Педагогический проект совместной деятельности «Птицы нашего двора»
проект по обучению грамоте на тему

Крупина  Диана Анатольевна

В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, я решили реализовать проект «Птицы – нашего края»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. Поэтому необходтимо у детей сформировать умение рассказывать, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок. Учить, самостоятельно придумать рассказ с помощью иллюстраций. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект143 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 275 «Миша»

г. Новосибирск

Познавательно - речевой

проект

(2 младшая  группа)

«ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, я решили реализовать проект «Птицы – нашего края»! Это позволит расширить и углубить знания детей   о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.Поэтому необходтимо у детей сформировать умение рассказывать, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок. Учить,  самостоятельно придумать рассказ с помощью иллюстраций. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

ТИП ПРОЕКТА: педагогический

ВИД ПРОЕКТА: познавательно-речевой.

УЧАСТНИКИ:Дети  2 младшей группы; Воспитатели; Родители 2 младшей  группы

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ –3-4 лет.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:  ноябрь 2013 года

ПРОБЛЕМА:Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий.

ЦЕЛЬ:расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни.

ЗАДАЧИ: 

- развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют,вьют гнёзда, выводят птенцов);

- формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших;

- формирование умений: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной);

- развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

- расширение представлений детей о прилётных птицах (грачи, трясогузки, ласточки и др.), выведение птенцов, забота о них;

- учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением птиц;

- повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми ( изготовление кормушек, скворечников).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТУ:

  1. Формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;
  2. Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.
  3. Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.
  4. Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГТ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:

Участвовать в изготовлении кормушек для птиц. Участие в акции «Птичья столовая».

Оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздников, конкурсов, театральных постановках, в изготовлении атрибутов и элементов костюмов.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:

- интегрированные занятия;

- игры-ситуации;

- беседы;

- выставки рисунков и поделок;

- экскурсии;

- просмотр мультфильмов;

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

- интерес детей и родителей;

- материальное обеспечение проекта;

- методические разработки.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:

Дидактический материал:

 «Птицы», «Перелетные птицы», «Зимующие и перелётные птицы»,«Птицы в картинках», лото «Птицы», Разрезные картинки.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

- рекомендовать родителям понаблюдать с детьми во время совместных прогулок за птицами и дома нарисовать их;

- организовать выставку совместных работ по теме «Птички-невелички»;

- оформление папки-передвижки на тему: «Сохраним природу любовью и заботой»;

- привлечение родителей к изготовлению кормушек,скворечника,кучастию в конкурсе    рисунков или фотографий птиц.

Предполагаемый результат:

- систематизация знаний детей о птицах;

- формирование осознанного действенного отношения к птицам,

- желание заботиться о пернатых;

- понимание  значимости птиц в жизни людей;

- родитель, активно участвующий в проекте, способен воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

Методическая литература:

И.М.Молчанова. Экологические беседы для дошкольников.

Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей.

О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.

Н. А. Никифорова. Сборник программно - методических материалов по изучению родного края.

В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.

Этапы реализации проекта «Птицы – нашего края»:

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап (практический).

3. Заключительный этап.

1 этап. Подготовительный

Подготовка к проведению проекта.

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2. Подобрать художественную и познавательную литературу по теме.

3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, игровые задания и упражнения, аудиозаписи с голосами птиц, музыкальные произведения).

4. Составить перспективный план.

5.Изготовление шапочек - птичек; дидактические игры; создание атрибутов для занятий и игр.

6.Изготовление кормушек и скворечника.

7.Изготовление поделок для организации выставки « Птички-невелички».

На подготовительном этапе, мы с детьми обсудили вопросы, связанные с проектной и

исследовательской деятельностью.

- Птицы, какие они?

- Что ты знаешь о птицах?

- Как узнать птицу?

- Как разделить птиц на перелетных и зимующих?

- Какое значение имеют птицы в жизни человека?

Чтобы найти ответы на эти вопросы:

- определили цель и задачи проекта,

- разработали план-график работы,

- изучили познавательную, художественную и методическую литературу,

- подготовили оборудование для реализации данного проекта;

- сделали подборку игр для детей старшего дошкольного возраста;

- сделали опорные карточки с изображением птиц;

- разработали цикл наблюдений за птицами нашего края;

2 этап. Этап практический

Образовательная область «Социализация»:

- формировать представление о связях в природе «человек и птица»;

- побуждать желание узнать о птицах больше, заботиться о них;

- наблюдение за поведением птиц на прогулке, во время кормления у кормушки.

Игровая деятельность:

- развивать игровые навыкидетей: пластику, точность движений в имитационных и подвижных играх;

- формироватьконструктивные навыки в творческих и развивающих играх; звукоподражание в речевых играх.

Образовательная область « Познание»:

- развивать познавательные способности, желание узнать самостоятельно что – либо о птицах;

- поощрять интерес к источникам информации;

-развивать умственные способности.

Образовательная область «Здоровье»

-С учетом психофизиологического состояния здоровья учить детей контролировать своё поведение,эмоции, физическое состояние.

-Формировать умение прислушиваться к своему организму с опорой на сенсорные каналы восприятия.

  1. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
  2. по формированию элементарных экологических представлений
  3. у  детей 2-ой младшей группы в рамках проекта 
  4. «ПТИЦЫ»

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

I неделя

«Птицы нашего двора»                

   1. Наблюдение за птицами:

- Какие птицы прилетают на участок?;

- Воробей;

- Ворона;

- Голубь;

- Какие звуки издают птицы?;

- Сколько ног у птиц и как они ходят?;

- Сколько крыльев у птиц и как они летают?

   2.  Подвижные игры:

        - «Воробушки и кот»;

        - «Воробушки и автомобиль»;

        - «Большая птица».

         -  «Воробьи и автомобиль», «Наседка и цыплята»

  3.  Игровые упражнения «Покажи птицу» (воробья, ворону и т.п.).

   4.  Раскрашивание силуэтов птиц (воробья, вороны, голубя).Аппликация «Домик для скворушки»

   5. Игры-драматизации «Русские народные потешки о птицах».

   6. Слушание:  аудио «Голоса птиц».

   7. Чтение: Е.Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц».

   8. Аппликация «Воробей».

   9. Лепка «Птичка».

 10. Итоговое занятие «Птицы на участке детского сада».  

II  неделя

Птицы нашего участка                                    

   1. Наблюдение за птицами:

- Синица;

- Снегирь;
- Сорока;

- Птицы большие и маленькие;

- Чем питаются птицы?

- Какие птицы кормятся на кормушке?

- Птичьи следы на снегу

   2. Лепка: «Воробей», «Ворона», «Сорока».

   3. Раскрашивание силуэтов птиц (синица, снегирь).

   4. Чтение стихотворений:

      - А.Прокофьев «Снегири»;

      - В.Стоянов «Воробей»;

      - Р.Бухараев «Кормушка».

   5. Слушание: аудио «Голоса птиц».

   6. Заучивание стихотворения В.Приходько «Воробей».

   7. Разучивание песни «Воробей» (сл. А.Чепцова, муз. В.Герчик)

   8. Домашнее задание: изготовление кормушек.

   9. Сюжетно-ролевые игры: «Птичья столовая», «Птица с птенчиками». «Экскурсия в лес»

   10. Развешивание кормушек.

   11. Коллективная аппликация «Птицы на кормушке».

   12. Рисование «Следы птиц».

   13. Итоговое занятие «Птицы зимой».

План составлен на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Раздел программы

Содержание деятельности.

НОД

  1. «Как узнать птицу».
  2. «Осенние заботы птиц».
  1. «Составление описательного рассказа о птицах».
  1. «Птицы – наши друзья»,
  1. «Самая печальная книга природы – Красная книга»,
  1. Аппликация, лепка, рисование:«Снегири - как розовые яблоки»,«Птицы прилетели»,«Волшебный птичий хоровод».

Рассматривание альбомов:«Всё о птицах»

Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»

Наблюдение на улице  «Гнездо среди ветвей»

Игры имитации: «Мы птички»,«Узнай меня, я- птица…».  

Настольно-печатные игры:

Лото «Птицы»,Разрезные картинки,Узнай и назови 2х одинаковых птиц.

Дидактические игры:

«Кто где живёт»

«Зимующие и перелётные птицы»

«Летает, плавает, бежит»

«Откуда птица прилетела?»

«Чей клюв?»

«Узнай по следу»

«Найди пару»

 «Что за птица?»;

«Раздели птиц на перелетных и зимующих»;

 «Лишняя картинка»;

«Угадай по описанию»;

«Составь картинку из частей».

Пальчиковые игры:

«Воробьи»;

«Птички»;

«Веселое путешествие»;

«Птенчики в гнезде».

Социализация

Занятие по экологии  «Поможем птицам зимой»

Тематическое занятие «Зимующие птицы»

Развлечение  «Дома птиц»

Участие в акции «Птичья столовая»

Сюжетно-ролевые игры: «Птичья столовая», «Птица с птенчиками».

Здоровье , Физическая культура

Подвижные игры:

«Воробьи и автомобиль», «Наседка и цыплята», «Птички и птенчики», «Найди своё гнездо», «Птицы в гнездышках», «Воробушки и кот»,   « Перелет птиц». «Гуси-лебеди»; «Воробышки и автомобиль»;

 «Лиса и куры»; «Не боимся мы кота»

Психогимнастика: «Пёрышки и камушки»

Труд

Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.

Подкормка птиц «Вкусняшки для птиц».

Фотографирование с кормушками и скворечником.

Художественная литература.

Пословицы и поговорки о птицах.

Приметы с птицами.

Отгадывание загадок.

Придумывание загадок детьми.

Чтение:А.Барто «Птичка», «Кто как кричит?»; Е.Чарушин «Яшка»; М.Зощенко «Умная птичка»; А.Майков «Ласточка примчалась»;Е.Авдеенко «Воробей»;А.Толстой «Умная галка»; М.Пришвин «Дятел», «Гаечки»;М. Горький « Воробьишко»;Бианки « Синичкин календарь»;А. Кушнер «Птицы». К.Д. Ушинский «Ласточка».Чтение сказки В. Даля «Ворона».Стихи: Александрова А. «Скворцы»;А.Яшин «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы»

Изобразительная

деятельность

Рисование  «Снегири»

Составление композиции птицы - из сухих листьев.

Лепка  «Птичка»

Ручной труд  «Гнёздышко»

лепка « Птичка клюет зернышки»,« Кормушкас зернышками».

Аппликация«Домик для скворушки», «Снегирь».

Рисование « Птичка клюют рябину», « Птичка в ладошке».

Книжки-раскраски: «Птицы», «Лесные пернатые», «Птичий двор».

Трафареты с изображением птиц.

Исследовательская деятельность

Целевые прогулки.

 Наблюдения:

Птицы, что изменилось в поведении осенью?

Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками и под елью.

Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?

Какие птицы не умеют летать? Почему?

Изучаем дерево, плоды и семена:

-какие они, кто их разносит, для чего они нужны?

Какие животные посещают деревья садов и нашего участка—птицы, насекомые, пауки.

Хорошо ли они заметны на дереве?

Безопасность

Беседа на тему: «Осторожно – кошка!», «Не дадим птичке умереть от холода и голода».

Наблюдение за кормушкой (птицы маленькие, беззащитные,не могут постоять за себя )

Коммуникация

Рассматривание фотографий птиц: «Птицы России», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».

Рассматривание сюжетных картинок: «Грачи прилетели», «Кормление птиц»; « Сороки на ветке рябины», « Снегири».

Составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений о птицах , отгадывание загадок.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:

  1. Цикл НОД по теме «Птицы».
  2. Презентация на тему «Птицы нашего двора»
  3. Картотека художественного слова «Птицы нашего двора».
  4. Выставка (рисование, аппликация, лепка) на тему «Птицы нашего двора».
  5. Кормушки для птиц.
  6. Скворечники.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

  1. Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной.
  2. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.
  3. В реализации проектной деятельности дети научились:

-  задавать вопросы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперимент;

- делать выводы и умозаключения;

-  сочинять сказки, истории о птицах.

 знания детей о птицах расширились;

      4. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.

      5.На протяжении реализации проекта «Птицы – наши друзья» у детей развивалась связная речь.

      6.Дети научились правильно подкармливать птиц. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь  на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).

      7.Повысился познавательный интерес у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной совместной деятельности «Птица – Веснянка»

Цели и задачи:1.      Расширение представлений детей о народных праздниках;2.      Словообразование сложных прилагательных способом сложения основ по ...

Педагогический проект совместной деятельности во 2 младшей группе «Птицы нашего двора»

Я решила реализовать проект «Птицы весной»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаж...

Педагогический проект совместно-игровой деятельности воспитателя с детьми и родителями в первой младшей группе ( с двух до трех лет) на тему: «Волшебная вода»

Проектная деятельность в первой младшей группе.Познавательно-исследовательский проект «Жить нельзя нам без воды»Воз...

Педагогический проект совместно-игровой деятельности воспитателя с детьми и родителями первой младшей группе (с 2-х до 3-х лет) на тему: «Весна Красна»

Педагогический проект совместно-игровой деятельности воспитателя с    детьми и родителями    первой младшей группе (с 2-х до 3-х лет)...

Проект по экологии "Деревья нашего двора"

Проект разработан для детей младшего дошкольного возраста.Проект краткосрочный ( 1 неделя)...

Педагогический проект совместной деятельности в младшей группе «Птицы – наши друзья»

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в си...

Педагогический проект совместной деятельности в младшей группе «Птицы – наши друзья»

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в си...