Педагогический проект совместной деятельности «Птицы нашего двора»
проект по обучению грамоте на тему
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, я решили реализовать проект «Птицы – нашего края»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. Поэтому необходтимо у детей сформировать умение рассказывать, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок. Учить, самостоятельно придумать рассказ с помощью иллюстраций. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 275 «Миша»
г. Новосибирск
Познавательно - речевой
проект
(2 младшая группа)
«ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, я решили реализовать проект «Птицы – нашего края»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.Поэтому необходтимо у детей сформировать умение рассказывать, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок. Учить, самостоятельно придумать рассказ с помощью иллюстраций. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
ТИП ПРОЕКТА: педагогический
ВИД ПРОЕКТА: познавательно-речевой.
УЧАСТНИКИ:Дети 2 младшей группы; Воспитатели; Родители 2 младшей группы
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ –3-4 лет.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: ноябрь 2013 года
ПРОБЛЕМА:Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий.
ЦЕЛЬ:расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни.
ЗАДАЧИ:
- развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют,вьют гнёзда, выводят птенцов);
- формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших;
- формирование умений: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной);
- развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
- расширение представлений детей о прилётных птицах (грачи, трясогузки, ласточки и др.), выведение птенцов, забота о них;
- учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением птиц;
- повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми ( изготовление кормушек, скворечников).
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТУ:
- Формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;
- Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.
- Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.
- Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГТ.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
Участвовать в изготовлении кормушек для птиц. Участие в акции «Птичья столовая».
Оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздников, конкурсов, театральных постановках, в изготовлении атрибутов и элементов костюмов.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
- интегрированные занятия;
- игры-ситуации;
- беседы;
- выставки рисунков и поделок;
- экскурсии;
- просмотр мультфильмов;
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- интерес детей и родителей;
- материальное обеспечение проекта;
- методические разработки.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:
Дидактический материал:
«Птицы», «Перелетные птицы», «Зимующие и перелётные птицы»,«Птицы в картинках», лото «Птицы», Разрезные картинки.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
- рекомендовать родителям понаблюдать с детьми во время совместных прогулок за птицами и дома нарисовать их;
- организовать выставку совместных работ по теме «Птички-невелички»;
- оформление папки-передвижки на тему: «Сохраним природу любовью и заботой»;
- привлечение родителей к изготовлению кормушек,скворечника,кучастию в конкурсе рисунков или фотографий птиц.
Предполагаемый результат:
- систематизация знаний детей о птицах;
- формирование осознанного действенного отношения к птицам,
- желание заботиться о пернатых;
- понимание значимости птиц в жизни людей;
- родитель, активно участвующий в проекте, способен воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.
Методическая литература:
И.М.Молчанова. Экологические беседы для дошкольников.
Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей.
О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.
Н. А. Никифорова. Сборник программно - методических материалов по изучению родного края.
В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.
Этапы реализации проекта «Птицы – нашего края»:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап (практический).
3. Заключительный этап.
1 этап. Подготовительный
Подготовка к проведению проекта.
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2. Подобрать художественную и познавательную литературу по теме.
3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, игровые задания и упражнения, аудиозаписи с голосами птиц, музыкальные произведения).
4. Составить перспективный план.
5.Изготовление шапочек - птичек; дидактические игры; создание атрибутов для занятий и игр.
6.Изготовление кормушек и скворечника.
7.Изготовление поделок для организации выставки « Птички-невелички».
На подготовительном этапе, мы с детьми обсудили вопросы, связанные с проектной и
исследовательской деятельностью.
- Птицы, какие они?
- Что ты знаешь о птицах?
- Как узнать птицу?
- Как разделить птиц на перелетных и зимующих?
- Какое значение имеют птицы в жизни человека?
Чтобы найти ответы на эти вопросы:
- определили цель и задачи проекта,
- разработали план-график работы,
- изучили познавательную, художественную и методическую литературу,
- подготовили оборудование для реализации данного проекта;
- сделали подборку игр для детей старшего дошкольного возраста;
- сделали опорные карточки с изображением птиц;
- разработали цикл наблюдений за птицами нашего края;
2 этап. Этап практический
Образовательная область «Социализация»:
- формировать представление о связях в природе «человек и птица»;
- побуждать желание узнать о птицах больше, заботиться о них;
- наблюдение за поведением птиц на прогулке, во время кормления у кормушки.
Игровая деятельность:
- развивать игровые навыкидетей: пластику, точность движений в имитационных и подвижных играх;
- формироватьконструктивные навыки в творческих и развивающих играх; звукоподражание в речевых играх.
Образовательная область « Познание»:
- развивать познавательные способности, желание узнать самостоятельно что – либо о птицах;
- поощрять интерес к источникам информации;
-развивать умственные способности.
Образовательная область «Здоровье»
-С учетом психофизиологического состояния здоровья учить детей контролировать своё поведение,эмоции, физическое состояние.
-Формировать умение прислушиваться к своему организму с опорой на сенсорные каналы восприятия.
- ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
- по формированию элементарных экологических представлений
- у детей 2-ой младшей группы в рамках проекта
- «ПТИЦЫ»
ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
I неделя | |
«Птицы нашего двора» | 1. Наблюдение за птицами: - Какие птицы прилетают на участок?; - Воробей; - Ворона; - Голубь; - Какие звуки издают птицы?; - Сколько ног у птиц и как они ходят?; - Сколько крыльев у птиц и как они летают? 2. Подвижные игры: - «Воробушки и кот»; - «Воробушки и автомобиль»; - «Большая птица». - «Воробьи и автомобиль», «Наседка и цыплята» 3. Игровые упражнения «Покажи птицу» (воробья, ворону и т.п.). 4. Раскрашивание силуэтов птиц (воробья, вороны, голубя).Аппликация «Домик для скворушки» 5. Игры-драматизации «Русские народные потешки о птицах». 6. Слушание: аудио «Голоса птиц». 7. Чтение: Е.Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц». 8. Аппликация «Воробей». 9. Лепка «Птичка». 10. Итоговое занятие «Птицы на участке детского сада». |
II неделя | |
Птицы нашего участка | 1. Наблюдение за птицами: - Синица; - Снегирь; - Птицы большие и маленькие; - Чем питаются птицы? - Какие птицы кормятся на кормушке? - Птичьи следы на снегу 2. Лепка: «Воробей», «Ворона», «Сорока». 3. Раскрашивание силуэтов птиц (синица, снегирь). 4. Чтение стихотворений: - А.Прокофьев «Снегири»; - В.Стоянов «Воробей»; - Р.Бухараев «Кормушка». 5. Слушание: аудио «Голоса птиц». 6. Заучивание стихотворения В.Приходько «Воробей». 7. Разучивание песни «Воробей» (сл. А.Чепцова, муз. В.Герчик) 8. Домашнее задание: изготовление кормушек. 9. Сюжетно-ролевые игры: «Птичья столовая», «Птица с птенчиками». «Экскурсия в лес» 10. Развешивание кормушек. 11. Коллективная аппликация «Птицы на кормушке». 12. Рисование «Следы птиц». 13. Итоговое занятие «Птицы зимой». |
План составлен на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Раздел программы | Содержание деятельности. |
НОД |
Рассматривание альбомов:«Всё о птицах» Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы» Наблюдение на улице «Гнездо среди ветвей» Игры имитации: «Мы птички»,«Узнай меня, я- птица…». Настольно-печатные игры: Лото «Птицы»,Разрезные картинки,Узнай и назови 2х одинаковых птиц. Дидактические игры: «Кто где живёт» «Зимующие и перелётные птицы» «Летает, плавает, бежит» «Откуда птица прилетела?» «Чей клюв?» «Узнай по следу» «Найди пару» «Что за птица?»; «Раздели птиц на перелетных и зимующих»; «Лишняя картинка»; «Угадай по описанию»; «Составь картинку из частей». Пальчиковые игры: «Воробьи»; «Птички»; «Веселое путешествие»; «Птенчики в гнезде». |
Социализация | Занятие по экологии «Поможем птицам зимой» Тематическое занятие «Зимующие птицы» Развлечение «Дома птиц» Участие в акции «Птичья столовая» Сюжетно-ролевые игры: «Птичья столовая», «Птица с птенчиками». |
Здоровье , Физическая культура | Подвижные игры: «Воробьи и автомобиль», «Наседка и цыплята», «Птички и птенчики», «Найди своё гнездо», «Птицы в гнездышках», «Воробушки и кот», « Перелет птиц». «Гуси-лебеди»; «Воробышки и автомобиль»; «Лиса и куры»; «Не боимся мы кота» Психогимнастика: «Пёрышки и камушки» |
Труд | Изготовление и вывешивание кормушек для птиц. Подкормка птиц «Вкусняшки для птиц». Фотографирование с кормушками и скворечником. |
Художественная литература. | Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами. Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми. Чтение:А.Барто «Птичка», «Кто как кричит?»; Е.Чарушин «Яшка»; М.Зощенко «Умная птичка»; А.Майков «Ласточка примчалась»;Е.Авдеенко «Воробей»;А.Толстой «Умная галка»; М.Пришвин «Дятел», «Гаечки»;М. Горький « Воробьишко»;Бианки « Синичкин календарь»;А. Кушнер «Птицы». К.Д. Ушинский «Ласточка».Чтение сказки В. Даля «Ворона».Стихи: Александрова А. «Скворцы»;А.Яшин «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы» |
Изобразительная деятельность | Рисование «Снегири» Составление композиции птицы - из сухих листьев. Лепка «Птичка» Ручной труд «Гнёздышко» лепка « Птичка клюет зернышки»,« Кормушкас зернышками». Аппликация«Домик для скворушки», «Снегирь». Рисование « Птичка клюют рябину», « Птичка в ладошке». Книжки-раскраски: «Птицы», «Лесные пернатые», «Птичий двор». Трафареты с изображением птиц. |
Исследовательская деятельность | Целевые прогулки. Наблюдения: Птицы, что изменилось в поведении осенью? Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками и под елью. Наблюдение и сравнение птиц на кормушках. Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет? Какие птицы не умеют летать? Почему? Изучаем дерево, плоды и семена: -какие они, кто их разносит, для чего они нужны? Какие животные посещают деревья садов и нашего участка—птицы, насекомые, пауки. Хорошо ли они заметны на дереве? |
Безопасность | Беседа на тему: «Осторожно – кошка!», «Не дадим птичке умереть от холода и голода». Наблюдение за кормушкой (птицы маленькие, беззащитные,не могут постоять за себя ) |
Коммуникация | Рассматривание фотографий птиц: «Птицы России», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы». Рассматривание сюжетных картинок: «Грачи прилетели», «Кормление птиц»; « Сороки на ветке рябины», « Снегири». Составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений о птицах , отгадывание загадок. |
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:
- Цикл НОД по теме «Птицы».
- Презентация на тему «Птицы нашего двора»
- Картотека художественного слова «Птицы нашего двора».
- Выставка (рисование, аппликация, лепка) на тему «Птицы нашего двора».
- Кормушки для птиц.
- Скворечники.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
- Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной.
- Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.
- В реализации проектной деятельности дети научились:
- задавать вопросы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- сочинять сказки, истории о птицах.
знания детей о птицах расширились;
4. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
5.На протяжении реализации проекта «Птицы – наши друзья» у детей развивалась связная речь.
6.Дети научились правильно подкармливать птиц. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
7.Повысился познавательный интерес у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной совместной деятельности «Птица – Веснянка»
Цели и задачи:1. Расширение представлений детей о народных праздниках;2. Словообразование сложных прилагательных способом сложения основ по ...
Педагогический проект совместной деятельности во 2 младшей группе «Птицы нашего двора»
Я решила реализовать проект «Птицы весной»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаж...
Педагогический проект совместно-игровой деятельности воспитателя с детьми и родителями в первой младшей группе ( с двух до трех лет) на тему: «Волшебная вода»
Проектная деятельность в первой младшей группе.Познавательно-исследовательский проект «Жить нельзя нам без воды»Воз...
Педагогический проект совместно-игровой деятельности воспитателя с детьми и родителями первой младшей группе (с 2-х до 3-х лет) на тему: «Весна Красна»
Педагогический проект совместно-игровой деятельности воспитателя с детьми и родителями первой младшей группе (с 2-х до 3-х лет)...
Проект по экологии "Деревья нашего двора"
Проект разработан для детей младшего дошкольного возраста.Проект краткосрочный ( 1 неделя)...
Педагогический проект совместной деятельности в младшей группе «Птицы – наши друзья»
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в си...
Педагогический проект совместной деятельности в младшей группе «Птицы – наши друзья»
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в си...