, с ритмичными шагами или хлопками в ладоши.
9.Стимулируйте уместными вопросами и дополнительными атрибутами речь ребёнка во время самостоятельной игры. Вы убедитесь, что вовремя такой деятельности в его речи не будет запинок.
10.Следите за осанкой детей, опущенные плечи, нерациональное расслабление является препятствием для свободного дыхания.
Адаптация в детском саду.
(Как сделать её не очень сложной для Вашего ребёнка.)
Попадая в совершенно непривычную обстановку, где нет родных и близких, где всё чужое и незнакомое, где свои правила и порядки, любому ребёнку нужно время для адаптации, т.е. для привыкания. Процесс адаптации у каждого ребёнка может проходить по-разному. Это зависит от особенностей личности ребёнка, от социальной среды, где воспитывается малыш и, конечно, от того окружения, куда попадает ребёнок. В любой, даже самой благоприятной, обстановке детского учреждения это всегда сопровождается большими переживаниями, волнениями, стрессом.
В процессе адаптации у ребёнка могут наблюдаться не только невротические реакции, но и неожиданные соматические проявления. Малыш может быть беспокойным, капризным, возбуждённым или заторможенным, возможны нарушения сна и аппетита, ухудшение речи.
В зависимости от степени выраженности симптомов, психологи выделяют три вида адаптации.
При лёгкой степени адаптации состояние ребёнка нормализуется в течение 15-30 дней. Он прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в новом коллективе, болеет не чаще обычного.
Адаптации средней тяжести может продолжаться около 2 месяцев. Ребёнок может потерять вес, сохраняются психо - соматические проявления.
При тяжёлой степени адаптации малыш часто болеет, теряет сформированные ранее навыки, истощается нервно и физически.
Чтобы привыкание ребёнка к новым условиям прошло более мягко родителям следует запомнить несколько советов.
1.К началу посещения детского учреждения у ребёнка должны быть сформированы навыки самообслуживания, необходимые в его возрасте (умение самостоятельно есть и одеваться, мыть руки и насухо вытирать их полотенцем и т.п.) Это поможет малышу чувствовать себя более уверенным и защищённым.
2. В утренний отрезок времени постарайтесь быть спокойными и доброжелательными при взаимодействии с ребёнком, чтобы он сумел сохранить то же состояние, находясь в детском саду.
3.Можно дать с собой в детский сад любимую книжку или игрушку.
4.Обязательно поинтересуйтесь, как прошел день в детском саду. Помогите ребёнку поддерживать беседу, правильно задавая вопросы. Например, не стоит спрашивать: «Что ты делал сегодня в группе?», т.к. он не всегда найдёт, что ответить. Лучше, если в вопросе будет содержаться часть ответа: « Вы сегодня лепили или рисовали в детском саду?».
5. Если у вас появились вопросы, пожелания, недоразумения, просьбы, следует в оптимально короткие сроки решить их с сотрудниками детского учреждения.
6.В присутствии ребёнка не стоит допускать негативных высказываний по поводу учреждения или сотрудников группы.
Ваше бережное внимание к процессу привыкания ребёнка к новым условиям помогут ему легко и безболезненно решить эту проблему.
Каждый ребенок это вселенная с его идеями, фантазиями, представлениями. Это личность, которая переживает те же самые чувства, что и взрослые. Он еще учится, еще постигает этот огромный мир И как важно, чтобы ребенка в этот момент окружали чуткие и любящие люди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика. Советы родителям: как помочь ребенку научиться правильно говорить.
Артикуляционная гимнастика. Упражнения для язычка....
Как помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением, научиться грамотной устной и письменной речи.
1. При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики обязательно добиваться точного воспроизведения положения губ и языка, удерживать язык и губы в нужном положении 7-10 секунд. 2. Время выпол...
Как помочь детям научиться правильно использовать предлоги в речи
Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплени...
Консультация для родителей: Как помочь ребёнку сохранить правильную осанку?!
Профилактика нарушений осанки у детей...
Консультация для родителей: как помочь ребенку научиться правильно произносить звук Р
Консультация для родителей: как помочь ребенку научиться правильно произносить звук Р...
Групповая онсультация для родителей " Как помочь ребёнку научиться делиться"
В данной консультации даны рекомендации о способах действия взрослых в случаях когда ребенокне хочет делитьсясвоими игрушками....
Консультация для родителей: «Как помочь ребёнку научиться одеваться быстро и самостоятельно?»
Несколько рекомендаций в помощь....