Использование инновационных технологий при ознакомлении детей в ДОУ со звучащим словом
статья по обучению грамоте (средняя группа) по теме
Использование инновационных технологий при ознакомлении детей в ДОУ со звучащим словом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.08 КБ |
tekhnologiya_oznakomleniya.pptx | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Бадун Л. В.
Использование инновационных технологий при ознакомлении детей в ДОУ со звучащим словом.
Проблема подготовки детей к обучению грамоте постоянно изучается и не теряет своей актуальности. Это и понятно, поскольку от эффективности такой подготовки зависит успешность всего последующего обучения. Однако её острота и актуальность в последнее время усилилось в связи с изменениями современных социальных и психолого-педагогических условий, в которых находятся как ребёнок, так и обучающий и воспитывающий, взрослый.
Актуальность работы определяется необходимостью совершенствования деятельности педагогов- дошкольников при ознакомлении детей со звучащим словом и подготовке к обучению грамоте.
Важно хорошо знать и глубоко понимать, что основа интеллекта человека, а, следовательно, и его образованности закладывается в первые годы жизни ребенка – от рождения до 4-5 лет. Именно этот период имеет решающее значение для всей будущей жизни ребенка, и человек уже никогда не сможет превзойти тот потенциал, который был заложен в нем в возрасте до 5 лет. Большое значение в развитии познавательной сферы дошкольника имеет целенаправленное, организуемое взрослым ознакомление детей со звуковой стороной слова, его звуковым и слоговым составом, так как содержание образования современной школы, предполагает овладение способами чтения уже в дошкольном возрасте
В связи с этим возникает необходимость совершенствования методики по подготовке к обучению грамоте в дошкольном возрасте. Опираясь на исследования психологов и физиологов в области развития мышления и речи, нами были разработаны технологии по ознакомлению дошкольников со звучащим словом. Под технологиями мы понимаем такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер.
Предлагаемые технологии позволяют, кроме получения знаний и умений по подготовке детей к обучению грамоте, совершенствовать наглядно-образное и развивать словесно-логическое мышление посредством метода моделирования, а также через развитие тонких движений пальцев рук совершенствовать речевые реакции.
Целью нашей работы стало создание педагогической технологии по ознакомлению дошкольников со звучащим словом. Основной принцип построения технологии: моделирование.
Задачи данной технологии:
- Сформировать представление детей о звучащем слове.
- Формировать умение различать твердые и мягкие согласные звуки.
- Формировать умение различать гласные и согласные звуки.
- Формировать понятия об ударном слоге.
- Способствовать развитию словесно-логического мышления.
Технология включает в себя шесть технологических карт. Структура карты определяет цель познания; этапы деятельности (ознакомительный; моделирование; практический; применение); планирует действия педагога и действия ребенка на каждом этапе; прогнозирует ожидаемый результат.
Новизна данной работы заключается в том, что мы впервые использовали метод активного моделирования посредством аналогии в разработке технологий по ознакомлению дошкольников со звучащим словом.
На основе многолетних наблюдений и исследований нам удалось ввести дополнительные характеристики звуков, позволяющие глубже исследовать природу звука в процессе обучения дошкольников грамоте.
Практическая значимость работы заключается в том, что мы накопили и разработали в соответствии с профилем ДОУ дидактические игры, упражнения, позволяющие активизировать познавательную деятельность дошкольника, повысить качество подготовки детей к школе.
Данная работа осуществляется в ДОУ № 210 «Ладушки» на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте. Занятия по каждой технологии занимают 5-8 минут. Разработанные технологические карты делают доступными эти занятия не только для специалиста, но и для воспитателя дошкольного учреждения.
Технологические карты помогут воспитателю четко организовать действия ребенка и свои действия на каждом отдельном этапе, прогнозировать результат деятельности, видеть слабое звено в познании темы и своевременно корректировать деятельность. Технология направлена на развитие мышления, стимуляцию речевого аппарата, развитие мелкой моторики руки, совершенст-вование речевой деятельности. Обеспечивая ребенка основами знаний в области звучащего слова, мы создаем положительные предпосылки к обучению детей грамоте. Доступность и наглядность данной технологии позволяет использовать ее в работе уже с детьми среднего возраста.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология ознакомления со звучащим словом как средство совершенствования деятельности педагогов- дошкольников при подготовке детей к обучению грамоте и вовлечению ребенка в познавательный процесс на правах исследователя
ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И.КАНТ писал: рука является вышедшим наружу головным мозгом .
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Теория развивающего обучения предусматривает воспроизведение в собственной деятельности логики научного познания, осуществления восхождения от абстрактного к конкретному.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Задачи технологии Формирование представления детей о звучащем слове; Формирование умения различать гласные и согласные звуки; Формирование умения различать твердые и мягкие согласные звуки; Формирование понятия об ударном слоге; Способствовать развитию словесно-логического мышления.
Новизна работы Использование метода активного моделирования посредством аналогии при ознакомлении дошкольников со звучащим словом
Технология 6 технологических карт Организация работы по технологическим картам Театрализованные диалоги Дидактические игры Конспекты занятий
Технологическая карта Цель познания Этапы деятельности План действий педагога Прогноз ожидаемого результата План действий ребенка
Использование характеристик звуков Акустической Сенсорной Мимической Жестовой
Технология № 3 Ознакомление дошкольников среднего и старшего возраста с качественной характеристикой звуков. Твердые и мягкие согласные звуки.
Цель : ознакомление с понятиями твердые и мягкие согласные звуки; формирование умения различать твердые и мягкие согласные звуки. Средства : метод моделирования
Этапы 1.Ознакомительный Педагог Фиксация внимания ребенка на положении губ твердые согласные – губы «сердятся» мягкие согласные – губы «улыбаются» Ребенок Наблюдает за педагогом, пытается воспроизвести его действия
2. Моделирование Педагог Вводит аналогию: «Сердитые» губы – твердые согласные звуки (р, м, т, б, л) «Улыбчивые» губы – мягкие согласные звуки (р*, м*, т*, б*, л*) Ребенок Наблюдает
3. Практический Педагог при объяснении манипулирует пальцами рук- если звук твердый, подбородок всегда идет вниз-фиксируем подбородок указательным пальцем правой руки, чтобы ощутить движение подбородка вниз
3.Практический Если звук мягкий, губы растягиваются в улыбке – ее надо фиксировать. Для этого указательный и большой пальцы правой руки удаляются на значительное расстояние друг т друга. Три остальных пальца прижаты к ладони. Раздвинутые пальцы ловят улыбку.
4. Применение Ребенок: Повторяет действия педагога. Наблюдает за своими движениями в зеркало. Моделирует слова при помощи фишек
Ожидаемый результат Дети научатся: различать твердые и мягкие согласные звуки; строить пары по твердости и мягкости звука; выделять заданный звук в слове; Находить слова с заданным звуком.
Театрализированные диалоги Цель: использование театральной деятельности для ознакомления дошкольников со звучащим словом через метод активного моделирования. Пальчиковый театр: перчаточный театр Театр «оригами»
Цель: активизация познавательной деятельности дошкольников посредством метода моделирования и использования дополнительных звуковых характеристик : Сенсорной; Мимической; Жестовой. Дидактические игры
«Угадай, какой звук я загадал?» «Звуковая пирамида» «Портреты звуков» «Звуковые пазлы» «Собери улыбки» «Собери сердилки» и другие.
Универсальность технологии Прошла апробацию на базе МДОУ №210 «Ладушки» и дает положительный результат. Органично вписывается в различные образовательные программы, не искажая и не загромождая раздел подготовки к обучению грамоте. Адресована воспитателям в плане повышения педагогического мастерства.
Бадун Лидия Венедиктовна МДОУ детский сад № 210 «Ладушки» chgard210@edu.tgl.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность с родителями и детьми 5-6 лет, использование инновационных технологий в оздоровлении детей
в этом материале я описала, какие технологии в оздоровлении детей, я использую в своей группе....
Конспект образовательной деятельности с использованием инновационных технологий в группе детей 6-7 лет на тему «В поисках Четы»
Интегрированное занятие , посвященное изучению космоса в группе-студии для детей 6-7 лет с использованием инновационных технологий: ИКТ, технология сотрудничества, игровая технология, технология...
Презентация родительского собрания на тему: «Инновационные технологии в ознакомлении детей с ПДД»
Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах городов - это реалии нашего времени.Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей навыки без...
Методическая разработка: "Использование инновационных технологий при обучении детей безопасному поведению на дороге".
В жизни мы обязаны соблюдать существующие нормы и правила поведения в дорожно–транспортной обстановке. Очень часто в ДТП виноваты сами дети, которые играют около дороги, переходят улицу в неполо...
использование инновационных технологий по приобщению детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
презентация...
Конспект занятия с использованием инновационных технологий при обучении детей старшей группы связной речи «Путешествие в страну Красивой речи».
Конспект занятия с использованием инновационных технологий при обучении детей старшей группы связной речи«Путешествие в страну Красивой речи»....
Музейная педагогика как инновационная технология при ознакомлении детей с историей, бытом, и культурой родного края
В статье предложены педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста духовно-нравственных ценностей средствами музейной педагогики, через использование культурно- обр...