Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и обучению грамоте в старших группах
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

1.Обогатить активный словарь детей по теме: «Времена года».

2.Составлять правильно простые и сложные предложения.

3.Упражнять в правильном употреблении падежных конструкций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

1.Обогатить активный словарь детей по теме: «Времена года».

2.Составлять правильно простые и сложные предложения.

3.Упражнять в правильном употреблении падежных конструкций.

Оборудование:

Картины по временам года: «Золотая осень», «Зимние развлечения», «Голубая весна», «Лето в парке».

Ход занятия:

1.Повторение пройденного материала:

- Ребята , скажите какой рассказ мы читали на прошлом занятии?

-Четыре желания

-О чем этот рассказ?

-О временах года.

-А сколько всего времен года вы знаете?

-Четыре.

-Какие? Назовите?

-Зима , весна, лето, осень.

2.Введение в тему:

 Сегодня мы продолжим говорить о временах года. Отгадайте загадку:

Мокнет земля,

Мокнут поля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?

-Какое это время года?

-Осень.

3. Беседа по картине «Золотая осень»

-Почему так называется картина?

-Потому ,что здесь листья желтые, золотые.

-А какие еще бывают листья?

-Оранжевые, красные.

-Назовите основные признаки осени?

Дети составляют предложения: Осенью идут дожди, дует холодный ветер, падают с деревьев листья, птицы улетают на юг,

4.Образование творительного падежа существительных множественного числа.

-Осенью люди собирают что? Овощи, фрукты, грибы,

-Значит, они  возвращаются с дачи с чем? С овощами, фруктами, с грибами.

5.Выполнение пальчиковой гимнастики:

-Раз, два, три, четыре, пять, нужно овощи назвать:

Картофель, лук, морковь, баклажан и капусты кочан.

6.Повторение гласных звуков.

В словах осень, овощи, какой гласный звук?- «о»

-А какие вы знаете еще гласные?

-А, О, И, У, Ы,  Э.

7.Беседа по теме «Зима».

-Послушайте загадку:

Снег на полях,

Снег на лугах,

Вьюга завывает

Когда это бывает?

Дети составляют предложения по картине «Зимние забавы», называют основные признаки зимы: дует холодный ветер, падает снег, небо серое, деревья укутаны снегом.

        8. Упражнять детей в употреблении предложно - падежных конструкций:

-Где зимой много снега?

-На крышах, на деревьях, на окнах, на домах.

-На чем дети катаются зимой?

-На лыжах, на коньках, на санках.

9.Физминутка:

Снег идет, снег идет.

Дворник улицы метет.

Мы катаемся на санках

И берем с собой коньки

Мы катаемся на лыжах

И играем все в снежки

10. Чтение стихотворений о зиме.

11. Беседа о весне по картине «Голубая весна».

Составление предложений и называние основных признаков весны: тает снег, распускаются листья на деревьях, птицы возвращаются с юга, становится теплее.

12. Образование прилагательных от существительных:

На березках листья – березовые

На липах – липовые,

На дубах – дубовые,

На кленах – кленовые.

13. Чтение стихов о весне.

14. Беседа о лете по картине « Лето в парке», называют основные признаки лета: ярко светит солнце, жарко, дети купаются в водоемах.

15. Физминутка:

Летом дети плавали

Плавали, ныряли.

Летом дети бегали,

После – отдыхали.

16. Согласование прилагательных с существительными, проводиться игра с мячом:

Солнце летом какое? – теплое, ласковое.

Ветер какой? – теплый ласковый.

Погода  какая летом? – теплая, летняя.

17. Итог занятия:

 - О чем мы говорили?

 - О временах года.

 - Кому какое время года нравится?

Дети составляют предложения с союзом «потому – что».


Литература:

1.Развитие речи. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками .авт. сост. О.В. Епифанова. Учитель.2008г.

2. Горькова Л.Д., Обухова Л.А. .Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников - М: ВАКО 2005г.

3.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.-М.1981г.

4. Нищеева Н.В.. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд.2-е дополненное-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе №2 «Северные олени»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе №2«Северные олени»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в страну Волшебников»

Программное содержание: обобщить и закрепить полученные знания и умения: конструировать предложения, обозначая схематическим изображением; формировать понятие о предлоге; проводить звуковой анализ сос...

Конспект итоговой образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе "В стране красивой речи"

Чему научились дети старшей группы за год? Что узнали нового? Насколько они готовы к школе? Ответом на эти вопросы может стать  итоговая НОД....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе Тема: Путешествие по временам года

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группеТема: Путешествие по временам года...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе.

Тема: Весна.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».Цель: развитие связной речи    у детей с...