Конкурсная методическая разработка
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Аннотация
Данная методическая разработка – это фрагмент непосредственно образовательной деятельности, с реализацией таких областей ,как коммуникация, познание, здоровье, чтение художественной литературы, социализация. Фрагмент НОД построен с учетом знаний детей, полученных ранее, с использованием игровых приемов.
Методическая разработка может быть полезна педагогам дошкольных учреждений, работающим с детьми 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_metodicheskaya_razrabotka.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Советского района
в городе Красноярске
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
периода непосредственно образовательной
(познавательно-коммуникативной) деятельности
с детьми подготовительной к школе группы
по теме «Загадки Оле Лукойе»
Автор: Маслеева А.В., воспитатель высшей
квалификационной категории
2013 год
Аннотация
Данная методическая разработка – это фрагмент непосредственно образовательной деятельности, с реализацией таких областей ,как коммуникация, познание, здоровье, чтение художественной литературы, социализация. Фрагмент НОД построен с учетом знаний детей, полученных ранее, с использованием игровых приемов. Методическая разработка может быть полезна педагогам дошкольных учреждений, работающим с детьми 6-7 лет.
Введение
«…Не только интеллектуальное развитие
ребёнка, но и формирование его характера,
эмоций и личности в целом находится в
непосредственной зависимости от речи».
Л.С. Выготский
С тех пор, когда человек превратился в разумное существо, природа одарила его чудесным даром – умением мыслить и умением общаться с помощью речи, будь то речь устная или письменная. Речь является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский говорил «…Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Исследования отечественных психологов и психо-лингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребёнка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность. От того, как мы педагоги разовьём речь ребёнка, будет зависеть очень и очень многое в его будущей жизни. Речь является высшим проявлением развития психики человека, а значит и главным средством в психическом развитии, поскольку только она позволяет осуществлять познавательное общение. Значение речи для психического развития ребенка состоит в том, что расширяется пространство жизни ребенка, формируются представления о физическом мире, устанавливаются причинно-следственные отношения между явлениями, что способствует развитию детского мышления, условия для адаптации ребенка в социуме. Воспитание правильной и чистой речи –одна из важнейших задач в общей системе речевого развития детей дошкольного возраста. В ряду задач, стоящих перед дошкольным образованием, важное место занимает и задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости в школе, поэтому очень важно научить малыша ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством звуковой формы, оболочки слова, с важнейшими характеристиками звуков (фонем)
Опыт практической деятельности в качестве воспитателя позволил мне выявить следующую проблему. В последнее время возросло количество детей с общим недоразвитием речи, при котором нарушается формирование всех компонентов речи: лексики, грамматического строя, фонетики и самого «видимого» компонента – звуковой стороны речи. Как следствие – дети зачастую избегают общения, замыкаются в себе, что в свою очередь, тормозит не только нормальное речевое развитие, но и развитие ребенка в целом. Поэтому тема моей педагогической инициативы звучит так: «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте, как условие полноценного развития детей и успешного обучения их в школе» Приступая к работе по этой теме, я поставила перед собой цель: «Развитие осознания языковой действительности, звуковой стороны речи, ее элементов, как основы коммуникативности, развития познавательных процессов .» Для реализации этой цели необходимо решать следующие задачи: 1.Активизировать устную речь. Сделать предметом внимания детей слово и предложение в целом, научить практически изменять слова и образовывать новые, сравнивать и обобщать различные явления языка. 2.Формировать у детей направленность на звуковую сторону речи. Развивать умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки, различать звуки, близкие по артикуляции и акустическим признакам, что соответствует этапу овладения простыми видами звукового анализа. 3.Развивать речевое дыхание, не только как голосообразующую и артикуляционную функцию, но и как средство профилактики простудных заболеваний 4.Развивать мелкую моторику рук, как средства развития речи, готовить руку к письму.
Основная часть
Задачи:
-Сохранять и укреплять физическое здоровье детей
-Продолжать учить поддерживать правильную осанку в положении сидя
-Совершенствовать координацию руки и глаза
-Закреплять умение ориентироваться на ограниченной территории (в данном случае листе в клетку) и относительно себя(лево, право, вверх, вниз, наискосок)
-Продолжать развивать чувство времени, умение регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
-Развивать сенсорные способности. Закреплять умение группировать по форме
-Упражнять в составлении слов и предложений
-Учить составлять графические схемы предложений.
-Продолжать формировать навыки звукобуквенного анализа слов
-Продолжать развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания
-Продолжать упражнять детей в составлении правильных, красивых предложений, согласовании слов в предложении
-Формировать интерес и потребность в чтении
-Продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех участников группы
-Развивать сообразительность, умение сообща решать поставленную задачу
Образовательные области
-Коммуникация -Познание -Чтение художественной литературы -Здоровье -Социализация
Виды детской деятельности:
-Двигательная -Коммуникативная -Восприятие художественной литературы -Игровая -Продуктивная
Формы работы с детьми:
Используемые средства:
1.Карточки с изображением персонажей сказок
2.Иллюстрации к загадкам
3.Изображение Оле Лукойе с зонтиком к которому прикреплены задания
4.Конверт с четверостишием и графическим диктантом «Письмо от Оле Лукойе»
5.Песочные часы (1 минута)
6.Цифры от 1 до 9 для всех детей группы
7.Разрезанные на части буквы [р],[л]
8.Простые карандаши
9. Тетрадные листы в клетку
10.Фломастеры красного, синего, зеленого и черного цветов в двух экземплярах
11.Карточки с написанными на них предложениями
12.Книги со сказками
Планируемый результат:
Примерный ход мероприятия
(Воспитатель размещает на стенах,в одной части группы карточки с изображением персонажей сказок, дети заинтересовавшись, подходят, наблюдают за действиями воспитателя, спрашивают, чем занимается педагог, если дети не подходят, воспитатель привлекает внимание к своим действиям.)
-Давайте сейчас с вами поиграем в игру разведчики. Все помнят правила игры? Разведчики должны все увидеть и приметить ,и при этом остаться незамеченными. Замерли, работают только глазки. По нашей группе разбежались персонажи разных сказок. Находим глазами того сказочного героя, которого я назову.
(Проводится гимнастика для глаз)
-Эти сказочные персонажи не зря напомнили о себе. Они хотят знать, помните ли вы сказки, которые мы с вами читали. Проверим?
Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мала!
Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку?
Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ здесь пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг.
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил?
Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Вчера вечером на адрес детского сада пришло письмо. Я не стала вскрывать конверт, хотела прочитать письмо вместе с вами. Посмотрим?
(В конверте письмо с четверостишием и графический диктант)
(Воспитатель читает письмо)
Загадки мои отгадайте,
Решите мои задачки
И подарю тогда я
Вам добрые, веселые сказки!
Кто бы это мог быть? Ой, тут еще лист, а на нем написано: 4 клеточки вниз,1 вниз влево наискосок….. Что это такое?
Дети: Графический диктант
Давайте попробуем написать графический диктант, я думаю, если мы все правильно сделаем, то скорее всего сможем понять, персонаж какой сказки вышел с нами на связь.
(дети садятся за столы, где подготовлены тетрадные листы в клетку с обозначенной начальной точкой диктанта и простые карандаши)
Графический диктант
4 клеточки вниз
1 вниз влево наискосок
1 вверх влево наискосок
1 вниз влево наискосок
2 вверх
2 вверх вправо наискосок
2 вправо
2 вниз вправо наискосок
2 вниз
1 вверх влево наискосок
1 вниз влево наискосок
1 вверх влево наискосок
2 вниз
1 вниз влево наискосок
1 вверх влево наискосок
Что это за зонтик у нас получился, и чей он?
Дети: Оле Лукойе
А вот и сам Оле Лукойе скромненько стоит в сторонке. (Воспитатель обращает внимание детей на изображение Оле Лукойе,закрытого до этого момента,например мольбертом, его зонтик двойной и в нем спрятаны карточки с заданиями)
Оле Лукойе предлагает нам выполнить его задания ,разделившись на 2 команды.
Посоревнуемся?
Но прежде чем начать выполнять задания, нам нужно подзарядиться энергией.
Как это можно сделать?
Дети: Сделать гимнастику
Давайте с вами сделаем гимнастику, чтобы стать сильными , смышлеными, умелыми.
Физминутка
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше
И легко-легко подышим…
Раз, два! — выше голова,
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — тихо сесть.
Раз — подняться, подтянуться,
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — за стол тихонько сядь.
(Дети делятся на 2 команды.Детям предлагается взять карточку с цифрой, с помощью карточек дети делятся на команды. Первая команда цифры от 1 до 5,вторая от 6 до 10,усаживаются за 2 стола, выполняют по очереди задания Оле Лукойе напечатанные на карточках, получают очки за правильно выполненные .
1.Составить букву, разрезанную на части
1 команда -[Л] 2 команда[Р]
2.Придумать за одну минуту (кто больше) слова со звуком:
Р Л
3.Сделать звуковой анализ слов:
Рыбак лодка
4.Составить красивые предложения о:
Веселом рыбаке Красивой лодке
5.Без ошибок сказать скороговорку:
За рекою у проселка
Пела,пела перепелка.
Перепел прилетел,
Перепелку перепел.
6. Составить графическую схему предложений
У Лары зеркало У орла крылышко
Подсчитываются очки, выявляется команда победитель. Ей от имени Оле Лукойе вручается книжка со сказками.
Рассматривание книги (книг) подаренных от имени Оле Лукойе, чтение
Список используемых источников:
-Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования -Коробова Татьяна Владимировна «ФИЗМИНУТКИ НАМ НУЖНЫ, ДЛЯ ДЕТЕЙ ОНИ ВАЖНЫ!» -Выготский Лев Семенович «Мышление и речь» -Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста под ред.Богачевой О.А. -Комратова Н.Г. «Учимся говорить правильно»
Приложение
1.Карточки с изображением персонажей сказок
2.Иллюстрации к загадкам
3.Изображение Оле Лукойе с зонтиком к которому прикреплены задания
4.Буквы «Р», «Л»
5.Карточки с написанными на них заданиями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конкурсного педагогического мероприятия
Непосредственная образовательная деятельность - сюжетное интегрированное занятие на тему сказки К.И.Чуковского « Доктор Айболит» (формирование целостной картины мира, развитие устной...
«Методическая разработка по организации и проведению конкурсной программы «А ну-ка, папы»
работа с родителями...
Рубрика "Воспитатель года" Конкурсный материал. Методическая разработка «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Для просмотра нужно нажать сюда...
Методическая разработка (Сценарий развлекательно- конкурсного мероприятия) «Отцы и дети»
Цель данного мероприятия: совершенствовать координацию движений, формировать ловкость, меткость; воспитывать дружеские чувства....
Рубрика "Воспитатель года", конкурсный материал. Методическая разработка "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является первой ступенью, где начинается решение проблемы экологического образования.Одной из актуальных проблем современности является взаимодейств...
Рубрика "Воспитатель года" Конкурсный материал. Методическая разработка «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную деятельность».
Методическая разработка...
Педагогическая находка.конкурсная методическая разработка в старшей группе по окружающему миру: "Путешествие по родному селу борбак-Арыг"
Педагогическая находка.Методическая разработка для конкурса воспитатель года 2019 интегрированное занятие по окружающему миру в старшей группе: "путешествие по родному лесу борбак-арыг!"...