Методическая разработка : "Ознакомление дошкольников с пословицами и поговорками".
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Важным средством формирования личности ребенка, развитии его речи являются пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки – это кладовая народной мудрости, ума, трудового и житейского смысла. К.Д Ушинский писал « Пословицы и поговорки, сами дыша жизнью, пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка». Пословицы доступны пониманию дошкольников, если они отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая образовательная работа по ознакомлению с пословицами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslovitsy_i_pogovorki.docx | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление дошкольников с пословицами и поговорками.
Без углов дом не строится,
без пословицы речь не молвится.
Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Важным средством формирования личности ребенка, развитии его речи являются пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки – это кладовая народной мудрости, ума, трудового и житейского смысла. К.Д Ушинский писал « Пословицы и поговорки, сами дыша жизнью, пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка». Пословицы доступны пониманию дошкольников, если они отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая образовательная работа по ознакомлению с пословицами.
Свою работу в старшем дошкольном возрасте по ознакомлению с пословицами и поговорками начинаю через чтение произведений написанных по пословицам и поговоркам, где раскрывается их смысл .
« Кончил дело, гуляй смело» ( К. Ушинский)
«Как аукнется, так и откликнется» (русская народная сказка)
« На мышку и кошка зверь» (И.А.Крылов)
« Не смейся чужой беде – своя на гряде» (И.А. Крылов)
Также при чтении художественных произведений, мы работаем с пословицами и поговорками, когда смысл произведения, подводит детей к осознанию его идеи.
Так при чтении чувашской сказки « Мышка Вострихвостик», в процессе обсуждения ребята правильно делают вывод:
-« Плохи друзья, коли до черного дня».
Когда у дошкольников уже накопился достаточный запас пословиц и поговорок, можно после прочтения любого произведения подобрать пословицы и поговорки соответствующие содержанию.
Например, русская народная сказка « Лиса и журавль». Подбираем пословицы:
- «За добро платят добром»,
-«Каков гость, таково и угощенье»,
- «На что звать , коли нечего дать»,
- «Старую лису хитростям не учить».
Вместе с ребятами выясняем смысл каждой из пословиц, как понимают их дети.
Большую помощь в ознакомлении дошкольников с пословицами и поговорками играет альбом, красочно оформленный по темам. Где к каждой теме следуют иллюстрации. Также ребята самостоятельно рисуют рисунки к пословицам.
Например, пословица « Без труда не выловишь рыбку из пруда» и к ней делается рисунок: ведерко, из которого виден хвост рыбы, или удочка, или рыба, или крючок с червяком. К пословице « Не поклоняясь до земли, и грибка не поднимешь», дети рисуют кузовок с грибами или просто грибы.
Рассказы детей, составленные по пословицам и поговоркам более выразительны и разнообразны, а использования в работе картинок и иллюстраций подсказывает также и особенности наглядно- образного мышления старших дошкольников. Кроме того расширяется зрительное представления детей, развиваются образы мышления, творческое воображения.
Играм с пословицами и поговорками отводится много внимания.
Например:
- « Знаешь ли ты пословицы и поговорки?»
1вариант игры. Ведущий называет тему, на которую дети вспоминают пословицы.
2 вариант игры. Ведущий называет слово, дети вспоминают пословицы и поговорки, где есть это слово.
Например, слово «хлеб».
Много снега - много хлеба.
Не шуба греет, а хлеб.
Хлеб всему голова.
-« Закончи пословицу»
Волков боятся-
Нет дыма-
Под лежачей камень-
- « Числа в пословицах»
« Семь раз примерь, один раз отрежь»
«Один в поле не воин»
«Один за всех, все за одного»
-« Пословичная лента»
Два игрока по сигналу начинают сматывать ленту, двигаясь к центру. Одновременно они произносят пословицы, побеждает тот из участников, который смог смотать большой кусок ленты и не сбился в пословицах.
- « Кто кого переговорит»
Две команды ребят по очереди говорят пословицы и поговорки. Побеждает та команда, которая продержится дольше всех.
Постоянная, систематическая работа учит ребят собирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать смысл пословиц, понимать их обобщающий характер. Изучение мудрых , образных афоризмов обогащают речь, способствуют воспитанию эстетического вкуса.
Литература
1.Аникин В.П. К мудрости ступеньки.- Детская литература 1988 С.175-176
2. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. М : Просвещение, 1963г.
3.Ушинский К.Д. Собр. соч. –Т.6 – С. 664
4.. Ушакова О.С.. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебн.- метод. пособие /О.С. Ушакова. Е.М. Струнина / М 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учим дошкольников понимать пословицы и поговорки
Знакомство детей с пословицей начинается с первых дней дошкольного обучения. Однако, как показывают наблюдения, из-за отсутствия системы работы над пониманием текстов данного жанра интерес детей к пос...
Методическая разработка "Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором"
Целью этой работы является развитие творческих способностей детей, воспитание общей культуры дошкольника, приобщения к народным традициям и обычаям, расширение музыкальн...
Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности"
Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате их травмирование и даже гибель – проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых.Тяга детей к огню, к игре со спичками о...
методическая разработка "Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения"
Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности. Потребность детей в движении, котор...
Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с кубанским казачеством"
Сборник содержит методические разработки для организации работы сдетьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению детей с природой,приобщению к культуре, формированию любви к родной Родине.В сборн...
Методическая разработка "Ознакомление дошкольников со свойствами воды в экспериментальной деятельности"
В разработке представлен конспект НОД по ознакомлению дошкольников со свойствами воды в занимательной игровой форме....
Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с родным городом"
На сегодняшний день проблема формирования представлений о родном крае считается актуальной и наиболее сложной в педагогике, так как подразумевает наличие знаний не только о родном крае, но и особое це...