"Гласные и согласные звуки"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Жуланова Вера Алексеевна

 

Учить дифференцировать гласные и согласные звуки, различать эти звуки на слух. Упражнять деление слов на слоги. Учить самостоятельно, схематично составлять слова.

Уметь внимательно выслушивать ответы товарищей, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно конструктивно исправлять их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kanspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Программные содержания:

Учить дифференцировать гласные и согласные звуки, различать эти звуки на слух. Упражнять деление слов на слоги. Учить самостоятельно, схематично составлять слова.

Уметь внимательно выслушивать ответы товарищей, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно конструктивно исправлять их.

Словарная работа: гласные, согласные, слог.

Материальная: фишки на каждого ребёнка, схему слов на каждого ребёнка, картинки (мышь, дом, маки, мышки, машина, красный и синий дом).

Индивидуальная работа: Вова, Галя, Дима – чётко прогаварить каждый звук в слове.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу на ковре.

-  У меня в руках мяч и я предлагаю вам поиграть в игру «цепочка слов».

Тому, кто получит мяч называет слово на последний звук.

-  Вы сейчас называли слова на звук, который в слове был последний, но потом он оказался первым.

-  Кто узнал, какие это были звуки?

(гласные и согласные).

-  Хорошо, какие вы у меня внимательные.

    В весёлом сказочном городе жили малыши, среди них был самый умный малыш по имени Знайка.

(Воспитательница выставляет на мольберт 2 домика и Знайку).

 -  Подойдите и встаньте так, чтобы всем было видно нашего героя.

Решил Знайка отправиться в путешествие и взять с собой друзей.

-  Кто такие друзья?

-  Для того чтобы путешествовать, нужно много знать?

-  Знайка приготовил нам вопросы. Если ответите, он возьмёт вас с собой.

-  Мы с вами общаемся, разговариваем. Из чего состоит наша речь? (из предложений).

-  Из чего состоят предложения? (предложения состоят из слов).

-  Из чего состоят слова? (слова состоят из звуков)

-  Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

-  Какие гласны звуки вы знаете? (а, о, у, э, и, е, ё)

-  Догадайтесь, в каком замке они живут? (в красном)

-  Каким цветом их обозначают? (их обозначают красным цветом)

 -  Почему их называют гласными звуками? (потому, что они тянутся, поются)

-  Да, это певучие и звонкие звуки. Вспомним слова о гласных звуках:

                                                      - Гласные тянутся

                                                       Песенкой звонкой:

                                                        - и – и – и – и,

                                                        Могут заплакать

                                                         и застонать:

                                                            - о – о – о - у-  у- у

                                                              Могут качать в

                                                              Колыбели Алёнку

                                                               -а –а – а – а

                                                                Могут как эхо в

                                                                 Лесу закричать:

                                                                 -ау! -ау! -ау!          

                                                                 Могут летать

                                                                Высоко в синеву:

                                                                  - у – а - и - у.

Дети имитируют слова мимикой, жестами, интонацией.

-  На все Знайкины вопросы  ответили, и он берёт вас с собой.

-  А вы знаете куда?

-  Мы познакомились со Знайкой и стали его друзьями. А вот у Знайкеных соседей, которые живут в красном домике нет друзей и Знайка решил им помочь, найти товарищей. Поможем ему?

Встаньте друг за другом, не отставайте, отправляемся в дорогу:

                                                       Путь не близкий,

                                                        Дальний путь.

                                                     Но нельзя с пути свернуть,

                                                        Слева речка (посмотрите)

                                                         Справа бор ( посмотрите)                                                                  

                                                         Осторожно по тропинке

                                                          Мы идём.

                                                                                                                                       (Дети за воспитателем проходят цепочкой по группе)

- Посмотрите налево, направо, а что там виднеется впереди. Подойдём поближе (Дети подходят к  мольберту на котором висит картина синего замка, выстраиваются полукругом)

- Что вы видите? (замок)

- А как по-другому можно сказать? ( дворец, дом, домик)

- Потихоньку заглянем кто же там живёт?(Воспитатель на мольберт выставляет картинки: дом, машина, молоток)

- Произнесите слова. Что общего между ними? (звук «м»)

- «М» какой это звук?(согласный, твёрдый, звонкий)

- Вышел звук «М» из ворот.(Выставляется синяя фишка) и стал знакомиться с нашими друзьями.

- Сначала он поздоровался со звуком «А» и получился слог «МА»

- Потом со звуком «О» и получился слог «МО»

- Затем познакомился с гласным звуком «И» и получился слог... «МИ»

- Поговорил со звуком «У» и получился слог «МУ»

- Последним подошёл звук «Э» и получился слог «МЭ»( Всё это время к синей фишке подставляются красные фишки)

- Нашему новому знакомому очень понравились наши друзья, и он пригласил нас к себе в гости. (На мольберте меняется картинка и появляется «окно»)

- Посмотрите, какие красивые цветы растут на окне.( Выставляется часть картинки «Маки»)

- Что это? Звук «М» говорит что это «МА».

- Правильно ли он назвал цветы? (Выставляется вторая половина картины)

- Скажите, вторую часть слова «КИ»

- Произнесите слово по частям («МА-КИ»)

-Кто ещё живёт в доме?(Выставляется картинки: мышь, мишка, машинка)

- Как узнать сколько слов в каждом из этих слов?

- Сколько гласных звуков в слове мышь?

- Сколько слогов? Назовите.

- Сколько гласных звуков в слове мишка?

- Сколько слогов? Назовите первый слог? Назовите второй слог?

-Сколько гласных звуков в слове машина?

- А слогов?

-Назовите 1 слог, 2слог, 3слог.

- Есть ли связь между гласными звуками и слогами?

- Какая? ( Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов)

- Что помогает определить количество слогов в слове? (Согласные звуки)

Запомните правило:

Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.

- Как ещё можно определить количество слогов в слове?

- Тыльную сторону ладони положите на подбородок, и произнесите слово  «дом». Вы почувствовали, как опускается подбородок, когда произносится звук «О»?

Давайте поиграем:

Быстро разделимся на две команды. Одна встанет от меня с правой стороны, другая с левой.

 Я называю слова, если в слове один слог, первая команда хлопает, если два слога вторая команда топает. За правильный ответ команде даётся фишка.

Какие вы сегодня ловкие и внимательные.

Я с вами поиграла, а теперь вы поиграйте друг с другом в «звуковые загадки»

Найдите себе пару и подойдите к столам, садитесь друг против друга и на схеме фишками, выложите задуманное слово. Ваш друг должен угадать это слово.

- Руслан, какое слово составил Тимур?

- Тимур, он правильно нашёл слово?

-Сколько слогов в слове?

- А ты Тимур догадался, какое слово зашифровал Руслан?

- Карина, сколько слогов в твоём слове?

- Альбина, докажи, что Карина правильно определила количество слогов в слове?

Подойдите ко мне.

Заигрались мы с вами в синем замке.

- Давайте убедимся, помогли мы гласным найти себе друзей?

- Какие друзья появились у наших гласных звуков?

- Что получилось в результате их дружбы? (слоги).

- Гласные могут образовывать слоги, а вы можете образовывать слова?

Давайте поиграем:

- Я назову первый слог, а вы продолжите, чтобы образовалось слово, из двух слогов, а затем из трёх слогов.

-Что запомнилось в нашем путешествии?

- Что вы почувствовали в конце путешествия?

          Муниципальное образовательное дошкольное учреждение

                           Детский сад « Рябинушка»

              Конспект открытого занятия

            по подготовке к обучению грамоте

                          по  теме:

          « Гласные и согласные звуки»

                                     Воспитатель: Жуланова В.А.

                                               Подготовительная группа № 2

                                   Стрежевой 2004 г.

                                             

            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

гласные и согласные звуки.повторение

Тема: Гласные и согласные звуки. Повторение.Цель: воспроизвести в памяти изученный ранее материал.Задачи: повторить понятия: звуки, гласные звуки, согласные звуки, позиция звука в слове; работать над ...

НОД по обучению грамоте на тему "Гласные и согласные звуки".

В данном материале предстален конспект НОД по обучению грамоте. Материал будет интересен для оспитателей и учителей - логопедов....

Закрепление понятий "гласные и согласные звуки".Слоги.

Занятие по обучению грамоте.Авторские игры ....

Конспект занятия. Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с диагнозом: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития.Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и ...

КОНСПЕКТ открытого мероприятия НООД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «В стране звуков. Знакомство с гласными и согласными звуками. Звуковой анализ и синтез»

-закрепить знания детей о том, что слово звучит, т.к. состоит из звуков;-учить сравнивать слова по длине;-дать знания о том, что звуки отличаются друг от друга (гласные и согласные);-познакомить с сим...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по закреплению знаний о гласных и согласных звуках по теме "Гномы".

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по закреплению знаний  о гласных и согласных звуках  по теме " Гномы"....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...