Путешествие в страну Правильной речи
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Подготовка старшей группы к обучению грамоте, проверяет умение и навыки детей: умеют ли дети определять первый и последний звук в словах, умение протяжно произносить слово, выделяя голосом, отдельно названный звук, как развит фалматический слух; делить слова на длинные и короткие, закреплять умение подбирать слово на заданный звук. Как умеют дети различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, как умеют дети делить слова на слоги, закреплять  умение составлять предложения из трех слов: называть первое, второе, третье слово. Воспитывать культуру речевого общения, не перебивать товарища, не выкрикивать, отвечать полным ответом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Подготовка к обучению грамоте48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Атемарский детский сад № 1 «Теремок»

Конспект занятия

по подготовке к обучению грамоте

в старшей группе на тему:

«Путешествие в страну Правильной речи»

Провела: воспитатель

                                                                        Антошкина П.Ф.

                                                                      старшая группа

Программное содержание. Проверить умения и навыки детей: умеют ли дети определять первый и последний звук в словах, умение протяжно произносить слово, выделяя голосом, отдельно названный звук, как развит фалматический слух; делить слова на длинные и короткие, закреплять умение подбирать слово на заданный звук. Как умеют дети различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, как умеют дети делить слова на слоги, закреплять  умение составлять предложения из трех слов: называть первое, второе, третье слово. Воспитывать культуру речевого общения, не перебивать товарища, не выкрикивать, отвечать полным ответом.

Предварительная работа.

1) Д/игра «Что звучит вокруг нас?», «Подскажи Петрушке звук», «Какой звук потерялся?», « Слово может прошагать», «Что нужно кукле?».

2) Индивидуальная работа с Лерой Т; с Никитой Т; с Настей П . -  работа со звуковой лексикой. Цель: закрепить представления, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.

3) Звуковой анализ слов (с помощью цветных карточек): аист, лист, мишка, утки, сани, лиса.

4) Разучивание стихотворений про гласные и согласные звуки. Работа  со звуковыми карточками: путешествие по городу Звукограду (по улице Певцов, где живут согласные звуки), по ул. Тихой, Сердитой - где живут согласные звуки.

Материал: Звуковые линейки, большой мяч, 3 вида карточек (красные, синие, зелёные), цветные карандаши, 3 вида карточек для индивидуального тестирования; цветные, призы детям.

Методологические приемы.  1. Создание игровой ситуации: отплывите на корабле в страну Красивой Правильной речи.

                                                  2. Письмо Незнайки Задание детям: отгадайте, какие звуки пропущены.

                                                  3. Работа со звуковыми линейками.

                                                  4. Детская игра «Откадай-ка»

                                                  5. Индивидуальная работа: преврати короткое слово в длинное ( с Настей А; с Климом Б; с Сашей Л; с Сашей С.).

                                                  6. Игра с мячом «Назови братца» (на умение различать твердые и мягкие согласные).

                                                  7. Индивидуальная работа с карточками (на каждого ребенка). Цель работы: деление слов на слоги, умение находить слова с заданным звуком.

                                                   8. Игра «Придумай предложение». Разбор слова Луна.

                                                   9. Заключение: оценка работы детей.

Ход занятия.

- Дети, сегодня мы с Вами поплывём  в страну правильной речи.

Занимайте места на корабле. Капитан отдайте команду: «Полный вперёд!» (звучит весёлая музыка).

- Ребята, вот мы попали в страну Красивой Правильной речи. В этой стране люди разговаривают друг с другом полными предложениями, говорят спокойно, чётко и красиво. Если Вы нарушите это правило, то Вам придётся уехать из города.

(Раздаётся стук).

Дети, мы получили письмо от Незнайки.

(Воспитатель читает письмо, но не может разобрать  все слова, так как пропущены отдельные звуки в словах).

«Здравствуйте, дети! Я приготовил для Вас призы. Вы возьмите …люч (к), откройте …каф (ш), положите на …тол (с)  …онверт (к) и достаньте  …ризы(п). (Читая письмо, воспитатель обращается к детям с вопросом «Какой звук пропустил Незнайка?»)

Вопросы к детям - Из чего состоят слова?( Из звуков)

- Понятны ли нам  слова, в которых не хватает звуков?( Нет).

(Появляется Незнайка, он здоровается с детьми. Воспитатель предлагает детям показать Незнайке, как они дружат со звуками. Дети берут звуковые линейки. Незнайка каждому показывает слово и слушает, как ребёнок интонационно выделяет голосом звуки, одновременно работая со звуковой линейкой). Незнайка даёт слова: шар, сыр, кот, жук, лук, рак, лес, уж.

- Как звуки расположены в словах? ( звуки в словах расположены друг за другом).

- Какие бывают слова? (Длинные и короткие)

- Какие слова мы называем длинными? (слова в которых много звуков)

- Какие слова мы называем короткими? (слова в которых мало звуков)

- Как можно узнать: это слово длинное или короткое? (слово можно прошагать, прохлопать).

(Незнайка приглашает детей к столу, на котором лежат картинки с длинными и короткими названиями и предлагает поиграть в игру « Отгадай-ка»). Незнайка «берёт» картинку с коротким названием «лук» и предлагает это короткое слово превратить в длинное - луковица).

Речевой материал: жук, дом, мяч, шар, сыр, рак, машина, карандаш, кот, сок.

Затем Незнайка приглашает детей поиграть в прятки. Он приготовил на столе картинки, в названии которых спрятались звуки (ш) и (ж))

Задание детям: найдите картинку, произнесите слово так, что бы ясно слышится заданный звук.

(Речевой материал: подушка, карандаш, шар, галоши, лыжи, крыжовник, шкаф, журавль, шапка).

Игра в кругу с мячом «Назови братца».

Воспитатель называет твёрдый согласный звук, а дети в ответ - мягкую пару звука.

(с) - (сь), (т) - (ть), (п) - (пь), (б) - (бь), (л) - (ль).

Работа с индивидуальными карточками.

Цель заданий на карточке №1: обведи синим кружком тех животных или предметы, названия которых есть звук (ш).

На карточке №2: назови нарисованных животных. Обведи кружком  тех, в названиях которых нет звука (з).

На карточке № 3: в прямоугольнике под каждым предметом нарисуй столько кружков, 4сколько слогов в слове.

- Я задумала два предложения. Все слова скажу в разбивку, а Вы должны узнать  и  назвать предложения: «Весна, солнце, пришла, яркое, светит».

(Дети предлагают разные варианты предложений. Вместе отбирают лучший вариант. Разбирают состав предложения: сколько слов, какое первое слово, второе, третье. Воспитатель предлагает обыграть предложение с помощью «живых слов».

- Правильно ли встали дети, правильно ли построили предложение?  Как сделать, чтобы предложение стало более длинным, более интересным, красивым?

(Пришла красивая весна. Пришла тёплая весна. Светит яркое солнце. Ярко светит лучистое солнце).

- Я задумала слово, а Вы должны его угадать. У меня «целая горсть» звуков. Я их буду «бросать» один за другим, а Вы будете ловить и составлять из них слов на своих карточках с помощью фишек.

(Воспитатель  «бросает звуки «л», «у», «п», «а». Дети выкладывают звуки на схемах).

- Сколько звуков в этом слове? (4 звука).

- Сколько в этом слове гласных звуков? (2 звука: (у) – (а)).

- Сколько в этом слове согласных звуков? (2 звука: (ль) – (п)).

- Какой фишкой обозначаем гласные звуки? (Красной).

- Какой фишкой мы обозначаем первый звук (ль): (Это мягкий согласный звук, обозначаем зелёной фишкой).

- Как называется звуки, которые можно долго и протяжно произносить? (Это гласные звуки).

- Как называются звуки, при произношении которых, во рту мешает язычок, губы, зубы и напрягается горлышко? (Это согласные звуки).

- Незнайка, а дети могут прочесть стихи про гласные и согласные звуки.

Воздух свободно идёт через рот,

 Нет препятствий разных

Голос участвует, голос зовёт

Звук получается гласным…

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Но не хочется им петь.

В заключении Незнайка дарит детям призы из конверта:

- За то, что внимательны,

Послушны и старательны

Дарю я Вам призы.

Воспитатель предлагает детям сесть на корабль, и дети уплывают из города Красивой Речи, где они играли и дружили со звуками.

Список использованной литературы:

1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей  группе детского сада;

2. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок;

3. Максаков А.И. Тумакова Г.А. Учите играя;

4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Путешествие в страну правильной речи". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо...

Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи»

Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи» в подготовительной группе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19102087","attributes":{"alt":"","class":"media...

Конспект итогового занятия по развитию речи и социальному миру «Путешествие в страну правильной речи»

Тема: «Путешествие по городу Правильной речи»Цели:Образовательные:- закрепить разбор слова, работу над предложением, умение составлять описательные рассказы по картинам;- продолжить з...

ООД по развитию речи "Путешествие в страну правильной речи"

Закрепить навыки правильного произношения....

Конспект по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» старшая группа

Конспект по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» старшая группа...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, дети 5-6 лет Тема: Путешествие в страну Правильной речи.

Обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх. Совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения словообразования; упражнять в употреблени...