Знакомство с буквами.
методическая разработка по обучению грамоте (средняя, старшая группа) на тему
Сказочные истории о том как " Каляка и Маляка буквы искали."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalyaka_i_malyaka.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с буквой З.
Идут Каляка с Малякой дальше. Снова дупло. Кто же там живет? (Сова, дятел, белка…). А в этом дупле жили пчелы. Как звенит пчела?
З – З – З. Да ведь нам же надо найти букву З.
-Пчелка, помоги нам найти букву З.
Полетела пчелка искать. А где? В каком слове живет звук З. Школа, аптека, больница, садик, зоопарк? Полетела пчелка в зоопарк. Здесь разные звери. У кого искать букву З? В названии какого животного живет звук З? (Зебра, змея, заяц, зимородок). Вот же она у зайчика.
-А на что она похожа?
З – не просто завитушка
З – пружинка, крендель, стружка (картинка)
-А на что она еще похожа?
На эту букву посмотри
Она совсем как цифра 3 (показ цифры)
Каляка взял и букву З нарисовал. Давайте и мы нарисуем букву З.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА стоя.
Если в слове услышите звук З – подпрыгните 1 раз. Если нет – не прыгайте.
Завод, забор, сахар, зебра, змея, усы, зима, золото, соль, замок, заяц, сыр, зонт, зуб, сом, зефир, зоопарк.
Подошла к букве З буква А. Что получилось, читаем ЗА.
ЗА – ЗА – ЗА – на лугу коза
ЗА – ЗА – ЗА – веселые глаза
ЗА – ЗА – ЗА – близится гроза
Давайте напишем слог ЗА.
Знакомство с буквой С.
Пришли Каляка с Малякой в город в свой домик, а там поселилась мышка. Заняла домик, карандашей не пускает.
Села мышка в уголок
Съела бублика кусок (картинка)
-Да это же буква С!
-Как мышку из домика выгнать?
-Кого мыши боятся?
-Кошки, ежей, лисы, совы.
-Кто поможет, кто за букву С похлопочет?
Название кого из животных начинается со звука С?
-Совы. А где живет сова?
-В лесу, на дереве, в дупле.
-А как мы на дерево попадем?
-Как Вини Пух за медом ходил?
-На воздушном шаре.
Каляка выбрал шарик с картинкой на букву С (с солнышком).
А Маляка? (со слоником).
Взяли насос и шарики накачали С – С – С, С – С – С. Прилетели к сове.
-Совушка, сова
Большая голова
Ты нам помоги
Мышку пргони.
Прилетела сова, а мыши: они сов, ох как боятся. Убежала мышка и букву С оставила.
Каляка говорит: А я знаю игру.
-Подставь вначале слова звук С – получилось новое слово.
Дача, клад, мех, пешка, наряд, путник, луга, утки, мял, мел, ел (съел), делать, лег, прятал, тер.
Стали буквы в домике жить, в окошечки выглядывать. Читаем.
СА – СА – СА – в лесу бегает лиса.
СО – СО – СО – у Вовы колесо.
СУ – СУ – СУ – было холодно в лесу.
Задание от Каляки.
-Посмотри на картинку и назови слова со звуком С.
Задание от Маляки.
-Давайте нарисуем букву С, выложим ниточкой на ткани.
Знакомство с буквой Ц.
Предварительная работа: чтение рассказа.
Шел, шел цыпленок Цып и повстречал Каляку и Маляку. – Вы кто?
-Мы карандаши. Он Каляка, а я – Маляка.
-А я цыпленок Цып. А что вы умеете делать?
-Рисовать картинки, и буквы тоже умеем рисовать.
-А я недавно вылупился из яйца и еще ничего не умею. Тем более рисовать буквы. А какая моя буква?
-Ц. Только мы ее еще не нашли. Ты случайно не знаешь, где она?
-Нет, я еще ничего не знаю. Наверно она знает.
-Кто?
-Я забыл, как ее зовут.
На одной ноге стоит
В воду пристально глядит
Тычет клювом наугад
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
-Может цапля нам поможет найти букву Ц.
-Букв немало вы узнали
Добрались до буквы Ц
Есть слова, где Ц – вначале
Где в середине, где в конце.
Цепь, цветок и цифра – тут
Ц – вначале все прочтут.
А в словах отец, боец
Ц мы слышим под конец.
Вы со мною поиграйте
Буква Ц где – вы узнайте!
Достает из болота предметы: цепочку, кольцо, ножницы, огурец, циркуль, цилиндр, цветок, яйцо, блюдце, рукавицу.
-Молодцы. Достает букву Ц.
Перед нами буква Ц
С коготочком не конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Каляка взял и букву Ц нарисовал, а Маляка нарисовал цыпленка. Давайте и мы нарисуем букву Ц.
ЦОК, ЦОК, ЦОК.
-Какой первый звук слышится? Какой второй, какой третий?
Физкультминутка:
Цок, цок, цок
Я лошадка – серый бок
Я копытцем постучу
Если хочешь – прокачу.
Цапля тоже хочет поиграть по-своему:
Очень трудно так стоять
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Цапля стоя на крыльце
Объясняет букву Ц.
Подойди, цыпленок Цып
Повторяй-ка: ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП.
Если выучишь урок
Подарю тебе цветок.
-Сложи из букв слово ЦЫП. Какой первый звук, второй, третий?
Цапля дарит цветок цыпленку.
-Я подарю цветок маме курице. Где находится звук Ц в слове курица?
-Пожалуй, я пойду к своей маме курице. Я расскажу, что знаю букву Ц, напишу свое имя ЦЫП. И вы тоже напишите мое имя ЦЫП. Не забывайте меня и мою букву Ц.
Знакомство с буквой Ш.
У Каляки и Маляки несчастье. В их доме поселились Мыши. Мыши повадились грызть в словаре страницы. Что ни день, то или иное слово пропадает. Глотая слова мыши надеялись научиться говорить. Как теперь пользоваться словарем? Они погрызли последнюю букву их любимого слова. В результате можно было прочесть лишь каранда… Какое было слова? Какую последнюю букву погрызли мыши? На странице, где слова начинаются на букву Ш, они съели первую букву у всех слов. Давайте попробуем узнать, какие там были слова. Надо лишь произнести вначале звук Ш, а потом уже слово. Утка, лак, пик, ах, кура, мель, ум, ляпа, пион, пулька, топать, уметь, тык, умок, топка, умный.
Придется Каляке и Маляке отправиться на поиски буквы Ш. А дома завести домашнее животное, в названии которого есть буква Ш. (Кошка). В ее кличке тоже есть буква Ш (Машка). Оставили домовничать кошку Машку и пошли. А куда? Туда, что называется на букву Ш (школа). В школе идет урок. Учитель рассказывает: «Слова можно разделить на части (слоги). В слове мы-ши – 2 слога. В слове шар – 1 слог, а в слове машина – 3 слога. А сколько слогов в словах: шум, кошка, школа, мышка, карандаши?»
Каляка с Малякой только услышали, что говорят про них, не удержались и вошли в класс.
-Помогите нам найти букву Ш.
-В каком слове живет звук Ш, если услышите, то хлопните в ладоши. Учитель, ученик, школьник, парта, шкатулка, ранец, сумка, штурвал, шкаф.
Давайте заглянем в шкаф. Может там буква Ш? В шкафу лежали счетные палочки. А на шкафу нарисована буква Ш. Школьники быстро сложили из палочек букву Ш. Давайте и мы попробуем сложить букву Ш.
Каляка нарисовал букву Ш, а Маляка нарисовал рядом шар (воздушный). Почему? А еще школьники подарили нам блокнотики, чтобы Каляка и Маляка учили детей в детском саду рисовать буквы.
Физкультминутка:
За столом сидели мышки
Дружно ели мышки пышки
1,2,3,4,5
Будем мышек мы считать
Мышка Паш – папа наш
Мышка Глаша – мама наша
Это мама, это Даша
И сыночек наш Аркаша
Сколько мышек у тебя
Повтори все имена.
Буква Ш не умеет петь, она только шипит, как змея или сердитый гусь. Это согласная буква. Она любит, когда ее зовут ША, это ее имя. А звучит она просто Ш.
Но если рядом с ней встанет гласная буква, получается неплохая песенка.
ША-ША-ША – вкусная лапша
ШУ-ШУ-ШУ – я флажком машу
ШИ-ШИ-ШИ – это малыши
ШО-ШО-ШО – читаем хорошо
«Определи место звука в слове»
Где находится звук Ш, вначале, в середине или в конце слова, поставь в клеточку шашку.
Шар, мышка, карандаш, кошка, шум, ромашка, шляпа, вишни, шпион, ковш, машина, камыш, шуба, крышка, шакал, пышка, школа.
Сегодня мы познакомились с буквой Ш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с буквами. Гласные буквы.
Презентация к альбому дошкольников 5-7 лет "До школы 6 месяцев: срочно учимся читать" Молчановой О.Г. (1,2 занятие). 1-5 слайд развитие мелкой моторики, 6--9 сл...
Знакомство с буквой или этапы формирования образа буквы
В статье говорится об этапах изучения буквы с точки зрения аналитико-синтетического метода....
Консультация для родителей. Игры для знакомства с буквами и закрепления зрительного образа букв.
Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); бук...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Конспект занятия «Знакомство с буквами У и буквой Ю»
Знакомство детей с буквами -У и Ю...
План образовательной деятельности по обучению грамоте в разновозрастной группе (5-7лет) «Знакомство с письменностью», «Знакомство с буквой – «А»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23459303","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конструкт НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет. «Знакомство с буквой "ь" и буквой "ъ"»
Возрастная группа: дети седьмого года жизниФорма работы с детьми: коммуникативнаяФорма организации: групповая/подгрупповая...