"Путешествие в страну "Буквозвукия"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Трухина Зинаида Семеновна

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_o.s.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по обучению грамоте

 в подготовительной к школе группе

гкп «д/с «Гнёздышко»

воспитатель: Трухина З.С.

ноябрь 2012 год

Тема: согласные звуки (к) – (кь), буквы К,к.

Программное содержание:

Познакомить детей со звуками (к) –(кь) и буквами К,к.

Учить слышать и различать звуки (к) –(кь) в разных позициях (начало, середина, конец слова).

Познакомить с образом буквы К и закреплять его в различных заданиях.

Закреплять понятия «слог», «слово», «предложение».

Продолжать учить детей читать – соединять согласные и гласные буквы в слоги и слова, читать их в различном темпе.

Развивать мышление, память, мелкую моторику рук.

Билингвальный компонент:  звук - дыбыс, буква - әріп, слог  - буын, слово - сөз, предложение - сөйлем .

                                            Ход занятия:

1.Ребята,  нам пришло письмо от Почемучки. Почемучка – это веселый. Добрый, любознательный мальчик. Он часто спрашивает: - «Кто?», «Что?», «Почему?», поэтому его и называют Почемучкой.  (Открываем письмо, читаем.) Почемучка приглашает в путешествие по стране «Буквозвукия» и задаёт вопросы:

- Что такое речь?

- Из чего состоит речь?

- Что такое предложение?

- Из чего состоит предложение?

- Из чего состоят слова?

- Какая бывает речь?

- Какие бывают буквы и звуки?

- Чем отличаются буквы и звуки?

- Что можно сказать о гласных и согласных?

- Что такое алфавит?

2. Игра «Какая буква лишняя?»

Г,М,Н,У,К,Р,  - ?  Почему?            А,Н,У,О,Ы,И, -  ?  Почему?

3. Незнайка пишет:

«Я учу казахский язык, помогите мне, как будет по -казахски:

Буква –

Звук –

Слог –

Слово –

 Предложение –

Спасибо –

4. Игра «Слоги рассыпались»

На плакате слоги справа и слева. Нужно соединить слоги так, чтобы они образовали слова:

Но                              Ма

Мы                            Ра

Ма                            Ло

ЛУ                             Ла

Ро                             На

5. Одна буква для двух звуков.

- Послушайте как звучат слова КОШКА и КИСКА.

- Назовите первые звуки в них. (к), (кь).

- В русском языке мягкие и твердые звуки на письме обозначаются одним знаком – буквой. Сегодня это буква  - К.

6. Характеристика звуков (к) и (кь).

- согласные , глухие, к  -  твердый,  кь  -  мягкий.

7. Игра «Место звука в слове».

(Воспитатель показывает картинки, дети называют изображенный предмет и место звука «К», «КЬ»  (начало, середина, конец слова).

8. Физминутка:

Наша кошка  -  озорница, непоседа, баловница,

Спинку выгибает, с детками играет.

Спинка гладкая, шерстка мягкая,

Лапки пестрые, когти острые.

9. Игра «Попугай Кеша ждет гостей»

(Кеша готовит угощенье на кухне. Мы заглянем туда.  Найдите предметы, в названии которых есть звуки К или КЬ, и их место в слове).

10.В гости пришли животные.

(Из стоящих на доске картинок животных дети называют  тех животных, в

 названии которых есть звуки К или КЬ, и их место в слове).

11. Анализ слов   КОТ и КИТ.

12. Знакомство с буквой К.

(На что похожа? Выделяем элементы, воспитатель показывает печатание буквы  К на доске).

13. «Читаем слоги».

- Буква  К подружилась с гласными, давайте посмотрим что из этого получилось.

А
О

                    К                                                   У
                                                                        Ы
                                                                         Э
                                                                         И

14. Игра «Птичья стая».

- Мы с вами птицы. Они готовятся к отлёту в теплые края. Громко кричат, радуются перелёту (дети читают слоги громко, весело).

- Птицы угомонились, стали вести себя потише (читают потише).

- А вот птицы взмахнули крыльями и полетели высоко в небо. Их голоса чуть слышны (дети читают шепотом).

Э
А
Ы                                      К

О

У

И

15.  Работа в тетрадях.

(Чтение слогов, слов).

16. Скороговорка  

«Кот кроту рыл нору,  крот  ловил мышей коту».

17. Итог занятия:

Вот вы и справились со всеми заданиями.

 - Давайте напомним  Почемучке  с какой буквой вы сегодня познакомились?

- Что нового было для вас на занятии сегодня?

- А когда вы испытывали трудности?

  Почемучка очень  благодарен вам.  Он получил сегодня много знаний.  И в награду за ваши старания  дарит вам эту книгу, чтобы вы могли открыть дверь в страну знаний.

 Тема: звук и буква Ш.

Программное содержание:

  1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, с определением гласного звука;
  2. Закреплять умение называть слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  3. Учить детей слышать и различать звук «Ш» в разных позициях (начало, середина, конец слова), уточнить его артикуляцию. Звук «Ш» - согласный, всегда твёрдый;
  4. Познакомить детей с образом буквы Ш и закрепить его в различных заданиях;
  5. Упражнять в умении соотносить звук с буквой.

  1. «Прислушиваемся к звукам».

- Послушайте скороговорку, какой звук в ней чаще других слышится?

«Шапка да шубка, вот и весь Мишутка.

Пыхтит как пышка пухлый Мишка»

  1. Фонетическая зарядка.

«Накачиваем колесо ш-ш-ш,

Проткнули ш-ш-ш- (шепотом).

  1. Характеристика звука.

- У звука «Ш» есть один секрет, но он не скрывает его. Звук «Ш»– согласный, глухой, шипящий, всегда твердый.

         4. Место звука «Ш» в слове.

             (Шишка, каша, шалаш, камыш)

  1. Физминутка : «Наша кошка».

Наша кошка - озорница, непоседа, баловница,

Спинку выгибает, с детками играет.

Спинка - гладкая, шёрстка – мягкая,

Лапки – пестрые, когти – острые.

6.Буква для звука «Ш».

   Звуки обозначаются знаком – буквой. Сегодня это буква   Ш.

   На что похожа буква Ш?

7.»Закончи фразу».

8. «Одежда для Маши».

    (шуба, шапка, шарф, штаны – выбрать с буквой Ш).

9.Повесь лишь те игрушки, в названии которых есть звук «Ш».

            (на ёлку вешаются: шишка, хлопушка, матрёшка, шарик).

         10. «Читаем слоги, слова, предложения».

                          А

      Ш                      У

                                О

                           И

      Шаг, шоколад, шум, ушиб.

     

11. Игра «Кто кого встречает?»

      шка       шка     шка

      ко          мы       ми

12 «Напечатай букву ш».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...