Конструкт занятия "Все мы моряки"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Шабанова Ирина Сергеевна

Конструкт заняти по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы с использованием приемов развития инженерного мышления (мнемотаблицы, пиктограммы, схемы танцевальных движений движений)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt.docx104.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема занятия «Все мы моряки»

Ф.И.О. воспитателя: Шабанова Ирина Сергеевна

Место проведения: МАДОУ «Детский сад «Колобок»

Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)

Форма проведения: комбинированное занятие

Форма организации: подгрупповая (8-10 детей).

Средства:

Художественные: фото, иллюстрации моряков

Музыкальные: Детские песня  «Почему медведь зимой спит» «Морской капитан», фонограмма р\н мелодии «Яблочко» в аранжировке.

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, проблемный; решение проблемно-практической ситуации, эвристическая беседа, Оборудование и материалы для занятия: проектор и мультимедийная презентация «Все мы моряки», телефон, аудио магнитофон, листы А-5 карандаши, Бескозырки с лентами, морская фуражка, флажки, схемы движений танца, кукла, кубик.

Предварительная работа: Знакомство детей мнемотехникой «Пиктограммы», практические применения мнемотаблиц ; Тематическая беседа о Моряках, знакомство с символами, яркими атрибутами морского дела – якорь, штурвал, канат, шлюпка\весло…

Цель:

Задачи

Создание условий для развития творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста через музыкальную игру, пение, танец.

  1. Образовательные:

- Способствовать формированию способности у детей воспринимать и выразительными средствами передавать художественный образ;

- Способствовать формированию предпосылок инженерного мышления у  старших дошкольников посредством использования мнемотаблиц и  схем. Формировать способности детей считывать схемы и условные знаки и пользоваться ими, что является элементом функциональной грамотности

  1. Развивающие: Продолжать развивать мнемические способности, воображение и творческое мышление; развивать произвольность психических процессов; повышать познавательный интерес к музыкальной деятельности, развивать выразительность движений и артистические навыки. Развивать умение подобрать и исполнять  танцевальные движений, соответственно такту и части музыки.
  2. Воспитательные: воспитывать ценностное отношение в детях к музыкальным произведениям, к творческому самовыражению (своему и сверстников) в музыкальной деятельности.  Поддерживать стремление детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе. Развивать эмоциональный интеллект, стремление к творческому сотрудничеству и взаимопомощи.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методическое обоснование

1Организационный (2 мин.)

Дети заходят в муз. зал и встают полукругом. Воспитатель приветствует всех присутствующих

Музыкальный руководитель. Здравствуйте девочки

Здравствуйте мальчики.

Повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их музыкальным приветствием «Здравстуйте, гости»

А теперь пожалуйста, присаживайтесь на стульчики и послушайте, что я вам расскажу.

Дети под музыку входят в зал. Отвечают на музыкальное приветствие:

«Здравствуйте, Ирина Сергеевна»

Приветствуют гостей «Здравствуйте , гости»

Организация внимания детей, настрой на совместную деятельность.

Создание благоприятных психологических условий

для сотрудничества на основе совместной творческо-музыкальной деятельности.

Использован организационный момент – музыкальное приветствие \ ритуал приветствия.

2

Целеполагание (мотивация) (5 -7мин.)

Музыкальный руководитель.

Ребята мне кто-то звонит по телефону, я отвечу, а то вдруг что-то важное.

Это видео звонок от Незнайки, поговорим?

Незнайка: Здравствуйте. Мне надоело что я все время чего-то не знаю. Не хочу быть Незнайкой! Я хочу больше всего узнать, но не умею запоминать.

Муз. Руководитель: Незнайка, записывай, что не можешь запомнить.

Незнайка: Как же я запишу, ведь писать и читать я тоже не умею.

Муз. Руководитель: Дошкольники тоже еще не умеют писать и читать, но мы можем тебе показать один приемчик, как легче запомнить что-нибудь. Вот например, мы с ребятами за два занятия успели разучить песню из 6 куплетов.

Незнайка: Да вы что врете! 6 куплетов за одно занятие!? Не поверю!

А хочешь мы тебе покажем как это у нас получилось. Дети расскажите Незнайке, как вы смогли запомнить такую длинную песню.

Незнайка:   Вот это вы меня удивили! Всего-то нарисовать несколько картинок и готово!

Муз руководитель: Незнайка, но и этому надо тоже учиться, а  вот ты сказал, не хочешь быть незнайкой, а кем хочешь быть?

Незнайка: Ну, не знаю, наверно…. Моряком, да я очень хочу быть моряком!

Муз руководитель: Надо же как совпало, мы с ребятами на прошлом занятии как раз говорили о моряках, о том, что это непростая профессия. Ребята расскажите, что вы запомнили с прошлого занятия.

 А еще мы хотим песню разучить и танец моряков, чтобы в феврале поздравить музыкальными подарками наших пап с Днем защитника отечества. А может быть и выступить с ребятами на музыкальном фестивале «Славу пою тебе, родина».  Будешь с нами песню учить про моряка?

Незнайка: Не знаю, как бы мне не забыть все слова.

Муз руководитель: а давай мы с ребятами поможем тебе. Ребята , как нам помочь и себе и Незнайке запомнить слова.

 … А нарисованные подсказки мы отправим тебе, песню и  текст в  форме пиктограмм ты сможешь запомнить.

Незнайка: Давайте, попробуем. До свидания, жду песню и ваши шпаргалки-запоминалки!

Муз руководитель: До свидания, Незнайка, верь в свою мечту! Ребята вы что скажете незнайке, чтобы вдохновить, подбодрить его?

Дети отвечают : моряк

Дети вступают в разговор с Незнайкой по видео связи.

 слушают рассказ воспитателя, смотрят презентацию, сопереживают сказочным персонажам, принимают решение об оказании им помощи.

Дети отвечают и исполняют песню «Почему медведь зимой спит», опираясь на пиктограммы.

Дети отвечают на вопросы, Незнайки и музыкального руководителя. У частвуют в общении.

 Настраиваются на предстоящую деятельность.

Дети прощаются с Незнайкой и подбадривают его.

Мотивация детей на предстоящую деятельность. Создание условий для создания делового настроя на предстоящую деятельность.

Психологический настрой на предстоящую деятельность.

Развитие коммуникативных способностей, воображения и творческого мышления. 

Воспитание доброжелательных отношений между детьми, умения сочувствовать, сопереживать и сотрудничать.

 Постановка проблемы, рассказ воспитателя, вопросы к детям.

Использован метод решения проблемных ситуаций (задач), эвристическая беседа.

3. Основной (20-25мин.)

Муз руководитель: Давайте послушаем песню,

ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «Морской капитан»

А теперь, я буду пропевать по строчке, а вы нарисуйте карандашами  пиктограммы, которые будут помогать вам вспомнить слова песни.

Уточняющие вопросы:

Как можно изобразить, а как проще нарисовать это словосочетание? Что такое …?

Не обязательно рисовать всем одинаково, но можете вот так…

Муз руководитель: Вот и готовы, ваши пиктограммы давайте отправлю Незнайке фото и песню, пусть тоже запоминает, может мы еще где-то встретимся и вместе споем.

Исполняется песня вместе с детьми с опорой на пиктограммы.

Муз. Руководитель: Ребята напомните, что мы на музыкальных занятиях делаем под музыку? Что еще не делали сегодня? Чем хотите заняться  музыкальной игрой или танец морячков начать учить?

ПРОВОДИТСЯ МУЗ ИГРА «Сигнальные флажки»

Моряки знают разные языки, не только других стран, но и азбуку морза, а еще сигнальные знаки. Флажками показывают  или целые слова или  команды, что  нужно сделать.

Вот вам флажки сигнальные, мы просто с ними потанцуем, а выполнять будем движения, которые зашифрованы в схемы. Мы уже играли в эту игру на прошлом занятии, давайте теперь поиграем с флажками.

Муз руководитель: Посмотрите пожалуйста на экран, что вы видите? А что вы слышите?

Ребята музыке, которая сейчас звучит, уже больше ста лет. Эта музыка народная и под нее в народе слагали разные куплеты. Но со временем она так полюбилась морякам, что все чаще ее стали исполнять, как пляску моряки. Первая строчка куплета начиналась: Эх, яблочко да на тарелочке…. Или Эх яблочко, куда ты катишься?...Потом эту пляску так и стали называть «Яблочко»

В движениях пляски выражены повседневные заботы и работы моряков. А движения танца изображены в схемах. Давайте разобьемся на пары или небольшие группы. Каждая из которых,  найдет соответственную движению схему и покажет как это  танцевальное движение можно выполнить.  У нас в танце будет 7 движений, разделитесь на пары, если нужна помощь попросите меня о ней, я вам помогу.

  1. Вот моряки выходят на палубу, чтобы устоять на ней, надо ноги ставить пошире, ведь корабль качает на волнах.  Найдите для этого движения схему из предложенных.

Уточняющие вопросы. Ребята, как вам кажется эта схема подходит?

  1. А вот моряк вглядывается в даль в бинокль
  2. Утренняя зарядка – заплыв на километр.
  3.  На корабле морякам часто приходиться лазать по канату.
  4. Моряки садятся в шлюпку и гребут.
  5. Моряки все вместе тянут один канат – поднимают якорь.
  6. Драят палубу, услали.
  7. Отдыхают – танцуют

Музыкальный руководитель обобщает и дополняет ответы детей, помогает продемонстрировать движение. Побуждает к выразительности и точности в движениях.

Музыкальный руководитель: Чтобы нам совсем превратиться в морячков, предлагаю надеть костюмы, верней элементы  костюма моряка. Костюмы – это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера; средство художественного воздействия на зрителя.

У нас будут вот такие бескозырки с ленточками.. Раздаются детям.

ДЕМОНСТРАЦИЯ СХЕМ ПОД МУЗЫКУ

ИСПОЛНЕНИЕ ПЛЯСКИ С ОПОРОЙ НА СХЕМЫ.

Музыкальный руководитель побуждает к выразительности и ритмичности в движениях.

Каждому куплету\ музыкальной фразе соответствует новое движение.

Дети слушают песню .

Дети усаживаются на пол возле стульев или на край ковра.

Дети рисуют пиктограммы

 Для  себя и Незнайки.

Отвечают на вопросы, внимательно слушают друг друга, рассуждают, иаргументированно доказывают свою точку зрения, подсказывают друг другу в случае затруднения. Сообща принимают решение.

Дети отвечают: Поем, танцуем, играем, слушаем

Дети выбирают или танец или игру

Дети под музыку выполняют движения, соответственно выпавшей на стороне кубика схеме.

Рассматривают иллюстрации движений танца..

Дети рассматривают иллюстрации, схемы движений.

По парам договариваясь, выбирают соответствующую схему, демонстрируют это танцевальное движение (с опорой на пример музыкального руководителя)

Дети надевают  стилизованные бескозырки.

Дети исполняют движения с опорой на схемы, а так же прислушиваясь и соблюдая музыкальные части произведения.

Формирование способности считывать схемы и условные знаки и пользоваться ими

Использовано дидактическое пособие «кубик движений»

Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе, снятие психологического и физического напряжения.

Обобщение и закрепление представлений детей об народной пляске Яблочко

Развитие творческого мышления, внимания, памяти, речи детей. Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе. Воспитание доброжелательных отношений между детьми, умения сотрудничать в паре или малой группе.  

Развивитие эмоционального интеллекта, стремления к творческому сотрудничеству и взаимопомощи

Использованы элементы технологии формирования художественного образа;

Использован прием –выразительное движение для развития артистических и исполнительских  навыков.

Подбор и исполнение  танцевальных движений соответственно такту и части музыки

4. Заключительный

(рефлексивный) (3-5 мин.)

Все садятся все в круг.

Музыкальный руководитель: Как ваше настроение?  Как думаете, сможем мы выступить на конкурсе с пляской или  песней морячков? Что для вас было  интересно сегодня? Что было трудно или скучно? Смогли мы помочь Незнайке?

Музыкальный руководитель: Вы были большие молодцы и умницы. Мне было радостно вместе с вами петь , играть и танцевать. И приятно на душе от того что мы смогли помочь Незнайке запомнить слова песни. А когда мы помогаем кому то, мы всегда сами тоже развиваемся. У нас остались наши запоминалочки, на которые мы глянем в следующий раз и вспомним текст песни (или продолжим разучивать песню).

 Мне очень понравились сегодня …(отмечает заслуги каждого ребенка)

А теперь попрощаемся музыкальным ритуалом со мной и с гостями.

«До свидания, дети»

«До свидания, гости»

Дети выражают собственные мысли, предложения, чувства, обосновывают и аргументируют их.

Прощаются музыкальным ритуалом: «До свидания , Ирина Сергеевна»

«До свидания, гости»

Развитие коммуникативных способностей в рефлексивной  беседе.

Использованы вопросы к детям, индивидуальная похвала, ритуал прощания.

Приложение1 Схемы движений танца «Яблочко»

                                                                                       

              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-словарик по сюжетно-ролевой игре "Моряк".

Представлен материал для сюжетной игры "Моряк" в виде орудий труда, или необходимых предметов для игры и перечислены трудовые действия, выполняемые в этой игре....

Сюжетно-ролевая игра "Мы - военные моряки"

Играя в игру  Мы - военные моряки", у детей расширяются представления о российской армии, воспитываются патриотические чувтва....

Занятие по обучению плаванию в старшей группе "Моряками стать хотим"

Данное занятие построено на едином сюжете, что придает эмоциональную окраску и повышает интерес детей, способствуя решению задач по сохранению и укреплению здоровья....

Занятие "Путешествие юных моряков"

Занятие для старшего дошкольного возраста....

праздник посвященный Дню Защитника Отечества "Бравые Моряки!!!" средняя группа

Под марш дети входят в зал выстраиваются клином. Возглавляет морское путешествие Капитан. Капитан: Сегодня мы собрались, чтобы поздравить всех мужчин и мальчиков с Днем Защитника Отечества. И сегодня ...

Конструкт интегрированной НОД в старшей группе: рассказывание сказки «Гуси-лебеди» и конструкт интегрированной НОД в старшей группе: аппликация "Гуси Лебеди"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...

Моряки-молодцы, моряки-храбрецы

23 февраля в подготовительной группе...