Увлекательный мир игры
проект по обучению грамоте по теме
Проект "Дидактические игры, как средство развития умственных способностей детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_didaktich.igry_.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Увлекательный мир игры».
Автор проекта: зам. зав. по ВМР Толкунова С.С.
База проекта-МБДОУ д/с №17 г. Таганрога.
Срок реализации проекта 2011-2012г.г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
- Название проекта «Увлекательный мир игры».
- Тема проекта «Дидактические игры – средство развития интеллектуально-творческих способностей детей».
- Автор проекта - Толкунова С.С.
- Участники: дети, родители, специалисты ДОУ.
- Вид проекта – инновационный.
- База проекта – МБДОУ д/с №17 г. Таганрога.
- Срок реализации: 2011 – 2012 гг.
- ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА:
- Проблема: Дети способны выполнять прямые инструкции педагога и затрудняются в выполнении творческих заданий , где необходима гибкость мышления.
- Актуальность проблемы:
- Нормативные требования
- Приказ МО РФ от 23.11.2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования";
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва
"Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях""
- Научно-теоретический аспект
Дидактические игры занимают значительное место в развитии детей дошколь-ного возраста. Исследования, проводимые учеными ( в частности, В.Н. Аванесо-вой,1972;Е.И.Удальцовой,1976; А.И.Сорокиной,1982; А. К. Бондаренко, 1991;) на протяжении десятилетий, указывают на то, что дидактическая игра - это много-плановое, сложное педагогическое явление: оно является и игровым методом обуче-ния, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспи-тания личности ребёнка.
Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры «Фанты» , «Краски», «Что лета-ет?» и др. В них много весёлых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимания.
Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребе-лем. Он высоко ценил игру, но разработанные им игры были скорее сухими, скуч-ными упражнениями, которые подавляли самостоятельность мысли ребёнка и тем противоречили его же взглядам на игру как свободную творческую деятельность.
В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства детей с окружающим и развития речи. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом. Некоторые ученые считают игру лишь средством закрепления знаний, полученных на занятиях, другие же справедливо возражают против такого узкого понимания значения игры, считают её одной из форм обучения, важным средством обрзовательной работы (Аванесова В.Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду» - В кн. «Умственное воспитание дошкольника ». М. 1972.)
Такой взгляд на дидактическую игру определяется теми задачами развития, которые стоят перед школой и детским садом: не только дать детям определённый объём знаний, но и научить их владеть этими знаниями, вооружить навыками умственной работы, развить активность, самостоятельность мышления. Дидактическая игра таит в себе большие возможности в этом плане.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.
В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребёнка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные. (Богуславская З.М. «Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры.-В кн. «Психология и педагогика игры дошкольника».
М. 1966.)
Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к реше-нию умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовольствие. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность. Помогает быстрому и прочному запоминанию. Всё это делает дидактическую игру важным средством подготовки к школе.
Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным. Решение дидакти-ческой задачи всегда служит и упражнением воли. Выполнение правил игры требу-ет от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Многие игры имеют «запрещающие» правила, которые ограничивают действия и слова играющих. В игре «Фанты» нельзя произносить «да», «нет», «чёрное», «белое». В игре « Что изменилось?» требуется закрыть глаза и не открывать их, пока не будет дан сигнал. Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости.
Содержание дидактических игр помогает формированию моральных представ-лений и понятий. Таковы, например , игры, в которых надо определять ,
« что такое хорошо и что такое плохо», давать характеристики литературным героям.
Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуют накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстети-ческому воспитанию детей. Научившись различать цвета и формы, дети начинают замечать красоту в их сочетании, расположении. В играх со словом они, по меткому определению А.М. Горького , учатся тонкостям родного языка и начинают чувствовать его красоту.
Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:
- Каждая дидактическая игра должна давать упражнения , полезные для умственного развития детей и их воспитания.
- В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А. С. Мака-ренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности-всегда плохая игра».
- Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой , юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
3.Состояние практики в подготовительной группе МБДОУ д/с №17
- Цель: развитие интеллектуально- творческих способностей детей 6-7 лет в игре.
- Задачи:
1.Изучить
- теоретический аспект по проблеме развития интеллектуально- творческих способностей детей 6-7 лет;
- практический опыт педагогов МБДОУ г. Таганрога;
- развивать творческое воображение , используя метод фантазирования;
-развивать память и внимание через систему специальных игр с использованием метода ассоциаций .
- Выявить
- уровень развития детей в подготовительной группе;
- провести сравнительный анализ по итогам реализации проекта.
-внедрить инновационный опыт педагогов МБДОУ г. Таганрога в свою педагогическую деятельность .
Предполагаемый результат
1.Знание теоретических основ по развитию интеллектуально-творческих способностей детей, готовность применять полученные знания и опыт коллег в ходе реализации проекта .
2. Показатели уровня развития детей по итогам реализации проекта будут превышать на 10-15 % первоначального уровня.
3.Эффективность внедрения инновационного опыта педагогов МБДОУ по развитию интеллектуально-творческих способностей детей 6-7 лет будет доказана повышением уровня развития детей.
Механизмы реализации цели и задач проекта
- разработана система НОД и мероприятий по развитию интеллектуально-творческих способностей детей.
- транслирование родителям педагогических знаний о методах и приемах интеллектуально - творческого развития детей.
- внедрен инновационный опыт педагогов МБДОУ г. Таганрога в педагогическую деятельность по развитию интеллектуально-творческих способностей детей.
Инновационность
Использовать ИКТ в развитии интеллектуально-творческих способностей детей.
Использование игровых технологий в режиме дня через все виды деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:
I этап- пропедевтический
Сроки реализации: сентябрь
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1. | Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы. Приказ МО РФ от 23.11.2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях". Изучение передового педагогического опыта по проблеме развития интеллектуально-творческих способностей детей. Анализ программ по предшкольному образованию и возможность использования инновационных образовательных технологий. | Знание перечисленных документов. Готовность к применению. Создание банка данных по проблеме. |
2. | Изменение развивающей среды по развитию интеллектуально-творческих способностей детей. | Приобретение пособий и дидактического материала, создание картотеки дидактических, интерактивных игр. |
3. | Выявление уровня развития детей на основе диагностики умственных и творческих способностей старших дошкольников .(«Диагностика готовности ребенка к школе» под ред. Н. Е. Вераксы.) | Протоколы, таблица результатов диагностики. |
4. | Разработка проекта «Увлекательный мир игры» | Перспективное планирование регламентированной деятельности дошкольников по развитию интеллектуально- творческих способностей детей 6-7 лет посредством дидактических игр . Разработка конспектов НОД по использованию дидактических игр в рамках кружковой работы. Создание картотеки цифровых образовательных ресурсов. Разработка консультаций и рекомендаций для родителей «Домашняя мастерская дидактических игр», «Развиваем зрительную память», «Готовимся к школе», «Участие родителей в развитии у детей интеллектуально-творческих способностей». |
II этап – (основной, практический).
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1. 2. 3. 4. 5. | Разработка перспективного планирования организации регламентированной деятельности дошкольников по развитию интеллектуально- творческих способностей детей посредством дидактических игр. Разработка конспектов НОД по развитию интеллектуально- творческих способностей детей посредством дидактических игр. Создание картотеки цифровых образовательных ресурсов. Разработка рекомендаций для родителей «Игры с природным материалом», «Игры со словами», «Настольно-печатные игры», «Интерактивные дидактические игры». Разработка схемы взаимодействия специалистов. | Организация кружковой работы с дошкольниками 6-7 лет в соответствии с перспективным планированием организации регламентированной деятельности дошкольников по развитию интеллектуально- творческих способностей детей посредством дидактических игр на основе разработанной системы конспектов НОД с применением цифровых образовательных ресурсов и ИКТ-технологий. Участие родителей в развлечениях с использованием дидактических игр. Интеграция различных видов деятельности. |
Структура перспективного планирования
по развитию интеллектуально-творческих способностей детей посредством дидактических игр.
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Работа с детьми | |||
Систематизировать работу по развитию интеллектуально-творческих способностей воспитанников и формированию готовности к школьному обучению посредством дидактических игр. | Разработка перспективного планирования по организации дидактических игр. | 1-2 недели сентября | Воспитатели, зам. зав. по ВМР. |
Разработка конспектов занятий с использованием дидактических игр. | В течение учебного года | ||
Создание картотеки дидактических игр с подробным их описанием. | Сентябрь |
Определить актуальный уровень и зону ближайшего развития интеллектуально-творческих способностей детей. | Проведение тестирования | Начало учебного года, конец учебного года. | Воспитатели, зам. зав. по ВМР, педагог –психолог. |
Содействовать развитию психических процессов как основы интеллектуальной готовности к школе и формированию предпосылок учебной деятельности у воспитанников. | Организация дидактических игр на занятиях:«Небылицы» «Наоборот», «Что сна-чало, что потом …», «Кто плавает, кто летает», «Подбери пару», «Отгадай загадку?», | 1 раз в неделю, в соответствии с сеткой занятий и планом работы. | воспитатель |
Организация занятий на основе дидактических игр. «Что было до...», (игра-путешествие в историю предметов), «Дворец техники»(игра-проект современных жилищ,) « Генеалогическое древо своей семьи», знакомство с историей родного города. | |||
Организация игр вне занятий: лото «Вре-мена года», «кубики с сюжетами знакомых сказок», шашки, домино, разные головоломки, «Сложи узор», | Ежедневно, в соответствии с планом. | Воспитатель, педагог –психолог. | |
Индивидуальная работа с детьми, которые испытывают трудности или, наоборот, быстро и с лёгкостью справляются с заданиями. | По необходимости в соответствии с циклограммой распределения деятельности. |
Формировать положительный эмоциональный опыт через общение детей и родителей в ходе совместных игр и занятий. | Выполнение игровых заданий совместно с родителями дома. | Еженедельно | Воспитатель Воспитатель, музыкальный руководитель. |
Организация работы «Домашней мастер-ской дидактических игр» | В течение года | ||
Организация развлечения совместно с родителями «Путешествие в увлекательной стране игр». | Май | ||
Работа с родителями | |||
Актуализировать проблему формирова-ния готовности к школьному обучению | Оформление нагляд-ной информации: «Скоро в школу», «Что значит быть готовым к школьному обучению?», «Как помочь ребёнку быть готовым оказаться на пороге школы». | Сентябрь | Воспитатель |
Содействовать осознанию родителями необходимости формирования у детей готовности к школе. | Вводная беседа о необходимости развития у ребёнка психических процес-сов, способов позна-ния и преобразования действительности. | 3-я неделя октября | Воспитатель, педагог –психолог. |
Повысить педагоги-ческую грамотность родителей по вопросам формирования интел-лектуально-творческой готовности к школе. Формировать положительный эмоциональный опыт через общение детей и родителей в ходе совместных игр. | Совместные дидактические игры детей и родителей. | 1 раз в месяц | Воспитатель, зам. зав. по ВМР. |
Пополнить предметно-развивающую среду дидактическими играм и пособиями. Формировать положительный эмоциональный опыт через общение детей и родителей в ходе совместных игр. | Организация работы «Домашней мастерской дидактических игр» | В течение года | Воспитатель |
Популяризировать деятельность воспи-тателя, детей и родителей. | Оформить фотостенд «Увлекательный мир игры» | Март-Апрель | Зам. зав по ВМР, воспитатели, родители. |
Отследить результаты проделанной работы. | Проведение повтор-ной диагностики детей и анкетирование родителей, на основе которой происходят оценка результатов развития ребёнка и самооценка педагогического роста родителей. | Май | Воспитатель, зам. зав. по ВМР. |
Формировать положительный эмоциональный опыт через общение детей и родителей в ходе совместных игр. | Провести совместно с родителями развле-чение «Путешествие в увлекательной стране игр». | Май | Воспитатель, музыкальный руководитель. |
Взаимодействие со специалистами | |||
Определить актуальный уровень и зону ближайшего развития интеллектуально-творческой деятельности детей. | Проведение тестирования | Начало учебного года, конец учебного года | Воспитатель, педагог –психолог. |
Содействовать развитию психических процессов как основы интеллектуальной готовности к школе и формированию предпосылок учебной деятельности у воспитанников. | Включение дидактических игр в индивидуальные занятия, проводимые педагогом –психологом с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. | В течение года | |
Содействовать осознанию родителями необходимости формирования у детей готовности к школе. | Беседа с родителями о необходимости развития у ребёнка психических процессов, способов познания и преобразования действительности. | 3-я неделя сентября | |
Формировать положительный эмоциональный опыт через общение детей и родителей в ходе совместных занятий и игр. | Провести совместно с родителями развлечение «Путешествие в увлекательной стране игр». | Май |
III этап – заключительный.
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1. | Выявление уровня развития интеллектуально- творческих способностей детей. | Динамика развития детей |
2. | Анализ итогов внедрения инновационной технологии. | Эффективность внедренной технологии, программы доказано повышением уровня развития детей на 15 % |
3. | Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта. | Презентация «Интеллектуальные игры» |
Список литературы
1.Аванесова В.Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду»// «Умственное воспитание дошкольника»/ Под. ред. Н.Н.Поддьякова.-М.,1972.
2.Богуславская З.М. «Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры.- В кн.: «Психология и педагогика игры дошкольника».М.,1966.
3.Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду: Старшие группы: Пособие для воспитателя детскогосада».М: Просвещение,1982;
4. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада».-2-е изд. ,дораб.-М.: Просвещение,1991.
5.Булатов В «Тридцать три пирога» М., 1968;
6. Удальцова Е.И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.-Минск6 Народная Асета,1976.
6. «Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей детского сада/Под ред. Т .А. Марковой-М., Просвещение ,1982;
7.Дьяченко О.М. Лаврентьева Т.В. «Психологическое развитие дошкольников»-М., 1984;
8.Жуковская Р.И. «Развитие интересов детей в творческих играх»//Дошкольное воспитание-1999г.№10;
9.Иванова Н.И. «Воображение и творчество детей»//Дошкольное воспитание -1997г.№10;
10.Косенко Н.Т. «Формирование творческой активности в игре»//Дошкольное воспитание -1999г.№12;
11.Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»-М.,1991г.;
12.Савенков Л.И. «Детская одаренность в познавательной сфере»//Дошкольное воспитание-1988г.№5-6;
13.Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника»:Практикум-М.-1999г.
14.Выготский Л.С. «Воображение и развитие в детской игре» М.,1991г.
15.Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи и ума» ,М.1998г.
16.Дьяченко О.М. , Агаева Е.Л. «Чего на свете не бывает?» Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет, М.,1991г.
17.Столяр А.А. «Давайте поиграем» М.,1991г.
18.Антохина А.В. «Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте»,М.,1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Увлекательный мир игры"
Игра для наших детей с ОВЗ не простое занятие....
Буклет к Мастер-классу "Увлекательный мир игры"
"Игра-вещь полезная, игра со взрослыми-вещь очень полезная, игра с родителями-вещь особо полезная!" Организация самостоятельной деятельности детей с ОВЗ с учетом ФГОС ДО....
Рекомендации для родителей. «Увлекательные настольные игры для развития психологического восприятия мира и физических способностей ребёнка»
«Увлекательные настольные игры для развития психологического восприятия мира и физических способностей ребёнка»Игры с камешками Марблс....
Ступени увлекательного процесса игры
Методическое пособие для детей средней - подготовительной групп. Сборник игр и упражнений для детей на музыкальных занятиях.В этом сборнике предложены ряд упражнений для дошкольников, в которых ...
Программа кружковой работы "Увлекательный мир игры"
Использование технологии интенсивного интеллектуального развития в работе с детьми с ОВЗ. В основу технологии положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольника на результат...
Интересные и увлекательные дыхательные игры и упражнения
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений....
Увлекательная настольная игра - домино.
Домино содержит в себе потенциал, позволяющий детям в игровой форме узнавать новое, развивать речь, навыки счета, учит внимательности и наблюдательности, развивает ассоциативное и логическое мышление....