Игровые технологии на занятиях по обучению грамоте
статья по коррекционной педагогике
В статье говорится о том, как через игру добиться наиболее эффективных результатов обучения грамоте детей с нарушением речи.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Основными составляющими оптимального образовательного процесса являются формирование у детей определённых учебных навыков и выработка методов передачи им конкретной информации. Но для того, чтобы эти навыки формировались быстро и полно, а информация становилась прочными знаниями, необходимо её воспринимать, осмыслить, связать с уже имеющимися знаниями, сохранить, своевременно и правильно использовать. Всё это обеспечивается базисными интеллектуальными способностями: вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением, речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_na_zanyatiyah_po_obucheniyu_gramote.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Основными составляющими оптимального образовательного процесса являются формирование у детей определённых учебных навыков и выработка методов передачи им конкретной информации. Но для того, чтобы эти навыки формировались быстро и полно, а информация становилась прочными знаниями, необходимо её воспринимать, осмыслить, связать с уже имеющимися знаниями, сохранить, своевременно и правильно использовать. Всё это обеспечивается базисными интеллектуальными способностями: вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением, речью.
Как показывает практика, развитие у детей этих способностей в игровой, увлекательной для них форме весьма эффективно. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Это одна из причин безграмотности наших детей.
Учёт психологических особенностей детей пяти – шестилетнего возраста с речевыми нарушениями диктует необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий по обучению грамоте: оптимальное разнообразие видов деятельности; введение физкультминуток; их смена; использование игрового материала; включение в занятия игрового материала с целью снятия напряжения; переключение внимания детей с одного вида деятельности на другой.
Именно игровые технологии – наиболее эффективные методы в обучении дошкольников грамоте. Они помогают развивать детские способности и делать занятия более интересными и качественными.
Занятия в форме игры развивают память (тактильную, зрительную и пр.), внимание, логическое мышление, образное мышление, творческое воображение, коммуникативные качества, речь, координацию, мелкую моторику, умение конструировать, анализировать (Занятия – игры «В страну шумов и звуков», «Что случилось с буквой «П» и др.).
Значительное место на занятиях по обучению грамоте отводится обучающим играм: звуковым, играм с буквами, а также играм, развивающим словарный запас, кругозор и интеллектуальные способности.
Игры со звуками помогают развивать фонематический слух, внимание, воображение, речь малышей, а также развивают чёткость речи, правильное звукопроизношение, артикуляционный аппарат («Угадай звук», «Звук заблудился», «Любопытный», «Доскажи словечко», «Кто больше?», «Твёрдый – мягкий», «Весёлые звуки» и др.).
В играх с буквами развивается память во всех её проявлениях: зрительной, механической, ассоциативной, сенсорной («Буква потерялась», «Два колодца», «Серединка», «Змейка», «Лесенка», «Слова – невидимки», «Волшебные цепочки», «Угадай букву», «Рассыпанное слово» и т.п.). Дети учатся фантазировать («Спрятать букву в рисунке»).
Занимательность может быть задана неожиданной для детей постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения занятия (опрос в виде интервью, путешествия в сказку и т.д. и т.п.), знакомством с устным народным творчеством (загадки, небылицы, поговорки, потешки, сказки).
Сказки помогают не только в работе по звуковой культуре речи, но и в формировании правильной лексики и грамматики русского языка («Почему А первая?», «Лесные музыканты», «Лисёнок и лягушонок», «Генерал Гена» и др.). В этих сказках дети не только запоминают как можно больше слов на заданный звук, но и рассуждают о смысле сказки.
Детям можно предложить самим сочинить сказку.
«На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук [a]. Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц.) У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук [a]. Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки) и т.д.».
На занятиях используются развивающие игры в движении как здоровьесберегающие технологии, когда детям нужно отдохнуть и подвигаться («Овощи и фрукты», «Пожалуйста», «Летает – не летает», «Живое – неживое», «Кого нет в ряду?», «Один – много», «Кто где живёт?», «Наоборот» и др.). Все эти игры развивают внимание, речь, кругозор, словарный запас детей.
Вопрос о поддержании интереса ребёнка к занятиям – объект постоянного внимания педагогов. С помощью игровых технологий педагоги уже с первых занятий могут зародить в ребёнке интерес, но ещё более важно постоянно поддерживать этот интерес на высоком уровне. С точки зрения поддержания интереса у ребёнка к этим занятиям, к интеллектуальной деятельности вообще, очень важно, чтобы ребёнок в процессе этих занятий как можно чаще переживал чувство своего успеха, чувство своей победы над собой.
Список использованной литературы
- Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит [Текст] / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Акцидент, 1998. – 112с.
- Марцинкевич, Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста [Текст] / Г.Ф. Марцинкевич. – Волгоград: Учитель, 2004. – 128с.
- Волина, В.В. Учимся играя [Текст] / В.В. Волина. – М.: Новая школа, 1994. – 448с.
- Синицына, Е.И. Умные занятия [Текст] / Е.И. Синицына. – М.: Лист, 1998. – 222с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Развивающее обучение. Игровые технологии на занятиях по обучению грамоте и знакомству с окружающим миром".
Хочу поделиться, на мой взгляд, эффективными методами работы, применяемыми мною на занятиях, игровыми технологиями, которые помогают развивать детские способности и делать занятия более интересными и ...
Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185» Опыт работыТема:Использование игровых техн...
Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....
«Использование игровых технологий на занятиях по обучению грамоте»
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова. Формировать умения определять местонахождение звука «В» в слове, дифференцировать согласные звуки; закреплять умение выд...
Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
В статье представлен опыт работы по применению игровых технологий на занятиях с детьми по подготовке к обучению грамоте....
Использование игровых технологий на занятиях по обучению грамоте дошкольников
Консультация для педагогов, учителей-логопедов...