Конспект игровой ситуации по обучению грамоте в старшей группе : "Путешествие в сказочный мир звуков".
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Харитонова Любовь

Интеграция образовательных областей:

            коммуникация, социализация, познание, здоровье.

Задачи:

           -закреплять умения определять местоположение звука в слове,

           -упражнять в звуковом анализе слов,

           -тренировать в конструировании букв и чтении слов,

             состоящих из одного-двух слогов, 

           -работать над лексическим значением слов,

           -воспитывать у детей желание выслушивать друг друга

            не перебивая, выполнять задания группой в 3-4 человека,

           -следить за осанкой детей, использовать физкультминутку.

Предшествующая работа:

           -занятие по ознакомлению со звуками,

           -работа в тетрадях «От звука к букве» №1,

           -дидактические игры: «Читаем и составляем слова»,  

            «Азбучка», «Прочитай по первым буквам»,

           -изготовление моделей звуков совместно с детьми,

           -конструирование букв из палочек, геометрических фигур.

Словарная работа:

            новое слово ГРОТ – большая пещера в горе с узким проходом,

            активизировать в речи слова: шипящие, гласные, твёрдые,

            мягкие согласные звуки, буква.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_igrovoy_situatsii.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Конспект

                                                  игровой ситуации

                                               по обучению грамоте

в старшей группе детского сада

тема: «Путешествие в сказочный мир звуков».

        

                                                                               Воспитатель: Харитонова Л.Ю.

Интеграция образовательных областей:

            коммуникация, социализация, познание, здоровье.

Задачи:

           -закреплять умения определять местоположение звука в слове,

           -упражнять в звуковом анализе слов,

           -тренировать в конструировании букв и чтении слов,

             состоящих из одного-двух слогов,  

           -работать над лексическим значением слов,

           -воспитывать у детей желание выслушивать друг друга

            не перебивая, выполнять задания группой в 3-4 человека,

           -следить за осанкой детей, использовать физкультминутку.

Предшествующая работа:

           -занятие по ознакомлению со звуками,

           -работа в тетрадях «От звука к букве» №1,

           -дидактические игры: «Читаем и составляем слова»,  

            «Азбучка», «Прочитай по первым буквам»,

           -изготовление моделей звуков совместно с детьми,

           -конструирование букв из палочек, геометрических фигур.

Словарная работа:

            новое слово ГРОТ – большая пещера в горе с узким проходом,

            активизировать в речи слова: шипящие, гласные, твёрдые,

            мягкие согласные звуки, буква.        

Материал:

           -корона для волшебницы,

           -три набора предметных картинок: мак, дом, самолет; диван,

            носки, санки; сом, осы, ведро,

           -картинки с кармашками для фишек:

           -фишки для звукового анализа слов - кружки  красного,

            синего, зеленого цветов,

           -материал для конструирования букв: проволока, пластилин,

            нитки, счетные палочки, веревочки,

           -сигнальная карточка на каждого ребенка,

           -картонная буква на тесемке на каждого ребенка, фломастеры,

           -магнитная доска,

           -плоскостное изображение паровоза с вагонами.  

Ход НОД :

Сегодня я расскажу вам сказку. В одном волшебном городе живут звуки.

Некоторые из них можно легко пропеть они называются……

-гласные звуки.

-Правильно, назовите их.

-Другие при произношении встречают преграду. Какие это звуки?

-согласные звуки.

-Я хочу услышать их, произнесите их.

-Третьи состоят из одного шума. Поэтому они целый день ворчат и шипят.

И называются они шипящие звуки.

-В этом же городе живет добрая, сказочная волшебница. Она очень дружна со звуками и любит играть с ними. Давайте и мы поиграем. Для этого выберем волшебницу, кто желает? (выбирается девочка, надеваем ей корону). Остальные дети получают сигнальные карточки.

-Волшебница покажет вам картинки и назовет изображенные на них предметы. Вы должны услышать где находится звук «М»: в начале слова, в середине или в конце и просигналить карточкой.(волшебница называет одну за другой картинки, следит за правильностью выполнения задания).

-Умница …….. Хорошо справилась с ролью Волшебницы и провела игру.

-Вам, ребята, понравилась игра? Хотите еще поиграть?

-А теперь я выбираю Волшебницу…….. (проводиться игра со звуком «О»).

-Звуки из сказочного города любят путешествовать. У них даже есть паровоз с чудесными вагончиками.

-Сегодня в путешествии отправляются звуки из слов КОТ, ЛИСА, ЛОСЬ, СЛОН.

-Каждому звуку надо купить билет. А билеты разные- для каждого звука свой. Билет с красным кружочком –для гласных звуков, с синим кружочком- для твердых согласных звуков, а с зеленым- для мягких согласных звуков.

-Ребята посмотрите кто едет в первом вагоне? (лось).

-Какой звук в этом слове первый?

-Какой он билетик получит? (синий кружок).

-Какой звук второй?

-Вот тебе билетик, гласный звук «О». (вставляем кружок в кармашек)

-Какой звук в слове ЛОСЬ последний? (мягкий согласный звук «с»).

Предложить ребенку найти билетик для этого звука и вставить его в кармашек.

-Молодцы! Звуки из этого слова готовы отправиться в путь. Но у нас еще есть звуки из слов ЛИСА, СЛОН, КОТ. Они тоже хотят получить билетики, поможем им. Вы самостоятельно раздадите билетики для этих звуков.

Дети работают группами по 3 человека. Выполняя задания за определенными столами.

-Контролер проверяет билеты (роль контролера выполняет воспитатель).

-Вот и отправились звуки в путешествие.

-Наверное и вам хочется? Тогда вперед! А что бы было веселее, споем песенку. (песня веселые путешественники 1 куплет).

-Вот и приехали. Наш поезд остановился у озера. Выходите все из вагонов.

-Ой, какое яркое солнце, так трудно смотреть. И все же давайте попробуем посмотреть на солнце. (дети моргают то одним, то другим глазом).

-А вон там, в дали я вижу грот. Вы знаете что это такое?

-Грот- это большая пещера в горе с узким проходом. Что там интересно? Давайте поспешим туда.

( на доске выложены буквы, у каждой не хватает одного или несколько элементов).

-Смотрите! Это проделки злого гнома! Он превратил звуки в буквы, но у каждой забрал один или несколько элементов.

-Давайте восстановим буквы. (работают 3 группы детей).

-Молодцы! Правильно восстановили буквы. А хотите сами составить буквы? (дети составляют буквы из пластилина, ниток, веревочек, счетных палочек, геометрических фигур).

-Ребята здесь что- то есть. (за магнитной доской цветные буквы на тесемках).

-Да это подарок доброй Волшебницы! Получайте. (дети выбирают буквы и вешают на грудь).

-Теперь пора возвращаться домой. (Дети садятся на стульчики.)

-Что бы дорога домой не казалась долгой, давайте поиграем. Игра называется «Живые буквы». (называется слово, выходят дети с соответствующими  буквами и составляют это слово).

-АМ, УМ, СОН, ШУМ, ЛАК, НА. (дети читают и пытаются дать обьяснения каждому слову, воспитатель помогает).

-Вот и закончилось путешествие в сказку.

-Вам понравилось? Что тебе …… понравилось больше всего?

-А тебе …..? ….. что ты запомнил?

-Что вам показалось самым трудным в пути?

-Я очень рада за вас. Все у вас получилось.

-На память у вас остались буквы – подарок Волшебницы.

-Буквы волшебные и вы можете их оживить, превратить в человечков, зверюшек, растения или еще во что-нибудь.

-Как же это можно сделать? (до рисовать глазки, ротик, косички, хвостики).

-Желаю вам творческих успехов!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну звуков"

Цели занятия. Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);Закреплять умение отвечать на вопросы;Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;Упражнят...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Наши помощники - звуки С и Ш

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Наши помощники - звуки С и Ш...

Конспект НОД речевое развитие. Обучение грамоте детей старшей группы. Тема: «Гласные и согласные звуки»

Цель: Ознакомление детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ мак и шар.Задачи:Образовательные:Формировать умение детей выделять отдельные звуки в слове.Развивающие: Продолжать разви...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Знакомство с звуком [А]"

Методическая разработка Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Знакомство с звуком [А]"...

Конспект образовательной ситуации по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие по сказке "Гуси лебеди"

Конспект образовательной ситуации по обучению грамоте в подготовительной группе...

Конспект образовательной ситуации по обучению грамоте в старшей группе Тема «Лес»

Конспект образовательной ситуации по обучению грамоте в старшей группе...