Подготовка руки к письму
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и их руки к письму.
Актуальность проблемы:
В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
Один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
Исследования ученых (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Е.Е. Шулешко, Е.А. Бугрименко, Л.Е. Журова, Г.Ф. Марцинкевич и др.) позволили установить оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, «ребенок как бы теряет свои лингвистические способности». Е.Е. Шулешко в своей работе "Обучение письму и чтению" выделил, что "перенос обучения письму и чтению в дошкольный возраст помогает избежать того колоссального напряжения, которое испытывает ребёнок, приступая к началу школьного обучения, делает процесс интересным, увлекательным, длительным, сохраняя при этом детскую непринуждённость и здоровье". Пятилетний малыш обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому работа со словом должна идти в другом направлении: от смыслового значения слова осуществляется переход к звуковому.
Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_podgotovka_ruki_k_pismu.docx | 65.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 391 г.о. Самара
Методическая разработка
«Подготовка руки к письму»
Для воспитанников подготовительной группы
Выполнил: Старший воспитатель МКДОУ № 391 г.о. Самары Старченкова Мария Александровна
Самара 2010г.
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и их руки к письму.
Актуальность проблемы:
В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
Один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
Исследования ученых (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Е.Е. Шулешко, Е.А. Бугрименко, Л.Е. Журова, Г.Ф. Марцинкевич и др.) позволили установить оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, «ребенок как бы теряет свои лингвистические способности». Е.Е. Шулешко в своей работе "Обучение письму и чтению" выделил, что "перенос обучения письму и чтению в дошкольный возраст помогает избежать того колоссального напряжения, которое испытывает ребёнок, приступая к началу школьного обучения, делает процесс интересным, увлекательным, длительным, сохраняя при этом детскую непринуждённость и здоровье". Пятилетний малыш обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому работа со словом должна идти в другом направлении: от смыслового значения слова осуществляется переход к звуковому.
Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.
Цель проекта: Создать методическую систему работы по обучению детей старшего дошкольного возраста грамоте и подготовка их руки к письму.
Задачи проекта
- Создание в группе особого микроклимата, доброжелательного отношения друг к другу, взаимного уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности, активного интереса ко всему происходящему;
- Формирование у дошкольников начального познания языковой действительности, овладение элементами грамоты на которую можно опереться при обучении в школе;
- Повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах обучения дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму;
- Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к обучению в школе
Гипотеза:
Система работы по обучению детей дошкольного возраста грамоте и подготовка их руки к письму позволит:
- развить у ребёнка фонематическое восприятие, умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, делать простейший звуковой анализ;
- формировать интерес к чтению как средству познания;
- овладеть графическими навыками;
- владеть педагогам методикой обучения грамоте и подготовки руки к письму;
- вовлечь родителей воспитанников в совместную работу по подготовке детей к школьному обучению;
Ожидаемый результат проекта:
- Дети переходят на качественно новую ступень развития социальной компетентности, приобщаются к деловому разговору;
- У старших дошкольников выровнен уровень подготовленности к школе через работу в микрогруппах. Развит единый ритм и темп общегрупповой работы, в которой необходимо согласование действий и сопровождающей их речи;
- Дети определяют на слух звук, замечают слова с заданным звуком, проводят звуковой анализ работая со словом, сформировано представление о звуке, букве, слоге слове, предложении. Дети знают все буквы русского алфавита, их названия и соотносят с соответствующим звукам речи;
- Сформировано умение читать плавно и внятно по слогам и целым словом, вычленяя слова из предложения и составлять предложения и тексты. Развит интерес к чтению, как средству познания, читательского кругозора;
- У детей сформирована координация движений рук, кистей пальцев при написании ритмизированных росчерков, при вращении волчка, штриховки. Они умеют ориентироваться на плоскости – составлять серии рисунков, в том числе с использованием медиаторов, писать простые графические диктанты, выработана ритмизация движений руки (медленно и быстро). Умеют рисовать цифры от 9 до 1 (по сложности написания). Рисуют "буквицы", подписывают печатными буквами свои работы. Соблюдают основные правила гигиенического письма (посадка, наклон тетради, положение рук и ручки);
- Расширен активный словарь детей. Умеют делать выводы. обосновывать свои суждения. Сформированы приёмы умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развита память, внимание.
- Дети умеют придумывать загадки, небылицы, задачи, рассказывать истории из жизни по картинам, картам, схемам.
- Создана система повышения профессионального мастерства педагогов, их самообразования в вопросах обучения детей старшего дошкольного возраста грамоте и подготовки их руки к письму;
- Создана система методической работы и условия для раскрытия творческого потенциала педагогов, усовершенствовалось планирование, наработка конспектов, подбор диагностических методик, использование интерактивных форм работы;
- Активизировалось тесное сотрудничество с родителями воспитанников, вовлечение их в работу по подготовке детей к школе. Составлен план сотрудничества с родителями воспитанников;
Мероприятий по реализации проекта.
Этап реализации проекта | Направления | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
I Этап Подготови- тельный | Анализ состояния проблемы | -Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу, педагогический опыт, законодательных документов по обучению дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму. | Сентябрь 2010 | Способствует лучшему пониманию отдельных аспектов теоретических и практических вопросов по выбранной теме |
-Изучить мнение родителей по данной проблеме через их анкетирование; -Изучить уровень компетентности педагогов по данной проблеме. | Октябрь 2010 | Способствует лучшему пониманию проблемы и выбору способов их решения. | ||
Обогащение предметно-пространственной среды по обучению грамоте и подготовке руки к письму | Подобрать, изготовить наглядный, дидактический, раздаточный материала по обучению грамоте и подготовке руки к письму, игр, канцелярских принадлежностей, схем. | весь период | Обогатиться предметно-пространственная, развивающая среда по данной проблеме. | |
Усовершенствование системы методической работы | -Обобщить свой опыт по обучению дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму; - Сделать анализ и провести корректировку форм организации; - Определить модель, систему, содержание, формы работы, структуру занятий по обучению грамоте в детском саду; - Изучить и подобрать диагностический материал; - Подобрать и приобрести методическую литературу по обучению дошкольников грамоте; - Подготовить методические рекомендации для педагогов по обучению дошкольников грамоте и подготовки руки к письму, по подборке дидактического материала;
| Весь период | Создана система методической работы по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста и по подготовке их руки к письму, усовершенствована работа по планированию; использованы интерактивные формы работы на занятиях с детьми по обучению грамоте; Сделан подбор диагностического материала по определению уровня развития у детей по данному направлению; Обогащена предметно -развивающая среда детского сада по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму; Организована планомерная работа по обучению грамоте; | |
II этап - Практи - ческий | Создание системы повышения профессиональ- ного мастерства педагогов, их самообразования в вопросах обучения дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму. | Выступить на педагогическом совете: 1. "Роль развития сенсорных систем в формировании предпосылок учебной деятельности"; 2. "О развитии интегративных качеств у детей с учётом их возраста и ведущей игровой деятельности, интегрированного подхода в воспитательно-образовательном процессе". Провести: - Методико-обучающее занятия 1. "Подводное путешествие" (по обучению грамоте в старшей группе); 2. "В гостях у слова" (по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму в подготовительной группе); 3. "Путешествие в тундру" (интегрированное занятие для детей подготовительной группы). - Тематический семинар "Мастер класс" 1. "Речь и речевое общение детей"; 2. "О формах, методах, приёмах развития речи детей" (о навыках правильного звукопроизношения, грамматического строя речи); 3. "Позитивные тенденции инновационной деятельности"; - Семинар - практикум: 1. "Об игровой коррекционно-развивающей работе с детьми по подготовке к письму и развитию речи".
| ноябрь 2010 февраль 2012 ноябрь 2010 октябрь 2011 март 2012 октябрь 2010 март 2011 февраль 2012 октябрь 2011 | Создана система повышения профессионального мастерства педагогов по проблеме обучения дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму; |
- Консультации для воспитателей: 1. "Развитие речи и мелкой моторики рук через рисование штрихом"; 2. "Использование дидактических игр в процессе фронтальных занятий с детьми по обучению грамоте"; 3. "Реализация педагогических технологий программ и проектов в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения"; - Разработать методические рекомендации: 1. По ознакомлению со звуковой культурой речи (выделять заданные звуки, различать, дифференцировать их. проводить звуковой анализ слова и др.) 2. По формированию общих представлений о языке ("звук", "слог", "буква", "слово", "предложение") 3. По организации работы формированию гигиенических правил письма | Сентябрь 2010 Январь 2011 Октябрь 2012 Декабрь 2010 Апрель 2011 Сентябрь 2011 | |||
Активизировать тесное сотрудничество с родителями воспитанников по обучению грамоте и подготовки руки к письму | Провести: - Анкетирование родителей «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»; - Семинар -практикум: 1. "Готовим руку к письму"; 2. "Учимся играя" (Игры и упражнения по обучению дошкольников грамоте). - Консультацию для родителей 1. "Первые шаги. Учимся грамоте"; 2. «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»; 3. "Роль правильного произношения при обучении ребенка грамоте"; - Оформить папки-передвижки: 1. "Как научить ребёнка читать"; 2. "Готовимся к школе. Игры развивающие речь ребёнка"; 3. "Игры с буквами"; 4. "Весёлые дорожки или я умею красиво писать" (Упражнения по подготовке руки к письму). | Сентябрь 2010 Февраль 2011 Октябрь 2010 Март 2011 Сентябрь 2011 Апрель 2011 Октябрь 2011 Февраль 2012 Март 2012 | Активизировано сотрудничество с родителями воспитанников; родители вовлечены в работу по обучению детей грамоте и подготовке их руки к письму; составлен план сотрудничества с родителями по данному направлению. | |
Совместная деятельность педагогов-родителей-детей | Привлечь родителей: -к обогащению предметно-развивающей среды группы по обучению грамоте и подготовки руки к письму; -к изготовлению наглядного материала для организации работы по данной теме; -к совместному участию творческом детско-родительском краткосрочном проекте "Весёлая Азбука" |
Весь период Март 2012 | Родители участвуют: - в создание предметно-развивающей среды по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму; -разработке детских проектов, -проявляют интерес к участию совместных мероприятиях. | |
Повышение уровня овладения основами грамоты в старшем дошкольном возрасте. | - Организовать работу с детьми по обучению дошкольников грамоте и подготовке руки к письму (согласно комплексно-тематического планирования) в непосредственной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной детской деятельности; - Организовать работу по овладению детьми основ грамоты детей в центрах знаний, сюжетно-ролевой и дидактической игры изобразительной деятельности, конструирования, музыки, моделирования; - Разработать с детьми и реализовать детский творческий проект "Весёлая Азбука" | по плану сентябрь 2010 – май 2012 сентябрь 2010 – май 2012 март 2012 | Дети овладевают основами грамоты, подготовлена рука к письму. Дети проявляют активный интерес к учебной деятельности. | |
III Этап Итоговый, обобщающий | Апробация и проверка конечного продукта | -Выявить успешность развития системы по обучению детей старшего дошкольного возраста грамоте и подготовке их руки к письму. | октябрь 2010 - май 2013 | Выявлен уровень успешности работы системы обучения основам грамоты и подготовки руки к письму. |
Оценка и подведение итогов | - Выявить уровень развития детей по обучению грамоте и подготовки руки к письму. | май 2013 | Выявлен уровень успешности работы по обучению грамоте и подготовки их руки к письму. Выявлен уровень развития у детей интегративного качества "Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности". |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы по подготовке руки к письму
Советы по подготовке руки дошкольника к письму Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе п...
Игровой самомассаж руки как средство подготовки руки к письму.
Консультация для родителей...
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки и подготовки руки к письму для детей старшего дошкольного возраста
В пособии пообраны пальчиковые игры для развития мелкой моторики по темам...
Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника. / Консультация для родителей по подготовки руки к письму.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе....
Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики руки. Подготовка руки к письму.»
Консультация для родителей. "Развитие мелкой моторики руки.Подготовка руки к письму." Что значит развивать мелкую моторику?...
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)
laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки и подготовки руки к письму для детей 6-7 лет
Игры для развития мелкой моторики рук...