НОД по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: «Дифференциация звуков «С — З»
Задачи: Познание: Продолжать знакомство со звуками «с – з»; умение дифференцировать звуки «с – з» в произношении и по картинкам.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания.
Здоровье: Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Развитие координации речи с движением.
Оборудование: картинки предметные, карточки с буквами, глобус. букваград.
Воспитатель: Масло С.В.
Ход НОД:
1.Организационный момент.-Чтение скороговорки:
Жу-жу-жу- молоко дадим ежу.
Жа-жа-жа-есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи- здесь живут ежи.
Же-же-же- дождь прошел уже.
Жо-жо-жо-лужок, снежок, творожок, пирожок.
2.Повторение :букв-гласных;
букв- согласных.
3.Новая тема. Фонетическая зарядка.
-Как поют комарики? (З-З-З).
-Что мы слышим, когда муха попала в паутину? (З-З-З).
3.Отгадывание загадок.
Длинное ухо,
Запорошила дорожки, Комочек пуха,
Разукрасила окошки, Прыгает ловко,
Радость детям подарила Любит морковку. (заяц)
И на санках укатила. (зима)
-Какой звук в начале этих слов?
Вывод: звук согласный, звонкий, может быть и твердым и мягким.
Игра «Кто внимательный?»
В каких словах и где стоит звук-З? (хлопки)
КОЗА, ВАЗА, ГВОЗДИ,СВЕТ, СВЕТ, ЗОНТ,СОН, АЗБУКА.
Знакомство с буквой-З. (показ буквы)
-На что похожа буква-З? По белому полю
На эту букву посмотри: В туман и снега
Она совсем как цифра-3. Бредут потихоньку
Бараньи рога.
Игра с мячом «Подбери пару».
- Я произношу слог или слово со звуком «с», а вы заменяете этот звук на звук «з»
Са – за
Сы – зы
Со – зо
Су-- зу
Работа в тетради.
- Штриховка «зайца»
-Печатание буквы-З, з
-Запись слогов: ЗА, ЗО, ЗЫ, ЗИ
Пальчиковая гимнастика
«В нашей группе» В нашей группе все друзья /хлопки в ладоши
Самый младший – это я./ показываем большие пальцы
Это Даша, это Стас, /загибаем пальцы по одному на каждое имя
Это Андрей, это Арина. Все мы – друзья. /сгибаем-разгибаем кисть руки
Игра «Ложки – калошки»
- Я буду произносить слова, а вы будете хлопать – «ложки», когда услышите слово со звуком «с»
и топать – «калошки» на звук – «з»
- Самолет, защищать, комбинезон, танкист, полоса, полезный, опасный, интересный.
Итог:- Что узнали нового?
-Какие звуки у буквы-З?
-Какой звук гласный или согласный и почему?
Молодцы!
«СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [д, д`]. БУКВА Д, д»
Программное содержание:
- познакомить детей с согласным звуком [д ];
- познакомить с твердым и мягким согласным звуком [ д, д`];
- познакомить со звонким согласным звуком [д ];
- познакомить с буквой Д;
- учить называть слоги-слияния с буквой Д;
- развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук;
- развивать пространственное видение;
- продолжить знакомство со сказками, загадками;
- воспитывать умение слышать друг друга и воспитателя, внимание и
аккуратность в работе.
Оборудование:
алфавит; предметные картинки – «Лиса», «Мальчик»; наборы букв; дидактические таблицы; тетради для печатания; указка.
Ход занятия
I. Актуализация знаний
- Ребята, мы отправляемся в страну АБВГДейку. А чтобы путешествие запомнилось и все получилось, давайте вспомним наши правила: внимательно слушать, соблюдать тишину, не перебивать друг друга.
Игра «Угадай-ка»
Букв не знали мы сначала.
Мама сказки нам читала.
А теперь читаем сами.
Подружились буквы с нами.
- Назовите ваши любимые сказки.
- Отгадайте загадку и назовите сказку.
«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»
Лиса из сказки «Заюшкина избушка»
Демонстрация картинки.
2. Слоговой и звуковой анализ, звуковой синтез слова«лиса»
- Послушайте слово: лиса.
- Сосчитайте слоги хлопками.
- Сколько слогов получилось?
- Как узнать, сколько слогов в слове не хлопая в ладоши? ( Правило)
- Назовите 1-ый слог; 2-ой слог.
- Назовите гласные. Сколько их?
- Назовите согласные. Сколько в этом слове согласных?
- Сколько всего звуков в слове «лиса»?
- Назовите все звуки по порядку.
II. Новый материал
Дети садятся за столы
Фонетическая зарядка
- Отгадайте загадку, которую приготовил вам Зяма.
Демонстрация картинки.
Вычленение звука [д].
2. Артикуляция звука [д]
- Произнесите вместе звук [д].
- Понаблюдайте за положением языка, губ и зубов. (Ответы детей)
- Когда мы произносим звук [д] кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами.
3. Звук [д] согласный
- Произнесите еще раз: [д-д-д].
- Какие преграды нам ставит Змей Горыныч, когда мы произносим звук
[д]? (язык, зубы)
— Значит, какой это звук? (Согласный)
4. Звук [д] звонкий
- С голосом или шепотом мы произносим согласный звук [д]?(С голосом)
- Давайте проверим. Приготовьте тыльную сторону ладошки.
Приложите ее к горлу и произнесите звук [д]. Поет горлышко?(Да)
- Значит, какой это звук: глухой или звонкий? (Звонкий)
5. Звук [д] может быть твердым или мягким
- Ребята, Зяма приготовил нам еще загадку?
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду,
Покуда он идет.
(Дождь)
- Назовите первый звук в слове «дождь»? ( [д])
- А последний звук? ([д`])
- Сравните звуки — [д], [д`]?
- [д ] – какой? (Твердый)
- А — [д`]? (Мягкий)
- Каким же может быть звук [д]? (Твердым или мягким)
- Сделайте вывод: что мы узнали о звуке [д]?
Вывод: звук [д] - согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.
6. Игра «Где живет звук»
– Определите место звука [к] в этих словах. В начале, в середине или в конце слова он стоит.
III. Физминутка
Мы активно отдыхаем | |
То встаем, то приседаем - | Приседание |
1-2-3-4-5 | |
Вот как надо отдыхать! | |
Головой теперь покрутим - | Вращение головой |
Лучше мозг работать будет. | |
Вертим туловищем бодро - | Вращение туловищем |
Это тоже славный отдых. | |
Отдохнули – и за дело, | Дети садятся на стульчики |
Снова мы на стульчик сели. |
Знакомство с буквой Д
1. Демонстрация буквы Д
Воспитатель показывает букву Д.
— Ребята, в этой букве живет звук [д].
На наборном полотне выставляем букву Д.
- В какое платьице оденем букву Д? (В синее)
- Почему? ( Это буква согласного звука)
2. Рассматривание буквы Д
— На что она похожа? (Ответы детей)
3. Показ буквы Д пальцами
4. Место буквы Д в алфавите
-Найдите букву Д в алфавите.
( Дети у доски показывают букву Д)
V. Игра «Дружба звуков»
1. Наборы букв на столах у детей
- Выложите буквы гласных звуков.
- Под ними положите буквы согласных звуков.
- Найдите букву Д. Положите ее перед собой.
- Мы продолжаем побеждать Змея Горыныча и учим звуки дружить,
чтобы они вместе прошли через рот свободно, вот так:«КА», «ТУ», «НО».
Напоминаю. Произносим сразу по два звука!
2. Чтение слогов-слияний
— Положите рядом с буквой Д букву А.
— Пусть звук [д] перехитрит Змея Горыныча и пройдет свободно вместе с [а].
— Назовите слог? (ДА)
— Замените букву А, буквой У.
— Пускай подружатся звуки [д] и [у].
— Что получится? (ДУ)
Аналогично проводится работа с изученными гласными.
3. Слоговой и звуковой анализ, звуковой синтез слова«Дима».
- Выложите слово из звуков, которые я назову: [д, и, м, а ]
- Какое слово получилось?
Выполняется слоговой и звуковой анализ
VI. Чтение слогов-слияний по «Волшебной таблице»
Игра «Кто внимательный»
Повторение слогов-слияний с выученными ранее буквами согласных звуков.
— Назвать слоги легко: думаем только о вторых буквах, потому что первые здесь Д.
Игра с Зямой
- Катаемся на лифте вместе со мной и Зямой.
(Читаем слоги по вертикали. Спустимся в лифте сверху домика «А» вниз без остановок (домик буквы «А» — это колонка слогов в таблице на букву «А»).
VII. Физминутка
VIII. Печатание букв Д, д
Написание буквы Д в воздухе под счет
Работа в тетрадях по печатанию
Организационный момент (положение тетрадей, положение карандаша в пальцах руки, посадка).
- Назовите предмет в верхнем левом углу страницы?
- Какой звук слышим в начале слова?
- Какая буква написана в правом верхнем углу?
3. Работа по клеточкам
- Обведите по пунктиру прописную букву Д.
- Напишите по клеточкам самостоятельно пять букв Д.
- Обведите по пунктиру строчную букву д.
- Напишите по клеточкам самостоятельно пять строчных букв д.
4. Задание № 2 в тетради
IX. Итоги занятия
- С каким звуком познакомились? ([д])
- Какой он?
Звук [д] — согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.
- Какую букву выучили? (Д)
- Что понравилось?
- Что было легко?
- А трудности были?
Обучение старших дошкольников грамоте. Конспект НОД в подготовительной группе «Звуки [д]-[д’]. Буква д»
Цель: формирование фонетико-фонематического восприятия, обучение грамоте.
Задачи: Знакомить детей со звуками Д, ДЬ;
-читать слова с этими звуками;
-различать звонкие и глухие согласные;
-учить делать звуковой анализ слов;
учить выделять звук на фоне слова;
-учить читать слоги со звуком Д +10 гласных, со звуком Т+10 гласных;
- учить подбирать слова на заданный звук;
- учить интонационной выразительности речи.
- расширять словарь детей;
-формировать интерес к чтению.
Предварительная работа: заучивание скороговорки, физминутки.
Оборудование: разрезная азбука, серия картинок, слоговая таблица, сюжетные картинки.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель произносит скороговорку:
Дятел дерево долбит,
День-деньской кору дробит.
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу любит.
(следить, чтобы дети читали стихотворение спокойно, четко, громко, слитно произнося слова в каждой фразе)
-Какой звук в этой скороговорке произносится чаще? (звук Д)
-Назовите слова со звуком Д. (дуб, дом, дятел, друг, дерево, день)
-В чьих именах есть этот звук? (Данил, Даша, Дарина)
-Воспитатель предлагает поиграть в игру «Забьем гвоздь молотком». Дети, имитируя забивание гвоздя в стену молотком, бьют кулачком о кулачок, произнося звук Д.
(Следить за детьми, чтобы они не кричали, а произносили звук Д звонко)
-Как стучат колеса вагона( «т-т-т-т»-тихо)
-А как молоток стучит о шляпку гвоздя? (громко)
-Правильно, ребята. Молоток стучит громко, звонко. Постучим еще раз: д-д-д.
-Что делает кончик языка, когда мы говорим Д? (Кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами)
-На что похожа буква?
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д –труба печная.
Д стоит, и очень твердо.
(рассматривая букву, дети выявляют сходство её с домиком, выделяют элементы буквы, прописывают в воздухе)
- Ребята, я буду называть слоги, а вы договариваете до целого слова.
ДА…. Даша, Дарина, Данила, ит. д.
ДО…. дом, дорога, дочка.
ДУ…. Дуб, дудочка.
ДИ…. Динар, Дина.
-Я сейчас загадаю загадку:
Мы по ковру идем с тобой
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой,
И желт, и синь, и ал! (луг)
-Из скольких слогов состоит слово луг? (один слог)
-Сколько букв в слове луг? (три)
-Сколько согласных? (два)
-Сколько гласных? (один)
Физминутка:
Наши руки хлопают -раз, два.
Наши ноги топают -раз, два.
Локти вращаются – раз, два.
Глаза закрываются – раз, два. (соответствующие движения)
Мой Илья такой лентяй (развести руки)
Только отдых подавай! (присесть, руки за головой)
Работа в тетрадях
1. Назвать предметы, которые обвели на картинках (дуб, тыква) .Назвать первые звуки в этих словах (Д-Т). «Д» -звонкий, «Т» -глухой.
2. Игра «Узнай, какой звук»?
Назвать картинки со звуками «Д», «ДЬ» (диван, дудочка)
Нарисовать на схеме эти звуки, используя условные обозначения (синий квадрат в середине прямоугольника под картинкой удочка (зеленый квадрат в начале прямоугольника под картинкой диван)
Назвать картинки со звуками «Т», «ТЬ». (ракета, тигр)
(синий квадрат в середине прямоугольника - ракета, зеленый квадрат в начале прямоугольника - тигр)
3. Игра «Слоговые домики»
Написать букву Д по точкам, а затем самостоятельно.
Одинаково ли произносится звук «Д» в слогах? (нет, перед гласными О, А, У, Э, Ы он произносится как звук «Д», а перед гласными Я, И, Е, Ё, Ю, -как звук «ДЬ»)
4. Прочитайте предложение «Котенок лакает молоко» .
Напишите предложение используя словные обозначения (три прямоугольника)
Сколько прямоугольников нарисовали? (три) Почему? (потому что в предложении три слова)
Назовите первое, второе, третье слова в предложении.
Итог НОД
Цель: изучить согласный звук [г, г,] и его буквенное обозначение.
Задачи:
Знакомить детей со звуками Г, ГЬ;
-читать слова с этими звуками;
-различать звонкие и глухие согласные;
-учить делать звуковой анализ слов;
учить выделять звук на фоне слова;
-учить читать слоги со звуком Г+10 гласны;
- учить подбирать слова на заданный звук;
- учить интонационной выразительности речи.
- расширять словарь детей;
-формировать интерес к чтению.
Оборудование: индивидуальные карточки, разрезная азбука
Ход НОД
1. Организационный момент.
– Сегодня, в одном из Буквенных домов новосёл и очень скоро вы с ним познакомитесь. Этот новичок, прежде чем с вами познакомиться, хочет убедиться, знаете ли вы всех жильцов дома. Давайте покажем свои знания.
2. Повторение изученного материала.
- Индивидуальная работа.
-чтение слогов: ДА, ДИ,ДУ, ДЫ,ДО,ДЕ,
ТА, ТИ, ТУ,ТЫ,ТО,ТЕ
3. знакомство с новым звуком и буквой.
Послушайте слова, определите, какой первый звук вы слышите.
Гром, гриб, гном, глаз, гора.
– Звук [г] – запись на доске
– Какой это звук гласный или согласный? Обоснуйте свою точку зрения.
– Звук согласный. Что вы можете сказать об этом звуке? (твердый)
– Молодцы!
– Ребята, а какой буквой мы обозначим на письме эти звуки?
– Сделайте вывод. (Буква Г обозначает звуки [г – согласный твердый и г, – согласный мягкий].
– Составьте слоги – слияния с известными гласными буквами. Работа с разрезной азбукой на доске.
ГА, ГО, ГУ, ГИ, ГЫ.
– чтение слогов – слияний.
4. Физминутка.
5. Работа по картинке.
Беседа по иллюстрации.
– Что изображено на картинке?
– Составьте рассказ по картинке.
Игра “Съедобное – несъедобное”. Движения для обозначения можно выбрать любые (хлопки, поглаживание живота и т.п.)
Опята, маслята, поганки, подберезовик, груздь, мухомор, подосиновик.
-Чтение пословиц
6.Письмо буквы.
X. Итог НОД.
-С какой буквой познакомились?
-Какие звуки у буквы - Г?
-Какая буква гласная или согласная и почему?
Конспект НОД в области коммуникация (обучение грамоте). Тема: Звуки к, к и буква Кк.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области коммуникация (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе.
Тема: Звуки /к/, /к/ и буква Кк.
Цель. Уточнять артикуляцию звуков /к/, /кь/; упражнять детей в умении делить слова на слоги, проводить звуковой анализ; развивать фонематический слух; ; знакомить с буквой Кк; закреплять образы букв.
Оборудование: индивидуальные зеркала, панно букв, листы бумаги с контурными заготовками «Клубки ниток», фломастеры; звуковые бусы.
Содержание:
1. Организационный этап.
Педагогическая цель: Вовлечь детей в непосредственную образовательную деятельность, используя проблемную мотивацию.
Цель, которую должны достигнуть дети: Высказать желание помочь.
Методы и приемы. Проблемный вопрос.
1. Дифференциация ранее изученных звуков /д-т/ и /дь-ть/
-Ребята, у мальчиков Толи и Димы проблема. Они обратились к нам за помощью. Необходимо разделить игрушки между ребятами!
Толя и Дима-
Два драчуна.
Из-за игрушек
У братьев война.
Мы им поможем,
Игрушки разделим.
Это мы делать, ребята, умеем.
Толе мы отдадим игрушки, в названии которых есть звуки /т/, /ть/, а Диме со звуками /д/, /дь/. (На отдельном столике лежат игрушки, в названии которых есть звуки /д/, /дь/, /т/, /ть/. Дети подходят, берут понравившуюся игрушку и говорят, кому ее надо отдать) .
Материал: танк, автомат, самолет, мотоцикл, ракета, трамвай, удочка, дом, динозавр, дрель, медвежонок, домик.
2. Этап с опорой на личный опыт ребенка, подготовка к основному этапу.
Цель для педагога: создать условия для дальнейшего познания через игру.
Цель для детей: Выполнить правильно игровые задания.
Методы и приёмы: Загадывание загадок.
1. У Толи и Димы есть домашнее животное, а какое мы узнаем отгадав загадку:
Отворилась тихо дверь
И вошел усатый зверь,
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой. (Кот)
Да, У Толи и Димы был кот. Захотелось братьям с ним поиграть. Стали они звать его: кис-кис-кис. Но кот убежал от них. Мальчики- за ним.
Пока они ловят своего кота, мы с вами узнаем, какие звуки живут в слове кот (звуковой анализ) и какие звуки живут в слове кис (звуковой анализ). (Использование звуковых бус.)
3. Основной этап занятия.
Цель для педагога: дать новую информацию, вовлечь детей в деятельность, создать условия поддержки каждому ребенку.
Цель для детей: выполнение игровых заданий.
Артикуляция звуков.
Повторите первые звуки в словах кот и кис. Давайте уточним, как они произносятся.
При произнесении звука /к/ губы приоткрыты, зубы приоткрыты. Кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка касается мягкого неба.
При произнесении звука /кь/ губы. Зубы. Кончик языка в том же положении, только спинка языка касается твердого неба. (Использование зеркал)
Характеристика звуков.
-Давайте дадим характеристику звуку /к/. (Звук /к/-согласный, твердый)
-Давайте дадим характеристику звуку /кь/. (Звук /кь/- согласный, мягкий) .
- Кот, убегая от мальчиков, уронил на пол игру «Светофор» и они решили оставить кота в покое и поиграть! А давайте и мы поиграем в эту игру, ребята!
Дидактическая игра «Светофор». Показ картинки. Дети должны назвать картинку, выделить первый звук, показать соответствующий сигнал светофора: «К» - синий сигнал, «КЬ» - зеленый сигнал. Словарный материал: КОТ, КИТ, КОРОВА, КЕПКА, КИРПИЧИ, КОРОНА, КУЗНЕЧИК, КИСТОЧКА, КЕКС.
А теперь давайте попробуем закончить предложения подходящим по смыслу словом (по предыдущим картинкам) :
На голове у мальчика новая … /кепка
Кира испекла сладкий … /кекс
Для строительства дома нужны … /кирпичи
На солнышке греется пушистый … /кот
(Выкладываем предложения с помощью схем)
Физ. минутка.
-Устали мальчики сидеть и решили отдохнуть, давайте вместе с ними немного разомнемся.
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим
Раз-два-три-четыре-пять!
(руки к плечам, вращение вперед и назад)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде.
(руки перед грудью, рывки руками в стороны) .
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте.
1. Знакомство с буквой.
Показ буквы и размещение ее на панно букв.
2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора) .
4. Закрепление.
Цель для педагога: закрепление нового материала через игровую деятельность.
Цель для детей: Выполнить все игровые задания без ошибок
-Ребята. Среди букв необходимо найти букву Кк и подчеркнуть. (На листочке напечатаны строчные и заглавные буквы в разных комбинациях) .
Пока мы вместе с мальчиками играли в игру и знакомились с новой буквой, кот размотал все клубки ниток для вязания. Давайте их смотаем, чтобы мама не ругала кота.
Обведение контурных изображений (клубок ниток) со стрелками, указывающими направление (снаружи внутрь и наоборот) .
Итог.
-С какой буквой познакомились?
-Какие звуки дает буква К?
-Что вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте
Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Итоговое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебство грамматики"
Конспект логопедического занятия...
Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"
В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...
Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...
Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.
Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год ...