Рабочая учебная программа по ПДОУ «АБВГДейка» (старший дошкольный возраст)
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Департамент социально - культурных и дошкольных образовательных учреждений
Утверждено:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида №55»
______________ Н. И. Схабовская
Рабочая учебная программа
по ПДОУ «АБВГДейка»
(старший дошкольный возраст)
Составила:
воспитатель 1 кв. категории
МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида №55»
Миронова Татьяна Ивановна
г. Воркута
Актуальность.
В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений.
Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребёнку осваивать её курс. Совсем по-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.
Также в настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.
Совершенствуя речевой аппарат, в занятия кружка включены артикуляционные упражнения, проговаривание всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и др. В программу занятий включено множество загадок, которые сопровождаются иллюстративным или игровым материалом: муляжами, картинками и игрушками. Процесс отгадывания загадок очень важен, потому что он развивает воображение, формируют быструю реакцию на слово.
Как известно, дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
Кружок «АБВГДейка» - это учёба и игра. Игровая формы работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.
Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
Пояснительная записка
Учебный план по оказанию платной дополнительной образовательной услуге составлен на основе пособий по обучению грамоте:
- «Как хорошо уметь читать» (обучение дошкольников чтению) Д.Г. Шумаева;
- «Обучение грамоте» Р.М. Хамидулина.
Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее.
Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.
Важно, чтобы ребёнок:
- не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
- умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
- под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
В программу включены несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:
- сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);
- формирование фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове. Знакомство детей с терминами: «звук», "слог", «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
- формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Принципы построения образовательно - воспитательного процесса в кружке.
Каждое занятие и курс в целом строятся по :
- принципу продвижения от простого к сложному;
- принципу опоры на интересы дошкольников и родителей;
- принципу психологической комфортности;
- принципу развития творческой личности.
Методика проведения кружковых занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.
Методы обучения:
- Наглядный;
- Словесный;
- Практический
На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
Развитие проводится по основным направлениям:
- развитие сенсорных и моторных функций;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания);
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- формирование черт гармонической личности.
Занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
Цель:
Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу;
при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни.
Задачи:
- Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями;
- С помощью подвижных игр, логоритмических упражнений, пальчиковой гимнастики формировать двигательную активность, темп, ритм речи, развивать мелкую и речевую моторику, корректировать психические процессы, способствовать развитию речи в целом.
- Воспитывать любовь и интерес к чтению и родному языку.
Учебный план по дополнительному образованию детей 5-7 лет рассчитан на
2 года. Основной формой работы является занятия по подгруппам 1 раз в неделю по 30 минут.
Основные требования к уровню подготовки детей.
К концу года воспитанники должен уметь:
- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв и их название (алфавит);
- различать гласные и согласные звуки;
- правильно ставить ударение в знакомых словах;
- свободно и осознанно читать трёхбуквенные слова;
- правильно, составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце(.!?)
Список используемой литературы:
- «Как хорошо уметь читать» (обучение дошкольников чтению)
Д.Г. Шумаева;
- «Обучение грамоте» Р.М. Хамидулина;
- Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»;
- Богданова О.А. «Скороговорки»;
- Жуков В.П. «Словарь русских пословиц и поговорок»;
- Баранников И.В. «Русский язык в картинках»;
- Климанова Л.М. «Читалочка»
Список оборудования и материалов:
- Подвижная азбука;
- Рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте» (в 2-х частях);
- Магнитная азбука;
- Торшенко Е.В. «Живая азбука для маленьких»;
- Индивидуальные разрезные азбуки;
- Карточки для индивидуального чтения;
- Фланелеграф;
- Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.
Утверждено:
Заведующий МБДОУ
«Д/с комбинированного
вида №55 «Чудесница»
______________ Н. И. Схабовская
Расписание занятий по ПДОУ «АБВГДейка» (старший дошкольный возраст)
Среда в 1030
Руководитель кружка: воспитатель 1 кв. категории МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида №55»
Миронова Татьяна Ивановна
Период проведения: с 11.2012 г. по 05.2013 г.
г. Воркута
Учебный план
по оказанию платной дополнительной образовательной услуги
по обучению грамоте «АБВГДейка» для детей старшего дошкольного возраста
в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №55»
№ п/п | Название темы | Количество занятий |
1. | Введение. Как хорошо уметь читать. | 1 |
2. | Изучение гласных букв | 6 |
3. | Изучение согласных букв | 9 |
4. | Сопоставление звуков | 2 |
5. | Непарные твёрдые и мягкие звуки | 5 |
Итого занятий: | 23 |
Учебный план по дополнительному образованию детей 5-7 лет рассчитан
на 2 года. Основной формой работы является занятия по подгруппам
1 раз в неделю по 30 минут.
Перспективный план занятий по ПДОУ «АБВГДейка»
(1 год обучения)
Месяц | Тема занятия | Работа над звуками | Кол - во занятий |
ЯНВАРЬ | 1. Познакомьтесь, Азбука! 2. Каркушина школа 3. Гласные буквы | А У У – А - О | 1 1 2 |
ФЕВРАЛЬ | 1. Согласные буквы 2. Телеграф | М, М), С,С), Х, Х) А-У-О-М | 3 1 |
МАРТ | 1. Игры деда Буквоеда 2. Согласные буквы 3. Сопоставление звуков | А-У-О-М-С-Х Ш, С и Ш ША – ШО – ШУ, СА-СО-СУ | 1 1 2 |
АПРЕЛЬ | 1. Пароход 2. Согласные буквы 3. Твёрдые и мягкие | Ы С, М, Х, Ш, Л Н, Н), Л, Л) | 1 1 2 |
МАЙ | 1. Твёрдые и мягкие 2. Перекличка | К, К), Р, Р) Р и Л | 3 1 |
Итого: | 20 |
Перспективный план занятий по ПДОУ «АБВГДейка»
(2 год обучения)
Месяц | Тема занятия | Работа над звуками | Количество занятий |
Н | 1. «В гости к гласным буквятам». | Гласные А-У-О-Ы | 1 |
2. «В городе Звуков». | И | 1 | |
3. «Знакомство». | Р, Р) | 1 | |
4. «В гостях у буквят Л и Р». | Р и Л | 1 | |
Д | 1. «Парад букв в городе». «В гостях у буквят Л, Н, Р, Й, М». | Л, Н, Р, Й, М | 1 |
2. «Аттракцион «Прятки». | К, К) | 1 | |
3. «Встреча с буквятами Д и Т». | Д, Д) | 1 | |
4. «Фотоателье». | Т, Т) | 1 | |
Я | 1.«Свистящие буквята З и С». | З, З) | 1 |
2. «Дружные буквята». | З и С | 1 | |
3. «В стране занимательных игр». | В, В) | 1 | |
Ф | 1. «Добрый жук». | Ж | 1 |
2. «Аттракцион «Карусель настроения». | Б, Б) | 1 | |
3. « Как зовут нас подскажи…». Буквята Г и К. | Г, Г) | 1 | |
4. «В гостях у Айболита». | Й | 1 | |
М | 1. «На репетиции». | Е | 1 |
2. «Магазин игрушек». | Ё | 1 | |
3. «Волшебная страна». | Я | 1 | |
4. «Встреча с буквятами Ю, У». | Ю | 1 | |
А | 1. Дружные буквята. | Ц | 1 |
2. «Буквенное лото» | Ч | 1 | |
3. «Замок Змея – Горыныча». | Щ | 1 | |
4. «Занимательные игры» | Ф | 1 | |
ИТОГО: | 23 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Специфика структуры любой деятельности проявляется в особенностях целей, на достижение которых она направлена. Сущность учебной деятельности, как правило, раскрывается через основну...
Рабочая учебная программа для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Рабочая учебная программа содержит региональный компонент, комплексно-тематическое планирование образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое разви...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА В ГРУППЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рабрчая учебная программа по реализации общеобразовательной программы МАДОУ города Нижневартовска ДС № 23 "Гуси-лебеди" в группе компенсирующей направленности (для детей с ОНР) седьмого года...
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста 5-6 лет на 2019 - 2020 учебный год
Рабочая программа группы детей 5-6 года жизни разработана на основе образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного ...
Рабочая программа дошкольного образовательного учреждения на 2020-2021 учебный год для детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе на 2020-2021 учебный год разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ №34 с учетом инн...
Рабочая (учебная) программа для детей среднего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №56 «Северяночка» РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКО...
Рабочая программа группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет №2 для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2022-2023 учебный год
Программа направлена на коррекцию речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет в условиях группы компенсирующей направленности....
Комментарии
Рабочая учебная программа по ПДОУ «АБВГДейка» (старший дошкольны
Татьяна Ивановна!Понравилась программа. У меня как раз были вопросы по составлению программы.
Очень понравилась программа,
Очень понравилась программа, спасибо!