Программа по грамоте для детей 6-7 лет
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Содержание программы: титульный лист, объяснительная записка, перспективное планирование, картотека мнемотаблиц, картотека коротких рассказов, картотека артикуляционной гимнастики, картотека скороговорок, список используемой литературы. И предоставленны несколько конспектов НОД
Скачать:
Предварительный просмотр:
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА
АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СИБИРЯЧОК»
С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
Рабочая программа дополнительного образования
«Обучение грамоте дошкольников 6-7 лет»
Педагог: Аллахвердиева Оксана Николаевна
П.г.т. Белый Я
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 6 - 7 лет»
Программа разработана на основе авторской программы Н. В. Дуровой «Обучение дошкольников грамоте» адаптирована для работы в МБДОУ «Сибирячок».
Структура программы:
- пояснительную записку;
- основное содержание - перспективное планирование на год;
- приложения (картотека артикуляционной гимнастики, картотека мнемотаблиц),
- список литературы.
Цель программы: успешное развитие речи дошкольников.
Задачи:
- познакомить детей с миром звуков и букв русского языка;
- развивать фонематический слух, анализ и синтез;
- учить дифференцировать и характеризовать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие);
- формировать умение проводить звуковой анализ слова;
- формировать навык слогового чтения;
- познакомить детей с такими понятиями, как «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква», «ударение»;
- учить детей делить слов на слоги, считать количество слов в предложении, называть их последовательность, придумывать предложения самостоятельно на заданное количество слов;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать речь (монологическую, диалогическую), умение рассуждать;
- развивать психические процессы, основные мыслительные процессы, внимание, память;
- формировать и закреплять интерес к чтению;
- воспитывать любовь к родному языку Длительность программы: программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество занятий в неделю: 1 непосредственно образовательная деятельность в неделю, длительность занятия – 30 – 35 минут (36 нод в течении учебного года).
Непосредсвенно образовательная деятельность носит комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для закрепления усвоенных знаний. Во время обучения широко используются игры, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Так как на каждой непосредственно образовательной деятельности, решаются сразу несколько программных задач, то всю образовательную деятельность нужно проводить в быстром темпе, речь педагога должна быть эмоциональной, четкой, понятной детям, с максимальной активизацией детей группы.
С целью закрепления звуков на каждый из них подобраны скороговорки, загадки, чистоговорки, потешки.
Новизна программы заключается в том, что на занятиях используются мнемотаблицы при знакомстве и проговаривании скороговорок, заучивании стихотворений, знакомстве с буквой, так как мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации (см.приложение). Содержание образовательной деятельности дополнено развивающими играми и упражнениями, побуждающими играми и упражнениями детей к инициативе, творчеству, активной речемыслительной деятельности.
При проведении образовательной деятельности использую современные технологии: игровые, интеграцию, ТСО, проектный метод.
Методы: в организации непосредственно образовательной деятельности широко используются практические методы обучения: игра, составление мнемотаблиц, упражнения, метод самоанализа. Из словесных методов применяются рассказ, чтение воспитателя, рассказ детей, беседы, разучивание, игры. Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга.
Формы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная;
Основные дидактические принципы программы: доступность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Ожидаемый результат реализации программы: к концу обучения ребенок должен овладеть следующими знаниями и умениями:
- знать звуки и буквы русского языка;
- овладеть навыками фонематического анализ и синтез;
- уметь дифференцировать и характеризовать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие);
- уметь проводить звуковой анализ слова и составлять звуковую схему слова;
- овладеть навыком слогового чтения;
- актуализировать и расширить словарный запас;
- овладеть такими понятиями, как «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква», «ударение»;
- уметь делить слов на слоги, считать количество слов в предложении, называть их последовательность, придумывать предложения самостоятельно на заданное количество слов;
- овладеть связной речью (описательной, диалогической), умением рассуждать;
- хотеть читать самостоятельно.
Список литературы
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. [Текст]/ Агранович З.Е. – Сп-б.: Детство-пресс, 2007. – 148 с.
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. [Текст]/ Под ред. Н.В. Дуровой. – М.: Просвещение, 2001. – 126 с.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. [Текст]/ Максаков А.И., Тумакова Г.А. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
- Невская Л.Н. Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду. [Текст]/ Невская Л.Н. – М.: Просвещение, 1990. – 168 с.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. [Текст]/ Ткаченко Т.А. – М.: Просвещение, 2003. – 144 с.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. [Текст]/ Тумакова Г.А. – М.: Мозайка-Синтез, 2006. – 144 с.
- Тумакова Г.А. Формирование представлений детей о звуковой форме слова. [Текст]/ Под редакцией Подякова Н.Н., Сохина Ф.А. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 1984. – С. 192–202.
- Фальдберг А.С. Воспитание звуковой культуры речи у детей. [Текст]/ Фальдберг А.С. Под ред. Воскресенской А.И. // Обучение грамоте в детском саду. – 1963. – С. 118–126.
- Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. К вопросу формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. [Текст]/ Под редакцией Запорожца А.В., Усовой А.П. // Сенсорное воспитание. – 1963. – С. 213–227.
- Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб.: “Детство-Пресс”, 2001.
- Житникова Л. Учите детей запоминать. — М.: “Просвещение”, 1985.
- Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников // “Дошкольная педагогика”. — 2006 (июль—август).
- Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // “Воспитание и обучение”. — 2004 — №6.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
- Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.
- Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // “Дошкольное воспитание, — 1990— №10.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ
ГИМНАСТИКИ
1.«Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние
и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
2.«Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их
подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.
3.«Домик открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -
«Домик открывается».
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,
«и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
5. «Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот
остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
6.«Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать
подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает
её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
7. «Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская
её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
8. «Окошко»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
9. «Язык здоровается с подбородком»
Просыпается язык –
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
- Эй, какая там погодка?
Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
10. «Язык здоровается с верхней губой»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать
его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если
она укорочена.
Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка
на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
11. «Обезьянка»
За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и
нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.
12. «Бульдог»
За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.
Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и
верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)
Обезьянка и бульдог –
Всем покажет язычок.
Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).
Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».
14. «Хомячок»
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
15. «Кружок»
Мой язык совсем не глуп –
Ходит кругом возле губ.
Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.
Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под
нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по
5-6 кругов в одну и другую сторону.
16. Чередование «Толстячки - худышки»
Вот толстяк – надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
Вот худышка – щеки впали:
Видно, есть ему не дали.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.
Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую
щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
18. «Самовар»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».
19. «Шлёпаем губами по языку»
А теперь уж не зубами –
Я пошлепаю губами:
«У быка губа тупа,
Па-па-па, па-па-па».
Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:
- пошлёпать губами кончик языка;
- пошлёпать губами середину языка;
- пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.
20. «Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме
чашечки.
21. «Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,
не разрушая «чашечку».
22.«Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней
губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка»
вверху за зубами)
На верхнюю губку,
На верхние зубки,
За зубки скачок –
Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».
Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на
верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние
зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.
23. «Фокус» («Дуем с чашечки»)
Я «чашку» выведу вперед,
С нее подую вверх.
И теплый воздух обдает
Мой носик, например.
Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
24 .«Не разбей чашечку»
Широко открыт мой рот,
Ходит «чашка» взад-вперед.
Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.
Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».
25. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)
Зубы верхние – смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать
подъем языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние
зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
26. «Покусаем язычок»
Выдвигай свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю все проворней.
Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.
Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.
27.«Кусаем боковые края языка»
«Горкой» выгну язычок,
Пожую ему бочок:
Левый, правый, оба сразу
Я жую как по заказу.
Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.
Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя
положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.
28.«Чистим зубы снаружи»
Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно.
Зубки нижние – не хуже,
Тоже чистки просят дружно.
Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
29.«Загоним мяч в ворота»
Щек своих не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.
Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик
(лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это
очень нравится детям.
30.«Лопаточка»
Поперек улыбки лег –
Отдыхает язычок.
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
31.«Дуем на лопаточку»
Дую, дую на «лопатку»,
Чтоб была широкой, гладкой.
Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно
лежащего на нижней губе.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на
нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.
32.«Горка» («мостик»)
Улыбаюсь, рот открыт –
Там язык лежит, свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.
Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
33.«Ветерок дует с горки»
С горки дует ветерок,
И несет он холодок.
Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
34.«Мостик построим – мостик разрушим»
Ставлю я язык «дугой»
И кладу – даю покой.
Цель: научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.
35.«Чистим нижние зубы»
(с внутренней стороны)
Ходит «горка» влево – вправо,
Чистит зубки очень браво.
Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.
Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.
36.«Катушка»
Широко раскрою рот,
«Горку» выведу вперед.
И, назад отодвигая,
Я ее не разрушаю.
Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.
Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение
повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
37.«Жуём блинчик»
Вот опять язык свернулся,
В зубы нижние уткнулся.
Двину чуть его вперед,
Разжую его вот-вот.
Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.
38.«Гармошка»
Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У нее такой круиз.
Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать
подъем языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
39 .«Маляр»
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.
40. «Барабанщик»
За зубами в бугорок
Бьёт широкий язычок.
Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.
Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).
- Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).
- Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).
41 .«Лошадка»
Рот широко открываю,
К нёбу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок.
И раздается щелчок.
Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка
цокает копытами»).
42. «Грибок»
Широко открою рот,
Будто щелкну я вот-вот.
Присосу язык на нёбо,
Челюсть вниз – и вся учеба.
Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку
(уздечку).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
43. «Кучер»
Губы вместе я сведу,
Через губы буду дуть.
Поиграю я в игру
И скажу лошадке: «Тпру!».
Цель: отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.
Описание: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы
вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».
Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка
будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).
44. «Парус»
Улыбаюсь, рот открыт:
«Парус» там уже стоит.
Прислоню язык, смотрю,
К зубкам верхним изнутри.
Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
45.«Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким – узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.
Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать
узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
46.«Маятник»
Влево-вправо кончик ходит,
Будто места не находит.
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
47.«Змейка»
А у змейки язычок
Узок, тонок, как сучок.
Ходит-ходит взад-вперед:
Как же он не устает?
Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.
Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад
(«жало змейки»).
48.«Индюк»
Широко открыт мой рот,
Язычок – назад – вперед.
Лижет «чашечкой» губу
И «болбочет» на бегу.
Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).
49.«Качели»
«Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнется мой язык –
Артист!
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык
за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5
секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.
50.«Пароход»
Вывожу язык вперед,
Закушу его – и вот:
«Ы» тяну – и к нам идет
Белый-белый пароход.
Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л»
( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).
Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук
«ы-ы-ы» («пароход гудит»).
Предварительный просмотр:
Скороговорка: Ёжик жёлтой сыроежке, рад как белочка орешкам
|
Скороговорка: удит рыбу удочкой умница наш Юрочка
Скороговорка: у осы не усищи, а усики
У | а |
Скороговорка: Милу мама мылом мыла
Скороговорка: колпак на колпаке и под колпаком колпак
на | и |
:
Скороговорка: у маленького Сани сани едут сами. Сани едут сами у маленького Сани.
у | у |
Скороговорка: «Дима дарит Дине дыни, дыни Дине дарит Дима»
|
Скороговорка: «От топота копыт, пыль по полю летит»
ОТ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рь
На горе, на горке Горько ревёт Егорка | Рь
Наша Ирина спит на перине |
Рь
Готовит Раиса Борису суп из риса, А Борис Раису Угостит ирисом. | Рь Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. |
Рь ПЕТУШОК Он кричит «кукареку!» Солнцу, речке, ветерку. И летит на всю округу: «Добрый день! Ку-ка-ре-ку!» М. Садовский | Рь
Снегирики-снегири На дворике у двери. |
Рь
Кресло мы скрепили крепко, Чтоб стояло кресло крепко. | Рь
Крестьянка плачет горько — пропала ее Зорька. |
Рь Порядок время бережёт | Рь
Попадёшь в пиратский трюм Сразу станешь ты угрюм. |
Предварительный просмотр:
С’
Кот Вася есть у Аси | C’
Десять гусят Под осиной сидят |
C’
Ты не бойся – это гусь, Я сама его боюсь. | C’
Носит Сеня сено в сени, Спать на сене будет Сеня. |
C’
Висит сито, Не руками свито. | C’
Сойка, сидя на сосне, Поёт песню о весне. |
C’
На скамейке семь котят, Все котята есть хотят. | C’
У осы не усищи, а усики. |
Предварительный просмотр:
З
Зоиного зайку зовут Зазнайка | З
Зоя – зайкина хозяйка, Спит в тазу у Зои зайка. Зайка не спит, Зою зовёт - Зайке коза спать не даёт. |
З
Звонко звенит Зоин звонок | З
Зоя забыла зонт на газоне |
З
Зоя на закате Звонит Зине и Кате | З
Знает Зоя: иногда Падает с небес звезда, Звездопад тех удивит, Кто, когда темно, не спит. |
З
Зоя забыла закрыть замок | З
У Зои своя коза, Зовут козу Егоза, Не знает Зоя покою С козою своей Егозою. |
З
Зу-зу-зу – еду на возу | З
За-за-за – у Зои коза, Зо-зо-зо – у Зои зонт, Зу-зу-зу – Зоя под зонтом пасёт козу, Зы-зы-зы – у Зои нет ни зонта, ни козы. |
З
Запускает Зоя змея, Зоин змей летать умеет. | З-Зь
Вот газета для детей, Много в газете забав и затей. |
Зь
Зина покупает изюм в магазине | Зь
Зе-зе-зе – несём сено мы козе |
Зь
Зина идёт в музей | З-Зь
Даёт хозяйка капусту зайке |
Предварительный просмотр:
Тема: «Буква ё – обозначает два звука «ЙО». Звуковой анализ слов ёлка и тёрка» (№8)
Программное содержание:
- Формировать умение проводить звуко – буквенный анализ слов и определять ударный гласный звук;
- Познакомить с тем, что ё может обозначать два звука «ЙО»
- Формировать умение составлять предложения из двух слов с заданным словом
- Развивать внимание, память, логическое мышление при отгадывании загадок, понимать поэтическое сравнение, лежащие в основе загадки.
- познакомить детей со сказкой «Почему Ё всегда ударная»
- воспитывать культуру поведения на занятии.
7. формировать правильную осанку.
Демонстрационный материал: гласные буквы (А, а, Я, я, О, о, Ё, ё), фишки (красные, синие, зеленые, черная), иллюстрации (елка, терка), схема слова, фишки или мелкие игрушки, мнемотаблицы.
Раздаточный материал: пенал с фишками, касса букв, карточка на каждого ребенка со схемой слова и иллюстрация.
Ход:
- Познакомить со скороговоркой опираясь на мнемотаблицу.
Предложить ребятам произнести скороговорку громко, тихо, шёпотом.
Затем чётко и быстро (спросить 5-6 ребят).
Ёжик желтой сыроежке
Рад, как белочка орешкам.
- Введение в грамоту: признаки гласных и согласных звуков, их отличия.
- Тянутся - произносятся с шумом
- Поются - при произношении встречается
- При произношении преграда в виде язычка, зубов и губ
ничего не мешает в - не образуют слог
ротике
- Образуют слог
- Работа с предложением. Составление предложения из двух слов со словом машина.
- Предложить детям отгадать загадки (с использованием мнемотаблиц):
- Ёлки как и я в иголках,
Жить колючим мне уютно,
Избегают меня волки,
Колкий шар им скушать трудно. (Ёж)
- Колюч, да не ёж. (Ёрш).
- Я прихожу с подарками,
Блещу огнями разными,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная. (Ёлка)
Определить с детьми первый звук в отгадках.
Физкультминутка:
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули, ветер качает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят,
Как они сядут покажем, крылья сложили назад.
- Знакомство с буквой Ё.
Художественное слово:
Е и Ё – родные сестры,
Различать сестер не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Дать понятие детям о том, что буква Ё может обозначать два звука Й О.
- Звуковой анализ слов ЁЛКА и ТЁРКА.
Физкультминутка:
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли
От дождя себя укрыли.
- Д/и «Назови слово на заданный звук» (Ё). В игре определяется победитель по набранным фишкам за правильный ответ.
- Итог.
Индивидуальная работа
- Выучить скороговорку:
Ёжик желтой сыроежке
Рад, как белочка орешкам.
- Познакомить с пословицей и поговоркой (заучить и понимать смысл):
- Не потрудишься – мёду не попьёшь.
- Не разгрызёшь ореха – не съешь ядра.
3. Дидактические игры: «Длинное и короткое слово» ,
«Назови слова с заданным звуком»
«Превращение слов» (ерши – ёрш, ежи – ёж, ели – ёлка)
4. Выучить считалку:
Ёжик – ёжик, чудачек,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать,
Нам водилку выбирать.
5. В тетрадях пропечать буквы ё, Ё.
Аллахвердиева Оксана Николаевна МБДОУ детский сад «Сибирячок»
Предварительный просмотр:
Тема: «Буква Ы. Звуковой анализ слов: рыба, шар, мышка» (№12)
Программное содержание:
1. Формировать умение проводить звуко – буквенный анализ слов с применением правил написания гласных букв;
2. познакомить с буквой Ы;
3. закрепить умение составлять предложение из трёх слов с союзом И;
4. продолжать учить называть слова с заданными звуками;
5. закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию;
6. формировать правильную осанку
Демонстрационный материал: гласные буквы (А, а, Я, я, О, о, Ё, ё, у, У, ю, ы), фишки (красные, синие, зеленые, черная), иллюстрации (шар, рыба, мышка), схема слова, фишки или мелкие игрушки, мнемотаблица, 10 игрушек.
Раздаточный материал: пенал с фишками, касса букв, карточка на каждого ребенка со схемой слова и иллюстрация рыба, шар, мышка.
Ход:
- Познакомить со скороговоркой опираясь на мнемотаблицу:
У осы не усищи, а усики.
Предложить ребятам произнести скороговорку громко, тихо, шёпотом.
Затем чётко и в быстром темпе (спросить 4-5 ребят).
- Введение в грамоту.
- Работа над предложением: составить предложение из трёх слов с соединительным союзом и, назвать 1, 2, 3 слова, зарисовать предложение на доске.
- Фонематическое упражнение «Кто внимательный?» Какой одинаковый звук есть в словах: дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь.
Знакомство с буквой ы:
А бедняшка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.
5. Звуковой анализ слова рыба.
6. Звуковой анализ слова шар (самостоятельно).
Какой в слове звук всегда твердый согласный? (Ш). Как сделать из слова шар слово шары? (поставить буквы ы).
7. Звуковой анализ слова мышка (самостоятельно, а затем вызванный ребенок на доске).
8. Игра «Назови слова с ударным а, затем ы» - подготовительная «Б»
9. Игра «Назови слова со звуком «в», затем со звуком «вь». В конце игры определяется победитель.
Аллахвердиева Оксана Николаевна МБДОУ детский сад «Сибирячок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 5-6 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: «Растём грамотными»
Конспект занятия по программе « Играем, читаем».(развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 5-6 летг.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н.Тема: «Растём грамотными» Програмные задачи: 1...
Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Юные натуралисты»
Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Юные натуралисты»Цели:...
Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Мы - изобретатели».
Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Мы - изобретатели»....
Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Весенняя прогулка»
Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Весенняя прогулка»...
Рабочая программа "Обучение грамоте для детей 5-6 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Обучение грамоте для детей 5-6 лет"...
Рабочая программа "Обучение грамоте для детей 6-7 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Обучение грамоте для детей 6-7 лет"...
Рабочая программа кружка «Грамотеи» для детей 5 – 7 лет по образовательной области «Речевое развитие»
Краткое описание программы: программа «Грамотеи» является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа представляет ...