Обобщающее занятие по грамоте. Тема: "Птицы".
план-конспект занятия (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме
Обобщающее занятие по грамоте. Тема: "Птицы". Проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchee_zanyatie_po_gramote.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающее занятие по грамоте «Что? Где? Когда?»
Цель: обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях на материале лексической темы «Птицы».
Задачи:
- Учить детей самостоятельно давать характеристику звукам, совершенствовать звуко-слоговой анализ и синтез.
- Закрепить правильный образ печатных букв алфавита, вычленять буквы и читать слова.
- Учить придумывать предложения и составлять схему предложения.
- Расширять словарь однокоренных слов.
- Развивать зрительно-пространственную координацию, внимание, мышление, память.
Ход занятия.
Внимание! Сегодня у нас состоится игра «Что? Где? Когда?»
Против знатоков играют сказочные герои. Тема игры: «Птицы».
Предварительный отбор.
Логопед. Скажите пожалуйста, чем птицы отличаются от животных, насекомых?
Дети. У птиц тело покрыто перьями, они умеют летать, имеют клюв, два крыла, две лапы, хвост.
Логопед. Как называются птицы, которые прилетают к нам весной?
Дети. Перелетные.
Логопед. Как называются птицы, которые остаются зимовать.
Дети. Зимующие.
Логопед. Как называются птицы, которые могут и летать и плавать?
Дети. Водоплавающие.
Логопед. Каких птиц вы знаете? Назовите каждый по одной птице.
Дети называют.
Логопед. Молодцы. Вы достойны стать знатоками.
Дети подходят к игровому полю.
Логопед. Право вращать волчок предоставляется первому ребенку.
Ребенок. Стрелка указывает на конверт с буквой К.
Логопед. Уважаемые знатоки! Против вас сегодня играют сказочные герои. Послушайте и скажите, кому принадлежат эти слова. «Свершилось чудо! Друг спас жизнь друга! И ему полагается немножечко пошалить!»
Дети. Карлсону.
Логопед читает задание от Карлсона.
Уважаемые знатоки! Внимательно прослушайте слова, определите последний звук в словах. Расскажите про него (нарисуйте его портрет).
Сорока, ворона, сова, синица (а – гласный).
Воробей, соловей, попугай – (й – согласный, мягкий, звонкий).
Глухарь, снегирь – (рь – согласный, мягкий, звонкий).
Клест, аист – (т – согласный, твердый, глухой).
(Дети слушают слова, определяют последний звук и дают ему характеристику.)
Логопед. Знатоки успешно справились с заданием, и счет становится 1:0 в пользу знатоков.
(Второй ребенок крутит волчок. Стрелка указывает на конверт с буквой О.)
Логопед. Чтобы узнать, кто играет против вас, послушайте загадку:
Бабушка девочку очень любила,
Красную шапочку ей подарила,
Девочка имя забыла свое,
Ну, отгадайте, как звали ее?
Дети. Красная шапочка.
Логопед. Итак, Красная Шапочка играет против знатоков.
(Читает письмо от красной шапочки.)
Уважаемые знатоки! Я отправляю к вам свою знакомую сороку. Она вам объяснит задание.
Прилетает сорока (ребенок), рассказывает, что она – самая честная, умная птица, и никогда не может ничего перепутать.
Логопед. Ребята, послушайте внимательно стихотворение и запомните то, что сорока скажет неправильно.
Взлетела сорока высоко,
И вот, тараторит сорока,
Что сахар ужасно соленый,
Что сокол не сладит с вороной,
Что раки живут на дубе,
Что рыбы гуляют в шубе,
Что яблоки синего цвета,
Что ночь наступает с рассветом,
Что в море – сухо-пресухо,
Что лев слабее, чем муха,
Всех лучше летают коровы,
Поют же всех лучше совы,
Что лед горячий-горячий,
Что в печке холод собачий
И что никакая птица
В правдивости с ней не сравнится!
Логопед. Ах, Сорока-белобока!
От тебя одна морока!
Прилетела, натрещала,
Перепутала немало!
Отдай нам скорей задание от красной шапочки.
Сорока отдает ребусы.
Знатоки справились с заданием и счет становится 2:0
Третий ребенок вращает волчок.
Стрелка указывает на букву.
Внимательно прослушайте слова, и отгадайте, какой герой мультфильма приготовил вам задание.
Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Дети. Винни-Пух.
Логопед читает задание от Винни-Пуха.
Уважаемые знатоки! Послушайте стихотворение от любителя сочинялок.
Жил да был воробей,
По прозванью Ротозей.
И зимой и летом он
Обожал считать ворон.
Скажите, что означает выражение «считать ворон»?
Филин стать решил певцом:
- Не ударю в грязь лицом!
У меня отличный слух,
И запел он басом – у-у-ух!
Скажите, что означает выражение «не ударь в грязь лицом»?
Дети объясняют.
Логопед. Молодцы! А теперь, не ударим в грязь лицом, и прочитаем названия птиц, зашифрованные на карточках.
(У каждого знатока набор букв, из которых ребенок должен составить слово. Звездочки: КЛЕСТ, СОВА, ДЯТЕЛ, СИНИЦА, РЯБЧИК, ГЛУХАРЬ, ГОЛУБЬ и др.
Знатоки успешно выполнили задание Пятачка. Счет становится 3:0.
Уважаемые знатоки, настало время музыкальной паузы. Мы заменим ее на игровую. (Физкультминутка. Народная песенка «Ласточки»)
Четвертый ребенок вращает волчок.
Логопед. Уважаемые знатоки! Против вас играет героиня сказки, потерявшая хрустальную туфельку на балу. Кто она?
Дети. Золушка.
Логопед. Золушка играет против знатоков.
Золушка. Уважаемые знатоки! Я очень люблю птиц. Но не знаю, в какие домики их поселить. Расселите их по количеству слогов в слове.
Если в слове 1 слог – в домик с цифрой 1.
Если в слове 2 слога – в домик с цифрой 2.
Если в слове 3 слога – в домик с цифрой 3.
Но сначала откройте капсулу и прочитайте, какую птицу вам необходимо поселить в домик.
Каждый ребенок открывает капсулу, читает свое слово, выбирает картинку, определяет количество слогов и сам встает в домик – обруч с соответствующей цифрой).
Дети объясняют, почему они поселили птицу в этот домик.
Логопед. Знатоки справились с заданием. Счет становится 4:0 в пользу знатоков.
Логопед. Остался последний конверт. Отгадайте загадку и узнайте, кто из героев играет против вас.
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
Дети. Буратино.
Логопед читает задание от Буратино.
Ребята, придумайте предложение со словом ПТИЦЫ.
Составьте схему предложения (сколько слов в предложении, правила написания предложений).
Разберите по звукам слово ПТИЦЫ, расскажите о каждом звуке.
Логопед. Молодцы, знатоки, выполнили и последнее задание. Счет становится 5:0 в пользу знатоков.
Итак, нам остается составить буквы, написанные на конвертах в слово. Складывается слово ШКОЛА.
Логопед. Ребята, впереди вас ждет …
Дети. Школа.
И вы – будущие…
Дети – школьники.
Летом вам родители купят … принадлежности.
А пока мы еще…
Дети. Дошкольники.
Логопед. Слова: школа, школьники, школьные, дошкольник – родственники. Они, как одна семья живут в ладошке.
Дети проговаривают слова – загибают пальчики.
За хорошее знание звуков, букв, названий птиц, за умение читать слова, разбирать предложения, знатокам вручаются медали.
Конец игры. Всего доброго! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающее занятие по грамоте для детей старшей группы "Веселые фигуры".
Обобщающее занятие по грамоте для детей старшей группы "Веселые фигуры". Используется прием обозначения гласных звуков геометрическими фигурами. Проводится звуковой анализ простых слов....
Конспект подготовительного занятия перед экскурсией Тема: «Птицы леса»
Конспект подготовительного занятия перед экскурсиейТема: «Птицы леса»...
Технологическая карта занятия по легоконструированию Тема: «Птицы»;
ФИО участника: № участника:Образовательные области: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие;Тема: «Птицы»;Возрастная группа: подготовительная группа;Ц...
Конспект занятия «Птицы зимой» Тема: «Птицы зимой»
Конспект занятия «Птицы зимой»Тема: «Птицы зимой»Цель: Обобщить знания детей. Полученные при наблюдениях за птицами, установить связь между формой клюва и питанием...
Занятие по логоритмике тема "Птицы"
Разработка НОД по логоритмике для детей 5-6 лет тема "Птицы"...
Конспект занятия по лепке Тема «Птицы» для детей подготовительной группы детского сада
Конспект занятия по лепке Тема «Птицы» для детей подготовительной группы детского сада Цель: развивать творчество детей; формировать умения передавать форму основной части и других частей, их пр...
Технологическая карта для воспитателя подготовительной группы. Занятие - окружающий мир, тема: "Птицы Ставропольского края"
Примерная технологическая карта для занятия по окружающему миру в старшей группе "Птицы Ставропольского края"...