Занятие-игра по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в сказку"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Закреплять умение вслушиваться в звучание слова.

Закреплять умение интонационно выделять первый звук в слове.

Закреплять умение делить слова на слоги, используя модель слова

Продолжать развивать представление о гласных звуках.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие общей и мелкой моторики.

Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_obucheniyu_gramote_starshaya_gruppa.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-игра по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в сказку"

 


Программные задачи.

Закреплять умение вслушиваться в звучание слова.

Закреплять умение интонационно выделять первый звук в слове.

Закреплять умение делить слова на слоги, используя модель слова

Продолжать развивать представление о гласных звуках.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие общей и мелкой моторики.

Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Материал.

Кукольный театр на фланелеографе с плоскостными фигурами черепахи, лягушек,. Объемные цветы-кувшинки. Игрушки: кукла, собака, Буратино. Предметные картинки для дидактической игры "Разложи игрушки". Пеналы на каждого ребенка с красными фишками. Конверты с предметными картинками на каждого ребенка, для самостоятельной работы. Дидактическая игра " Кто в домике?", "Волшебное яблоко". Рамка - "экран телевизора".

Ход НОД.

Дети встают в круг. Игровое упражнение "Два веселых гуся" 

(Игра развивает мелкую моторику, совершенствует звукопроизношение, улучшает координацию движения, снижает эмоциональное напряжение.)

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.

"Это что за очень странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это?"

Дети - Буратино.

Воспитатель спрашивает детей из какой сказки этот герой? Каких еще героев этой сказки дети могут назвать. Кто сделал Буратино? ( Ответы детей)

Воспитатель - Ребята, сегодня нам пришло письмо от папы Карло (Показывает детям конверт и письмо). В своем письме он просит нас помочь ему отыскать Буратино. Этот озорной мальчишка ушел утром в школу и не вернулся домой. Может с ним что-то случилось? Поможем найти Буратино?

Дети - Да, поможем папе Карло найти Буратино.

Воспитатель - Тогда отправляемся в сказку.

Дети встают в круг.

"Глаза закрываем, немного помечтаем.
Тихонько повернемся.
В сказку перенесемся"

Пока дети кружатся с закрытыми глазами, воспитатель открывает занавесь театра. В центре озера на листке сидит черепаха Тортилла, вокруг нее лягушата. Внизу на полке три цветка, с прикрепленными к ним прямоугольниками, обозначающие модель "слова". Вокруг цветов разложены предметные картинки.

Дети подходят к театру, здороваются с черепахой и спрашивают ее, не видела ли она Буратино.

Воспитатель - Ребята, черепаха Тортилла сказала, что Буратино был здесь, поиграл с лягушатами и побежал дальше. Он даже не убрал за собой игрушки на место. Поможем ребята лягушатам разложить игрушки по местам.?

Игровое упражнение "Разложи игрушки". Деление слов на слоги.

Дети берут предметную картинку, с изображением игрушки. Четко проговаривают слово. Произносят слово по слогам и одновременно хлопают в ладоши. Определяют, сколько в слове слогов, находят на цветкак- лилиях подходящую схему и кладут в цветок. (Предметные картинки: мяч, слон, жук, лиса, кукла, машина, барабан, кубик, и т.д.)

Дети прощаются с черепахой и идут дальше. Прыгают по "кочкам" обручам, перебираясь таким образом от театра на ковер и садятся в центр ковра. Из-за цветка воспитатель достает игрушку собаку - Артемона.

Дети здороваются с Артемоном и спрашивают у него, не видел ли он Буратино.

Воспитатель - Дети, Артемон говорит, что Буратино он не видел, потому что он так был занят весь день, он так устал. Взрослые животные попросили его отыскать детенышей и привести их домой.

Дидактическая игра "Кто в домике?"

Усвоение названий детенышей животных. Составление предложений с предлогом с.

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением взрослого животного с детенышем, а дети составляют предложения.

В домике кошка с котятами. В домике собака со щенятами. В домике лошадь с жеребятами. В домике овечка с ягнятами. В домике корова с телятами. В домике коза с козлятами. В домике свинья с поросятами.

Дети прощаются с Артемоном и идут дальше.

Физкультминутка. "Лиса по лесу ходила" 

(Игра развивает мелкую моторику, речь, улучшает координацию движения)

"Мы лесами шли густыми
И оврагами крутыми
Где медведя не бывало,
Где и птица не летала:.

Там в дупле большой осины
Угнездился рой пчелиный
Мы медок соберем -
Деток накормим"

Воспитатель обращает внимание детей на куклу, которая сидит на письменном столе. Дети узнают в ней Мальвину. Они подходят к кукле, здороваются и спрашивают у нее, не видела ли она Буратино.

Воспитатель - Знаете ребята, Мальвина так сердита на Буратино, что даже слышать ничего не хочет об это мальчишке. Говорит, что он не воспитанный и совсем не хочет учиться, а она так любит играть в школу. Вот и нам предлагает поиграть в эту игру.

Дети садятся за столы.

Закрепление пройденного материала.

Воспитатель говорит детям, что они уже познакомились с гласными звуками (А), (О), (У), (Ы), (И). Спрашивает, почему эти звуки называются гласными и каким цветом их обозначают. Предлагает поиграть с гласными звуками.

"Сломанный телевизор"

Дети угадывают звуки по беззвучной артикуляции и показывают соответствующий значок. (Приложение № 3)

"Поймай звук"

Правой рукой поймать звук (А), из потока гласных звуков.

"Хлопни в ладоши"

Хлопни в ладоши, если услышишь в слоге гласный звук (У)

(Ряд слогов: да- до- ду; шу - ша- шо; пу- пы - пи; ри - ру - ра)

"Предмет, слово, звук" 

Самостоятельная работа

Дети достают из конверта предметную картинку, называют слово, выделяют голосом гласный звук и под картинку кладут соответствующей гласному звуку значок. (Дом, лук, сок, кит, кот, сыр, стул, бак, гусь, кит и т. д.)

Физкультминутка. Игра "Буратино"

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

"Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.

Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать"

Дидактическая игра Волшебное яблоко" 

В противоположной стороне от стола стоит мольберт накрытый покрывалом.

Воспитатель - Ребята, а чьи это ножки видны из-под шторки?

Дети узнают штанишки и башмачки Буратино.

Воспитатель - Так вот где спрятался Буратино, от Мальвины. Ему наверное стало стыдно, за свое поведение. Берет Буратино на руки, говорит ему, что они с ребятами давно его ищут по просьбе папы Карло, что он очень беспокоится. Тебе пора Буратино возвращаться домой. Дети прощаются с Буратино.

Воспитатель - И нам ребята пора отправляться в детский сад.

Дети встают вкруг.

Воспитатель.

"Глаза закрываем, немного помечтаем.
Тихонько повернемся, и домой вернемся"

Итог занятия.

Назвать гласные звуки, охарактеризовать их.

Кого дети встретили в сказке?

В какие игры играли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба».

Цели:-Закреплять умение детей делить предложения на слова, слова на слоги и звуки.-Упражнять в определении гласных и согласных звуков.-Учить детей подбирать определения к существительным.-Продолжать у...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР "Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»"

НОД построена на основе сказочного сюжета. В контексте сказки детям с ОНР легче воспринимать развернытые инструкции и выполнять различные задания, направленные на развитие речевых и неречевых функций....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба».

конспект предназначен для воспитателей старших групп детского сада....

Открытое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по сказкам А.С. Пушкина «У Лукоморья»

Путешествие по сказкам А.С. Пушкина "У Лукоморья" проходит в виде викторины, где актуализируются знания детей о русском поэте  и его сказкам. Дети узнают сказки по прочитанному эпизоду, решают ре...

Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в старшей группе по теме: «Путешествие в сказку»

Цель: обобщать знания  детей о структуре предложения.Обучающие задачи: учить составлять предложение с заданным словом, определять количество слов в предложении и называть их по порядку; закрепить...

Авторская сказка по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Сон буквы Н"

Авторская сказка разработана мной для обучения грамоте детей в старшем дошкольном возрасте....