Профилактика оптической дисграфии у детей с леворукостью.
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Кувшинова Татьяна Владимировна

Актуальность данного материала заключается в том, что дисграфия (нарушение письма) является наиболее распространенной формой речевой патологии учащихся младших классов. В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (И.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова и др.). Однако и до настоящего времени эффективность логопедической работы по коррекции дисграфии недостаточно высока. По данным Л.Г. Парамоновой, количество детей с дисграфией в младших классах массовой школы достигает 30%.  В статье представлены основные направления работы по предупреждению оптической дисграфии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика оптической дисграфии у детей  с леворукостью.

По статистике на Земле проживает порядка 500 миллионов леворуких людей (около 15%). Гениальными левшами были: Александр Македонский, Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи, Наполеон, Чарли Чаплин, Льюис Кэрролл, Микеланджело, Альберт Эйнштейн.

Актуальность данной темы заключается в том, что дисграфия (нарушение письма) является наиболее распространенной формой речевой патологии учащихся младших классов. В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (И.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова и др.). Однако и до настоящего времени эффективность логопедической работы по коррекции дисграфии недостаточно высока. По данным Л.Г. Парамоновой, количество детей с дисграфией в младших классах массовой школы достигает 30%.

Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка, а специфическое расстройство письма влечет за собой и трудности в овладении орфографией.

Известно, что после кризиса трёх лет у ребенка определяется ведущее полушарие и ведущая рука. «Праворукость» или «леворукость» объясняется тем, что существует перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям мозга. Причем при доминировании левого полушария ведущей, является правая рука, и наоборот.

Кто же такой ребенок-левша? Ребёнок - левша - намного отличается от своих сверстников не только затянувшимся упрямством, плаксивостью, капризностью, вспышками ярости и гнева. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трёх лет намного лучше других детей рисуют и лепят. Все отмечают их большие музыкальные способности, для  них не редок абсолютный слух. В целом такие дети общительные и контактные, доверчивые и непосредственные. Но в то же время им свойственны задержка речи и трудности произношения различных звуков. Им с большим трудом даются чтение и письмо, овладение которыми в раннем возрасте оказывается совершенно непосильным, а в первом классе может быть камнем преткновения.

У ребенка - левши, помимо речевых нарушений, существует и ряд других факторов, ведущих к трудностям обучения. Это:

1. Нарушение зрительно-моторных координации (ребенок не может скопировать даже простые геометрические фигуры, буквы, цифры, неспособен провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);

2. Нарушение зрительно пространственного восприятия (дети не ориентируются в понятиях: вправо-влево, вверх-вниз, вперед - назад);

3. Трудность организации и мобилизации внимания (излишняя активность детей, неусидчивость, неумение слушать и наблюдать, замедленность в выполнении заданий, неорганизованность и рассеянность).

Одним из важнейших факторов адаптации детей к школе является процесс овладения ими навыками письма. У детей с леворукостью процесс овладения письмом может сопровождаться затруднением в виде «зеркального письма»

«Зеркальное» письмо» – одно из проявлений оптической дисграфии.

Оптическая дисграфия - это искажение письма, вызванное поражением или недоразвитием оптических речевых систем в коре головного мозга, при котором утрачивается графический образ букв или наблюдается смешение букв по оптическому сходству.

Корни этих трудностей чаще всего уходят в дошкольный период и связаны с несформированностью зрительно-пространственных представлений. Так, если ребенок не научился в свое время отличать длинную ленту от короткой, то ему трудно будет заметить, что у письменной буквы – п– палочка короткая, а у – р – длинная. Если он не усвоил, что предметы могут располагаться слева и справа друг от друга и т. п., то ему будет трудно понять, что овал у буквы – ю – располагается справа, а не слева. Зеркальное написание букв, когда ученик пишет букву Е как З, Ч как У, чаще (но не всегда) бывает свойственно тем детям, которых «переучили» на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх. Все это не может не затруднить усвоение ребенком начертаний букв. Поэтому работа по предупреждению «зеркального» письма должна вестись по нескольким направлениям.

Основные направления работы по предупреждению оптической дисграфии.

  1. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, рядоговорению (времена года, дни недели).
  2. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
  3. Развитие тактильных ощущений посредством дермалексий (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
  4. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.

Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, необходимо развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

Полезны слуховые диктанты: это рисование различных фигур по клеткам под диктовку взрослого, а так же следующие упражнения:

  • Нахождение букв в геометрических фигурах.
    Например, в приведенном квадрате предлагается отыскать спрятавшиеся
  • Поиск букв, наложенных друг на друга. Необходимо выделять буквы, написанные одна на фоне другой.
  • Реконструирование букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку
  • Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К).
  • Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
  • Очень полезно письмо смешиваемых букв под диктовку.  Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки.

11 букв можно полностью исключить из упражнений, что сразу сделает работу более целенаправленной и менее объемной. Вот эти печатные буквы, которые невозможно написать «зеркально».: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, ы, ь, ъ, Ю. Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я. Нужно просто запомнить, что буква, особенно часто изображаемая зеркально, «развернута» вправо. В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой буквы: элементы в буквах дописываются только с правой стороны и в направлении сверху вниз.

Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. «Зеркальность» в математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях. Каждый взрослый должен помнить, что ребенка необходимо научить пользоваться клеточками: уметь отсчитать необходимое количество вверх – вниз, справа, слева.

Следует помнить, что ни один ребенок не может сразу,  абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает достаточно большое количество ошибок, особенно это относится к детям - «левшам». Но целенаправленная профилактическая работа логопеда  позволяет получить хорошие результаты по преодолению оптической дисграфии у детей с леворукостью.

Используемая литература и интернет-источники:

1. А. Баркан «Практическая психология для родителей», 1999 г.

М.А Поваляева «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи», 2006 г.

2. О.И. Крупенчук «Учим буквы», 2008 г.

3. Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников», 2003 г.

4. .И. Крупенчук «Тренируем пальчики – развивам речь», 2009 г.

5. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина и др. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать» 1997 г.

6. http://festival.1september.ru/articles/100715/

7. http://logoped18.ru/shtml/article-links-06.php

8. http://klass-6.21419s01.edusite.ru/p15aa1.html

9. http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=3012.0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Работа с буквой.Профилактика оптической дисграфии.

Работа с буквой. Профилактика оптической дисграфии при обучении грамоте детей с ТНР....

Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...

Презентация "Профилактика Оптической дисграфии у дшкольников с ОНР"

Презентацию можно использовать на  подгрупповых и индивидуальных  логопедических занятиях с детьми подготовительной группы. Интересные задания  помогают развивать у детей внимание, памя...

«Формирование оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи с целью профилактики оптической дисграфии»

Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предви­деть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии. О профилактике оптической дисграфии можно говорить т...

Профилактика оптической дисграфии дисграфии.

Методы профилактики оптической дисграфии....