Актуальность проблемы подготовки детей к овладению грамотой
консультация по обучению грамоте по теме
В статье отражена значимость подготовки к овладению грамотой детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность проблемы подготовки детей
к овладению грамотой.
Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе подготовки к освоению грамотой. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают, то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.
Предмет, который в школе именуется «русский язык», часто называется детьми в числе самых нелюбимых. Возможно, это связано с тем, что учебный материал требует довольно высокого развития способности анализировать, и побуждает как бы даже "препарировать" живое явление, которое пронизывает всю жизнь ребенка, начиная с первых лет. Язык присутствует в опыте детей в целостном виде, и к моменту, когда он становится предметом изучения в школе, у многих еще не сформировалась потребность расчленить его на составляющие между этими элементами, - а именно этого требует программа.
Овладение грамотой - это усвоение определенной системы знаний, где выделяются основополагающие средства языка. В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении. В дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования, небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Этого можно избежать целенаправленной работой по подготовке детей с отклонениями в речевом развитии к школьному обучению в условиях логопедических групп дошкольных учреждений.
Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Дети с общим недоразвитием речи освоить эти процессы без специального обучения не могут. Поэтому решение этой задачи является одним из основных направлений работы логопеда. Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/19/picture-245192-1366397229.jpg)
Тематический план занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи, подготовки к овладению грамотой детей страшего дошкольного возраста с ОНР
Тематический план занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи, подготовки к овладению грамотой(старшая группа – ОНР)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/29/picture-248652-1367249734.jpg)
Использование современных образовательных технологий в процессе работы по подготовке детей с тяжелыми речевыми нарушениями к овладению грамотой
Проблема готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи существует давно. Подготовка к обучению грамоте находится в есной связи со звуковой культурой речи. Если р...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/09/picture-85080-1704791934.jpg)
Повышение эффективности формирования предпосылок готовности к овладению грамоте.
статья интересна будет логопедам и воспитателям логопедических групп....
ЛОГОПЕД СОВЕТУЕТ: К овладению ГРАМОТОЙ РЕБЁНОК ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОТОВ!
Логопел советует - к овладению грамотой ребенок должен быть готов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/15/picture-344909-1384470112.jpg)
Консультация для педагогов "Овладение грамотой при дизартрии"
Консультация для педагогов "Овладение грамотой при дизартрии"...
Развитие фонематического восприятия как одного из базовых условий успешного овладения грамотой
Фонематическое восприятие – первая ступень пути к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая; фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более п...