"Путешествие по стране Пиши-читай" (из серии занятий) конспект по подготовке детей к обучению грамоте
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Приглашаем вас в волшебную страну Пиши-читай, в которой вы окажетесь в самом центре незабваемых образовательных приключений!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konpekt_po_podgotovke_detey_k_ob_nsportal.docx | 36.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО | Пилюгина Марина Владимировна |
Образовательная область | Речевое развитие |
Тема занятия | «Путешествие по стране Пиши-читай. (из серии занятий)» |
Возрастная группа | Старшая группа (5-6 лет) |
Цель | Способствовать ознакомлению детей с гласной буквой «Я» |
| Образовательная: Способствовать обобщению знаний детей о гласных и согласных звуках. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Продолжать формировать умение делить слова на слоги. Познакомит детей с особенностью гласной буквы Я. Развивающая: Способствовать развитию фонематического слуха, развивать внимание, память, мышление, связность речи. Воспитательная: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и положительное отношение к родному языку. Дополнительные задачи: воспитывать предпосылки учебной деятельности, старательность и усидчивость. |
| Буква Я, форма, произношение (читается) |
Планируемый результат | Дети смогли закрепить в обобщённой форме полученные на предыдущих занятиях знания о букве А, гласных согласных звуках, слоговой структуре слова, а также познакомится с новой буквой русского алфавита Я посредством выполнения игровых заданий и упражнений в рамках занятия. |
Подготовительная работа | Знакомство с буквой А, подготовка оборудования и пособий, знакомство детей с слоговой линейкой и картой-схемой. |
Материалы и оборудование |
|
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап. (1мин.) | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | Педагог вносит в группу картонную посылку. В: Ребята, нам в садик пришла посылка. Хотите узнать от кого она? Эта посылка из страны «Пиши-Читай» и прислал ее нам, сам мудрейший Пиши-Читай. Посмотрите в посылке письмо. Письмо Пиши-Читая. Здравствуйте, дорогие ребята! Я посылаю вам волшебный мешочек. В нем вы найдете интересные задания и игры, которые помогут вам еще лучше подготовиться к школе. Надеюсь, мои игры, и задания вам понравятся, и вы с ними успешно справитесь. Если вы совсем справитесь успешно, вас будет ждать сюрприз! Удачи! Ваш друг Пиши-Читай. В: А вот и мешочек! На что он похож? Отвечаем полным предложением. (воспитатель достает из посылки мешочек с заданиями.) | Форма работы: фронтальная взаимодействие со всеми детьми. Наглядные: внесение сюрприза, письма. Словесные: рассказ, чтение письма, вопросы, указания. | Дети обращают внимание на внесённую педагогом коробку. Д: Да. Слушают содержание письма. Д: Мешочек похож на гусеницу. Мешочек похож на морской канат. | Произошла активизация внимания детей на запланированную тему. Дети взаимодействую с воспитателем, заинтересованно отвечают на вопросы |
2. | Основной этап | |||||
2.1 | Этап постановки проблемы (1,5 мин) | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | В: Мешочек ещё и волшебный, Что нам нужно сделать, чтобы открыть чудесный мешочек с таинственными узлами? В: Хорошо, вы готовы ответить на вопросы мешочка? | Форма работы: фронтальная взаимодействие со всеми детьми. Словесные: вопросы. | Д: Нужно ответить на вопросы. Д: Да. | Активизируется внимание детей на поиск решения проблемы, предложенный персонажем. |
2.2 | Этап ознакомления с материалом. (10 мин.) | Закрепление и обобщение определённого объёма знаний и представлений о языковой действиятельности речи: о слоговой и звуковой структуре слова. | В: Первое задание называется: Собери слова по размерам. Вот так задание – как же мы можем слово померить – ведь мы его не видим? подскажите. Верно, нам может помочь наш чудесный паровозик – звуковая линейка. Посмотрите, какие здесь есть картинки-слова. Всех их нужно померить. Вы говорите, что это можно сделать с помощью линеечки – ну тогда напомните мне как. Например слово Маша. Сейчас сначала я потом мы все вместе будем говорить одно слово и вы будете раскладывать эти карточки в соответствующие ящички. Педагог называет слово: Кошка, мама, машина, месяц, яблоко, Юля (фото ребёнка из группы). Замечательно, но мешочек дальше почему-то не развязывается, посмотрите внимательно может быть что-то появилось? Верно, опять эти же карточки на столах. Верно мешочек хочет, чтобы вы все выложили слова с помощью шариков-окошек. Попробуйте. Ребята, поделитесь секретом – как вы смогли. Ну теперь открылся мешочек и вновь новое задание для самых внимательных и ловких. Игра называется: «Одежда для звуков» Скажите ребята, разве у звуков в словах есть одежда? В: Верно, и какую одежду для звуков вы знаете? Какие бывают звуки? Верно, а чем они отличаются? Так вот мешочек хочет, чтобы слова, которые я сейчас вам произнесу были одеты каждый в свою одежду, только скажите мне как на этот раз можно увидеть своими глазами эту одежду? Конечно помогут нам в этом наши карты-схемы для слов: Кошка, мама, машина, месяц, яблоко, Юля (фото ребёнка из группы). Дети вместе с педагогом произносят слова и раскладывают карточки в соответствии со звуком. Затем педагог говорит, что опять мешочек не хочет раскрываться – значит нужно чтобы все ребята выполнили задание, которое лежит на столе. Детям нужно в клеточках под изображениями закрасить соответствующие звукам цветные кружочки. Затем каждый меняется своей работой с соседом и проверяет. Мешочек раскрывается. | Форма работы: фронтальная взаимодействие со всеми детьми. Наглядные: развязывание чудесного мешочка, звуковая линейка, карты-схемы. Словесные: вопросы поощрение. Практические: ответы детей на вопросы, практические действия по закреплению имеющегося опыта. | Д: С помощью звуковой линейки. Дети показывают как пользоваться звуковой линейкой. Дети раскладывают карточки по размерам ящичков. Дети обращают внимание на столы. Дети выкладывают за столами соответствующие по длине слова, которое попалось каждому шарики. Д: Есть. Д: Красная, зелёная, Гласные, согласные. Д: С помощью карточек, карты-схемы. Дети вместе с педагогом произносят слова и раскладывают карточки в соответствии со звуком. Дети закрашивают шарики под иллюстрациями в соответствующий цвет. | Дети смогли правильно ответить на все вопросы и теперь освежив представления о пройденном материале готовы приступить к реализации имеющихся знаний в ходе прохождения игровых этапов. |
2.3 | Этап практического решения проблемы. (10 мин.) | Овладение действиями, способами решения проблемы: решение заданий путём использования имеющихся знаний. | Следующее задание: Отгадать какой звук спрятался в отгадках. Я однажды видел сам: Як летал по небесам, Ястреб плавал в океане, Ягуар бежал от лани, Ясень по полю ходил, Язь в лесу грибы удил… Я не вру, поверьте мне. Верно, везде спрятался звук Я. В каких словах ещё может быть звук Я? Посмотрите на составленные нами картинки – спрятался ли в эти х словах этот звук Я? Посмотрите- открылся наконец ещё один шнурочек да только что это? (на одной стороне листа нарисована крупная буква Я) Написано: Внимание, внимание розыск – у вас в группе спрятана нужная для разгадки тайны мешка буква – её нужно найти, определить и сравнить с другой буквой. Постойте ребята – вот какое-то изображение, только что же такое буква – зачем она нужна? Какую букву вы уже знаете? Давайте попробуем её изобразить помните, как в прошлый раз – вот наши палочки, кто помнит как выглядит буква А? Проходите на ковёр, берите палочки и выкладывайте. В: Сколько букв А выложили! Физминутка А – начало алфавита, (руки вверх) Тем она и знаменита. (руки на поясе, прогнутся в поясничном отделе, лицо поднять вверх) А узнать её легко: (руками закрывают и открывают лицо) Ноги ставит широко. (прыжок в широкую стойку) В: Но ведь мы сейчас можем упустить букву, которую разыскиваем. Посмотрите на неё – её имя….. . Кто мне поможет? Вот вы сами и назвали её – зовут Я. Давайте вы все вместе поможете мне прочитать эту букву. А вы помните задание – нам нужно срочно найти эту букву в группе – посмотрите внимательно, видите? Дети находят листочки, размещённые по группе с изображением буквы Я красного цвета. Приносите всех их сюда. В: Почему все эти буквы, красного цвета? В: Верно, ведь помните все гласные буквы, которые поются мы обозначаем красным цветом. Сажает детей за столы с заготовками-пунктирными буквами Я для обведения. В: теперь все буквы, спрятанные найдены и наконец открывается наше последнее задание. В: Теперь нам необходимо сказать чем же отличается наша старая знакомая буква А от новенькой Я. Посмотрите внимательно и скажите? Верно, формой а ещё? Произношением, чтением – звуки действительно отличаются. При произношении звука А рот раскрывается широко. Попробуйте все положите руки на щёки. Говорим все вместе. Видите, при А рот становится как а высоким. А теперь посмотрите на Я и так же не убирая рук произнесите звук Я. Как будто наш рот встал в такую же позу как и буква, щироко он в стороны разошёлся как и буква Я ногу выставила вперёд. И наконец последнее задание: Перед вами на листочках с обратной стороны есть много различных знаков – это сказочное послание из страны Пиши-Читай и каждому из вас нужно будет найти букву Я и обвести её в кружок – только будьте внимательны не пропустите. Умницы, выполнили теперь наконец открывается нас сюрприз. | Форма работы: смешанная: взаимодействие со всеми детьми, с подгруппой детей, взаимодействие детей друг с другом, элементы индивидуальной работы педагога с детьми, взаимодействие детей в парах. Наглядные: использование пособий, развязывание мешочка по ходу решения задачи, перестроения детей в предложения. Словесные: вопросы, ответы, указания, поощрение, Практические: непосредственное практическое участие детей в игровой познавательной деятельности, физминутка, | Дети внимательно слушают стихотворение. Д: Звук Я Произносят слова со звуком Я. Д: Да, звук Я есть в слове яблоко, месяц. Д: Буква нужна чтобы читать и писать Дети проходят на ковёр, берут палочки и выкладывают букву А. Выполняют физминутку Д: Я.Я.Я Вместе с педагогом читают. Дети ищут букву по группе (изображение) Д: Это гласные. Дети садятся за стол и обводят буквы. Д: формой. Д: Произношением. Произносят звук, поставив руки на щёки. | Дети правильно выполнили все задания, в ходе взаимодействия друг с другом закрепили представления о языковой действительности речи, дети действовали согласованно, прислушивались к указаниям педагога. |
3. | Заключительный этап (6 мин.) | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | В: педагог открывает мешочек и достаёт объёмную букву Я. В: Что это? В: Верно, она не простая – потрогайте её, какая она по форме, на что похожа. Верно на важного человека – посмотрите какой он пузатый, ногу выставил вперёд. Понравился вам подарок? Нужно как-то отблагодарить нашего старого друга Пиши-Читай. Как же можно написать ему благодарное письмо? Из чего можно сделать буквы? Кто хочет возьмите аккуратно листы бумаги или пластилин и нарисуйте или вылепите нашему другу послание с новой буквой, а может кто-то из вас такой ловкий и внимательный что сможет написать настоящее письмо включив и нашу старую знакомую – букву А. Ребята, у вас получились настоящие послания, которые мы непременно отправим Пиши-Читай и он будет очень вами гордится. Только скажите, с какой новой буквой мы познакомились сегодня на занятии? Чем она отличается от А? Начертите мне в воздухе, как она пишется? | Форма работы: фронтальная взаимодействие со всеми детьми. Словесные: вопросы, рефлексия. Практические: непосредственно рефлексивная деятельность детей, обследование, изготовление продукта. | Д: Я, буква Я Дети обследуют букву. Д: Да. Д: Написать, Нарисовать, слепить. Дети выполняют деятельность. Дети производят самооценку своей деятельности. Д: С буквой Я. Д: Формой и произношением – чтением. Дети чертят в воздухе контур буквы. | Дети смогли проанализировать на элементарном уровне свою деятельность и деятельность сверствников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные звуки»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте для детей от 5 до 7 лет. "Путешествие по стране "Пиши-читай". Тема: " Гласные звуки"
Занятие направлено на формирование понятия "звуки речи" и понятия "гласные звуки"...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные звуки»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Согласные звуки»
Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.Задачи:Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, твердый, мягкий, глухой и звонкий.Развивающая задача: Развивать фон...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные и согласные звуки»
Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Дать представление о слиянии звуков в слоги.Задачи:Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Форми...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...
Конспект по подготовке детей к обучению грамоте на тему "День рождения звука [И]"
Конспект по подготовке к обучению грамоте детей средней группы. В данном конспекте при знакомстве со звуком [ и ] используется символьная система Ткаченко Т.А. обозначения гласных зву...