"Гласные и согласные звуки"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Учить дифференцировать гласные и согласные звуки, различать эти звуки на слух. Упражнять деление слов на слоги. Учить самостоятельно, схематично составлять слова.
Уметь внимательно выслушивать ответы товарищей, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно конструктивно исправлять их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kanspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программные содержания:
Учить дифференцировать гласные и согласные звуки, различать эти звуки на слух. Упражнять деление слов на слоги. Учить самостоятельно, схематично составлять слова.
Уметь внимательно выслушивать ответы товарищей, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно конструктивно исправлять их.
Словарная работа: гласные, согласные, слог.
Материальная: фишки на каждого ребёнка, схему слов на каждого ребёнка, картинки (мышь, дом, маки, мышки, машина, красный и синий дом).
Индивидуальная работа: Вова, Галя, Дима – чётко прогаварить каждый звук в слове.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу на ковре.
- У меня в руках мяч и я предлагаю вам поиграть в игру «цепочка слов».
Тому, кто получит мяч называет слово на последний звук.
- Вы сейчас называли слова на звук, который в слове был последний, но потом он оказался первым.
- Кто узнал, какие это были звуки?
(гласные и согласные).
- Хорошо, какие вы у меня внимательные.
В весёлом сказочном городе жили малыши, среди них был самый умный малыш по имени Знайка.
(Воспитательница выставляет на мольберт 2 домика и Знайку).
- Подойдите и встаньте так, чтобы всем было видно нашего героя.
Решил Знайка отправиться в путешествие и взять с собой друзей.
- Кто такие друзья?
- Для того чтобы путешествовать, нужно много знать?
- Знайка приготовил нам вопросы. Если ответите, он возьмёт вас с собой.
- Мы с вами общаемся, разговариваем. Из чего состоит наша речь? (из предложений).
- Из чего состоят предложения? (предложения состоят из слов).
- Из чего состоят слова? (слова состоят из звуков)
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Какие гласны звуки вы знаете? (а, о, у, э, и, е, ё)
- Догадайтесь, в каком замке они живут? (в красном)
- Каким цветом их обозначают? (их обозначают красным цветом)
- Почему их называют гласными звуками? (потому, что они тянутся, поются)
- Да, это певучие и звонкие звуки. Вспомним слова о гласных звуках:
- Гласные тянутся
Песенкой звонкой:
- и – и – и – и,
Могут заплакать
и застонать:
- о – о – о - у- у- у
Могут качать в
Колыбели Алёнку
-а –а – а – а
Могут как эхо в
Лесу закричать:
-ау! -ау! -ау!
Могут летать
Высоко в синеву:
- у – а - и - у.
Дети имитируют слова мимикой, жестами, интонацией.
- На все Знайкины вопросы ответили, и он берёт вас с собой.
- А вы знаете куда?
- Мы познакомились со Знайкой и стали его друзьями. А вот у Знайкеных соседей, которые живут в красном домике нет друзей и Знайка решил им помочь, найти товарищей. Поможем ему?
Встаньте друг за другом, не отставайте, отправляемся в дорогу:
Путь не близкий,
Дальний путь.
Но нельзя с пути свернуть,
Слева речка (посмотрите)
Справа бор ( посмотрите)
Осторожно по тропинке
Мы идём.
(Дети за воспитателем проходят цепочкой по группе)
- Посмотрите налево, направо, а что там виднеется впереди. Подойдём поближе (Дети подходят к мольберту на котором висит картина синего замка, выстраиваются полукругом)
- Что вы видите? (замок)
- А как по-другому можно сказать? ( дворец, дом, домик)
- Потихоньку заглянем кто же там живёт?(Воспитатель на мольберт выставляет картинки: дом, машина, молоток)
- Произнесите слова. Что общего между ними? (звук «м»)
- «М» какой это звук?(согласный, твёрдый, звонкий)
- Вышел звук «М» из ворот.(Выставляется синяя фишка) и стал знакомиться с нашими друзьями.
- Сначала он поздоровался со звуком «А» и получился слог «МА»
- Потом со звуком «О» и получился слог «МО»
- Затем познакомился с гласным звуком «И» и получился слог... «МИ»
- Поговорил со звуком «У» и получился слог «МУ»
- Последним подошёл звук «Э» и получился слог «МЭ»( Всё это время к синей фишке подставляются красные фишки)
- Нашему новому знакомому очень понравились наши друзья, и он пригласил нас к себе в гости. (На мольберте меняется картинка и появляется «окно»)
- Посмотрите, какие красивые цветы растут на окне.( Выставляется часть картинки «Маки»)
- Что это? Звук «М» говорит что это «МА».
- Правильно ли он назвал цветы? (Выставляется вторая половина картины)
- Скажите, вторую часть слова «КИ»
- Произнесите слово по частям («МА-КИ»)
-Кто ещё живёт в доме?(Выставляется картинки: мышь, мишка, машинка)
- Как узнать сколько слов в каждом из этих слов?
- Сколько гласных звуков в слове мышь?
- Сколько слогов? Назовите.
- Сколько гласных звуков в слове мишка?
- Сколько слогов? Назовите первый слог? Назовите второй слог?
-Сколько гласных звуков в слове машина?
- А слогов?
-Назовите 1 слог, 2слог, 3слог.
- Есть ли связь между гласными звуками и слогами?
- Какая? ( Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов)
- Что помогает определить количество слогов в слове? (Согласные звуки)
Запомните правило:
Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.
- Как ещё можно определить количество слогов в слове?
- Тыльную сторону ладони положите на подбородок, и произнесите слово «дом». Вы почувствовали, как опускается подбородок, когда произносится звук «О»?
Давайте поиграем:
Быстро разделимся на две команды. Одна встанет от меня с правой стороны, другая с левой.
Я называю слова, если в слове один слог, первая команда хлопает, если два слога вторая команда топает. За правильный ответ команде даётся фишка.
Какие вы сегодня ловкие и внимательные.
Я с вами поиграла, а теперь вы поиграйте друг с другом в «звуковые загадки»
Найдите себе пару и подойдите к столам, садитесь друг против друга и на схеме фишками, выложите задуманное слово. Ваш друг должен угадать это слово.
- Руслан, какое слово составил Тимур?
- Тимур, он правильно нашёл слово?
-Сколько слогов в слове?
- А ты Тимур догадался, какое слово зашифровал Руслан?
- Карина, сколько слогов в твоём слове?
- Альбина, докажи, что Карина правильно определила количество слогов в слове?
Подойдите ко мне.
Заигрались мы с вами в синем замке.
- Давайте убедимся, помогли мы гласным найти себе друзей?
- Какие друзья появились у наших гласных звуков?
- Что получилось в результате их дружбы? (слоги).
- Гласные могут образовывать слоги, а вы можете образовывать слова?
Давайте поиграем:
- Я назову первый слог, а вы продолжите, чтобы образовалось слово, из двух слогов, а затем из трёх слогов.
-Что запомнилось в нашем путешествии?
- Что вы почувствовали в конце путешествия?
Муниципальное образовательное дошкольное учреждение
Детский сад « Рябинушка»
Конспект открытого занятия
по подготовке к обучению грамоте
по теме:
« Гласные и согласные звуки»
Воспитатель: Жуланова В.А.
Подготовительная группа № 2
Стрежевой 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
гласные и согласные звуки.повторение
Тема: Гласные и согласные звуки. Повторение.Цель: воспроизвести в памяти изученный ранее материал.Задачи: повторить понятия: звуки, гласные звуки, согласные звуки, позиция звука в слове; работать над ...
НОД по обучению грамоте на тему "Гласные и согласные звуки".
В данном материале предстален конспект НОД по обучению грамоте. Материал будет интересен для оспитателей и учителей - логопедов....
Закрепление понятий "гласные и согласные звуки".Слоги.
Занятие по обучению грамоте.Авторские игры ....
Конспект занятия. Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».
Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с диагнозом: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития.Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и ...
КОНСПЕКТ открытого мероприятия НООД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «В стране звуков. Знакомство с гласными и согласными звуками. Звуковой анализ и синтез»
-закрепить знания детей о том, что слово звучит, т.к. состоит из звуков;-учить сравнивать слова по длине;-дать знания о том, что звуки отличаются друг от друга (гласные и согласные);-познакомить с сим...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по закреплению знаний о гласных и согласных звуках по теме "Гномы".
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по закреплению знаний о гласных и согласных звуках по теме " Гномы"....
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...