Рабочая учебная программа по ПДОУ «АБВГДейка» (старший дошкольный возраст)
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Миронова Татьяна Ивановна.

Дополнительные образовательные услуги в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon abvgdeyka_dokumenty.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент социально - культурных и дошкольных образовательных учреждений

Утверждено:

Заведующий МБДОУ

                                                                                                        «Детский сад комбинированного вида №55»

______________  Н. И. Схабовская

 

Рабочая учебная программа

по ПДОУ «АБВГДейка»

(старший дошкольный возраст)

 

                                                                                                    Составила:                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                               воспитатель 1 кв. категории

МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида №55»

                                                                                    Миронова Татьяна Ивановна

 

                                                                                                     

г. Воркута

Актуальность.

     

    В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому  грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений.

    Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребёнку осваивать её курс. Совсем по-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.

    Также  в настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.

    Совершенствуя речевой аппарат, в занятия кружка включены артикуляционные упражнения, проговаривание всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и др. В программу занятий включено множество загадок, которые сопровождаются иллюстративным или игровым материалом: муляжами, картинками и игрушками. Процесс отгадывания загадок очень важен, потому что он развивает воображение, формируют быструю реакцию на слово.

    Как известно, дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.

    Кружок «АБВГДейка» - это учёба и игра. Игровая формы работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.

    Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

   

Пояснительная записка

   Учебный план по оказанию платной дополнительной образовательной услуге составлен на основе пособий по обучению грамоте:

  1. «Как хорошо уметь читать» (обучение дошкольников чтению) Д.Г. Шумаева;
  2. «Обучение грамоте» Р.М. Хамидулина.

   

   Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее.

   Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

   Важно, чтобы ребёнок:

  1. не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
  2. умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
  3. под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

   В программу включены несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

- сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);

- формирование фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове. Знакомство детей с терминами: «звук», "слог", «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

- формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

   

Принципы построения образовательно - воспитательного процесса в кружке.

Каждое занятие и курс в целом строятся по :

  1. принципу продвижения от простого к сложному;
  2. принципу опоры на интересы дошкольников и родителей;
  3. принципу психологической  комфортности;
  4. принципу развития творческой личности.

   

   

    Методика проведения кружковых занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.

Методы обучения:

  1. Наглядный;
  2. Словесный;
  3. Практический

   На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.

    Развитие проводится по основным направлениям:

  1. развитие сенсорных и моторных функций;
  2. развитие мимической мускулатуры;
  3. развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания);
  4. развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  5. формирование черт гармонической личности.

    Занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

   

Цель:

          Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу;

          при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни.

Задачи:

  1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями;
  2. С помощью подвижных игр, логоритмических упражнений, пальчиковой гимнастики формировать двигательную активность, темп, ритм речи, развивать мелкую и речевую моторику, корректировать психические процессы, способствовать развитию речи в целом.
  3. Воспитывать любовь и интерес к чтению и родному языку.

Учебный план по дополнительному образованию детей 5-7 лет рассчитан на

 2 года. Основной формой работы является занятия по подгруппам 1 раз в неделю по 30 минут.

Основные требования к уровню подготовки детей.

К концу года воспитанники должен уметь:

  1. хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв и их название (алфавит);
  2. различать гласные и согласные звуки;
  3. правильно ставить ударение в знакомых словах;
  4. свободно и осознанно читать трёхбуквенные слова;
  5. правильно, составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;
  6. уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце(.!?)

Список используемой литературы:

  1. «Как хорошо уметь читать» (обучение дошкольников чтению)

 Д.Г. Шумаева;

  1. «Обучение грамоте» Р.М. Хамидулина;
  2. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»;
  3. Богданова О.А. «Скороговорки»;
  4. Жуков  В.П. «Словарь русских пословиц и поговорок»;
  5. Баранников И.В. «Русский язык в картинках»;
  6. Климанова Л.М. «Читалочка»

   

Список оборудования и материалов:

  1. Подвижная азбука;
  2. Рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте» (в 2-х частях);
  3. Магнитная азбука;
  4. Торшенко Е.В. «Живая азбука для маленьких»;
  5. Индивидуальные разрезные азбуки;
  6. Карточки для индивидуального чтения;
  7. Фланелеграф;
  8. Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.

Утверждено:

Заведующий МБДОУ

                                                                                                                  «Д/с комбинированного

вида №55 «Чудесница»

______________  Н. И. Схабовская

 

        

     Расписание занятий по ПДОУ «АБВГДейка»  (старший дошкольный возраст)

Среда  в 1030

     Руководитель кружка:           воспитатель 1 кв. категории МБДОУ

                                                         «Детский сад комбинированного вида №55»

                                                         Миронова Татьяна Ивановна

      Период проведения:               с 11.2012 г. по 05.2013 г.

г. Воркута

Учебный план

по оказанию платной дополнительной образовательной услуги

по обучению грамоте «АБВГДейка» для детей старшего дошкольного возраста

в МБДОУ «Детский сад  комбинированного вида №55»



п/п



Название темы


Количество

занятий


1.


Введение. Как хорошо уметь читать.


1


2.


Изучение гласных букв


6


3.


Изучение согласных букв


9


4.


Сопоставление звуков


2


5.


Непарные твёрдые и мягкие звуки


5


Итого занятий:


23

      Учебный план по дополнительному образованию детей 5-7 лет рассчитан

 на 2 года. Основной формой работы является занятия по подгруппам

1 раз в неделю по 30 минут.

Перспективный план занятий по ПДОУ «АБВГДейка»

(1 год обучения)

Месяц

Тема занятия

Работа

над звуками

Кол - во

занятий

ЯНВАРЬ

1. Познакомьтесь, Азбука!

2. Каркушина школа

3. Гласные буквы

А

У

У – А - О

1

1

2

ФЕВРАЛЬ

1. Согласные буквы

2. Телеграф

М, М),  С,С), Х, Х)

А-У-О-М

3

1

МАРТ

1. Игры деда Буквоеда

2.  Согласные буквы

3. Сопоставление звуков

А-У-О-М-С-Х

Ш,  С и Ш

ША – ШО – ШУ,

СА-СО-СУ

1

1

2

АПРЕЛЬ

1. Пароход

2. Согласные буквы

3. Твёрдые и мягкие

Ы

С, М, Х, Ш, Л

Н, Н), Л, Л)

1

1

2

МАЙ

1. Твёрдые и мягкие

2. Перекличка

К, К), Р, Р)

Р и Л

3

1

Итого:

20

Перспективный план занятий по ПДОУ «АБВГДейка»

(2 год обучения)


Месяц


Тема занятия


Работа

над звуками


Количество

занятий

Н
О
Я
Б
Р
Ь


1. «В гости к гласным буквятам».


Гласные

А-У-О-Ы


1


2. «В городе Звуков».


И


1


3. «Знакомство».


Р, Р)


1


4. «В гостях у буквят Л и Р».


Р и Л


1

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь


1. «Парад букв в городе». «В гостях у буквят Л, Н, Р, Й, М».


Л, Н, Р, Й, М


1


2.  «Аттракцион «Прятки».


К, К)


1


3. «Встреча с буквятами  Д и Т».


Д, Д)


1

 

4. «Фотоателье».


Т, Т)


1


Я
Н
В
А
Р
Ь

 


1.«Свистящие буквята З и С».



З, З)



1

 

2. «Дружные буквята».


З и С


1


 3. «В стране занимательных игр».


В, В)


1

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь


 1. «Добрый жук».


Ж


1


2. «Аттракцион «Карусель    

      настроения».


Б, Б)


1

 

3.  « Как зовут нас подскажи…». Буквята  Г и К.


Г, Г)


1


4. «В гостях у Айболита».


Й


1





М
А
Р
Т


 1. «На репетиции».


Е


1


2. «Магазин игрушек».


Ё


1


3. «Волшебная страна».


Я


1


 4. «Встреча с буквятами Ю,    

      У».


Ю


1

А
П
Р
Е
Л
Ь


1. Дружные буквята.


Ц


1


2. «Буквенное лото»


Ч


1


3. «Замок Змея – Горыныча».


Щ


1


4. «Занимательные игры»


Ф


1

ИТОГО:


23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Специфика структуры любой деятельности проявляется в особенностях целей, на достижение которых она направлена. Сущность учебной деятельности, как правило, раскрывается через основну...

Рабочая учебная программа для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Рабочая учебная программа содержит региональный компонент, комплексно-тематическое планирование образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое разви...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА В ГРУППЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рабрчая учебная программа по реализации общеобразовательной программы МАДОУ города Нижневартовска ДС № 23 "Гуси-лебеди" в группе компенсирующей направленности (для детей с ОНР) седьмого года...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста 5-6 лет на 2019 - 2020 учебный год

     Рабочая программа группы   детей 5-6 года жизни разработана на основе образовательной   программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного ...

Рабочая программа дошкольного образовательного учреждения на 2020-2021 учебный год для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе на 2020-2021 учебный год разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ №34 с учетом инн...

Рабочая (учебная) программа для детей среднего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №56 «Северяночка»     РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКО...

Рабочая программа группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет №2 для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2022-2023 учебный год

Программа направлена на коррекцию речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет в условиях группы компенсирующей направленности....


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Татьяна Ивановна!Понравилась программа. У меня как раз были вопросы по составлению программы.

Серегина Татьяна Сергеевна

Очень понравилась программа, спасибо!