Методическая разработка
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Туманова Алла Камиловна

:Конспект занятия

Цель:

формирование лексико-грамматического строя речи и развитие связного высказывания на основе использования загадок и игровых ситуаций.

формирование лексико-грамматического строя речи и развитие связного высказывания на основе использования загадок и игровых ситуаций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdravstvuy_les_dremuchiy_les.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Московского района г. Санкт-Петербурга

                                  Тема:  «Здравствуй лес, дремучий лес,

                                                Полный сказок и чудес».

Совместная организованная деятельность учителя-логопеда, инструктора ЛФК, воспитателя с детьми подготовительного дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

                    учитель – логопед А.К.Туманова.

воспитатель Н.В. Понаморева

инструктор ЛФК В.В. Каплина

Санкт-Петербург

2013

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Московского района г. Санкт-Петербурга

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи и развитие связного высказывания на основе использования загадок и игровых ситуаций.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- расширить представления детей о деревьях и животных наших лесов;

- совершенствовать навыки связной речи;

- закреплять навыки словообразования и словоизменения (согласование существительных с числительными, образование относительных прилагательных, образование притяжательных прилагательных);

- обучать падежному управлению существительных в родительном, творительном, винительном падежах;

- учить подбирать и находить слова – родственники.

Коррекционно-развивающие:

-развивать навыки координации речи с движениями;

-развивать физиологическое дыхание;

-развивать общие речевые навыки;

-развивать память, внимание и ассоциативное мышление;

- закрепить приемы скатывания, расплющивания, примазывания, деление на части с помощью стеки;

- развивать композиционные навыки.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе и животному миру.

Предварительная работа:

-чтение рассказов поговорок, пословиц о деревьях и животных;

-обогащения словаря по теме: «Деревья», «Дикие животные»;

-разучивание пальчиковой гимнастики;

-формирование навыков словоизменения (согласование существительных с числительными).

Интеграция образовательных областей:

-коммуникация;

-социализация;

-чтение художественной литературы;

-здоровье;

-безопасность;

-художественное творчество.

Материалы и оборудование:

- посылка;

-предметные картинки с изображением различных деревьев;

- предметные картинки с изображением животных наших лесов и их детёнышей;

- дидактическая игра «Чья голова? Чьё ухо? Чей хвост?»;

- панно «Лесная поляна»;

- осенние листья;

- цветная бумага;

- простые карандаши;

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Московского района г. Санкт-Петербурга

- трафареты листьев;

- пластилин;

- салфетки для рук;

- доски для лепки.

Используемые технологии:

- здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, элементы ЛФК);

- пластилинография;

-технология игрового обучения.

Учитель-логопед

Дети

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня к нам пришли гости.

Давайте поздороваемся с ними.

2.Создание игровой ситуации.

Ребята, я сегодня получила посылку. Давайте посмотрим, что в ней? (открываем посылку)

Посмотрите на этом листочке что-то написано (читает письмо)

«Дорогие ребята!

Пишут Вам лесные жители. В нашем лесу случилась беда. Баба Яга перепутала все деревья в лесу. Помогите нам вернуть всё на свои места. Очень надеемся на  Вашу помощь. Лесные жители.

Давайте поможем лесным жителям. Для этого произнесём волшебные слова.

Я на ножке покручусь

В осеннем лесу я окажусь.

3.Основная часть

Игра «Отгадай»

Развитие мышления (сравнение, обобщение, анализ), развитие связного высказывания.

Вот мы и оказались в сказочном лесу. Посмотрите, что натворила Баба Яга! На берёзе растут иголки, на рябине жёлуди, на дубе берёзовые серёжки. Непорядок! Мы с Вами должны расколдовать деревья. А для этого вы должны отгадать загадки о деревьях

Стоит Алёна – платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан.

Правильно. Берёза может надеть свой наряд.

Тёмной он покрыт корой,

Лист красивый вырезной,

А на кончиках ветвей

Много-много желудей.

Скажите, какой лист и какая кора у дуба.

А что растёт на кончиках ветвей?

Молодцы ребята, и дубу помогли надеть свой наряд.

Осень, как только свистнет

Зыбкий ветер-дождевик,

У него зелёные листья

Пожелтеют в тот же миг.

Какого цвета становятся листья клёна осенью?

Развитие умения подбирать и находить слова – родственники.

Помогите клёну и подберите слова-родственники к слову «Лист».

Молодцы! Вот и клён у нас принарядился.

Если дунет ветерок,

Задрожит её листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок.............

Правильно. Что всегда делают листочки осины?

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды снуют

И галдя, его клюют.

Какие птицы любят ягоды рябины?

Правильно. Осенью перед дальним отлётом они наедаются ягодами рябины. Их даже называют дрозды-рябинники.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Сама ничего не шьёт

А в иголках круглый год.

Правильно. Как называются деревья, у которых вместо листьев растут иголочки?

А какое ещё хвойное дерево может расти в нашем лесу?

Рассмотрите вот эти ветки и скажите, какая из них веточка сосны, а какая ели?

Игра «С какого дерева лист»

(образование относительных прилагательных)

А теперь покроем наши деревья листвой.

Игра «Сосчитай»

(согласование имён существительных с числительными 2 и 5)

А теперь чтобы в лесу было много деревьев, мы должны их правильно сосчитать.

Молодцы. А теперь пусть наш лес оживёт.

 «Лесная зарядка»

Развитие общей моторики

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.

Листья деревьев, жёлуди, шишки, веточка ели, ягоды рябины, берёзовая кора.

Берёза.

Дуб

У дуба тёмная кора и вырезной лист.

На ветвях у дуба растут жёлуди.

Клён

Листья клёна осенью становятся жёлтыми, красными, оранжевыми и т.д.

Лист, листок, листик, листочек.

Осины.

Листья осины всегда дрожат.

Рябина

Ягоды рябины любят дрозды.

Ель

Хвойные деревья

Сосна

Это сосновая ветка, потому что иголки длинные, а это еловая ветка, т.к. иголки у неё короткие.

Листья рябины - рябиновые листья.

Листья дуба – дубовые листья.

Листья клёна – кленовые листья.

Листья осины – осиновые листья.

Листья берёзы – берёзовые листья.

Веточка сосны – сосновая ветка

Две белоствольные берёзы, пять белоствольных берёз

Две зелёных ёлки, пять зелёных ёлок

Два могучих дуба, пять могучих дубов

Две дрожащих осинки, пять дрожащих осинок

Две красных рябины, пять красных рябин

Два кудрявых клёна, пять кудрявых клёнов

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Инструктор ЛФК

Развитие общей моторики, координации движений и равновесия, формирование правильной осанки

Входит Старичок – Лесовичок

Ребята Вы такие молодцы помогли деревьям. Наверно очень устали. Давайте пойдём на лесную полянку и отдохнём.

По тропинке леший шёл.

На тропинке гриб нашёл.

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок.

Леший сладко потянулся,

А потом назад прогнулся,

А потом вперёд вернулся.

Леший выполнил разминку,

И уселся на тропинку.

Упражнение на восстановление дыхания

Ветер дует на траву,

На траву – мураву.

На осоку, камыши,

А трава шуршит, шуршит.

Фонопедическое упражнение (выполняется на одном дыхании)

Ш-ш-ш - трава шуршит.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом, повторяя движения инструктора ЛФК

Дети делают вдох носом, выдох через рот.

Произносят на одном дыхании ш-ш-ш

Учитель логопед

Ребята Баба-Яга перепутала не только деревья в лесу, но и части тел животных.

Деревьям мы помогли, давайте поможем и животным.

Игра «Чья голова, чьё ухо, чей хвост?»

(образование притяжательных, прилагательных)

Найдите и назовите части тела животных.

Молодцы! Пока мы с вами помогали взрослым животным, их детёныши потерялись. Помогите детёнышам найти их мам.

Игра «Помоги детёнышам найти своих мам»

Спасибо ребята вы помогли детёнышам найти их мам.

Это лиса – Я нашёл лисий хвост.

Это заяц – Я нашёл заячьи уши.

Это ёж – Я нашёл ежиные колючки.

Это лось – Я нашёл лосиные рога.

Это волк – Я нашёл волчий хвост.

Это белка – Я нашёл беличьи лапки.

У меня лосёнок – его мама лосиха.

У меня медвежонок – его мама медведица.

У меня зайчонок – его мама зайчиха.

У меня бельчонок -  его мама белка.

 У меня волчонок -  его мама волчица.

У меня ежонок – его мама ежиха.

Воспитатель

Какие вы ребята молодцы! Помогли животным, помогли деревьям, отгадали все загадки. Отгадайте ещё одну.

Растут – зеленеют,

Упадут – пожелтеют,

Полежат – почернеют.

Правильно.

Давайте  на память о сегодняшнем путешествии сделаем с вами осенние листья Для этого нам с вами нужно подготовить наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

(развитие мелкой моторики)

Ветер по лесу летал,

Ветер листочки считал.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Ветер по лесу кружил,

Ветер с листьями дружил

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой.

К ночи ветер – ветерок

Рядом с листьями прилёг.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной

Вот с берёзки золотой.

И последний лист с осинки

Тихо дремлет на тропинке.

Давайте рассмотрим осенние листья. Какой они формы?

Какого цвета?

Видите какими цветами наградила осень листья. Трафареты листьев наложите на картон и обведите.

Из небольших кусочков пластилина желтого, коричневого, оранжевого, красного цветов скатайте шарики, разложите их по контуру листа и расплющите кончиками пальцев по картону, не выходя за контур.

Красивые у вас получились листья.

Теперь положите каждый лист к своему дереву. Назовите под какое дерево вы положили листочек?

Молодцы! Вы сегодня порадовали нас. А теперь мы приготовили для вас угощение.

Листья

Машут кистями рук из стороны в сторону.

Сжимают пальцы на обеих руках в кулак.

Разгибают пальцы на обеих руках на название листа.

Делают круговые движения кистями обеих рук.

Сжимают пальцы на обеих руках в кулак

Разгибают пальцы на обеих руках на название листа.

Складывают ладони крепко прижимая,

друг к другу

Сжимают пальцы на обеих руках в кулак

Разгибают пальцы на обеих руках на название листа.

У клена похожи на ладошки.

У березы на сердечко.

У дуба овальный.

У осины круглый.

Желтый.

Красный.

Коричневый.

Оранжевый.

Дети выполняют задание.

Дети выполняют задание.

Я положил листочек под березу.

Я положил листочек под дуб.

Я положил листочек под осину.

Я положила листок под клен.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...