Музыкотерапия и использование музыки в режимных момента в ДОУ
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа)

Хохлова Софья Алексеевна

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка оказывает положительное влияние на психическое развитие ребёнка в целом – стимулирует зрительное, слуховое восприятие, двигательную и голосовую активность обогащает эмоциональную сферу различными переживаниями. Находясь под воздействием музыки, ребёнок окружён любовью, нежностью, поэтому он растёт жизнерадостным, любознательным, активным, легче переносит неожиданные ситуации и разочарования.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детские мелодические и ритмически ударные инструменты Воспитатель: Хохлова Софья Алексеевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования « Уриковский детский сад комбинированного вида» Иркутск, 2024.

Слайд 2

Мелодические ударные инструменты К ним относятся ударные инструменты, имеющие звукоряд, из детских инструментов это металлофон и ксилофон. На них можно сыграть мелодию, так как они издают звуки разной высоты.

Слайд 3

Металлофон – музыкальный инструмент, состоящий из тонких металлических пластинок, прикрепленных к плоской основе. На детском металлофоне обычно бывает 12-15 нот, которые соответствуют белым клавишам фортепиано. На металлофоне играют двумя пластмассовыми молоточками.

Слайд 4

Ксилофон – инструмент, аналогичный металлофону, но пластинки-ноты в нем сделаны из дерева. Играют на нем деревянными молоточками. Игра на металлофоне и ксилофоне доступна детям с 5-6 летнего возраста. Инструменты устанавливают на подставке на уровне пояса ребенка или же ребенок садится и кладет инструмент к себе на колени.

Слайд 5

Ритмические ударные инструменты Это большая группа ударных инструментов, звук из которых извлекается с помощью встряхивания, кручения, постукивания и ударов по ним.

Слайд 6

Маракасы – это парный инструмент в виде небольших полых шаров, прикрепленных к ручке, по принципу действия аналогичный детской погремушке. Внутри него находится мелкий сыпучий материал. Звук производится потряхиванием маракасов. Маракасы также используют при исполнении некоторых танцев.

Слайд 7

Трещотка – русский инструмент, издающий «трещащий» звук. Трещотки имеют разные конструкции в виде нескольких деревянных пластинок на стержне или на шнурке, которые при тряске или вращении соприкасаются друг с другом и издают соответствующий звук.

Слайд 8

Бубен – это деревянный обруч, на котором по окружности закреплены парами маленькие тарелочки. Одна сторона бубна может быть обтянута кожей. Играют на бубне методом потряхивания или удара свободной рукой по мембране, а также ударяя о кисть другой руки или колено. Используется не только в оркестре, но танцорами при исполнении народных танцев.

Слайд 9

Колотушка – маленький двусторонний барабан на деревянной ручке, к которому прикреплены веревочки с небольшими шариками. При кручении ручки шарики ударяются о барабанчик и издают звук.

Слайд 10

Барабан – инструмент в виде цилиндра, с натянутой на верхнюю и нижнюю поверхности кожей или пластиком. Играют на нем деревянными палочками или руками. Для игры на барабане инструмент вешают на шею на лямке, чтобы он находился на уровне пояса, или устанавливают на столик перед ребенком.

Слайд 11

Треугольник – металлический инструмент в виде треугольной рамки, разорванной в одном углу. Звуки получают с помощью удара по разным сторонам треугольника специальной металлической палочкой.

Слайд 12

Ложки – традиционный русский народный инструмент, представляющий из себя простые деревянные ложки. Основной прием игры на ложках - когда звук извлекается при ударе сложенных друг с другом тыльными сторонами ложек о поверхность.

Слайд 13

Тарелки – инструмент в виде тонких металлических дисков. Используются в паре или по отдельности. Одинарная тарелка установлена на подставке и звук из нее извлекается с помощью ударов специальной палочкой. Двойные тарелки бывают педального типа, при этом тарелки ударяются друг об друга при нажатии на педаль. Парные тарелки ручного типа надеваются на каждую руку и звук производится ударом их друг об друга.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сценарий концерта по слушанию музыки в старшей группе детского сада на тему, «Осенняя прогулка в лес» Воспитатель: Хохлова Софья Алексеевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования « Уриковский детский сад комбинированного вида» Иркутск, 2023.

Слайд 2

1.Сколько музыкальных произведений рекомендуется для слушания на концерте? 5-7 2.Какова продолжительность мероприятия? Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин. 3.Сколько новых произведений рекомендуется к прослушиванию на концерте? 1-2

Слайд 3

Концерт по слушанию музыки для старшего дошкольного возраста. «Осенняя прогулка в лес»

Слайд 4

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам послушать интересную историю, которая произошла с моей знакомой девочкой Таней. Пришла в деревню, где жила Танюша «Золотая осень» и разукрасила листочки у деревьев в саду жёлтыми и красными красками. Таня любовалась природой и читала стихи. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят. Лишь вдали красуются, там на дне долин. Кисти ярко – красные вянущих рябин». (А. Толстой). Воспитатель. Это стихотворение А. Толстого про уходящую золотую осень и настроение в этом произведении печальное. Воспитатель. Девочка с удовольствием слушала музыкальные произведения. Послушаем и почувствуем, какая картина осени изображена в музыке? «Осенняя песенка» - музыка А. Александрова. слова Н. Френкель Дети. Чудесная картина осени. Только начинают опадать листья. Задумчивая. Взволнованная

Слайд 5

Воспитатель. И вот решила Танюша сходить в лес, да и посмотреть, как осень разукрасила деревья в лесу. Оделась она по-осеннему в демисезонную одежду и отправилась в лес. Идёт по деревне, а кругом красиво, дует лёгкий ветерок, кружит на солнце разноцветный хоровод листочков. А пока она шла, вдруг подул сильный холодный ветер, заморосили капельки осеннего дождя. «Дождик накрапывает» - музыка Ан. Александрова. Воспитатель. Как звучит мелодия, что можно услышать в музыке? Дети. Уныло. Отрывисто. Дует ветер. Падают листья. Идёт дождь. Воспитатель. А солнышко закрыла туча, стало холодно, зябко. И стала просить Танюша солнышко: «Солнышко покажись, красное нарядись….». А солнышко ей в ответ: «Не могу красна девица, так как ушла «Золотая осень» и пришла «Поздняя осень». Огорчилась Танюша и стала ещё сильнее умолять : - Солнышко покажись. Красное нарядись… «Солнышко вёдрышко» - музыка В. Карасёвой. Русская народная песенка.

Слайд 6

Воспитатель. По характеру какая музыка в произведении? Дети. Приветливая, напевная, ласковая. Воспитатель. Солнышко пожалело Танюшу и говорит: «Хорошо Танюша, я помогу тебе, если ты подберёшь листочки разноцветные с деревьев, да определишь –с какого дерева чей листочек». Обрадовалась Танюша, оглянулась кругом, а деревья уже почти голые, без листочков и дождик льёт. Вспомнила она стихи А. Н. Плещеева -«Туча небо кроет. Солнце не блестит. Ветер в поле воет. Дождик моросит»- А. Н. Плещеев. Воспитатель. О какой осени рассказывается в стихотворении? Дети. О поздней.

Слайд 7

Воспитатель. Но солнышко раздвинуло тучи и засветило. Стала Танюша собирать листочки с земли, да определять с какого дерева листочек – этот с дуба, этот с берёзы, а этот с рябины. Заглянула она под кустик, чтобы ещё листочек поднять, да так и замерла, а под кустиком сидит Зайчик, а рядом грибок рос. Смотрит Зайка на Танюшу и жалуется: «Хмурая дождливая осень наступила. Всю капустку сняли, где бы раздобыть. Бедный Зайка прыгает возле мокрых сосен. Страшно в лапы волку серому попасть». –А. Блок. Воспитатель. Жалко стало Тане зайчика, вспомнила она произведение «Заинька» - музыка М. Красева . Слова Л. Некрасовой. Воспитатель. Какая по характеру музыка? Какие чувства вызывает музыка? Дети. Грустная. Печальная. Унылая. Тоскливая. Тревожная. Настороженная.

Слайд 8

Воспитатель. А Танюша утешает Зайчика – «Не горюй Зайчик, скоро зима придёт, выпадет снег, и ты поменяешь серую шубку на белую, тебя волк и не заметит, а я к тебе ещё в гости приду. Грейся на солнышке». А в это время вдруг что-то упало с ветки ёлки. Подняла Танюша голову вверх, посмотрела, а на ветке сидит шустрая белочка и смотрит на Таню, здоровается с ней. «Белочка» - М. Красев . Воспитатель. Что выражает музыка в этой пьесе? Дети. Как быстро скачет белочка. Беспокойная. Игривая. Воспитатель. Танюша улыбнулась белочке, сорвала грибок и повесила его на сучок ёлочки. Обрадовалась белочка, взяла грибочек и сказала спасибо Тане на своём беличьем языке. А тут, как снова подует холодный ветер, набежали тучи на солнышко,и стала Танюша прощаться с зайчиком и белочкой и лесом, сказала солнышку спасибо и заспешила домой. Пришла она домой, полюбовалась на листочки, поставила в вазу и очень усталая, но счастливая легла спать. «Колыбельная»- музыка С. Разорёнова .

Слайд 9

Воспитатель. Какая по характеру музыка? Дети. Мягкая. Напевная. Ласковая. Нежная. Звучит высоко. «Баю –бай, баю -бай» Ты собачка не лай Белолапа не скули Нашу Таню не буди» Воспитатель. А Таню никто и не собирался будить, она спала очень крепко и видела сон – и про «Золотую осень», и про «Позднюю осень», и про зайчика, и про белочку. Вот какая удивительная история произошла с Таней. Мы с вами с удовольствием слушали музыкальные произведения во время осенней прогулки Тани в лесу. И по вашему желанию прозвучат повторно пьесы, передающие картину золотой и поздней осени, которую мы отобразим в рисунках.



Предварительный просмотр:


Оглавление

  • Введение
  • Д.Б.Кабалевский и его методика музыкального воспитания
  • Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей
  • Программа "музыкальные шедевры», автор О. П.Радынова.
  • Вывод
  • Основная литература и интернет-источники

Введение

Перед современным дошкольным образованием поставлена задача возрождения музыкальной культуры. По утверждению специалистов все дети от природы музыкальны, а дошкольный возраст является периодом для формирования способностей, в том числе и музыкальных. В настоящее время формированию музыкальной культуры детей дошкольного возраста уделяется мало внимания. Уровень музыкальной культуры у дошкольников очень низкий– это проблема сегодняшнего дня.

Дошкольный возраст — это важнейший этап развития и воспитания личности, период, когда развивается познавательный интерес детей и любознательность. Поэтому в условиях дошкольных образовательных учреждениях необходимо организовать деятельность по воспитанию у дошкольников художественного вкуса, формировать у них творческие умения и воспитывать музыкальную культуру.

Вместе с тем, и это не следует забывать, многое из наработанного в последние годы потеряло свою актуальность в связи с изменившейся социальной обстановкой. И потому сегодня назрела необходимость переплавить уже известные методические принципы и подходы к музыкальному воспитанию для современных условий развития общества и государства. В следствии этого мы решили изучить поставленную тему, путём изучения, сравнения программ и их авторов.


Д.Б.Кабалевский и его методика музыкального воспитания

Дмитрий Борисович Кабалевский всегда подчёркивал необходимость специальной работы по духовному становлению личности ребёнка: «Духовный багаж в отличие от обычного багажа обладает удивительным свойством: чем он больше, тем легче идти человеку по дорогам жизни… Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же, как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира…».

В современном образовании роль искусства в духовно-нравственном воспитании и развитии личности становится всё более весомой, а созданная Д.Б. Кабалевским концепция актуальна и сейчас. Во всей программе огромное внимание уделяется формированию духовного мира человека, общей и музыкальной культуры и развитию его эстетических чувств.

После изучения статьи Д.Б. Кобалевского о методике музыкального воспитания мы сделали выводы что важным является опора на реальный жизненный опыт ребенка. Это вызывает веру в самих себя, уважение к себе и доверие к педагогу. Восприятие музыки становится активно-творческим, аналитическим. Активное восприятие – основа музыкального воспитания в целом. А так же более конкретного изучения программы "музыкальные шедевры», автор о. П.Радынова.


Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей

Ю.Б. Алиев определяет музыкальную культуру личности ребенка как индивидуальный социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей. При этом музыкальная культура понимается как интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются:

Музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность);

Музыкальная образованность (вооруженность способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностным отношением к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).

После изучения деятельности автора мы сделали выводы что Задачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста являлись-формированием индивидуальной музыкальной культуры ребенка. Приобретением детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности как условия музыкального самовоспитания и самообразования. Развитием музыкальных способностей дошкольников. Совершенствованием эмоциональной сферы ребенка.


Программа "музыкальные шедевры», автор О. П.

Радынова.

В процессе изучения программы была мы чётко смогла выделить ее цель. О. П.Радынова писала «Цель программы — формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.». Так же, программа включает научно обоснованную также методически выстроенную концепцию развития основ музыкальной культуры ребенка дошкольного года, предусматривающую индивидуальные психофизиологические характерные черты ребенка также взаимосвязанную с целой воспитательно-образовательной работой детского сада.

Мы согласны с автором программы, которая создана на базе концепции, доказывающей значимость накопления уже в раннем возрасте музыкально – интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных типах музыкальной деятельности, аналогично овладению ребёнком речи. Так же мне понравилось, что в программе направленность дошкольника на значения музыкальной культуры как части общей духовной культуры содержит существенное значение никак не только с целью музыкального, однако также общего развития ребёнка, нравственно эстетического развития личности. О. П.Радынова писала «Эффективно применение гибкой, синкретичной, вариативной структуры занятий различных видов, а также других форм приобщения ребенка к музыке в семье и повседневной жизни детского сада, объединяющих различные виды музыкальной и художестве ной деятельности при ведущей роли игры, сказки, сюжетности, способствующих эмоциональной увлеченности детей музыкой и осознанности ее восприятия, проявлениям образного мышления и воображения, творческой активности, музыкально эстетического с знания (эстетических эмоций, интереса к музыке, основ вкуса идеальных представлений о красоте).»

Основные задачи программы:

— накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;

— вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;

— развивать музыкальное мышление детей;

— развивать творческое воображение;

— побуждать детей выражать свои музыкальные впечатлен в исполнительской, творческой деятельности;

— вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте;

— побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной) поддерживать проявления оценочного отношения.

Мы считаем развитие эмоциональной отзывчивости в младшем дошкольном возрасте ведет к появлению положительного отношения детей к музыке, основанного преимущественно на эмоциональных оценках.

Постепенно развивается опосредованное процессами мышления и воображения эмоционально-оценочное отношение, являющееся проявлением формируемого музыкально- эстетического сознания ребенка. Музыкальная деятельность, в силу ее эмоциональности, привлекательна для ребенка. Именно музыка, по нашему мнению, может стать эмоционально- оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому П..Радынова учитывала формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка — актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.


Заключение

Музыка имеет огромное значение в формировании духовного мира дошкольника, формирует у него эстетико-ориентированное мировосприятие, развивает эмоциональную и интеллектуальную сферы, оказывает неоценимое положительное влияние на его общее развитие. Поэтому в число важнейших и сложных задач музыкального обучения и воспитания входит задача формирования и развития органичного восприятия детьми высокого музыкального искусства, их приобщение к музыкальной культуре, способствуя тем самым раскрытию способности к художественному восприятию, активной работе фантазии и воображения, формированию устойчивого интереса к музыке. Знания закономерностей приобщения детей к музыкальной культуре, условий и методов воспитания и умение организовать процесс взаимодействия ребенка с музыкой являются важнейшими показателями профессионального мастерства специалиста, работающего с детьми дошкольного возраста.

Технология О.П.Радыновой построена на основе концепции, обосновывающей важность накопления уже в раннем возрасте музыкально – интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребёнком речи. Ориентация дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка, нравственно эстетического становления личности.

Главное, необходимо помнить, что лишь опираясь на детские музыкальные интересы и отталкиваясь от них, педагог может ненавязчиво, без принуждения направлять развитие музыкального вкуса ребенка и обогащать его музыкально-слуховые представления и музыкальный опыт на основе ценной в художественном отношении музыки.

Подводя итоги, мы считаем дошкольный возраст — это важнейший этап развития и воспитания личности, период, когда развивается познавательный интерес детей и любознательность. Поэтому в условиях дошкольных образовательных учреждениях необходимо организовать деятельность по воспитанию у дошкольников художественного вкуса, формировать у них творческие умения и воспитывать музыкальную культуру.


Основная литература и интернет-источники

  • Д.Б.Кабалевский и его методика музыкального воспитания

http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=27809

http://1ds.ucoz.ru/programm/programma.pdf

  • Музыкальные шедевры П. Радынова.

http://a255217.mcdir.ru/wp-content/uploads/2019/02/programma-O.Radynovoj.pdf

  • Парциальная программа по программе «Музыкальные шедевры» О.П.Радынова

https://r1.nubex.ru/s4511-502/f1652_ca/Программа%20Музыкальные%20шедевры.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыки в режимных моментах

Влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредота...

Использование музыки в режимных моментах

использование музыки в режимных моментах...

Презентация. Использование музыки в режимных моментах и образовательной деятельности для обогащения музыкальной среды и развития эмоциональной сферы дошкольников

Использование музыки в режимных моментах и образовательной деятельности для обогащения музыкальной среды и развития эмоциональной сферы дошкольников...

Использование музыки в режимные моменты в доо

В детском саду музыка может звучать в течении всго дня....