Речевые игры для детей подготовительной группы
материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_6_rechevye_igry_dlya_detey_podgotovitelnoy_gruppy.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые игры для детей подготовительной группы
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №16 « Ивушка»
воспитатель Колисниченко И.Б.
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.
Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Цель работы: эффективность использования игрового материала по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Активизировать знания детей о звуковом строении слова;
2. Закреплять умения делить слова на слоги (части), называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово;
3. Закреплять знания детей о строении предложения: уметь называть слова с указанием последовательности, строить схемы предложений;
4. Развивать связную речь, расширять словарный запас;
5. Способствовать развитию любознательности, познавательной активности.
6. Учить планировать свои действия в игровой ситуации, выполнять правила игры.
Цель: Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. Оборудование: три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, вверху – слоговой состав слов; карточки с изображением животных.
Ход игры: Воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Детям предлагается определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Дети по одному выходят к фланелеграфу, берут карточку с изображением животного, называют его, при помощи хлопков определяют количество слогов в слове.
По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.
Также речевая зона представлена картотеками:
- картотека пальчиковой гимнастики;
- картотека физминуток;
- картотека потешек; данная работа направлена на развитие речи детей.
Например, дети любят игру «Поймай мяч». Цель её - развитие умений определять наличие звука в слове.
Дети садятся в ряд, и ведущий каждому по очереди бросает мяч, называя при этом слово. Ребёнок ловит мяч только в том случае, если в слове есть данный звук. Или, «Ходим, ходим по базару», дети встают в круг и идут друг за другом по кругу, произнося слова: « Ходим, ходим по базару. Ищем всякого товара». Воспитатель спрашивает: «Что будем покупать?» Ребенок должен назвать одно обобщающее понятие, например: овощи. Как только произнесли слова, самый ловкий из детей встает в круг и называет любой овощ, произнося по слогам и прохлопывая. Например: мор – ковь. Затем название этого овоща проговариваем и прохлопываем все вместе, называя количество слогов.
1. Выделение звука.
1) Выделение звука в начале, в середине, в конце слова. Для этого использовали схематическое изображение: полоска бумаги + круг, на которой дети показывали место звука в слове.
2) Придумывание слов с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова.
3) Составление слов из начальных букв названий предметов, например: ЛЕВ, ИГЛА, СЛОН, АИСТ (ЛИСА)
2. Работа над предложением .
1) Составление описательных рассказов.
2) Работа над пересказом.
3) Драматизация.
4) Формирование умений строить схему предложения:
а) подсчёт количества слов в предложении, определение первого, второго и т.д. слов; знакомство детей с тем, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, слова пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка.
б) строить схемы предложений на столе и фланелеграфе из готовых полосок.
в) строить предложения из заданного количества слов (без схемы и по схеме).
г) знакомство с правилом - имена, клички животных пишутся с большой буквы; составление схем предложений, применяя данное правило.д) составление предложений по заданной схеме.е) введение понятия «предлог» или «маленькое слово». (задачу употреблять слово«предлог» в активной речи детей для себя не ставила).
В работе со схемой предложения я использовала фланелеграф. Один ребенок составлял схему предложения на фланелеграфе, а остальные на столах из готовых полосок. Затем проверяли. Если были допущены ошибки, исправляли их, называя поочередно каждое слово в предложении, указывая на то, что это за слово и как оно пишется в предложении.
Для этой работы на подгруппу детей заготовлены конверты со схемами предложений и один большой конверт для работы на фланелеграфе. В работе над предложением я использовала печатную игру «Маленькие слова».
Эта игра помогла детям:
- Научиться понимать пространственное значение предлогов: под, над, на, в, у, около и т. д.
- Сформировать представление о предлоге, как отдельном слове.
- Научиться сочинять небольшие рассказы.
- Научиться составлять предложения с предлогом без картинки на любую тему.
3. Деление слов на части (слоги).
1) Деление двухсложных слов, например: ка-ша, ши-на; трехсложных слов на слоги, например: ма-ши-на.
2) Деление слов на слоги с Ь – знаком, например: мед-ведь.
3) Деление слов на слоги, где гласный является одной из частей слова, например: о-гу-рец, у-лит-ка.
4. Постановка ударения в словах.
1) Учить произносить слово, выделяя «ударный слог» голосом звать слово.
2) Формировать умение находить ударный слог в словах.
3) Упражнять в составлении слов из слогов.
Литература:
- № 4 2004г, с109.
- Князева О.Л, Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Детство – Пресс, СП, 1998г.
- Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум, М, 1995г.
- Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Дельта, С – П, 1997г.
- Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления. Логопед, № 4, 2004г, с13.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Гринго, Лайнер, 1995г.
- Новоторцева Н.В. Учимся читать:обучение грамоте в детском саду и дома. Академия развития, Ярославль,1998г.
- Смолянская В.С. Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению.- Мозырь: Содействие, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект речевой деятельности для детей подготовительной группы с ТНР "Игра-драматизация "Гуси-лебеди"
Задачи:- вспомнить русскую народную сказку "Гуси-лебеди";- упражнять в образовании относительных и притяжательных прилагательных;- закреплять целостное восприятие при составлении разрезной картинки;- ...
Речевое развитие: Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»(с использованием технологии ТРИЗ)...
Конспект образовательной деятельности «Игры с Речевичком» по речевому развитию для детей подготовительной группы.
Очень часто, особенно, у детей с нарушением речи, возникают затруднения при образовании притяжательных прилагательных. Представляю Вашему вниманию конспект ОД, целью которого является - формировать ум...
Консультация для родителей: «Речевые игры для детей подготовительной к школе группы»
Развитие речи у дошкольников идет ускоренными темпами. В этом возрасте дети не только учатся произносить звуки, но и делать это правильно, параллельно пополняя собственный словарный запас. Для родител...
Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта «Развитие и обогащение словарного запаса через речевые и лексические игры для детей подготовительной группы с ФФНР»
Цель: Создания условий для развития фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста через активное использование дидактических игр и лексических упражнений....
Опыт работы и рецензия на тему"Развитие и обогащение словарного запаса через речевые и лексические игры для детей подготовительной группы с ФФНР"
Цель:Создания условий для развития фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста через активное использование дидактических игр и лексических упражнений....